Скачать:PDFTXT
Философия открытого мира

могут возникать новые динамические состояния материи, отражающие взаимодействие системы с окружающей средой, это диссипативные процессы, которым соответствуют диссипативные структуры. Они возникают спонтанно вдали от равновесия.

Ключевые понятия для описания диссипативных процессов: нелинейность, неустойчивость, флуктуация. Для них характерен переход от равновесных к неравновесным условиям, от повторяющегося общего к уникальному, специфичному, переход от состояния материи, которому свойственна повторяемость, к самоорганизации, образованию новых структур.

Существенную роль в отборе механизма самоорганизации играют внешние воздействия.

В условиях неравновесности предполагается свойство материи, означающее возможность описывать структуры как формы адаптации к внешним условиям.

Таким образом, в неравновесных условиях материя обретает возможность воспринимать и «учитывать» в своем функционировании внешние условия, поля. В состоянии же равновесности материя «слепа».

С этих позиций жизнь есть своеобразное проявление тех самых условий, в которых находится биосфера, в том числе сильно неравновесных, налагаемых солнечной радиацией. 40 Такие системы как бы «колеблются» перед выбором одного из путей эволюции. Небольшая флуктуация может послужить началом эволюции в совершенно новом направлении.

Традиционный взгляд на необратимость означает не более чем приближение. Время в лишенную времени вселенную ввел человек.

Необратимость может быть источником порядка, организации, когерентности (согласованности).

А. Эйнштейн считал, что «время (как необратимость) — не более чем иллюзия». Он повторил Джордано Бруно, который в XVI в. писал, что вселенная бесконечна, неподвижна, она не движется в пространстве, не рождается, не может умножаться или увеличиваться.

Стрела времени является проявлением того факта, что будущее не задано; с точки зрения механики как классической, так и квантовой, не может быть эволюции с однонаправленным временем.

«Сильно неравновесные необратимые процессы, — пишет И. Пригожин, могут быть источником когерентности… Это вынуждает нас пересмотреть понятие «системы» [1] (выделено мной. — В. Е.). «Пересмотр понятия системы» — мировоззренчески то же самое, что и «новое понимание материи».

1 Пригожин И., Стенгерс И. Время. Хаос. Квант. — М., 1994. — С. 67. Если в состоянии равновесия или вблизи равновесия поведение системы полностью определяется граничными условиями, то вдали от равновесия ситуация коренным образом изменяется.

С одними и теми же условиями оказывается совместимым множество различных диссипативных структур. Это — следствие нелинейного характера сильно неравновесных ситуаций. Малые различия могут приводить к крупномасштабным последствиям.

Следовательно, граничные условия необходимы, но не достаточны для объяснения причин возникновения системы. Необходимо также учитывать реальные процессы, приводящие к «выбору» одной из возможных структур. Именно поэтому мы наделяем такие системы определенной «автономией», или самоорганизацией.

Думается, что в этом случае резоннее говорить не о пересмотре понятия системы, а о неприемлемости самого системного подхода. 41 «В точках бифуркации, то есть в критических, пороговых точках, поведение системы становится неустойчивым и может эволюционировать к нескольким альтернативам. .. В этом случае мы можем иметь дело только с вероятностями и никакое «приращение знания» не позволит детерминистически предсказать, какое поведение изберет система» [1]. И это не вызывает сомнения.

Однако И. Пригожин выходит на самый высокий уровень своей мировоззренческой патетики, когда берет в союзники Р. Тома, что, по крайней мере, неубедительно, учитывая судьбу теории катастроф. И. Пригожиндитя рационализма, а не просто рациональности, о которой он рассуждает с позиций ее перспективности и научной неприкосновенности. Это же можно сказать и о Г. Хакене и о других классиках синергетики.

Мономатериализм и мировоззренческий субъективизм, то есть рационализм, — это те шоры, которые не позволяют двигаться вперед современной науке. Это то, что не позволяет современному человеку подняться на уровень самопознания и миропостижения.

