этой идеей. Да, нагота используется иногда в группах терапии, потому что группы терапии занимаются полным уничтожением вашего ханжества. А отбрасывание одежды — это большой шаг к отбрасыванию вашего ханжества. Отбрасывание одежды — это большой шаг в сторону приятия вашего тела таким, как оно есть.
Почему вы так боитесь сбросить одежду?
У многих людей уродливые тела. И причина того, что их тела уродливы — в том, что они не позволяли своему телу развиваться естественно. И одежда хорошая уловка для того, чтобы скрыть уродливое тело. Люди боятся быть голыми, поскольку знают, что их тела не очень-то красивы. Они не принимают своего тела.
Если вы иногда сбрасываете одежду, это дает вам глубокое приятие своего тела. И отбрасывание одежды поможет также вашему телу стать красивым — потому что вы начнете думать о нем. Вы еще не видели свое собственное тело полностью нагим, так что вам пока неизвестно, что вы с ним делаете — что вы едите слишком много, или что вы недоедаете, что у вас нездоровый образ жизни.
Совершенно замечательно быть нагим — совершенно замечательно быть нагим с друзьями, совершенно замечательно быть нагим в семье, со своими детьми, так как если дети с самого начала видят тела родителей, они никогда не станут озабоченными. Они никогда не будут озабочены чьим-то телом; у них будет совершенно иной подход. Они знают, что тело есть — они видели свою мать, они видели своего отца, своих братьев. Но даже это невозможно.
В глубоких любовных отношениях нужно быть обнаженным! — с друзьями, в семье. Иногда это дает огромную помощь; это делает вас ближе к природе.
Но когда я говорю это, вы находитесь в своем интерпретирующем уме. Вы не слушаете, что я говорю — у вас есть предубеждения, и вы продолжаете слушать сквозь свои предубеждения. Вы глухи. Ваши предубеждения и старые идеи кричат в вашем уме.
Три монахини шли по улице. Одна из них рассказывала, показывая руками, какой огромный грейпфрут она видела во Флориде.
Другая, тоже показывая руками, описывала гигантские бананы, которые она видела на Ямайке.
Третья монахиня была немного глуховата; они спросила: «О каком батюшке речь?»
Я говорю одно — я рассказываю о грейпфруте, а вы спрашиваете: «Какой батюшка?» Ваш ум наполнен отбросами. Даже если вы называете эти отбросы священными, возможно — но навоз есть навоз. Назовете ли вы его священным навозом или нет — не имеет значения. Ваши мозги полны дерьма.
И именно из-за своего ума вы не можете понять меня, понять,- что я говорю. То, что я говорю, очень просто! Если вы отбросите свои предубеждения, если вы чуть-чуть отодвинете свои идеи в сторонку и тихо послушаете, истинность того, что я говорю, станет очевидна.
Все в природе обнажено, за исключением человека. И благодаря своей одежде вы стали разобщены с природой. Иногда чрезвычайно важно полежать голым на пляже под солнцем, ощущая песок и солнце всем телом. Иногда невероятно прекрасно потанцевать голым под звездами, снова чувствуя космический ритм, который окружает вас, вибрацию космоса.
Однако мы изготовили целиком пластмассовый мир. Нас окружает не божественная природа, а одежда, сделанная человеком. Мы живем не среди деревьев, но среди огромных, гигантских, уродливых бетонных сооружений. Мы передвигаемся не по голой земле, но по асфальтовым дорогам, бетонным дорогам.
Мы создали мир вокруг себя, и мы отрезали себя от природы. Мы утратили корни — и эта утрата корней является одной из основных причин ваших несчастий. Нужно снова укорениться в земле.
Будущее человечества будет зависеть от этого. Мы должны вернуть природу в нашу жизнь. Когда вы сидите на берегу реки — это одно; а когда вы сидите рядом с плавательным бассейном — это совершенно другое. В плавательном бассейне нет жизни, в нем нет течения, он скучен, он мертв. Когда вы в горах — это совершенно другой мир.
Вам легче будет понять и Пифагора, и Будду, и Зорбу, и меня, если вы пойдете в горы, на реки, к деревьям. Но деревья не поймут ваших одежд деревья будут смеяться над вами.
Я слышал об одном великом дзенском мастере. Японский император отправился посетить его — он слышал, что мастер ходит совершенно голый. Император думал: возможно, у него нет одежды — поэтому он распорядился приготовить самые лучшие одежды, какие только есть. Он взял в подарок голому факиру роскошные бархатные одежды и мантии, усыпанные алмазами.
Мастер засмеялся. Он сказал: «Спасибо за подарки, но вам придется забрать их обратно». Император спросил: «Почему?»
Мастер сказал: «Вы знаете, я единственный человек, живущий здесь. Все мои друзья — это деревья, птицы и звери; они будут смеяться надо мной, они подумают, что я сошел с ума. Все они голые, они понимают наготу. Они не поймут этих роскошных одежд, они не поймут этих алмазов, они не поймут всего этого. И если я надену эти одежды, они не только посмеются надо мной, они не только сделают меня посмешищем — они станут уходить от меня. Мы потеряем контакт. Пожалуйста, заберите ваши одежды назад».
