информация не нужна — реальная проблема где-то в области чувств. Пациенту нужен новый образ чувств, новый способ видения, новый способ постижения. А это может произойти только тогда, когда терапевт позволяет себе эмоциональное общение.
Это возможно только если вы находитесь на таком высоком уровне, что можете эмоционально общаться и все же не терять своего покоя; иначе вместо помощи ваше беспокойство будет тревожить пациента.
А третья и высшая ступень — это ступень посвященного. На этой ступени мастер и ученик более не отдельны: возникает союз — не общность, а союз, род единства. Таков был наш путь на Востоке. Искатель приходит как студент, влюбляется в мастера, становится учеником; и однажды любовь созревает, мастер и ученик встречаются, реально встречаются. В этой встрече рождается посвященный.
Тогда мастер перестает быть человеческим существом: о мастере думают как о Боге. Вот почему будду мы называем «Бхагван». Это имя не соответствует христианскому смыслу слова «Бог». Его смысл в том, что посвященный пришел к точке, откуда он может видеть, что его мастер только живет в теле, но он — не тело. Теперь он может видеть трансцендентальную энергию мастера. Мастер представляет Бога на земле. Мастер — это проникновение запредельного, неведомого, в известное.
Психотерапия должна подойти к этой черте. Пока психотерапия не станет религией, эта проблема останется.
Дик почувствовал, что ему нужна помощь в разрешении проблем, и решил пойти к психоаналитику. Когда он пришел, психоаналитик велел ему лечь на кушетку и рассказать обо всем, что его беспокоит. Через некоторое время доктор сказал ему, что он может продолжать говорить — все будет записано на магнитофон.
Психоаналитик вернулся к концу сеанса, и на следующий раз все повторилось вновь. На третьем сеансе, когда доктор удалился, Дик из любопытства взглянул в окно и увидел, как тот переходит через дорогу в бар.
На следующий сеанс Дик пришел с кассетой, отдал ее психоаналитику и сказал:
— Я записал свой сеанс дома, так что мы можем пойти и выпить вместе.
Психоаналитик должен быть не просто профессионалом: психоанализ должен быть для него не профессией, а призванием. Он должен быть его любовью, его творчеством, его молитвой. Он должен быть его приношением Богу, только тогда пациенты не будут сводить его с ума. В противном случае это не может не произойти, это естественно.
Но запомните один фундаментальный закон: точно так же, как и болезнь, здоровье заразно. Если вы слишком долго живете с больными людьми, вы тоже заболеете. Пока вы не стали таким здоровым, таким целостным, настолько собранным, что это защищает вас от всех инфекций, что вы приобретаете иммунитет — лишь тогда вы сможете помочь, и пациенты не смогут нарушить ваш покой.
Это возможно. Вот что мы стараемся здесь делать. Мой труд здесь превратить терапевтов в мастеров. Меньшее не поможет.
Третий вопрос:
Ошо, тысячи людей приходят в ваши терапевтический группы, чтобы выйти за пределы своих ограничений и разбить эмоциональные барьеры. Где гарантия, что они не получат психологического ущерба?
Субхути,
Разве может быть больший психологический ущерб? Вам его уже нанесли. Эта работа уже сделана. Вы не можете стать более больными, чем есть; вы не можете пасть ниже, чем пали — общество уже сделало это. Мы не можем нанести вам ущерба; теперь это невозможно.
Вред уже нанесен.
То, что мы пытаемся сделать здесь — это уничтожить его. Вас воспитали как индуиста, мусульманина, джайна, буддиста — это вред. Вас обусловили как индийца, немца, итальянца — это вред. Вас заставили верить; вам внушили все виды предрассудков, суеверий. Вас уже сделали шизофрениками; вас разделили на кусочки. Вас уже заразили лихорадкой амбиций. Вам говорили, что жизнь — это состязание, борьба, насилие, что единственная радость в жизни — это успех, что единственное блаженство в жизни — это иметь как можно больше денег, что вы получите удовлетворение, только став президентом или премьер-министром. Какой еще вред…? Все это чепуха. А вы полны этим — только взгляните внутрь себя, и вы увидите.
Каждый ребенок рождается чистым зеркалом, без всяких условностей, табула раса, чистый, как безоблачное небо, зеркало без пыли. Но мы бросаемся на него — все общество бросается на него. Тут же приходит священник, чтобы крестить ребенка. Мы не можем позволить ребенку расти таким, как есть; мы не может дать ему свободу. Мы начинаем манипулировать им, уродовать его. Мы начинаем внушать ему идеи — которые крайне невротичны. А он настолько беспомощен, что принимает их, он вынужден их принимая.
