в немалой мере до настоящего времени продолжали и продолжают действовать прежние юридические акты, «настроенные» на функционирование бесконтрольной военно-коммунистической власти и планово-распределительной экономики. Другие акты, принятые в годы перестройки и в более позднее время, несут на себе печать социалистических порядков и нравов. Практической юриспруденцией (да и подготовкой юристов в системе правового образования) занимаются в основном специалисты, воспитанные в духе догм и традиций социалистического права.
Но главное все же не это. Самое существенное из того, что отрицательно влияет на всю правовую жизнь современного российского общества, — это сама сохранившая свою силу и действие, коммунистическая философия права. Тс выражающие эту философию правовые идеи, которые образуют стержень, сердцевину правовой системы, действующей в условиях господства коммунистической идеологии Идеи подновленные, преподнесенные в осовремененном словесно-демократическом антураже. Ныне — все более обретающие «национально-патриотическую» окраску. Но по своей основе — именно коммуно-философские, воплощенные в «идолах» всесильного государства и просоциалистических категориях (таких, как «социальная справедливость», «социальное государство»).
И в этой связи — еще один, быть может, самый существенный момент.
Коммунистическая правовая философия, базирующиеся на ней правовые идеи, реалии и порядки находят себе опору не только, а порой и не столько в прямых наследниках коммунистического режима, в том числе в существующем коммунистическом движении, укрепившемся в результате неудач в реформировании общества, но чувствующем себя, кажется, неуютно под грузом прежних революционно-коммунистических догм (и потому, в частности, выдвигающем на первый план «патриотические» лозунги, лозунги просто «крепкой государственности», «социальной справедливости», «социального государства»). Они тетерь в большей степени находят себе опору в утверждающемся номенклатурном государственном капитализме, в крепнущих авторитарно-олигархических тенденциях, воспринявших известные элементы государственнической коммунистической идеологии, государственного социализма и соответствующих им порядков и ориентации.
Произошло все это по причинам двоякого рода. Как в силу известных экономических просчетов, во многом вызванных невероятно сложной обстановкой разрушенного общества, борьбой за власть и нашим нетерпением — стремлением решить проблемы, требующие исторически длительного времени, одномоментной «красногвардейской атакой»; так и по той причине, что, казалось бы, новаторские по замыслу реформаторские меры осуществились в чуждой для них политико-правовой среде, в которой господствуют коммуно-правовые начала (идеи и порядки, пришедшие к нам эпохи пролетарской революции, диктатуры пролетариа-сталинизма и брежневского неосталинизма[160]).
«Идол» всевластия.
Главным выражением коммунистической философии права в нынешнее время, как уже говорилось выше, является «идол» (увы, «действующий» на практике, в жизни) всесильного государства.
Этот тезис может показаться по меньшей мере спорным. Ведь сейчас повсеместно идут разговоры об «эрозии государства», «утрате управляемости», «необходимости восстановления и укрепления государственности», «порядка в государстве» и т.д. И в этой связи в качестве одного из наиболее престижных идеологических постулатов выдвигается идея «крепкой государственности», которая становится чуть ли не объединительной платформой для политических сил различной мировоззренческой ориентации. «Государственная идея», не так давно во многом негласная, преимущественно жившая в сознании, умах и делах людей, причастных к власти и к коммунизму, в настоящее время находит все более и более непосредственное выражение в общественном мнении, в печатных публикациях, в средствах электронной информации и — что особенно настораживает — в законодательных документах российских законодательных учреждений, практике их применения.
Между тем тезис об «идоле» всевластия как главном выражении коммунистической философии права характеризует не состояние государственности, не ее способность выполнять исконные государственные дела (ситуация здесь, в самом деле, неблагоприятная, тревожная и здесь, действительно, требуется упрочение демократической государственности), а совсем другое. Речь идет об «идоле» (непререкаемом постулате, нерушимом принципе) — о том, что государственная власть по-прежнему нацелена на то, чтобы утверждать себя методами и средствами силового господства. Причем — так, что она во многом остается продолжением диктатуры пролетариата, власти идеолого-партийного социалистического государства.
