не принималось, да и сейчас не принимается во внимание.
В случае системного подхода весь мир структурируется от самых нижних (элементарных) до самых глобальных (вселенная как метасистема) этажей как изначально материальный, и только материальный. Идеальное вовсе не обязательно, да и просто не нужно для описания системного мира, или мира систем. 46 Другими словами, это сугубо мономатериалистическая конструкция, которая на каждом шагу натыкается на апории, логические провалы, несоответствие реальному природному и общественному процессам.
Попытки вырваться за пределы вполне очевидных несоответствий предпринимаются многими авторами. К. Майнцер, например, различает два вида фазовых переходов (самоорганизации): консервативная самоорганизация означает фазовый переход обратимых структур в состоянии теплового равновесия; диссипативная самоорганизация ~ фазовый переход необратимых структур вдали от теплового равновесия. Макроскопические паттерны возникают в результате сложного нелинейного взаимодействия микроскопических элементов, когда энергетическое взаимодействие открытой системы с окружающей средой достигает некоторого критического значения. «Философски говоря, устойчивость возникающих структур обеспечивается балансом нелинейности и диссипации» [1], — пишет Майнцер (выделено мной. — В. Е.).
1 Майнцер К. Указ. соч. — С. 60. С философией, как видим, связывается оправдание любой неясности в понимании самоорганизации как ключевого понятия синергетики.
Как только нужно нагнать побольше тумана и скрыть несовершенство самой синергетической парадигмы в союзники привлекается философия.
Если уважительно относиться к философии, то у нее свой, прежде всего, мировоззренческий аспект проблемы. Она должна, возможно, раньше науки, но, естественно, на ее базе, ответить на главный вопрос: как строить мост вдоль реки или поперек? В нашем случае это решение вопроса «снизу-вверх» или «сверху-вниз»: от микроуровня к мегауровню или наоборот. Почему это важно?
В первом случае мы пользуемся сложившимися в рамках классической науки и философии рационализма представлениями, которые при известных обстоятельствах не позволяют преодолеть старые мировоззренческие шоры, что неизбежно отражается на результатах конкретных исследований. Во втором случае неизбежно введение в арсенал описания понятий и категорий, полученных на основе анализа принципиально нового класса явлений, что соответствует новому уровню миропонимания. Это относится прежде всего к понятиям материального и идеального, хаоса и порядка.
Спор о том, что из чего: порядок из хаоса или наоборот, — восходит к древним грекам и не решен до сих пор. 47 Однако сегодня есть все основания предположить, что ограничить, причем раз и навсегда, мир материальным содержанием и исходным хаосом как его проявлением, по меньшей мере, несовременно. Это мировоззренческий уровень, который был допустим с позиций почти полувековой давности. С позиций же постнеклассической науки и ее мировоззренческого осмысления нужно исходить не из материальности мира, хаоса, системности, диссипативной самоорганизации, а из открытости мира, миропроявления, как исходного единства хаоса и порядка.
Упорядоченность как имеет известные нам формы проявления, так и скрывает еще большее количество неизвестных. Главным при этом является понимание того, что упорядоченность, несмотря на разнообразие ее форм, существует не наряду с хаосом, тем более не является порождением его, а представляет с ним равноположенное единство, в котором порядок и хаос существуют в определенных, постоянно меняющихся пропорциях, определяющих характер каждого этапа развития природы и общества. На исходном уровне отсутствие упорядоченности (определенных количественных соотношений между материей и антиматерией) немедленно привело бы к их аннигиляции. Это отрицает понятия исходного хаоса, порядка из хаоса, детерминированного хаоса и т.д.
Таким образом, исходное единство хаоса и порядка представляет собой конституирующий принцип миропроявления. Миропроявление, синтезирующее хаос и порядок, при этом не исключает, а предполагает изучение их внутренних тенденций, механизма интеграции и т, д.
Самоорганизация и организация представляют собой более конкретный уровень реализации природной упорядоченности. Причем, если самоорганизация в рамках системного подхода не представляет собой принципиально новой мировоззренческой позиции, это не значит, что она не годится и как категория более широкого подхода.
В условиях открытости мира и миропроявления как предельных мировоззренческих понятий, характеризующих безначальность-бесконечность мира, самоорганизация является одной из основных категорий, при помощи которой описывается новое качество состояния и развития природных и общественных процессов. 48 В самом общем виде самоорганизация характеризует системную упорядоченность как иное качество по сравнению с открытостью мира, которое является одной из основных форм ее проявления.
Следующий уровень — упорядоченность, связанная с внешним управляющим воздействием на систему — организацией. Самоорганизация и организация, как различные виды упорядоченности характеризуют степень закрытости природных и социальных систем.
2.3. Материальное и идеальное сущностное содержание мира. Проблема времени и пространства
Материя (лат. materia — вещество) — понятие, которое первоначально означало тождественность пространственной телесности без противопоставления ее идеальному, духовному, и только в результате ряда исторических превращений развившееся в понятие мертвого, инертного вещества, противостоящего как основополагающее, первичное, сознанию человека.
Материя представляет собой субстанцию, вещественный субстрат, включающий элементарные частицы и различного рода поля (гравитационное, электромагнитное, ядерных сил). Энергия и вещество сливаются в понятие поля. Напряжение поля — на сегодня единственная его физическая характеристика. Материя ввиду исчерпания возможностей добраться до «кирпичика» мироздания, во всяком случае на уровне современных научных представлений, рассматривается в своем основании как узлы поля. Понятие материальности как вещественности сохраняет свою значимость, несмотря на попытки связать ее сущность с опространствованием времени — (А. Эйнштейн) и овременением пространства (И. Пригожин). Не меняет дела и «новое представление» о материи, связанное с возникновением материи из предматериального квантового «вакуума».
