стремлением к усовершенствованию очень легко может скрываться невроз. А женщины склонны к тому, чтобы стать усовершенствователями, потому что им недоступны другие виды господства.
На протяжении веков мужчина доминировал всеми другими способами экономически, социально, политически, религиозно. Он преобладал везде. Он не оставил женщине никакого способа доминировать; она была вынуждена изобретать собственные пути.
Все женщины превратились в моралисток, усовершенствователей. Это их стратегия, их политика, чтобы доминировать над вами. Она не позволит вам курить сигареты, потому что это нехорошо; она не позволит вам пить — это нехорошо. Она не разрешит вам есть то и это — это нехорошо. Она не разрешит вам ничего! Это ее способ доминировать над вами.
Если бы женщинам были доступны в мире все способы конкурировать с мужчинами, они бы перестали быть усовершенствователями. Это то, что происходит на Западе: женщины стали курить. Они никогда раньше не делали этого; они всегда были против того, что мужья курят. Теперь они сами курят. Что случилось? Это было для них просто способом управлять.
И помните: возможно, причина вашего страха — в том, что она усовершенствователь. Возможно, она вызывает в вас огромный комплекс вины, что вы недостойны ее. Это ее стратегия: берегитесь. Это очень тонкая хитрость, чтобы доминировать и владеть.
Два молодых человека обсуждали обычную тему: девушек.
— Я ищу девушку, — сказал один, — которая не пьет, не курит и не имеет других вредных привычек.
— И когда ты найдешь ее, — спросил другой парень, — что ты будешь с ней делать?
Если бы вам удалось найти совершенную женщину, вы оказались бы в трудном положении. Она не человек; она будет совершено бесчеловечной в своих требованиях. И вы по сравнению с ней будете как червь, безобразны. Это наслаждение для пуритан, для моралистов.
Ваши так называемые святые наслаждаются путешествиями эго. Они готовы пожертвовать всем и пойти на любой аскетизм только для того, чтобы помучить вас, показать вам, что вы безобразны, что вы безнравственны, что вы грешники. Их единственная радость — в том, как бы доказать, что они святые. И что бы вы ни потребовали, они готовы выполнить это. Только одно требуется: продолжайте верить в их святость. Они готовы сделать любую глупость, которую вы потребуете.
Был один христианский святой, и впоследствии вокруг него образовалась крупная секта. Этот святой обычно каждый день по утрам избивал себя за свои грехи. Конечно, он пользовался огромным уважением, и собрались многочисленные последователи. И самоистязание стало самым важным в этой секте. А самым значительным лицом становился тот, кто смог избить себя больше всех, кто смог изранить свое тело, кто мог мучить себя. Он становился величайшим святым. Ну посмотрите на эту глупость.
Но люди готовы поститься, морить себя голодом, ходить голыми по морозу делать все — только бы вы почитали их, удовлетворяли их эго.
Эго очень хитрая политика. И поскольку у женщин нет иного способа доминировать, они доминируют через совершенство. Но самое главное в том, что вы еще не любили женщину, и вы не разрешали также женщине любить вас. Эго отношения страха. И вы, должно быть, тоже заставляете ее бояться: это ваша правда. Я не знаю другой части дела — ее правды. Должно быть, вы заставляете ее бояться тоже, тонкими способами угрожая ей. Бросьте все эти игры. Жизнь коротка, а любовь ценна. Не упускайте возможности глубокой интимной любви потому что лишь любовь открывает двери молитве.
Правда ли, что целибат был принят в церкви спустя три столетия после смерти Иисуса? Похоже, это становится неизбежным уделом любой церкви после смерти ее мастера?
Гитам,
До нашего времени были такие случаи. Запомни — этого не должно произойти после меня. Так было, и есть все возможности, что это случится.
Почему это происходит? Почему всегда всякая жизнеутверждающая религия превращается в жизнеотрицающую? Есть глубокие причины.
Когда мастер жив, он говорит жизни «да» — так как ему совсем не нужно господствовать над вами. Он сам мастер; ему не требуется, чтобы кто-то другой подтвердил то, что он — мастер. Даже если он один, он — мастер, он император. Он не нуждается в последователях. У него есть сокровище, царство Бога. Его жизнь — это утверждение, он наслаждается, он празднует. Его жизнь это танец, песня; его жизнь — это поэзия. В его жизни есть аромат цветка и красота деревьев, тишина гор и радость любовников.
Он принял самого себя. Он узнал свою целостность — а в познании сваей целостности все разрушительное и негативное исчезает, поглощается позитивным. Даже «нет» становятся «да». Мастер — это нуминальность: Бог кивнул ему «да». Бог с ним.
