Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:TXTPDF
Философия права. Сергей Сергеевич Алексеев

с Гражданским кодексом также Кодекса предпринимательства.

Сопротивление подготовке Гражданского кодекса ощу­щалось и со стороны околопрезидентского управления по вопросам права, претендующего на верховенство в решении всех юридических проблем, — ГПУ. Впрочем, в его действиях, доходивших до Президента в виде записок, док­ладов, сказывалось, пожалуй, не столько влияние упомя­нутых академических кругов — авторов идеи Кодекса предпринимательства (аналога Хозяйственного кодекса), сколько, пожалуй, собственные амбиции, желание не до­пустить того, чтобы важнейший законопроект вышел не из рук данного подразделения, претендующего на то, что­бы по всем юридическим вопросам за ним оставалось «по­зднее слово».

И все же по всему было видно, хотя нигде это не проявлялось открыто и определенно, что в качестве основной противодействующей Гражданскому кодексу силы выступали прокоммунистическая номенклатура, околоправительственное чиновничество (даже, как это ни поразительно, деятели из Госкомимущества, как будто бы острее других заинтересованные в отлаженном правовом регулировании частнособственнических отношений).

Сопротивление подготовке Гражданского кодекса было хоть в основном и незримым, но изощренным и мощным. Настолько мощным, что в апреле — мае 1994 года, когда первая часть Кодекса была полностью отработана, а вторая находилась на стадии завершения, неожиданно выяснилось, что чуть ли не в самых высоких государственных инстан­циях уже принято решение: проект Гражданского кодекса и Федеральное Собрание не представлять. И только прямое вмешательство в это дело Президента резко изменило неблагоприятную ситуацию, проект первой части Кодекса был передан в Государственную Думу, которая спустя короткое время (всего через месяц-полтора) приняла первую часть Кодекса в первом чтении.

Впрочем, вскоре все карты были раскрыты.

В ходе принятия в Государственной Думе первой час­ти Кодекса во втором и третьем чтениях против него, не очень стесняясь в аргументах и не скрывая истинных моти­вов, единодушно, по строгим правилам партийной дисцип­лины, выступила коммунистическая фракция.

Чем объяснить это активное выступление коммунистов?

Думается, здесь все просто.

Гражданский кодекс впервые в непростой российской действительности (впервые!) открыто и в наиболее чистом виде закрепил такие юридические принципы и нормы, ко­торые провозглашают и обеспечивают практическую реа­лизацию начал действительной свободы, — юридические принципы и нормы гуманистического права, в центре кото­рогочеловек, его высокий статус, неотъемлемые права.

Вот и появился на поле брани истинный враг-антаго­нист.

Это уже не Конституция, где основные содержатель­ные институты оказались закрученными вокруг власти, ее дележа между «ветвями», и вследствие этого фундамен­тальные положения о правах и свободах человека, опреде­ляющих перспективу демократического развития, оказались отодвинуты, «затенены» формулами о государстве, всем тем что раздувает политические страсти. И где внеси в консти­туционный текст две-три поправки, касающиеся полномо­чий представительных органов, — и не исключено, что можно шаг за шагом вернуться к «настоящей государственности», к «власти Советов», той власти, которая не может быть ни­чем иным, как прикрытием для всемогущей партократической диктатуры с ее высшим революционным правом.

Здесь же — вот он, Гражданский кодекс, предназна­ченный не для манипуляций и «подковровых» схваток во­круг власти, а для повседневной жизни людей. И с ним уже теперь придется в открытую (а не окольным путем, через всякие «звенья») вести непримиримую, как и положено коммунистам, борьбу, борьбу на уничтожение. Да и реальная опасность теперь уж слишком велика. Исторический опыт свидетельствует: вступит в действие гражданское законо­дательство, поработает оно в самой гуще жизни год-другой-третий — и реальная свобода начнет внедряться во все многообразие жизненных отношений, в жизненную практи­ку, где люди обретут реально высокий статус самостоятель­ности и личного достоинства, независимость от чиновников, от произвольного усмотрения власти, вольного командования начальников.