Думается, что с этим неразрывно связана современная идеологизация философии, попытка представить рационализм в качестве философского фундаментализма, который имеет свои рецепты для всех времен и народов. 2.2. Синергетика и системный подход: мировоззренческие пределы

Г. Хакен называет основной идеей синергетики «рассмотрение качественных изменений в макроскопических масштабах» [2]. 1 Пригожин И., Стенгерс И. Указ. соч. — С. 70.

2 Хакен Г. Основные понятия синергетики // В сб.: «Синергетическая парадигма». — М., 2000. — С. 34. Амплитуды растущих конфигураций он называет параметрами порядка, которые описывают макроскопический порядок, или макроскопическую структуру системы.

«…Центральная теорема синергетики (выделено мной. — В. Е.)… утверждает, что поведение не только растущих, но и затухающих конфигураций однозначно определяется параметрами порядка. Отсюда следует, что и все пространственно-временное поведение… управляется параметрами порядка. В этом и состоит принцип подчинения в синергетике» [1]. 42 Поскольку число параметров порядка намного меньше числа компонентов системы, переходом к параметрам порядка достигается сокращение степеней свободы и происходит значительное сжатие информации.

Совершая коллективное действие, индивидуальные части системы сами воздействуют на параметры порядка, что получило название круговой причинности.

«Все элементарные процессы в химических реакциях, — пишет Г. Хакен, имеют квантово-механическую и, следовательно, случайную природу. Согласно нашим физическим представлениям, эти случайные события фундаментальны и не могут быть предсказаны, даже если впоследствии будет разработана более подробная теория» [2]. Но существует случайность и другого рода, продолжает свою мысль Хакен, когда решение вопроса о случайности событий «зависит от принятого нами уровня описания».

Другими словами, этот вопрос переносится из плоскости объективной реальности в плоскость человеческого знания, конкретно — математики. Поэтому параметры порядка и принцип подчинения — это сугубо умозрительные конструкции, мировоззренчески даже не претендующие на объективность. «Примеры применения синергетических идей были заимствованы нами из области физики, но делать на основании этого вывод о том, будто бы синергетика представляет собой разновидность физикализма… было бы ошибочно, поскольку в синергетике мы исходим из абстрактных математических соотношений (выделено мной. — В. Е.), которые затем применяются к многочисленным системам самой различной природы, в том числе и к физическим системам. …Поскольку физические системы относительно просты по сравнению с биологическими системами, они особенно пригодны для иллюстрирования смысла математических принципов синергетики» [3]. 1 Хакен Г. Основные понятия синергетики // В сб.: «Синергетическая парадигма». — М., 2000. — С. 36-37.

2 Там же. — С. 33.

3 Там же. — С. 43. Как бы продолжая эту мысль Г. Хакена, К. Майнцер в статье, представленной на Московский синергетический форум (1996 г.), пишет: «Теория нелинейных сложных систем стала успешным подходом к решению проблем в естественных науках… Самоорганизация здесь означает четко определенный фазовый переход, происходящий в условиях теплового равновесия, вблизи или вдали от него. 43 …Специалисты, работающие в социальных и экономических науках, политике и гуманитарных науках, сознают, что основные проблемы человечества также отличаются глобальностью, сложностью и нелинейностью… Однако применение самоорганизации к социоэкономическим процессам отнюдь не означает какой-либо разновидности «социальной физики» и … аналогий между социальными и физическими науками. …Приложения самоорганизации имеют своей целью создание математических моделей,.. призванных помочь в решении сложных проблем организации, прогнозирования и принятия решений» [1] (выделено мной. — В. Е.).

Другими словами, то, что Хакен называет «абстрактными математическими соотношениями», Майнцер именует математическими моделями, но суть и в том, и в другом случае одна: их исходная роль первозданность по отношению как к естественным, так и к социальным системам, их «применяемость к системам любой природы». А значит эти абстрактные математические соотношения, являющиеся конструкциями человеческого ума, являются первичными по отношению к физическим и социальным системам, что тождественно проявлению мировоззренческого субъективизма.