Для современного представления о материи важное значение имеют выдвинутые И. Р. Пригожиным положения о том, что «сегодня наука не является ни материалистической, ни редукционистской, ни детерминистической», и что «в наши дни основной акцент научных исследований переместился с субстанции на отношение, связь, время».
Согласно современным естественнонаучным представлениям об открытом мире и характере природных и общественных систем, материя и материальное не могут рассматриваться как единственное исходное начало природы, так как в ее основании лежат размерности, константы, связи и отношения, которые имеют идеальный характер. 49 Материальное и идеальное составляют природный континуум, который в качестве миропроявления определяет и сущность человека. Однако понятия материального и идеального недостаточны для того, чтобы охватить всю глубину сущностных основ мира.
Непознанными, а возможно, и принципиально непознаваемыми, являются не только элементы, но и сами основы мира, ибо наши представления о природной реальности на уровне науки производны от физической реальности, соответствующей достигнутому уровню познавательной способности человека. Другими словами, в этом случае природная реальность и ее фундаментальные понятия трактуются в значительной мере субъективно, и в будущем можно ожидать сначала их дальнейшего уточнения, а затем и изменения. Уже сейчас, наряду с материей, выражаемой понятиями субстанции и субстрата, существуют и иные понятия. Это содержание черных дыр, предматериальный вакуум и, наконец, антиматерия. Все они не могут не иметь места в самой мировой основе, но в современные представления о физической реальности они не вписываются, в связи с чем они не рассматриваются и как природная реальность.
Безграничны и проявления идеального в основании мира. И если время и пространство, несмотря на существенные различия в их понимании, были известны еще в глубокой древности, то связанные с ними различного рода природные размерности и константы были открыты значительно позже, а явление информации — лишь в середине XX в.
Мир в будущем будет открываться человеку все больше, материя и идея, материальное и идеальное в их сегодняшнем понимании будут все больше растворяться в бесконечности, уступая место новым, все более глубоким сущностям. Не могут не претерпеть изменения и пространство и время как всеобщие формы существования материи.
М. Планк писал, что согласно теории относительности, пространство не создается из мира, но только затем уже привносится задним числом, и именно в метрику четырехмерного многообразия, которое возникает благодаря тому, что пространство и время связаны в единый (четырехмерный) континуум посредством скорости света [1]. Такой подход порождает ряд несоответствий.
1 Plank M. Vom Relativen zum Absoluten. — 1925. 50 Поскольку материальная основа этого многообразия при достижении скорости света прекращает свое существование, логично предположить, что в этом случае не будет места и указанной четырехмерности, все рассыплется в прах и превратится в ничто. Но тот факт, что скорость распространения информации превышает скорость света, не вписывается в этот сценарий, выходит за его пределы.
Печать субъективизма лежит и на трактовке времени. Из того, что время рассматривается в качестве четвертой из координат, делается вывод о том, что в материальном мире нет никакого времени, а следовательно, в нем ничего не может происходить. В этой связи А. Венцль пишет, что единственным реальным событием являются переживаемые (одно за другим) восприятия субъекта, переходящего в континуум «вдоль мировой линии своего тела». В этой связи явно не стыкуются понятия конечности «исторического времени» и бесконечности «космического». Преодолению субъективизма способствуют представления, связанные с современным видением мира. Если принять во внимание, что понятие антиматерии несовместимо с постулатом мономатериализма о материальности мира, то и понятия времени и пространства как всеобщих форм бытия материи оказываются неудовлетворительными.
Выход в рамках постнеклассической науки на случайность как фундаментальное понятие, введение в научный оборот хаоса и порядка как предельных мировоззренческих понятий в значительной мере подорвали позиции научной и философской классики, но остались в пределах системного подхода. Представление о хаосе и порядке, наряду с материей и антиматерией, информацией как глобальным языком природы, придает новый смысл философским понятиям бытия, времени и пространства. Они уже не могут быть предельными мировоззренческими понятиями, как и сама материя, и «обслуживают» более конкретный уровень анализа.
Понятие бесконечности (безначальности) несовместно как с длительностью фиксируемой лишь субъективно в понятиях прошлого, настоящего и будущего, так и с протяженностью, которая обязательно предполагает начало и конец события, явления. 51 В концепции классической физики Ньютона абсолютное пространство и абсолютное время понимались как самостоятельные сущности, не только оторванные, но и существующие в виде предпосылки и своеобразного вместилища материи, которой они не покрываются. А раз так, то их сущность должна быть более глубокой. Но они не имеют другого наполнения, кроме материальной сущности.
В случае бесконечности материальная сущность природы не предельна. Бесконечность предполагает бесчисленное множество сущностных основ мира, которые раскрываются по мере развития познавательной способности человека и приращения его разумности. Пространство и время как характеристики бытия материи выражают ее исходную замкнутость, закрытость, системность, как мировоззренческую конечность и ограниченность материальной субстанции.
Длительность и протяженность выражаются в предельных метрических и временных понятиях и другого содержания не имеют, что свидетельствует о их субъективном характере. Бесконечность же имеет главной характеристикой беспредельность, которая основывается именно на таких понятиях, которые отрицают всякую предельность.
Бесконечность и ее характеристики, исходный хаос и порядок, носят вневременной и внепространственный характер, означающий беспредельность. Такой подход означает преодоление исходной субстанциональности всей предшествующей философии и выход на уровень новых природных сущностей, постоянно изменяющихся в связи с развитием познавательной способности человека. Речь, однако, идет не об отрицании идеального и материального начал природы как исходных понятий, выражающих