Мое послание человечеству таково: создайте нового человека нерасщепленного, объединенного, целого.
Ни Будда, ни Зорба не целые. Оба они — половины. Я люблю Зорбу, я люблю Будду. Но когда я смотрю в глубочайшую сердцевину Зорбы, мне чего-то не хватает: у него нет души. Когда я смотрю на Будду, снова чего-то не хватает: у него нет тела.
Я учу великой встрече: встрече Зорбы и Будды. Я говорю о Зорбе-Будде новом синтезе. Встреча земли и неба, встреча видимого и невидимого, встреча всех противоположностей — мужчины и женщины, дня и ночи, лета и зимы, секса и самадхи. Только через эту встречу на землю придет новый человек.
Мои саньясины, мои люди — первые лучи этого нового человека, этого гомо новус.
Внутреннее разделение привело человека на грань самоубийства. Оно создало лишь рабов — а рабы не могут жить по-настоящему, им не для чего жить. Они живут для других. Они стали машинами — искусными, эффективными; но машина есть машина. И машина не может наслаждаться жизнью. Она не может праздновать, она может только страдать.
Старые религии верили в отречение. Отречение стало бедствием. Я несу вам благословение: я учу празднованию, а не отречению. Мир нельзя отвергать, так как Бог не отвергал его — почему вы должны? Бог — в мире, почему же вы должны быть вне его?
Испытайте его во всей его полноте — и переживание жизни во всей полноте принесет преображение. Тогда встреча неба и земли потрясающе прекрасна; в этом нет ничего неправильного. Тогда полярности исчезают друг в друге, тогда полярные противоположности становятся взаимодополняющими.
Но старый человек не был подлинным человеком. Он был гуманоидом, гомо механикус — человеком, который не был по-настоящему целым. А человек, который не стал целым, никогда не может быть святым.
Новый человек приближается, подходит каждый день. Он в меньшинстве, это естественно — но появились изменения, появились новые семена. И этот век, конец этого столетия, увидит или смерть всего человечества, или рождение новой человеческой сущности.
И это целиком зависит от вас. Если вы не перестанете цепляться за старое то старый человек готов любым способом совершить великое самоубийство, всеобщее самоубийство. Старый человек готов умереть; старый человек потерял вкус к жизни.
Вот почему все страны готовятся к войне. И Третья Мировая война будет всеобщей. Никто не будет победителем, потому что никто не выживет. Будет уничтожен не только человек, но вся жизнь на земле.
Берегитесь! Берегитесь ваших политиков — все они самоубийцы. Берегитесь старых условностей, которые делят вас на индийцев, немцев, японцев, американцев. Новый человек должен быть универсальным. Он превзойдет все барьеры рас, религии, секса, цвета. Новый человек не будет принадлежать ни Востоку, ни Западу; новый человек провозгласит своим домом всю землю.
Только тогда человечество может выжить — и не только выжить; с появлением нового человека… Старая концепция говорила: «или — или»; новой будет «и и». Человек должен жить богатой жизнью внешне и богатой жизнью изнутри; нет необходимости выбирать. Внутренняя жизнь не противоречит внешней; они — части одного ритма.
Вам не нужно быть бедным внешне только для того, чтобы иметь внутреннее богатство. И вам не нужно ради внешнего богатства расстаться с богатством внутренним. Так было до сих пор — Запад выбрал один путь: будь богатым внешне! Восток выбрал другой: будь богат внутри! Они оба односторонни. Они оба страдали, и они оба страдают.
Я учу вас полному богатству. Будьте богатыми внешне благодаря науке, и будьте богаты в своей сокровенной середине благодаря религии. И именно это сделает вас единым, органичным, индивидуальностью.
Новый человек — не поле битвы, не расщепленная личность, но человек объединенный, уникальный, целиком включенный в жизнь во всей ее полноте. Новый человек — воплощение более приспособленного, измененного образа человека, нового способа существования в космосе, качественно иного способа восприятия и познания реальности. Так что, пожалуйста, не оплакивайте смерть старого. Радуйтесь: старое умирает, ночь умирает, и на горизонте — рассвет.
Я счастлив, необыкновенно счастлив от того, что традиционный человек исчезает — что старые церкви превращаются в руины, что старые храмы покинуты. Я безмерно счастлив, что старая мораль разбилась вдребезги.
Это очень серьезный кризис. Если мы примем вызов, это благоприятная возможность создать новое. Никогда еще она не была столь зрелой. Вы живете едва ли не в самое прекрасное время — потому что старое исчезает, или уже исчезло, и творится хаос. Но ведь только из хаоса рождаются огромные звезды.
У вас есть прекрасная возможность вновь создать космос. Это возможность, которая выпадает только однажды — очень редко. Вам посчастливилось жить в эти критические времена. Используйте возможность создать нового человека.
И создание нового человека вы должны начать с самих себя.
