Скачать:PDFTXT
Философия открытого мира

ведь это очередная наивностьполагать, что есть «капитал-бяка» и «хороший» капитал, который может оставить власть в покое и заниматься экономикой! Дело в том, что капитал в принципе не может находиться в стороне от власти. Другое дело — не отдать ему решающие позиции во власти, а это возможно лишь в случае реального участия государства в экономическом процессе, а не «ухода» из него.

Президент решительно высказался против государственного капитализма, подчеркнув еще раз свое понимание роли государства как гаранта экономической свободы отдельных граждан и юридических лиц. За этим просматривается и его позиция по поводу реструктуризации естественных монополий «по уму», то есть их фактическое расчленение и приватизация основного производства (генерирующих и добывающих предприятий, подвижного состава на транспорте и т.д.), то есть в конечном счете «по Чубайсу».

Очевидно, что такое видение экономического блока проблем не является перспективным, особенно в условиях необходимости решительно переломить ситуацию с выживанием нации. 294 7.6. Государственное регулирование и контрактная экономика

В условиях господства либеральных ценностей государству отводится роль ночного сторожа, о чем ностальгизирующие либералы мечтают и сейчас. Особенно усилилась роль государства в последней трети XX века, когда все большую роль в расходной части бюджета стали занимать социальные расходы.

В настоящее время происходит переориентация государственного влияния от вмешательства к его эффективности и степени удовлетворения потребностей населения. При этом США и западноевропейские страны вводят в государственное регулирование рыночные механизмы и рыночную мотивацию. Одновременно государство формирует общенациональные приоритеты, механизмы стимулирования за лучшее выполнение контрактов. Современная экономическая практика развитых постиндустриальных государств давно уже не отождествляет государственное регулирование с государственным сектором экономики.

Государство посредством развитой системы контрактных отношений полностью определяет развитие частного сектора экономики. Это предполагает подход, связанный с оценкой реального государственного влияния. К областям такого влияния относятся:

| отрасли социальной сферы: социальная поддержка и страхование, образование и здравоохранение;

| оборонный и научно-технический комплексы, включая фундаментальную науку и высокие технологии (в том числе информационные);

| аграрный комплекс, обеспечение продовольствием;

| космос, мировой океан, охрана окружающей среды и природных ресурсов;

| топливно-энергетический комплекс;

| инфраструктурные отрасли: транспорт, связь и телекоммуникации. В России в 2000 году расходы консолидированного бюджета составили около 30,9% ВВП, по бюджету 2001 года — 29,5% ВВП. Таким образом, даже по доле государственных расходов в ВВП Россия значительно уступает США, не говоря уже о Западной Европе. В странах Восточной и Центральной Европы эти показатели не опускались ниже 40-45%.

Механизм государственного влияния и регулирования, выполнения федеральных заказов для нужд государственного потребления получил на Западе название — федеральной контрактной системы. Правовое регулирование федеральной контрактной системы в США осуществляется не гражданским кодексом, а особым разделом права — федеральным контрактным правом, которое разрабатывается и совершенствуется уже в течение восьмидесяти лет.

Основными механизмами государственного регулирования и программирования экономики, науки и техники, а также решения социальных проблем в США и других странах Запада являются федеральный (государственный) бюджет, федеральная (государственная) налоговая система и федеральная контрактная система. Эти три хозяйственных механизма составляют фундамент государственного управления, опираясь на который, государство осуществляет свои главные экономические функции.

Федеральная налоговая система служит инструментом сбора и поступления доходов в государственную казну; федеральный бюджет — инструментом аккумулирования и перераспределения государственных доходов в различные сферы национальной экономики; федеральная контрактная система — инструментом реализации этих средств казны в экономике страны в виде контрактов на товары и услуги для нужд государственного потребления. ФКС также является для государства главным инструментом регулирования и управления рынком товаров и услуг. Современная постиндустриальная экономика пронизана контрактными отношениями. В этой связи она может быть определена как контрактная экономика.