Понятно, в современных условиях — это уже не та безграничная власть, то всемогущество, которые отмечали сталинскую тиранию, когда карательно-репрессивная, чиновничья машина делала все, что «во имя коммунизма» заблагорассудится вождю. Но это все же — всевластие по-прежнему достаточно мощное.
В чем же оно проявляется?
Во-первых, в том, что карательно-репрессивные учреждения, регулярная армия, чиновничий аппарат находятся в прямом и беспрекословном подчинении высшему должностному лицу — главе государства, который (и по формальным установлениям Конституции, и по практике реализации своих полномочий) не очень-то связан законом в возможностях их использования.
Во-вторых, в том, что и после проведенной официальной приватизации ключевые рычаги командования экономикой (в виде основной массы финансово-кредитных ресурсов, контроля за основными финансовыми потоками, природными богатствами и др.) остаются у государственной власти (при тесном взаимодействии с господствующей финансовой олигархией), ее высших эшелонов, центров государственного управления.
В-третьих, под контролем государства остаются основные СМИ — средства массовой информации, которые — особенно в ходе и после окончания избирательной кампании 1996 года — последовательно, хотя и с сохранением некоего имиджа «независимости», обслуживают в основном действующую власть.
И наконец, в-четвертых, реально господствующая власть настроена так, что считает себя действительно всевластной — такой, которая «вправе» — по канонам высшего революционного права — при необходимости идти на крайние насильственные меры и акции.
Главное же — власть и на федеральном, и на региональном уровнях, как и в прежнее время, остается гигантской («Большой») по своим количественным характеристикам и возможностям, настолько значительной, что она в принципе не может оказаться «под» правом, вписаться в систему отношений и порядков правового государства.
Факты российской действительности последнего времени свидетельствуют, что указанные механизмы и средства, призванные обеспечивать государственное всевластие, в различном их сочетании и различной «дозировке», в немалом числе случаев приводились в действие, срабатывали. И не только в критических ситуациях (при противоборстве с Верховным Советом в 1993 году, в Чеченской войне, на президентских выборах 1996 года), но и в ходе осуществляемых с 1991—1992 годов реформаторских акций.
В этой связи, вполне правомерной, вероятно, будет следующая аналогия. Если создание безупречно действующей машины сталинской тирании является по своему замыслу и исполнению поистине гениальным свершением, то, быть может, такая же или близкая к такой оценка окажется уместной в отношении искусных государственно-властных построений правящей элиты современного российского общества, создавшей не менее впечатляющую систему всевластия, да притом при действии общепризнанных демократических порядков, установленных в общем-то демократической Конституцией.
Горячие точки противостояния.
Жизнь современной России сложна, противоречива. И эта сложность, противоречивость создает помимо всего иного уникальную ситуацию, когда реально, воочию можно видеть, как «лоб в лоб» столкнулись два полярных направления в философии права — философия гуманистического права (правозаконности) и коммунистическая философия права.
Здесь нужно напомнить, что наряду с той линией экономико-политического и правового развития и тем доминирующим строем, которые по ряду позиций продолжают государственно-социалистический курс, «обогащая» его далеко не лучшими «блоками» государственно-капиталистической системы, в российском обществе существует и последовательно либеральная ориентация, опирающаяся на сектор свободного мелкого и среднего предпринимательства, формирующийся средний класс, либеральные слои интеллигенции, квалифицированных тружеников с «синими» и «белыми» воротничками.
В силу этого в российском обществе, особенно после 1991—1992 годов, наряду с продолжающими доминировать порядками и институтами, по-прежнему реализующими коммунистическую правовую философию (в ее осовремененном, «огосударствленном» виде), достойное место стал занимать и ряд правовых институтов и форм, которые могут быть охарактеризованы как элементы или предпосылки гуманистического права, правозаконности.
