Философия права. Сергей Сергеевич Алексеев.
Право человека должно считаться священным, каких бы жертв ни стоило это господствующей власти. Здесь нет середины и нельзя измышлять среднее прагматически обусловленного права (нечто среднее между правом и пользой); всей политике следует преклонять колени перед правом…
Иммануил Кант
Об авторе
Сергей Сергеевич Алексеев — член-корреспондент РАН, доктор юридических наук, профессор — возглавлял в 2989—1991 гг. Комитет по законодательству Верховного Совета СССР, затем Комитет конституционного надзора. В 1992 г. был председателем Совета Исследовательского центра частного права при Президенте Российской Федерации. Внес значительный вклад в разработку проектов Конституции, Гражданского кодекса Российской федерации, ныне является руководителем федеральной программы «Становление и развитие частного права в России».
С. С. Алексеев — автор свыше 300 печатных работ по теории права, гражданскому праву, философским проблемам, в их числе книги: «Предмет советского гражданского права» (1959), «Общие теоретические проблемы системы советского права» (1961), «Проблемы теории права» (1972—1973), «Структура советского права» (1975), «Общая теория права» (1981—1982), «Общие дозволения и общие запреты в советском праве» (198В), «Право и перестройка» (1987), «Теория права» (1993, 1995), «Государство и право. Начальный курс» (1993, 1994), «Россия. У роковой черты» (1994), «Основы правовой политики в России» (1995).
Несколько вступительных слов
О чем эта книга?
Я задумал ее как научно-философскую работу, которая призвана не только познакомить читателя с определенным кругом авторских раздумий по философским проблемам права, но и в конечном итоге сказать о самом главном, что должно, кажется, вызвать понимание, озабоченность и тревогу людей в нашем Отечестве и, быть может, стремление как-то повлиять на ход событий. Сказать о подспудной драме наших дней — о жестоком столкновении двух философских позиций в отношении права, закона, правосудия, двух полярных «философий права», существующих ныне в России в системах общественной жизни и власти.
Понимание этой драмы, ее исхода потребует разобраться с научными данными, которые и сами по себе, надо полагать, имеют общепознавательное и прикладное значение. Здесь, как и в любой науке, вам придется встретиться со сложными, подчас трудными для понимания категориями, научными предположениями, соперничеством идей. А перед этим, в первых двух главах, надо будет еще познакомиться с общими характеристиками философии права как науки (глава первая) и ключевыми проблемами правовой теории (глава вторая).
И тут нельзя не сказать вот о чем. Эта книга принадлежит перу автора, который долгое время исповедовал — пусть и в некоем, как представлялось, облагороженном виде и с попытками вырваться из цепи непререкаемых догм, но именно исповедовал, искренне веровал, пропагандировал, не раз пытался представить в модернизированном виде, с «человеческим лицом», одно из упомянутых направлений в философии права, которое, будем верить, уходит в прошлое.
И все, что написано в книге, — не только взгляд «изнутри» и не только то, что в конце концов с великим трудом, кажется, постигнуто (увы, главным образом в результате потрясений, прокатившихся по России с 1985 года, в сложные, противоречивые времена начавшихся в стране экономических и политических перемен), но и — могу заверить — в немалой мере выстрадано в практических делах, прошло через тяжкие внутренние противоборства, сомнения, утраты в вере и потери в представлениях о ценностях, в надеждах. И потому эта книга — и покаяние автора, и его посильное очищение, а главное — искренняя попытка извлечь уроки из прошлого. Этим и вызвана необходимость разобраться в проблемах философии права и с этой целью — обратиться к накопленным человечеством опыту и мудрости, которые в меру своих сил изложил в книге автор.
Глава первая. Философия права. Общие положения
1. Наука о праве в жизни людей
Что же это такое — философия права?
При ответе на поставленный вопрос можно было бы ограничиться ссылками на известные, к тому же внешне впечатляющие, философски-утонченные определения, согласно которым философия права представляет собой «форму самосознания правовой культуры», а то и прямо по Гегелю — «мыслящую себя идею права»[1].
Или — охарактеризовать эту дисциплину в историко-логическом ракурсе. Не случайно при определении философии права, в сущности, все авторы говорят о ней как о науке, которая постигает логику права[2]. По мнению же Ю.Я. Баскина, рассматриваемая дисциплина «есть прежде всего история формирования и развития понятий, отражающих реальные общественные отношения»[3].
И все же, отдавая должное приведенным дефинициям, на первое место, на мой взгляд, нужно поставить — пусть и несколько упрощенную, довольно общую — характеристику философии права как науки о праве в жизни людей, человеческом бытии. И тогда философия права предстает как научная дисциплина, которая призвана дать мировоззренческое объяснение права, его смысла и предназначения, обосновать его под углом зрения сути человеческого бытия, существующей в нем системы ценностей[4].
Два уровня.
Принимая во внимание некоторые обобщенные характеристики философии права, нужно вместе с тем исходить из того, что данная научная дисциплина может строиться в двух науковедческих плоскостях (уровнях) и соответственно выступать в одном из двух качеств:
— в качестве исконно философской дисциплины, рассматривающей право под углом зрения определенной универсальной философской системы или историко-философских разработок;
— в качестве интегрированной философско-правовой области знаний, когда на основе определенной суммы философских идей осуществляется научная проработка правового материала.
Первый из указанных уровней философии права вполне закономерен. Право— какое бы значение ни придавать этой категории — представляет собой социальное явление, и любая философская система, претендующая на универсальность, а также историко-философские разработки неизбежно включают в предмет своего осмысления также и это явление социальной жизни.