К тому времени, как он начинает что-то осознавать, ему будет нанесен такой ущерб, что он даже не сможет представить, как избавиться от него. К тому времени он настолько отождествится с этим, что будет думать: «Это и есть я». Если кто-нибудь спросит вас: «Кто вы?», какой будет ответ? Спросите себя: «Кто я?», и каким будет ответ? И какой бы ни последовал ответ, он будет ущербным: «Я индуист, я мусульманин, я индус, я брамин, я коммунист, я то, я это…» Вас научили всему этому!
Вы не имеет никакого отношения ко всему этому. Вы просто чистый свидетель, сознание, и ничего больше. Вы приходите в мир как чистое сознание, но люди начинают запихивать в вас хлам, множество хлама, и вскоре сознание утрачивается и вы становитесь содержанием. Это — падение, первородный грех: изменение состояния от сознания к содержанию.
То, что мы здесь делаем — обратный процесс: изменение состояния от содержания к сознанию. В этом весь мой труд. В этом вся суп. саньясы. Как это может повредить?
Белоснежка пришла к врачу.
— Доктор, — сказала она, — не могли бы вы осмотреть меня и сказать, девственница ли я?
Она легла на кушетку, и добрый доктор осмотрел ее. Когда он закончил, она снова спросила:
— Ну как, доктор, я еще девственница?
— Знаете ли, — сказал доктор, — это очень странно: технически ваша плева цела, но я смог заметить в ней семь маленьких вмятин.
Вы только технически человеческие существа — только технически — но вообще-то там .семь миллионов вмятин. Ваши родители, ваше так называемое общество, ваши политики, ваши священники проделали большую работу, чтобы сбить вас с толку.
Здесь, Субхути, нет возможности нанести психологический ущерб, потому что мы не воспитываем людей — мы просто избавляем их от условностей. Мы даже не перевоспитываем их; мы просто лишаем их воспитания. Мы стараемся помочь им стать совершенно нагими, психологически обнаженными. Мы не даем им никакой идеологии; мы очищаем их от всех идеологий. Мы пытаемся помочь им жить без всякой идеологии — жить без всяких представлений о том, как жить. Жить! Тотально, но без всяких идей о том, какой жизнью следует жить.
Я не даю вам философию жизни — я очищаю вас от всяких философий жизни. А потом чистая жизнь сама проявит себя. Я не даю вам цель, которую вы должны достичь; я отбираю все цели, чтобы вам не нужно было думать о будущем, чтобы вы могли жить в настоящем. Я не даю вам никакой идеи совершенства; я не говорю вам, что вы должны быть совершенны — я заявляю, что вы уже совершенны. Каждый рождается совершенным. Несовершенству вас научили.
Бог совершенен, и от Бога несовершенство невозможно. Мы приходам совершенными, мы приходим с подписью Бога. От совершенства исходит совершенство. А потом нами управляют, нас толкают и тянут люди, которых толкали, тянули и которыми управляли другие люди. И наше открытое небо тут же начинает закрываться, наши окна, наши двери закрываются — мы больше недоступны существованию. Наши окна закрываются.
И это — наше несчастье.
Усовершенствователи невротичны. Всякий, кто хочет быть совершенным, в любом случае станет невротичным. Невроз коренится в этой идее совершенствования — потому что вы никогда не сможете стать совершенными. Почему вы не можете стать совершенными? Потому что вы уже совершенны, так что как же вы можете стать? Если вы отправитесь на поиски того, что уже имеете, вы не найдете этого никогда. Если вы ищете свои очки, а очки у вас на носу, и вы смотрите через эти самые очки и ищете, вы никогда не найдете их, это невозможно.
Совершенство — наша природа. Это мое главное заявление вам: мы совершенны. Так что нам не нужно разыскивать совершенство. Вот чему я учу: живите совершенными, какие вы есть. Как я могу нанести вам вред? Идеалы вредны. Цеди вредны. Сама философия совершенства несет вред. Я отнимаю у вас все это.
Я учу вас жить просто. Жить с идеей, что жизнь очень сложна — это хитрость. Живите просто, как деревья и птицы…
Кто-то спросил Иисуса: «Как нам следует жить?»
Он взглянул в глаза этому человеку и сказал: «Не спрашивай меня — пойди и спроси у деревьев, цветов, рыб, птиц».
Что он хотел этим сказать? Он говорит: оглянитесь вокруг! Роза — это роза, лотос — это лотос, павлин — это павлин, а голубь — это голубь. Павлин не старается стать львом, а лев не старается стать слоном; роза не пытается стать лотосом, а лотос не пытается стать розой… иначе все они были бы на кушетке психоаналитика. Никто не пытается стать чем-то другим — и вот где скрывается наше несчастье. Вы пытаетесь стать кем-то другим.
Кто-то пытается стать Буддой, кто-то пытается стать Христом… теперь вы никогда не