философ (лат.).
[комм. 48]То есть логических сочинений.
[комм. 49]»Первоначала теологии».
[комм. 50]Экхарт Иоганн (Майстер Экхарт; 1260-1327) — знаменитый немецкий мистик, автор «Духовных проповедей», многие из идей которых перекликаются с мистикой неоплатоников.
[комм. 51]Греческая эмиграция «византийских гуманистов» была связана, во-первых, с преследованием правительством, принявшим точку зрения Паламы и паламистов, во-вторых же — со все возраставшей турецкой опасностью, закончившейся завоеванием османами Византийской империи.
Плифон Гемистий (1355-1452) — византийский философ и политик, подвизавшийся при дворе правителей Мореи (Пелопонесских владений Византии, долее всего сохранявших независимость от турок и переживших во второй половине XV столетия культурный и экономический расцвет). Участвовал в объединительном Флорентийском соборе 1438 г., во время которого и познакомился в итальянскими гуманистами.
[комм. 52]Фичино Марсилио (1433-1499) — флорентийский гуманист, философ, глава флорентийской Академии, созданной в подражание Афинской.
Пико делла Мирандола (1463-1494) — итальянский гуманист, сторонник Платона и неоплатонизма, стремившийся создать парадигму «философской религии».
[комм. 53]В Кембридже даже складывается неоплатонический кружок.
[комм. 54]Филон Александрийский (ок. 30 до н. э. — ок. 50 н. э.) — эллинистически образованный иудей, автор многочисленных аллегорических толкований Ветхого Завета, заложивший основу будущей христианской экзегетики. Находился под влиянием античной философии, особенно стоицизма, пифагореизма и платонизма.
[комм. 55]Потамон из Александрии — основатель эклектической школы (о ней известно ничтожно мало, да и то лишь из Диогена Лаэртского — см. I. 21), согласно современным представлениям, жил значительно раньше Аммония, во времена правления Августа.
[комм. 56]Бруккер Иоганн Якоб (1696-1770) — автор одного из первых в Германии трудов по истории философии — «Критической истории философии» («Historia Critica Philosophiae»), изданной в 6 томах (1742-1744), в которой подчинял собственно историю философской мысли идее становления христианской догматики.
[комм. 57]»В нем (неоплатонизме) составился заговор падшего человечества, ибо, не имея возможности истиной победить христианское благочестие, запутали обманом».
[комм. 58]Schwermerei, Fraumerei der Phantasie — увлеченность, мечтание фантазии (нем.). Вполне вероятно, что Блонский был знаком с «Руководством по истории философии» Готлиба Теннеманна (Geschichte der Philosophie) в 11 томах (1789-1819).
[комм. 59]Eine Geisteskrankheit — болезнь духа (нем.).
[комм. 60]Имеется в виду «Исторический и критический словарь» скептика Пьера Бейля (1647-1706), изданный в 1695-1697 гг.
[комм. 61]Мюллер Готтфрид (1797-1840) — немецкий историк, занимавшийся античной эпохой.
[комм. 62]»Нет никого в наш век, кто бы удивился Плотину, не читают… и не задумываются, оставляя трудные места незамеченными; всюду останавливаются и всячески этому противятся».
[комм. 63]Упоминается книга немецкого историка Якоба Гримма (1785-1863) «Размышление, в котором рассматриваются Плотиновы наблюдения над началами мышления». Трактат Плотина III. 8 носит название «О природе, созерцании и Едином», а главы 8-10 посвящены мышлению.
[комм. 64]Перечисляются книги Тейлора: «Плотин о Прекрасном», «Пять книг Плотина» и «Избранные работы Плотина».
[комм. 65]Дитрих Тидеманн выпустил 6-томный историко-философский труд «Дух спекулятивной философии от Фалеса до Беркли» («Geist der spekulativen Philosophie von Thales bis Berkeley». Bd 6. 1791-1797).
[комм. 66]Латинская цифра в нумерации трактатов Плотина обозначает номер «девятки», идущая после нее арабская — порядок трактата в данной девятке (в издании Порфирия), вторая арабская — номер главы.
[комм. 67]Крейцер (1771-1858) — немецкий филолог романтического настроя.
[комм. 68]Имеется в виду уже упоминавшийся трактат «О природе, созерцании и Едином».
[комм. 69]Джордано Бруно Шеллинг посвящает одноименное произведение: «Бруно, или О божественном начале вещей: Беседа» (1802). Последнее по времени издание на русском языке см. в: Шеллинг. Сочинения: В 2 т. М., 1987. Т. 1; в нем в авторских примечаниях цитируется Платонов «Тимей» (68е).
[комм. 70]Винцер: «Очерк правил Плотина, применимых к учению о нравах».
[комм. 71]»О различии между учениями Плотина и Шеллинга о высшем божественном произволении».