Именно в данном случае возможно формирование специальной философской науки, привлекающей правовой материал, но остающейся в рамках соответствующей системы философских знаний, на «почве философии».
Наиболее ярким, выразительным примером осмысления права в контексте универсальной философской системы является философия права Гегеля[5].
И вот здесь, во взглядах на право Гегеля, есть пункт, на котором — с учетом последующего изложения материала и специфики авторского видения проблем философии права — хотелось бы сразу остановить внимание.
При философском истолковании права Гегель, хотя по ряду позиций продолжил и углубил идеи о природно-естественной основе этого феномена, все же в основном сосредоточил мысль на его характеристике в аспекте своего миропонимания — логики объективного духа[6]. И с этой стороны, как мне представляется, выделив философию права как фундаментальную часть всей своей философской системы, оттенил в ней то, что роднит философию с правом, идею обоснованности действительности или же обоснованности процессов, поведения и поступков в обществе[7].
Вот почему, кстати сказать, в гегелевской философии права (она так и названа великим философом «философией права») столь много внимания уделено не непосредственно юридическим явлениям, а широкому спектру категорий — нравственности, морали, состоянию и развитию духа — всему тому, что позволяет определять обоснованность процессов, действий, поступков, а в более широком плане — обоснованность всего сущего.
По парадоксальным, причудливым зигзагам развития человеческого духа такое, воистину философское понимание «права» по всем данным стало предпосылкой для марксистов, материалистических последователей гегелевской диалектики, что подчеркивали и Маркс, и Ленин (да еще акцентируя нацеленность философии на «изменение мира»), а отсюда — для формирования такого супернадчеловеческого понимания рассматриваемых категории, которое характеризует коммунистическую революционную идеологию. Второй, интегрированный, философско-правовой уровень научных знаний о праве выражен в формировании и развитии особой, самодостаточной научной дисциплины, охватывающей как философию (по своим основам), так и правоведение (по своему основному содержанию).
В настоящей работе философия права строится в соответствии с этим, «вторым» уровнем, когда включается в область юридических наук.
И это вполне понятно. Коль скоро основное содержание философии права как интегрированной области знаний образует правовой материал, то значит, в этой плоскости научные разработки входят в состав правоведения.
А это помимо всего прочего означает, что основой и отправным пунктом осмысления права в рамках интегрированной философско-правовой науки является не действительность в целом, не «все бытие» (как это характерно при рассмотрении права в пределах универсальной философской системы), а действительность в тех пределах, в которых существует право, то есть социальная действительность, человеческое бытие. Обратим внимание— человеческое бытие, бытие живущих и действующих в сообществе разумных существ, способных постигать и творить мир, творить и постигать право.
Вещие слова в этом отношении сказаны Гегелем. По его справедливому утверждению, «в праве человек должен найти свой разум … и постигнуть мысли, лежащие в основе права»[8]. При этом важно и то, что характеристика права, производимая на базе философских положений как исходной основы, не покидает «почву права» и является характеристикой, выводимой непосредственно из правового материала, из его сути и логики. По меткому выражению Ю.Г. Ершова, в данной плоскости науку «мало интересуют умозрительные конструкции, оторванные от реальных правовых процессов и явлений. В этом смысле философия права как бы «вырастает» на фундаменте всего юридического знания»[9]. Обратимся теперь к самому праву как предмету философско-правовых знаний.
По этому вопросу ограничимся пока двумя положениями, первое из которых относится к числу элементарных, очевидных, а второе — к числу более основательных, для данной работы — главных, ключевых.
«Право» при самой элементарной, строго юридической характеристике — это критерий «юридической правомерности», основание и свидетельство, своего рода социальный знак того, что каждый из нас вправе или не вправе что-то делать, как-то поступать. Еще по суждениям древнеримских юристов (определение Цельса), право, будучи наукой о добре и справедливости, призвано быть основанием для отличия дозволенного от недозволенного.
И надо заметить в связи с приведенным элементарным определением, что право при таком, кажется, предельно простом взгляде на вещи представляет собой, пожалуй, один из самых прагматических участков жизни общества — явление практической, деловой жизни людей. С момента формирования первых простейших форм регуляции, спонтанно рожденных из сплава биологических и социальных потребностей людей, оно в качестве естественного права в облике мононорм[10]-обычаев, а затем в условиях цивилизации[11] — более развитых нормативно-ценностных форм регуляции выступает по большей части в качестве органического элемента бытовых, хозяйственных, ритуальных и иных отношений и порядков, из которых складывается повторяющаяся изо дня в день, повседневная, обыденная жизнь общества.
Теперь — о втором, и надо сразу же сказать, наиболее широком значении права.
Что подразумевается под — «наиболее широким» значением? Известно, что слово «право» используется в нескольких смыслах, в плоскостях, подчас довольно отдаленных друг от друга (право как закон, моральное право, обычное право, право как правомочие и т. д.). И казалось бы, если поставить задачу свести эти терминологические обозначения с разноплоскостным содержанием в некую единую формулу, то результатом такого сведения, как и в ряде других случаев, когда «выводится за скобки» нечто общее, присущее ряду различных явлений, окажется весьма банальное, бедное, малосодержательное понятие.
Но такого рода отрицательный эффект случается далеко не всегда. Во всяком случае, не в той сфере, о которой сейчас идет речь.
В области права происходит эффект совершенно противоположный. Несмотря на разнообразие, отдаленность областей жизни, где используется слово «право», то общее,