«В теории систем, — пишет К. Майнцер, — сложность означает не только нелинейность, но и огромное число элементов с большим числом степеней свободы, …Поведение отдельных элементов в сложных системах с огромным числом степеней свободы не может быть ни предсказано, ни прослежено в прошлом. Детерминистическое описание отдельных элементов может быть заменено эволюцией распределений вероятности» [2]. 1 Майнцер К. Сложность и самоорганизация. Возникновение новой науки и культуры на рубеже века // В сб.: «Синергетическая парадигма». — М., 2000. С. 56.

2 Там же. — С. 59Равновесность системы как исходное понятие это если не равенство материально-вещественных условий или распространения энергии, — то это равенство распределения вероятности, — считает К. Майнцер. Этим он доводит развитие идеи исходного равенства и равновесности систем классической науки до логического конца. 44 Итак, если в синергетике мы исходим из абстрактных математических соотношений (или моделей), а в основе этих соотношений лежат параметры порядка, которые, в свою очередь, в качестве центральной идеи опираются на тепловое равновесие, то все возвращается на круги своя. Где же в этом случае конструктивная роль неравновесности и прочих «не»?

Понятие самоорганизации для Хакена неотделимо от понятия системы. Под самоорганизацией он понимает связанное с изменением внешних или внутренних управляющих параметров резкое изменение системой своего макроскопического состояния.

Тенденция к максимально хаотичному состоянию на микроскопическом уровне и бесструктурному состоянию на макроскопическом уровне в термодинамике формулируется как возрастание энтропии до предельного значения.

Но это, подчеркивает Г. Хакен, характерно лишь для замкнутых систем, не обменивающихся энергией или веществом с окружающей средой.

Л. Берталанфи, определив биологические системы как открытые, для их описания предложил термин «текущее равновесие».

Г. Хакен считает, что все системы, рассматриваемые в синергетике, могут считаться открытыми и тем самым удовлетворяют необходимому условию самоорганизации, способности образовывать пространственно-временные структуры.

Это, в свою очередь, он связывает с тем, что сложную динамику всей системы оказывается возможно описывать с помощью небольшого числа параметров порядка, которые в точности удовлетворяют уравнениям детерминистического хаоса.

Представление о детерминистическом хаосе, о порядке из хаоса и о самоорганизации как реализации исходно-конструктивной роли хаоса напрямую связано с мономатериализмом как мировоззренческой позицией.

Материя — исходная субстанция, хаос — исходное состояние субстанции. И то, и другое согласно мономатериализму обладает самодостаточностью, отсюда идеальное как порождение материального, порядок как порождение хаоса. 45 Поэтому со времен досократиков фундаментальная проблема заключалась в том, чтобы показать, каким образом из сложных хаотических состояний материи возникает порядок.

Исходным уровнем материи и хаоса предполагается микроуровень, ибо именно он характеризует его материальную основу как кирпичик мироздания. Поскольку все элементарные процессы фундаментальны и имеют квантовомеханическую, а следовательно, случайную природу, фазовый переход на макроуровень представляет собой самоорганизацию в условиях теплового равновесия, вблизи или вдали от него.

Это и рассматривается как образование пространственно-временных структур, означающее переход от хаоса к порядку.

Поскольку же этот процесс преобразования хаотического состояния в устойчивое зависит от принятого уровня описания, то и характер возникшей упорядоченности исходит из абсолютизации известных абстрактных математических соотношений, таких, как равенство-равновесие. Последнее дает наиболее наглядное (начиная с весов) представление об упорядоченности, гармонии.

Однако, будучи положенным в основу системного подхода, практически отождествившего систему с равновесием, это понятие оказалось ограниченным, пригодным лишь для описания замкнутости, закрытости, системности, обратимости, в то время как неклассическая, и особенно постнеклассическая наука, все больше сталкивалась с иным классом процессов, характеризующихся открытостью, необратимостью, конструктивной ролью информации.

Наиболее простой выход из этой ситуации был найден в противопоставлении закрытым системам систем открытых, постоянно и в каждой точке обменивающихся с внешней средой веществом и энергией. То, что в этом случае понятие системы лишается своих конституирующих признаков (граничности, автономности), просто

Скачать:PDFTXT

Философия открытого мира читать, Философия открытого мира читать бесплатно, Философия открытого мира читать онлайн