Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:PDFTXT
Философия открытого мира

исполнительной властью, которой принадлежит, по разным оценкам, 80-85% всего властного ресурса.

Не говоря о непосредственном руководстве силовыми ведомствами, которое президент не разделяет ни с кем, он реализует управленческую функцию власти в хозяйственной и социально-культурной областях.

Все это следовало бы отразить в Конституции, хотя бы в виде поправки, с тем, чтобы действия президента, направленные на реализацию интересов народа, даже не прописанные конкретно, имели легитимную основу, а с другой стороны, поставили преграду волюнтаризму и авторитаризму.

Сторонники «надвластного» гаранта стремятся сделать его властные полномочия эфемерными: надвластие по сути тождественно безвластию. Президентская власть в этом случае рассматривается как властная вертикаль в отрыве не только от управления, но и от самой власти в единстве ее законодательной, исполнительной и судебной ветвей. А если так, то президенту навязывается позиция, согласно которой прерогатива его властных полномочий рассматривается как нечто первичное по отношению к экономике, политике и даже самой власти.

Более последовательно решается вопрос государственной (в том числе и президентской) власти в Конституции Соединенных Штатов Америки. Уже в преамбуле указывается источник власти: «Мы, народ Соединенных Штатов…».

Статья I, раздел 1, гласит: «Все законодательные полномочия, сим установленные, предоставляются Конгрессу Соединенных Штатов…».

Статья II, раздел 1, устанавливает, что «исполнительная власть предоставляется Президенту Соединенных Штатов Америки».

Статья III, раздел 1, говорит о судебной власти в Соединенных Штатах.

Таким образом, ветви власти описаны в этой конституции четко и последовательно. И никто не мешает и нам не

только четко понимать их место и роль, но и отразить это в Конституции. И это существенно, ибо «согласно действующей Конституции у Президента нет ни одного рычага в отношении неконституционных, незаконных действий глав субъектов Федерации». Института Федерального вмешательства просто не существует.

В тексте принятой Татарстаном Конституции лишь одна статья соответствует российскому Основному закону. «Де-факто Татарстан ушел из-под юрисдикции России», — говорит один из главных разработчиков Конституции РФ 1993 года С. Шахрай.

Из этого следует, что коренная реформа государственного управления насущная задача, причем не на уровне совершенствования имеющейся структуры, а в форме ее радикального преобразования — создания качественно новых форм и средств государственного управления. Президент в своем новогоднем интервью внес ясность в направление решения этой задачи.

Известно, что современные «государственники» представляют президентскую власть как единовластие, освященное всенародным доверием. Кадры, то есть они сами, являются порождением и продолжением власти. Очень удобная позиция, которая является теоретической основой государственной службы, как государевой в своей исходной основе. Контрактные и трудовые отношения здесь рассматриваются как нечто противоестественное, разрушающее святость власти. Это закреплено существующим законодательством.

Президент же подчеркнул, что хотел бы видеть себя не только избранным народом, но и «как человека, которого наняли на работу для исполнения определенных функциональных и профессиональных обязанностей на определенный срок, и воспринимали бы как человека, с которым заключили трудовой договор на четыре года». Для того чтобы переломить ситуацию в понимании природы государственной власти и управления в российском варианте, нужно начинать именно с подобной позиции, которая несет в себе базовое понимание перевода аппарата государственного управления на контрактную основу. В подобном случае не будет места должностной иерархии и самому институту государственной службы. 307 Президент высказал и несколько исключительно важных идей в отношении местного самоуправления. Он заявил, что «местное самоуправление должно составлять на определенном уровне единое целое с государственным уровнем управления в субъектах федерации». Такое понимание местного самоуправления выходит за рамки и значительно дополняет соответствующий раздел Конституции. Тем самым открывается возможность дальнейшего развития понимания вертикали власти, без чего она представляет собой лишь обрубок, с которым суждено ковылять по стране, а не вершить судьбы народа. 7.9. Россия в условиях экономического глобализма

Как на первый взгляд ни странно, но именно идеологизация способствовала функционированию бреттон-вудской и последующих мировых валютных систем в режиме единства сфер производства и обращения. И как только потенциальный противник пал, производственные составляющие потеряли былой смысл, — в качестве цели и средства системы стало выступать обращение. В конце 80-х и в 90-е годы обращение, а точнее, валютные и финансовые спекуляции, превратились в самоцель в рамках мировой системы хозяйственных связей. В этих условиях трижды неразумно следовать в фарватере монетаристской политики США и МВФ.

На наш взгляд, нужно прямо заявить, что продолжать реформы, которые привели страну к национальному унижению, экономическому краху и развалу государственности, мы не можем и не будем.

Некоторые экономисты призывают не списывать все наши беды на государственный долг. Известно, мол, что государственный долг США составляет 5,5 трлн. долларов, а американская экономика при этом успешно функционирует, а совокупный государственный долг России составляет примерно 150 млрд. долларов (из этого 103 млрд. — долги СССР), и ее экономика пришла к фактическому краху. Это называется наводить тень на плетень, подыгрывая США и МВФ, ибо в условиях долларовой основы мировых хозяйственных связей СШАдолжны в конечном счете самим себе, а мы, как и другие страны, — им. 308 Россия не отказывается от выплаты задолженности по международным обязательствам, но при этом должны быть уточнены условия выплаты долгов СССР, а также проведена реструктуризация выплаты долга России, учитывая мексиканский опыт 1982 г. Это закономерно и оправдано, поскольку свою долю ответственности за выросший словно снежный ком российский долг должны нести и те, кто, пользуясь ситуацией, навязывал российской стороне такие условия займов, которые не могли не привести к столь плачевному финалу.