Так что реальное и наиболее мощное столкновение про­тивостоящих друг другу «двух философий» произошло имен­но здесь, на почве принятия Федеральным Собранием, прежде всего Государственной Думой, первой, а потом и второй частей российского Гражданского кодекса. Свиде­тельством тому стали трудные голосования по проектам, когда выступления высококлассных специалистов-правове­дов перемежевывались с «пожарно-мобилизационными» мерами по привлечению сторонников и противников Кодек­са к самой процедуре голосования.

К счастью, на мой взгляд, не сработала в полной мере партийная дисциплина в коммунистической фракции: в ее составе оказались юристы, специалисты, имеющие представление об общецивилизационных ценностях, отдающие себе отчет в том, что гражданское законодательство — общечеловеческое достижение человеческой культуры. В чем-то члены коммунистической фракции стали заложниками своих лукавых лозунгов о законе, его цивилизационной миссии, и голосовать в такой обстановке против Гражданского кодекса значило уж очень открыто обнажать революционно-насильственную суть марксистской философии, большевизма.

Принятие Гражданского кодекса в посттоталитарной России, происшедшее в жестокой борьбе со сторонниками коммунистической философии права, — это по большому первая крупная победа гуманистического права в российском обществе — права Свободы, последовательной правозаконности.

Крупная веха.

Из достоинств Гражданского кодекса, принятого в канун нового тысячелетия в России, прежде то привлекают внимание его содержательная и технико-юридическая стороны.

С содержательной и технико-юридической точек зрения Кодекс отвечает всем основным запросам и требованиям современной рыночной экономики. Он включает основные институты правосубъектности, собственности, вещных прав, договорных и внедоговорных обязательств, правопреемства, все иные институты, включая «юридическую мелочевку» (скажем, исчисление сроков), которые вводят все многообразные имущественные и личные неимущественные отношения, складывающиеся в условиях временной частнособственнической, товарно-рыночной экономики, в русло стабильных юридических отношений. Причем отношений, тщательно отработанных с этой, юри­дической, стороны, соответствующих международно-пра­вовым стандартам, — тому уровню их правового опосредствования и обеспечения, который принят в странах с развитой рыночной экономикой и высокой юридической культурой.

И уже эти содержательные и технико-юридические характеристики российского гражданского законодательства, поставившие его на одно из первых мест в мире, сами по себе, как говорится, «дорогого стоят». Они позволяют на твердой, отработанной юридической основе продолжать нелегкое делоформирование в России современной цивилизованной рыночной экономики.

Но российский Гражданский кодекс — крупная веха в демократическом развитии России и по другой причине, прямо относящейся к основам гуманистического права.

Дело в том, что Кодекс в обобщенном виде непосредст­венно в законодательном тексте закрепил основные начала гражданского законодательства. Насколько это существен­но, видно хотя бы из того, что во всем мире — и это вполне-закономерно — происходит своего рода возрождение граж­данского права (уже полностью преодолена тенденция раздробления гражданского законодательства, отсечения от него отдельных «кусков», например, торгового законодательст­ва). Но основания такого возрождения нигде в законах не закреплены; пожалуй, шаг в этом направлении сделан лишь в Гражданском кодексе провинции Квебек (Канада): его заглавная часть начинается со статей, посвященных пра­вам и свободам человека.

Между тем возрождение в нынешнее время граждан­ского законодательства, помимо содержательных и техни­ко-юридических оснований, сопряжено как раз с тем, что заложенные в нем начала еще в большей степени, чем ра­нее, способны укрепить, укоренить правовую свободу в со­временном гражданском обществе, то есть углубить саму суть философии гуманистического права. И с данных пози­ций существенное достоинство новейшего российского гра­жданского законодательства заключено именно в том, что основные его начала, реализующие последовательно гума­нистическую концепцию, выражены в виде законодатель­ных формул.

Эти формулы содержатся в ст. 1 (п.1 и 2) и ст. 2 (п.1) Гражданского кодекса.

Одна из них («недопустимость произвольного вмешатель­ства кого-либо в частные дела») имеет для российского гра­жданского законодательства особое принципиальное значение по той причине, что, утверждая частноправовой характер гражданского права, открыто отвергает ленинскую директи­ву о том, что Гражданский кодекс (ГК 1922 года) должен обеспечивать прямое вмешательство пролетарской власти в любые имущественные отношения, любые сделки и обяза­тельства.