[комм. 72]Сам Шеллинг упоминает о Плотине в «Философских исследованиях о сущности человеческой свободы и связанных с ней предметах» (1809) в том месте, где говорит об учении об эманации (Гете также считал философию Плотина философией эманации), причем, по его мнению, «Плотин (I. 8. 8) остроумно, но недостаточно описывает переход изначального добра в материю и зло» (перевод этого места дан по: Шеллинг. Сочинения: В 2 т. М., 1989. Т. 2. С. 105), а также в «Философии мифологии и Откровения», своем предсмертном труде, где он говорит о неоплатониках, «что они сами стремились создавать свою философию, рассматривая мифологию».
[комм. 73]Имеется в виду трактат V. I — «О трех первоначальных ипостасях».
[комм. 74]»О прекрасном».
[комм. 75]…дает «некоторое правило названия прекрасного и красивого», излагает связь «в искусстве греческих таинственных учений о прекрасном» и «мифах».
[комм. 76]Рассуждение Прокла о Едином и Красоте.
[комм. 77]Гейгль: «Плотинова физика».
[комм. 78]»Перевести плотинизм в знание нашего времени».
[комм. 79]Бутервекк: «Тщательное исследование философов александрийских и неоплатоников.
[комм. 80]»Исказители платоновских учений».
[комм. 81]Плотин участвовал в несчастливом походе императора Гордиана III против персов (243-244 гг.).
[комм. 82]»Он всякий раз особенное возвращает к полному всеобщему».
[комм. 83]»Духовного делания».
[комм. 84]Риттер Генрих (1791-1869) — автор труда «История философии».
[комм. 85]Эманационное учение.
[комм. 86]Маттер: «История Александрийской школы».
[комм. 87]Крейцер Георг Фридрих (1771-1858) — немецкий философ.
[комм. 88]Штейнгарт: «Вопросы диалектики Плотина, впервые рационально связанные».
[комм. 89]»Плотинические упражнения».
[комм. 90]Рhilosophus philosophum — философ философов (лат.).
[комм. 91]Pistis (греч. рЯуфйт — вера; нем. Ьberreung) — можно перевести как «раскаяние», или «обращение к вере».
[комм. 92]»Диссертация о плотинизирующем Дионисии Ареопагите».
[комм. 93]»Неоплатонизм и христианство: Исследование доступных рукописей Дионисия Ареопагита с внимательным сличением с аналогами. Т. 1. Неоплатоническое учение».
[комм. 94]Неандер: «О всемирно-историческом значении II. 9 (трактата) «Девяток»».
[комм. 95]Ян: «Плотинизирующий Василий Великий».
Св. Василий Великий (ок. 330-379) — епископ Кесарии Каппадокийской, глава каппадокийского кружка, благодаря деятельности которого был выработан христианский догмат о Св. Троице и Св. Духе, утвержденный на II Вселенском Соборе (381 г.). Мнение Яна о влиянии сочинений Плотина на каппадокийцев многократно подтверждалось позднее и считается бесспорным. Дискутируется степень этого влияния. Вопрос сложный и единого решения до сих пор нет, поскольку он близко подходит к проблеме отношения веры и разума в христианскую эпоху вообще. Обычно отмечаются заимствования на уровне философской терминологии, например утверждение термина «ипостась» (›рьуфбуйт) наряду с уже употребляемым понятием «сущность» (пљуЯб), тогда как сам стиль мышления каппадокийцев несколько иного направления, нежели у самих неоплатоников.
[комм. 96]»Изучение мистицизма: Плотин и его доктрина».
[комм. 97]»Ключевой пункт старой философии».
[комм. 98]»Завершением» древней философии.
[комм. 99]»Саморазрешение старой философии».
[комм. 100]Имеется в виду издание «Греческой философии» Целлера.
[комм. 101]Кирхнер: «Философия Плотина».
[комм. 102]»Строение Универсума».
[комм. 103]»Человек и его назначение».
[комм. 104]Кирхгофф: «Сочинения Плотина».
[комм. 105]Рихтер: «Неоплатоническое учение».
[комм. 106]»Его (Плотина) философию по отношению к Евангелию следует рассматривать только как предчувствие, представление и желаемое достижение правды».
[комм. 107]»Религиозная философия».
[комм. 108]»Историческое отключение античной философии», при этом «критическое отключение» и «задатки к систематическому увязыванию Платона и расширенного и образованного Аристотеля через стоические понятия».
[комм. 109]»Пророк новой философии».
[комм. 110]Ибервег Фридрих (1826-1871) — немецкий философ; см. примеч. к статье Вл. Соловьева.
[комм. 111]Феория — богозрение, интеллектуальное созерцание.
[комм. 112]Фолькманн: «Вершина античной эстетики» ( 1860); Бреннинг: «Учение о прекрасном у Плотина (1864); Витринга: «О превосходстве начала прекрасного, которое Плотин помещает в телесности (1860); Груккер: «О книгах Плотина» (I. 6; V. 8); Мюллер: «К учению о прекрасном у Плотина» (1866).