Когда сознательно банкротили страну, нужно было думать о последствиях. Ведь наверняка видели и знали, что бездумное следование в фарватере экономической политики США не выражает долговременных национальных интересов России.

А раз владели обстановкой, — значит, осознанно шли на риск. А по законам рынка за риск нужно платить. Ведь вполне логично, что прежде чем отдавать внешние долги, мы должны хотя бы по минимуму ликвидировать внутренний долгдолг перед народом: прекратить вымирание нации. Мы не должны позволить навязать себе представление о том, что международное правоправо сильного, что сильный всегда прав, а слабому не позволительно не только высказывать, но и иметь свое собственное мнение.

Выход из этой ситуации на путях очередной трансформации, если пока не полностью исключен, то существенно ограничен. Почти до дна уже исчерпан основной ее ресурс: создание социального благополучия отдельных стран и народов. Созданное в США «общество потребления» как «общество всеобщего благоденствия», основанное на поклонении материальным ценностям, в современных условиях изжило себя, показателем чего являются указанные мутации экономической системы.

В связи с изложенным выше в первой половине XXI века человечеству грозит глобальная катастрофа. Выход в этих условиях не может связываться с упованием на магическую роль информации, на переход к информационному обществу, который снимет все проблемы, качественно изменив саму основу производства. Он должен быть найден в рамках вещественно-энергетической основы производства, путем приобретения нового качества не только обществом, но и самим человеком, его самоидентификацей, тождественной включенности в глобальный эволюционный процесс.

Это означает развитие (или приращение) разумности человека как его конституирующего качества. А с этим связано самопознание и самосознание, самоограничение, саморегулирование и самоуправление, что в свою очередь означает переход к господствуюшеи и регулирующей роли духовно-познавательных ценностей. 309 Поэтому продолжать сводить все современные проблемы к экономике значит не видеть тех качественных сдвигов, которые характеризуют новый век и новое тысячелетие, в котором эти тенденции получат полномасштабное развитие. 7.10. Национальная идея и национальное возрождение

Национальная идея должна лежать в основе и быть критерием общенациональных приоритетов при определении стратегических линий экономического и социального развития, совершенствовании законодательства, развитии науки и культуры. С ней связан духовный потенциал народа, обеспечивающий заряд социального оптимизма, без которого невозможно решение исторической задачи национального возрождения.

Определяющая роль национальных особенностей при формулировании национальной идеи не вызывает сомнений.

И все же особый случай представляет национальная идея народа, находящегося за гранью выживания, в процессе прогрессирующего вымирания. В этом случае национальная идея ничего, кроме немедленного прекращения этого процесса, означать не может.

Государство в этом случае должно не уповать на инициативу самих граждан (хотя это, в конечном счете, является очень важным условием выживания и прогрессивного развития нации), а взять ее в свои руки, мобилизовав как соответствующие, так и не соответствующие прежним идеологическим установкам резервы.

Кстати, именно так поступал и Ф. Д. Рузвельт, выводя Штаты из Великой депрессии 1929-33 гг., и Де Голль после Второй мировой войны. Проще всего уйти от активных действий под предлогом того, что всемогущий рынок расставит все по своим местам, — как считал Б. Ельцин. Но последствия такого рода страусовой политики налицо. И нет никакой необходимости новому руководству повторять этот печальный опыт.

Положение России, хотя и не объявленное чрезвычайным, является таковым по сути. И поэтому сейчас нет столь же важного критерия в оценке действий власти, экономистов, политиков, предпринимателей, всего активного населения, как прекращение вымирания нации. Эта проблема сейчас превратилась из демографической в политическую, в проблему национальной безопасности. 310 Дилемма, стоящая перед российским руководством, заключается в следующем: или поставить любыми средствами, невзирая ни на какую идеологию, преграду на пути вымирания нации, или выполнять абстрактные требования американской школы экономического либерализма и международных финансовых органов, контролируемых США.

Это и есть политика экономического и социального реализма.

Наши либералы не устают повторять, что в Америке лучшая экономическая система и поэтому мы должны у нее учиться. Это действительно так.

Однако для решения наших проблем нужна специфическая экономическая система. И она не должна и не может даже походить на американскую, поскольку мы решаем принципиально разные задачи. И та, и другая исходят из своей национальной идеи.

К. примеру, сейчас у нас много спорят о том, нужны ли округа и в них полномочные представители президента. Губернаторы обижаются на неблагодарную федеральную власть, которая по сути пустила регионы «в самостоятельное плавание» напутствием Ельцина: «Берите суверенитета столько, сколько сможете проглотить». И вот когда они правдами и неправдами все же решали региональные проблемы, в том числе и социальные, их пытаются не только подмять под себя, но и сменить как неугодных.

Фактически и то и другое правда, но только наполовину. Если не мерить деятельность региональной, как и федеральной власти, национальной идеей, то разобраться в том, кто прав, кто виноват, невозможно в принципе. С этих позиций громадье региональных свершений может рассматриваться и как государственное дело, и как региональное местничество.

Задача представителя президента в округе состоит в объединении деятельности федеральных служб в регионе, в координации региональных властей, налаживании повседневной связи, в исполнении федеральных и региональных полномочий. Важно определить, с какой целью все это делается. Для этого необходима общероссийская программа выживания и возрождения нации как документ, определяющий единомыслие и единодействие власти и граждан на всей территории страны. 311 В условиях сегодняшней России приоритетной задачей должно стать прекращение вымирания

Скачать:PDFTXT

Философия открытого мира читать, Философия открытого мира читать бесплатно, Философия открытого мира читать онлайн