Чтобы оценить ее масштабы, отметим, что в 1999 году объем ВВП США составил около 9,3 трлн. долл., доходы федерального бюджета — 2,1 трлн. долл., или 22% ВВП, расходы — немногим более 1,9 трлн. долл., при этом доля государственного потребления федерального правительства составила в расходах 589 млрд. долл., или 31% расходной части федерального бюджета, или 6,3% ВВП. Доля же государственного потребления федерального правительства, штатов и местных органов достигла в 1998-1999 годах более 32% ВВП США.

В нашей хозяйственной практике пока еще господствует идеология государственного заказа — своеобразного рудимента планово-распределительной системы. Однако в современных условиях он не обеспечен ресурсами, обязательства государства и поставщика четко не определены, госзаказ не встроен в рыночный механизм и зачастую неэффективно использует бюджетные средства. 296 Между тем без государственного регулирования экономики в России невозможно обеспечить стабильное поступательное развитие. Это регулирование должно строиться на основе федеральной контрактной системы с учетом общенациональных и государственных потребностей. Постепенное развертывание федеральной контрактной системы обеспечит единство финансово-экономической, научно-технической, инновационной и промышленной политики государства в восстановлении и реконструкции на постиндустриальной основе нашего промышленного, научно-технического и экономического потенциала.

За минувшие два столетия капитализм подвергся такой трансформации, что теперь уже исключать государственное регулирование экономики — значит хлопать одной рукой (Самуэльсон). «Уход» государства из экономики результат догматического следования либеральным рецептам. В развитых странах господствующей является противоположная тенденция [1]. Естественно, речь идет не о росте государственной собственности и государственного сектора экономики, хотя в некоторых странах и это имеет место. Развитие рыночных механизмов не исключает, а предполагает формирование государством общенациональных приоритетов, поддержку тех отраслей экономики, которые обслуживают стратегические общегосударственные потребности.

1 Если доля государственных расходов в конце XIX века в ВВП капиталистически развитых стран составляла в среднем 8%, то в 20-е гг. XX столетия этот показатель вырос до 15%, в 60-е — до 28%, в 80-е — до 43%, в 90-е — до 50%. Доля государственного потребления в 1998-1999 гг. в США достигла 32% ВВП. В России в 2000 г., они расходы консолидированного бюджета составили около 31 %, в 2001 г. они планируются в размере 29,5%. И это при том, что на сегодняшний день ВВП России равен десятой части ВВП США. Механизмом выполнения федеральных заказов для нужд государственного потребления в США является федеральная контрактная система (ФКС). Она является главным инструментом регулирования рынка товаров и услуг. Заключаемый на конкурсной основе федеральный контракт представляет собой детально прописанное соглашение между государством и предприятием-подрядчиком, которое содержит взаимные обязательства сторон и их ответственность.

Заказы размещаются как непосредственно через центральный государственный аппарат управления, так и через 12 региональных подразделений правительства в крупнейших городах США. 297 Общенациональный аппарат управления федеральной контрактной системой состоит из 80 тыс. человек в центральном аппарате и свыше 300 тыс. человек в регионах и на местах.

В конечном счете система ФКС обеспечивает рыночную ориентацию всех секторов экономики (частного, смешанного и государственного) на удовлетворение потребностей населения.

В этой связи следует заметить, что при разработке экономических реформ опыт Запада в создании ФКС нашими реформаторами был полностью проигнорирован. Между тем только на этом пути в условиях рыночной экономики можно добиться решающего влияния государства на решение основополагающей проблемы национальной безопасности — выживания и достойного существования граждан. 7.7. Изменение экономического курса и необходимость реформирования властной вертикали

Уход государства из экономики сопровождается такими административными мерами, которые свидетельствуют о дальнейшей бюрократизации экономической сферы. Предусмотрено, в частности, создание федерального органа по дерегулированию хозяйственной деятельности. Другими словами, властный ресурс государства, рассчитанный на управление экономикой, перекачивается в дерегулирование, то есть в официально декларируемое разрушение государственного управления экономикой в любой форме: влияния, вмешательства, регулирования и т.д.