[комм. 113]В 1867 г. выходят «Черты этики Плотина» Мюллера, издавшего за год до этого перевод V. 8 («Об умной красоте»); в 1875 г. он же публикует комментированный перевод III. 8 («О природе, созерцании и Едином»), а в 1882 г. издает «Плотиново исследование материи». Результатом занятий Мюллера являются его новые издания — «Эннеады Плотина» (1878-1880), с его во многом новым переводом, и «Порядок в трех первых «Эннеадах» Плотина». В то же время (1883) де Клейст издает «Учение Плотина».
[комм. 114]Пизинос: «Учение Плотина о добродетели» (1895); Рохолль: «Плотин и христианство» (1898); Шарренбройх: «Учение Плотина о прекрасном».
[комм. 115]Гартман Эдуард фон (1842-1906) — немецкий философ и психолог, представитель философии «бессознательного», синтезировал в т. н. «динамической метафизике» Гегеля и Шопенгауэра.
Блонский упоминает работы «Zur Geschichte ьber Begrьndung der Pessimismus» — «К истории и обоснованию пессимизма»; «Geschichte des Metaphysik» — «История метафизики» (1899).
[комм. 116]…»смысловым зерном, интуитивным восприятием, наполненной предчувствием приближением, полную фантазией мечтой, смелой перед любой критикой и без всякого критического оружия» Платона.
[комм. 117]Древс Артур (1865-1935) — ученик Гартмана. Приведено название его работы «Плотин и закат античного мировоззрения».
[комм. 118]»Истинно действительное есть истинно действенное» (пер. сост.). «Мышления бытия (genetivus objectivus) есть мышление бытия (genetivus subjectivus)» — имеются в виду разные виды родительного падежного склонения, определяющие принадлежность бытия мышлению в первом случае и принадлежность бытию мышления во втором: «мышление бытия (бытия как объекта, на который направлена мысль) есть бытия мышление (т. е. бытие действует как субъект мышления)».
[комм. 119]Cogito, ergo sum — мыслю, следовательно, существую (лат.).
Блонский перечисляет все известные новоевропейские философские концепции главного принципа деятельности сознания, которые начинаются с онтологического самообоснования и заканчиваются утверждением действительности объекта познания.
[комм. 120]Кифер издает перевод «Избранных «Эннеад»» с примечаниями в духе Гартмана, а Леоп. Циглер пишет «Западный рационализм и Эрос»; в 1909 г. Гассе выпускает исследование «От Плотина к Гете». Из других работ, которые менее значительны, можно указать работы Голльвитцера («Учение Плотина о свободе воли», 1900-1902), Хорста («Введение… в эстетику Плотина», 1905), Альверманна («Плотиново учение о всеприсутствии Божества», 1905) и вновь Голльвитцера («Вклад в критику и толкование Плотина», 1909).
[комм. 121]Марбургская школа неокантианской философии была основана профессорами университета этого города Германом Когеном (1842-1918), который являлся главой школы, и Паулем Наторпом (1854-1924). Наиболее знаменитым продолжателем этого течения был Эрнст Кассирер (1874-1945).
[комм. 122]»Доклады к истории идей. Ч. 1. Филон и Плотин».
[комм. 123]Речь идет о книге М. И. Владиславлева «Философия Плотина» (1868), в которой и высказано пожелание такого метода.
[комм. 124]Именно к этому методу прибегнул А. Ф. Лосев при исследовании творчества Плотина, в опубликованной в 6 томе «Истории античной эстетики».
[комм. 125]Имеется в виду перевод ряда трактатов V и VI «Эннеад», осуществленный под редакцией профессора Нежинского института Г. В. Малеванского и впервые опубликованный в журнале «Вера и разум» (1897-1900). До сих пор он составляет основу русских изданий Плотина.
[комм. 126]Точнее перевести: «просто» единое.
[комм. 127]Греческое hypostasis переводится как «основание, подставка». Блонский справедливо отмечает некоторую, скорее, путаницу, чем подмену понятий. Принятие тождественности и одновременно различности при их родственности определений «сущность» и «ипостась» произошло вне философской среды неоплатоников и потому не вполне применимо к ним. После длительной борьбы за догмат веры в IV в. христианское богословие вырабатывает положение, уравнивающее значение этих терминов: одна и та же сущность в трех ипостасях и вне их не может находиться; поэтому в каждой отдельной ипостаси (Лице Св. Троицы) пребывает вся полнота божественной сущности. У неоплатоников же эти понятия следует различать.
[комм. 128]Нypokeimenon — подлежащее, подкладка (др.-греч.).
[комм. 129]»Случайно записанные».
[комм. 130]Такого рода «субстанциализация» зла не соответствует духу учения Плотина и следует обычно из нескольких слишком категорично переведенных фраз трактата «О причине и источнике зла» (I. 8). На самом деле материя «пуста» и в этом смысле может стать субстратом для принятия зла,