Новый человек будет мистиком, поэтом, ученым — все вместе. Он не будет смотреть на жизнь сквозь старые, про
гнившие разделения. Он будет мистиком, потому что он будет чувствовать присутствие Бога. Он будет поэтом, потому что он будет праздновать присутствие Бога. И он будет ученым, потому что будет изучать это присутствие с помощью научной методологии. Когда человек — все это вместе, тогда человек полон.
Это моя концепция святого человека.
Старый человек был репрессивным, агрессивным. Старый человек не мог не быть агрессивным, поскольку угнетение всегда приводит к агрессии. Новый человек будет спонтанным, творческим.
Старый человек жил идеологиями. Новый человек будет жить не идеологиями, не моралью, но сознательно. Новый человек будет жить осознанно. Новый человек будет ответственным — ответственным перед самим собой и перед существованием. Новый человек не будет морален в старом смысле; он будет аморален.
Новый человек принесет с собой новый мир. В настоящее время новый человек вынужден быть в меньшинстве — но он является носителем новой культуры, зерном. Помогите ему. С крыш домов возвестите о его появлении: это мое послание вам.
Новый человек открыт и честен. Он откровенно реален, действителен и самоочевиден. Он не будет лицемером. Он не будет жить во имя каких-то целей: он будет жить здесь и сейчас. Он будет знать только одно время — сейчас, и только одно место — здесь. И через это присутствие он узнает, что такое Бог.
Радуйтесь! Приходит новый человек, старое уходит. Старое уже на кресте, а новое — на горизонте. Радуйтесь! Я повторяю снова и снова: Радуйтесь!
Почему вы учите людей наготе?
Сэр,
Вы видите здесь кого-нибудь голого? Вы что, совсем слепой? Я учу правде а правда не может не быть голой. Правда не может прятаться. Я не учу наготе: безусловно, я учу обнажать души. И ваша одежда иногда становится помехой; она прикрывает, она становится защитой.
Изредка, когда позволяют обстоятельства и ваша нагота никого не смущает, будьте нагими. Я не призываю вас ходить питыми на рынок, но если у вас появилась возможность и если вы можете побыть обнаженными на солнце, на ветру или под дождем, будьте. Просто сбросив одежду, вы испытаете потрясающее освобождение, :потому что одежда — это представитель вашей цивилизованности, вашей обусловленности.
Ваша одежда — не только одежда: она скрывает вас от чужих глаз. И очень полезно иногда побыть с птицами, с животными, с деревьями так же, как они совершенно нагими. Я не призываю вас ходить голым в офис или сидеть голым в вашем магазине. Но я определенно говорю вам, что если вы хотя бы изредка не можете быть нагим и естественным, вы упустите нечто, безмерно ценное.
Однако, почему у вас возник этот вопрос? Вам следовало бы спросить Бога, почему он создал людей нагими. Он не послал вас в одежде. Он до сих пор не заучил, что человек боится быть голым.
Мисс Винкдьтроп-Берсговичок была приятой пожилой дамой, но замужество обошло се стороной, и она жила одна; если не считать ее друзей — рыбок. Они плескались, шелестели и поблескивали меж водорослей и камней в водоемчиках и бассейнах по всему дому. Даже ванну обжили сотни ее изящных друзей.
Однажды приходской священник зашел навестить ее и, увидев столь экзотичную ванну, воскликнул: «Но, мисс Винкльтроп, что вы делаете, когда хотите принять ванну»? Она слегка покраснела и ответила: «Ах, викарий, все в порядке. Я завязываю им глаза».
Я слышал об одной монахине, которая обычно принимала ванну в одежде. Кто-то спросил у нее: «Что с вами?» Она ответила: «Ничего особенного. Я слышала, что Бог смотрит на нас все время — куда бы мы ни направлялись; а я не могу быть голой перед Богом».
Что в вас так уродливо, если вы не можете быть голыми даже перед Богом?
Но пожалуйста, поймите меня правильно. Я не призываю вас ходить голым двадцать четыре часа в сутки; это было бы крайностью. Махавира делал это сорок лет он ходил голым двадцать четыре часа в сутки. Я не учу вас такому экстремизму — когда холодно, не ходите голым. И когда вы находитесь в обществе, которое уважает одежду, не ходите голым. Но я не призываю вас принимать ванну одетым — это другая крайность.
Я учу простоте, и я учу золотой середине. Но вы, должно быть, что-то слышали. Должно быть, вы видели фотографии обнаженных людей в ашраме. Некоторые люди приходят сюда и приглядываются ко всему… особенно индийцы, поскольку они очень интересуются обнаженным телом. Они никогда не видели — они бедные люди — они не видели красоты обнаженного тела, прекрасных очертаний обнаженного тела. Они слишком озабочены. Они приходят сюда, они приглядываются ко всему вокруг и чувствуют легкое разочарование, так как нигде не видно никаких голых тел.