Эти-то элементы (предпосылки) и находятся в жестком, порой жестоком, воинственном противостоянии с тем проклятием, что принесла на нашу землю марксистская, ленинско-сталинская, большевистская идеология, — с коммунистической философией права.
Наиболее жаркий, «кровавый» участок такого противостояния — это столкновение главных идей рассматриваемых полярных философских направлений, стремящихся занять центральное место в действующем российском праве, идеи правозаконности и идей, основанных на признании приоритета всевластной государственности, допустимости государственного всевластия, просоциалистических критериев жизни общества.
По ряду входящих в жизнь российского общества правовых институтов можно наблюдать парадоксальную картину, когда как будто бы устанавливаются новые юридические формы, в немалой мере основанные на передовом мировом опыте, но за такими, казалось бы, передовыми формами скрываются, как бы затаились, механизмы государственного всевластия, просоциалистических императивов.
Особо острый характер противостояние двух направлений философии права приобрело в событиях, которые и сами по себе во многом определяют судьбу России и которые (возможно, в этой же связи) имеют существенное значение для нашего правопонимания в будущем.
Такими горячими точками противостояния стали:
— Конституция;
— Чечня.
2. Конституция
Из исторических данных.
Россия — страна с уникальной государственно-политической культурой, характеризующейся расколом между догосударственными ценностями и тиранической имперской властью. Страна долиберальной, «промежуточной цивилизации», вместе с тем «выросшей под сильным влиянием стран с господством либеральных ценностей»[161], с настойчивым стремлением в том или ином виде реализовать эти либеральные ценности.
Отсюда — доминирующей тенденцией государственно-политического развития России двух последних столетий стало стремление утвердить в России такую важнейшую либеральную ценность, как конституция. И вот, начиная с декабристов, через конституционные предположения Сперанского и Александра II, робкие попытки реализации конституционных проектов в годы революционных потрясений начала XX века, протянулась центральная нить демократического развития, когда институт конституции стал своего рода знаменем и центром притяжения для тех демократических сил, которые исповедовали либерально-демократические идеалы.
И здесь важно обратить внимание на то, что Россия действительно, по-настоящему, выстрадала конституцию как идеал и центр политико-демократической жизни, как привлекательный и желанный образ будущего российского устроения.
В то же время, и это нужно сразу же подчеркнуть. Россия не выстрадала, в отличие от многих других стран, конституцию «с содержательной стороны» — с точки зрения ее правовой настроенности, предназначения в отношении власти и положения человека, личности в обществе.
И с этой точки зрения, при всех славословиях в отношении конституции и конституционного развития, в России вплоть до конца XX века институт конституции, как он мыслился лучшими умами России, еще не стал выражением и реализацией гуманистического права, философии свободы.
Перехват идеи.
Самое несообразное, что произошло с идеей конституции в России, — это ее перехват большевиками-ленинцами и использование в политико-правовой жизни в целях, в корне противоположных тем, во имя которых сложился и утвердился этот высокозначимый институт демократии и права.
Уже в 1918 году принимается первая советская Конституция, затем в течение исторически короткого срока — еще три Конституции (1924, 1936, 1977 гг.).
Обычно при характеристике советских конституций, как и конституций «других Социалистических стран», конституций союзных и автономных республик СССР, акцент де лается на том, что все они — не строго юридически законодательные документы, обладающие наиболее высокой в стране юридической силой (хотя каждая из них имела подзаголовок «основной закон»), а скорее партийно-политические, декларативные и даже официозные теоретические документы.
В общем, это верно, и указанная черта даже утвердилась в виде некой советской конституционной традиции (в заглавной части — декларативные дефиниции, непременно законодательные определения сути «конституционного строя», экономической системы, форм собственности и др.)
И все же, надо полагать, мы до настоящего времени не определили того главного, что раскрывает само существо, предназначение, притом правовое предназначение, советских конституций. Это существо и предназначение состоит в том, что именно советские