Если вы живете в горах и если погода позволяет, ходите нагими. И это принесет вам новый, потрясающий трепет. Новая жизнь станет подниматься в вас.
В болев совершенном мире мы станем ходить нагими чаше. Одежда нужна только для комфорта, ни по каким другим причинам. Одеждой нужно пользоваться только для удобства, ни по каким другим причинам. В одежде нет морали!
Четвертый вопрос:
Ошо, Уильям Блейк сказал: «Путь крайностей ведет во дворец мудрости», и еще: «Человек никогда не узнает, что такое достаточно, пока не узнает, что такое слишком». Мне кажется, что золотая середина — это путь для тех, кто уже достиг истины, но для ищущего это — путь хитрости и трусости. Пожалуйста, объясни.
Виварто,
Уильям Блейк прав. Он один из величайших поэтов-мистиков в мире — он не может быть неправ. Он прав, когда говорит: «Путь крайностей ведет во дворец мудрости». Но название дворца мудрости — «Золотая середина». Путь крайностей ведет к золотой середине.
И ни я, ни Пифагор не говорим, что надо быть хитрым и трусливым. Единственное, что имеется в виду: помните, что цель — это золотая середина. Ваша жизнь и так состоит из крайностей, и это не первая такая жизнь у вас. Вы долго, многие и многие жизни, следовали путем крайностей. Вы прожили достаточно долго — когда вы собираетесь пробудиться?
Разве вы не следовали путем крайностей? Вы то едите слишком много, то поститесь; то потворствуете себе, то ограничиваете себя — все так делают. Если бы вы перестали это делать, вы уже стали бы просветленными. Почему вы еще не стали просветленными? Из-за крайностей.
Вы продолжаете двигаться как маятник старых часов — справа налево, слева направо — продолжаете и продолжаете двигаться. Помните: когда вы пускаетесь в одну крайность, вы получаете импульс, наращиваете инерцию, чтобы пуститься в другую крайность. И так продолжается все дальше и дальше… это порочный круг.
Пифагор обращался к искателям; Пифагор обращался к ученикам, как и я говорю для учеников. Ученик — это тот, кто устал от путей этого мира и хочет иметь новые перспективы, хочет найти новое понимание.
Да, Блейк прав — но и Пифагор прав! До сих пор вы жили по Блейку. Теперь прекратите это вечное движение по одному и тому же порочному кругу. Путь крайностей ведет во дворец мудрости. Где этот дворец мудрости? А вы находитесь на пути крайностей достаточно долго! Вы должны бы уже прийти. Может быть, ваша жизнь и состоит из крайностей, но она не сознательна.
Осознайте свои крайности. Внесите сознательность в свою жизнь и в свои действия, и мало-помалу вы увидите, что крайности исчезают. Маятник движется не так быстро, он замедляется. Его колебания не так велики, как раньше колебания уменьшаются. И постепенно, однажды маятник остановится точно посередине. А когда маятник останавливается посередине — останавливаются часы, останавливается время: вы вступаете в вечность.
Уильям Блейк прав, но Пифагор прав гораздо более. Уильям Блейк говорит только о пути: Пифагор сообщает вам нечто о цели.
И Блейк говорит: «Человек никогда не узнает, что такое достаточно, пока не узнает, что такое слишком». Но неужели вы до сих пор не знаете, что такое слишком? Подумайте об этом. Не делайте Блейка оправданием — в противном случав вы хитрите. Неужели вы не впадали в крайности, постоянно двигаясь из одной противоположности в другую? Как долго вы хотите жить так, чтобы узнать? И, просто впадая в крайности, вы думаете, что вы будете знать? Вы должны нечто привнести: вы должны привнести размышление, медитацию. И только тогда вы сможете узнать, что такое слишком много и что таков слишком мало.
Медитация приносит равновесие. А равновесие — это музыка, равновесие — это Бог.
На Востоке все великие слова, которыми мы называем предельное, произведены от корня, означающего равновесие. Самадхи: происходит от сам — сам означает равновесие. Сангит, музыка — также происходит от сан, равновесия. Самбодхи, просветление — происходит от сам. Сам означает равновесие. Равновесие — это самадхи, равновесие — это просветление.
Вы прожили довольно, чтобы узнать, та) такое достаточно и что такое слишком. Однако, Виварто, ты хочешь найти оправдание, чтобы продолжать ту жизнь, какой ты жил до сих пор.
Ты говоришь: Мне кажется, что золотая середина — это путь для тех, кто уже достиг истины.
Тем, кто уже достиг истины, не нужен никакой путь. Они прибыли. Не умничай, не будь дипломатичным со мной. Не пытайся найти способ, чтобы сбежать от истины: Путь не для тех, кто уже прибыл — это очевидно. Им не нужен