Средством достижения этой цели выступает оторванная от объекта управления должностная иерархия с ее самодостаточностью как властной вертикали. Этим самым государственная служба из обслуживания общества трансформируется в самообслуживание.

Ввиду своей самодостаточности должностная иерархия антиобщественна по определению. В отличие от феодальной (сословной) иерархии, основанной на личной зависимости, она основывается на личной независимости, но предполагает всестороннюю зависимость, связанную с присвоением властных функций внутри и посредством единой в пределах страны властной иерархии. 298 Соподчинение должностных функций и образует властную вертикаль, существующую наряду с управленческой вертикалью и практически подминающей и подменяющей ее. Это связано с тем, что должностную и управленческую вертикали образуют одни и те же люди, сущность которых раздваивается между личной выгодой, являющейся результатом выполнения должностных функций, и достижением общественно значимого результата и общественно полезного эффекта. Выполнение должностных и управленческих функций далеко не всегда совпадает, и тогда, как правило, общественные интересы приносятся в ущерб личной выгоде.

Государственная служба — это служба обезличенному неодушевленному государству (или единовластию, что в принципе одно и то же), которое распространяет свой авторитет и властный ресурс на конкретных чиновников, принимая на себя ответственность за их деятельность, в том числе за ее общий результат, в обмен на безоглядную преданность и послушание.

Основой должностной иерархии является присвоение и осуществление полномочий государства, которые рассматриваются как должностные, а не управленческие функции, ибо вне зависимости от эффекта последней чиновник вместе с должностью получает материальное вознаграждение и материальное благополучие, стабильность положения, общественное признание.

И в первую очередь в своей деятельности он отрабатывает именно это, а не думает о решении общей управленческой задачи. Кстати, опросы показали, что большинство чиновников вообще не представляют, что такое интересы общества. Об этом свидетельствует сохранение в рамках госслужбы партноменклатурой традиции, когда распорядитель материальных благ внутри госаппарата (управделами, руководитель аппарата) имеет большее влияние на чиновников, чем на только их непосредственные, но и самые высокие руководители в управленческой иерархии.

И это несмотря на то, что при всех изъянах нашей демократии, они все же зависимы от избирателей, а значит, хотят того или не хотят, должны уважать и ставить на первое место интересы народа. Совершенно бессмысленно об этом напоминать чиновнику — жизнь ежедневно и ежечасно берет свое — и, к нашему общему несчастью, в итоге общественные интересы приносятся в жертву личным, групповым, клановым. 299 Однако все это еще полбеды. Настоящая беда — в том, что должностная иерархия поражает государственную власть метастазами коррупции и криминала. А это смертельная болезнь государства и общества.

Должностная иерархия неизбежно связана с получением так называемой «статусной» ренты, а говоря прямо — взяток. Такой способ существования власти представляет собой угрозу для общества и для государства». Это слова президента из его последнего послания Федеральному Собранию.

При этом, как подчеркивает президент, «число работников власти и управления выросло с 882 тыс. в 1993 году до более чем миллиона в настоящее время», то есть количество «кормящихся» «статусной» рентой, а иными словами — чиновников, берущих взятки, — не уменьшается, а растет.

И дело не в конкретном чиновнике, а в самой системе, — говорит президент. — Сейчас она устроена так, что тормозит, а во многих случаях просто останавливает преобразования». О какой уж тут реформе государственной службы может идти речь?

Этот институт порождает взяточничество и коррупцию по определению и не подлежит реформированию. Единственный способ исправить положениевырвать его

Скачать:PDFTXT

Философия открытого мира читать, Философия открытого мира читать бесплатно, Философия открытого мира читать онлайн