нации, обеспечение выживания, а затем — достойного существования граждан. Для этого необходимы разработка и последовательное осуществление программы национального возрождения России, имеющей силу закона, утверждаемой парламентом и определяющей достижение этих целей как стратегических.
Все остальные среднесрочные и краткосрочные программы экономического и социального развития должны иметь подчиненное значение и обеспечивать выполнение основной задачи. Заключение Главный итог и основная новация этой книги — выдвинутое в ней положение о многосущности мира. Этому выводу предшествовала разработка автором в течение ряда лет во многих статьях и трех монографиях проблемы объективного идеального.
Введение понятия объективного идеального в отличие как от божественного промысла, так и человеческого сознания явилось началом преодоления мономатериализма и моноидеализма как моносущности мира.
Мир не материален и не идеален. Он многосущностен.
Этот вывод коренным образом меняет представление о мире и месте в нем человека. Раньше для этого не было фактических оснований.
В настоящее время эти новые сущности (субстанции) мира представлены понятиями антивещества (антиматерии) и информации. Сегодня мы знаем о них не очень много, но и этого достаточно для того, чтобы сделать вывод о неприемлемости сведения мира к единой сущности. Это связано с преодолением моноидеализма и мономатериализма и разработкой представления о мире как исходной равноположенности материального и идеального начал природы.
Сегодня, однако, приходится констатировать мировозренческую ограниченность и это подхода: попытка свести сущностные основы мира к единству материального и идеального начал является рубиконом в движении от моносущности к многосущности. 312 Но последняя этим не может быть ограничена. Так, информация не может быть сведена только к идеальному, равно как и только к материальному Это принципиально иная природная сущность, с которой должно сооброзовываться и современное представление о сущности человека, его общественных связях и отношениях.
Моносущностное понимание, связанное с господством материальных ценностей и превращением личной выгоды и потребительства в квинтэссенцию общественных отношений, на границе XX и XXI веков исчерпало свой ресурс и превратилось в препятствие на пути раскрытия сущностных сил человека и реализации его природного предназначения.
Это поставило человечество на грань катастрофы. Для выхода из тупика необходима не стагнация старых моносущностных представлений, а раскрытие новых доселе неведомых природных сущностей. Ведь только с ними могут быть связаны принципиально новые общественные связи, имеющие в отличие от господствовавшей веками силовой, иную — несиловую основу.
Сегодня это и есть новая информационная сущность мира, человека и общества, являющаяся базисом нового миропонимания. Дальнейшее понимание человеком мира будет связано с открытием других, еще не познанных сущностей.