Принципиальное значение имеет и другая формула — «неприкосновенность собственности», прямо отвергающая одну из центральных марксистских догм (примечательно, что по­добного положения, в столь жесткой и категоричной форму­лировке, нет и в Конституции).

Ряд других формул ст.1 и 2 обрисовывают общие осо­бенности гражданско-правового регулирования: необходимость беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечение восстановления нарушенных прав, их судебную защиту.

Вместе с тем представляется особо важным сосредото­чить внимание на тех «основных началах», которые напря­мую выражают правовую свободу сообразно особенностям частного права. Пользуясь в этой связи по ряду положений терминологией более обобщающего характера, выделим три главных исходных пункта:

во-первых, это юридическое равенство участников гра­жданских отношений, причем такое равенство, при котором не только ни у кого из участников отношений нет привиле­гий, преимуществ, но и все они одинаково имущественно самостоятельны, самодостаточны в имущественном и пра­вовом отношениях;

во-вторых, это неприкосновенность, юридическая бронированностъ гражданских прав (здесь, кстати, заключен юридический смысл формулы «неприкосновенность собст­венности»). В этом отношении гражданские права обладают той степенью абсолютности, нерушимости, защищенно­сти, которая близка к статусу неотъемлемых прав челове­ка, с которыми они по ряду юридических свойств (например, по основаниям и порядку ограничений) поставлены Кодек­сом на один уровень;

и, в-третьих, это — такая высоко юридически значи­мая свобода воли участников отношений (диспозитивность), в соответствии с которой они приобретают и осуществля­ют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Более того, в кодексе закреплена и более широкая и в чем-то даже более значимая законодательная формуласвобода договора как высшее выражение юридически значимой свободы воли участников гражданских отношений.

Приведенные три ведущих исходных начала (рассматриваемые в обобщенном виде) — важнейшее демократическое завоевание России, пожалуй, не менее значимое, чем ранее упомянутые конституционные положения (ст.18, 55), предна­значенные по первоначальному замыслу для конституирования последовательно демократического правового и политического строя российского общества. И, будем надеять­ся (как и в связи с указанными конституционными положе­ниями), можно ожидать благоприятного развития событий в российском обществе, когда эти начала утвердятся в нашем юридическом бытии в результате принятых непосредственно на их основе решений компетентных правосудных органов.

4. Чечня

Цена философии.

Война в Чечне 1994—1996 годов — трагедия России.

Чеченцы — гордая, свободолюбивая, непокоренная на­ция. В результате невообразимых изломов исторической судьбы чеченцы в конце концов оказались «в составе» Рос­сии, да притом в виде народа, входящего вместе с родст­венным народом — ингушами в единую «чечено-ингушскую» автономную республику.

Но как только над Россией повеяло ветром свободы, а гигантская евразийская империяСоветский Союз—в 1991 году начала разрушаться, так тотчас же, в том же 1991 году, «чеченская часть» упомянутой автономной республики обо­собилась, наскоро сформировала свою государственную инфраструктуру и атрибутику, руководящие органы под предводительством радикально настроенных деятелей, соз­дала собственные вооруженные силы и провозгласила себя самостоятельным суверенным государством, «вне состава» Российской Федерации, — Ичкерией.

С каким сочувствием ни относись к многострадально­му чеченскому народу и как предельно широко ни интер­претируй естественное, международно признанное право народов на самоопределение, — все равно односторонняя акция на государственное обособление части территории федеративного государства (без каких-либо «разводных» про­цессов) — акция, не укладывающаяся в общепризнанные правовые рамки, юридически неприемлемая — ни по нор­мам внутригосударственного федеративного права, ни по нормам международного права.

Какие же юридически оправданные меры в этом слу­чае могут принять федеральные органы — «центр»? Осо­бенно с учетом того, что самопровозглашенное государство юридически самоорганизовалось, уже имеет свои воору­женные силы и отчетливо демонстрирует свою решимость отстоять провозглашенную государственную независи­мость?

И вот тут, при ответе на поставленные вопросы, сразу же дают о себе знать решения, продиктованные «филосо­фией», если угодно, дает о себе знать цена

Скачать:TXTPDF

права. Сергей Сергеевич Алексеев Философия читать, права. Сергей Сергеевич Алексеев Философия читать бесплатно, права. Сергей Сергеевич Алексеев Философия читать онлайн