Однажды мастер уходит, и возникает проблема. Кто-то должен стать преемником; и если преемник не просветленный, что бывает не всегда… Это произошло с Иисусом: преемники не были просветленными. Они были большие грамотеи, очень эрудированные. Они много потрудились над созданием церкви. Но церковь была основана непросветленными людьми; церковь была создана спустя триста лет.
За эти триста лет свет исчез совершенно. Теперь единственным способом доминировать над людьми было создание жизнеотрицающей религии. Только создав жизнеотрицающую религию, священник может господствовать. Скажите людям: это неверно, то неправильно — и чем больше «не» вы скажете, тем сильнее заставите их бояться, чувствовать вину. А когда кто-то чувствует вину, его легко подчинить.
Целибат есть почтя во всех религиях по единственной причине: секс — такая громадная сила, что никто не может реально преуспеть в подавлении его. Вы можете преуспеть, трансцендируя его, но вам не удастся преуспеть, подавляя его. Так что это трюк: учить людей сохранять целибат, зная, что они никогда не смогут преуспеть. И когда они вновь и вновь потерпят неудачу, они почувствуют себя виноватыми. Когда они вновь и вновь потерпят неудачу, они потеряют уверенность в себе; когда они вновь и вновь потерпят неудачу, они станут лицемерами. И они будут знать, как они безобразны, какие они великие грешники. Им будет известно, что внутри у них одно, а на поверхности — прямо противоположное.
И священник также может быть уверен, что люди, практикующие целибат, вынуждены искать какой-то иной способ удовлетворения их сексуальных желаний если не в действительности, то по крайней мере в фантазиях. Священник может быть уверен — вы не сможете поднять глаза. Вы будете испытывать стыд, и именно ваш стыд — его сила.
Целибат отрицает жизнь. Он подразумевает, что вы говорите жизни «нет», потому что секс — это источник жизни. И когда вы говорите жизни «нет», почти невозможно подавить желание. Оно продолжает приходить, снова и снова — не с этой стороны, так с той, оно отыскивает свои пути. Оно создает извращения. А извращенный человек все более и более осуждает себя.
Приходской священник никак не мог устоять против хорошенькой девушки. Она исповедовала свои прегрешения, и это было для него уже слишком. Он попросил ее пройти в его комнату. Там он обнял ее.
— Делал ли молодой человек с тобой это? — спросил он.
— Да, отец, и даже хуже, — ответила девушка.
— Гм, — сказал священник. Он поцеловал ее. — А это он делал?
— Да, отец, и даже хуже, — сказала девушка.
-А так он делал? — священник страстно сжал ее в объятиях.
— Да, отец, и еще хуже.
К этому времени священник был основательно возбужден. Он повалил девушку на ковер и занялся с нею любовью; тяжело дыша, он спросил:
— Ему и это удалось сделать?
— Да, отец, и даже хуже, — сказала девушка.
Закончив с ней, он спросил:
— Он сделал это, и еще хуже? Дорогая дочь моя, что же худшее мог он сделать?
— Ах, — робко сказала молодая девушка, — сдастся мне, отец, что он подарил мне гонорею.
Ваши так называемые целибаты, ваши так называемые монахи, и священники, и отцы — всем им приходится искать какие-нибудь потайные двери в жизнь. И я не говорю, что в этом отыскивании потайных дверей есть что-то дурное. Плохо то, что они заперли переднюю дверь — в этом нет необходимости. Их лицемерие абсолютно излишне. Им следует быть подлинными — ведь только подлинная личность может трансцендировать себя.
Секс можно превзойти. И тогда в вашу жизнь входит абсолютно новое качество. Возникает целибат, но он не навязан. Это не ваше усилие, это дар Бога. Он исходит из глубокого познания жизни — вы становитесь все более и более зрелым, и однажды, внезапно, секс покажется вам детской забавой. Это так. Из этого следует, что он возможен только если вы не сознательны, когда вы живете во тьме бессознательности.
Когда в вас возникает некий свет и ваше сердце воспламеняется, он начинает исчезать, точно так же, как исчезает темнота, когда вы вносите свет. Но это совершенно другое явление.
На Востоке мы назвали это прекрасным именем, мы назвали это брахмачарья. Слово брахмачарья не может быть переведено словом целибат. Целибат — это подавление секса: секс здесь, он кипит внутри вас. Брахмачарья — это трансценденция секса: вы стали настолько зрелым, что игрушки, которыми вы привыкли играть, более несовместимы с вашей сознательностью — они отпадают сами собой.
Слово «брахмачарья» означает жить, как Бог. Буквально оно значит «поступать, как Бог», «жить милосердно, как Бог». Это совершенно другое явление.
Мастер живет с этим милосердием. Но когда мастер уходит, на сцене появляются политики — конкуренты, которые хотят успеха, которым нужно доминировать над учениками, которые хотят власти. И они могут получить власть, только если начнут разрушать ваше естественное бытие.