соотношения, выступает, по Гегелю, всеобщий мировой дух по отношению к отдельным государствам… и судит их» (Нерсесянц B.C. Философия права. Учебник для вузов. С. 505).
8
Гегель Г.В.Ф. Философия права. 1990. С. 57—58.
9
Ершов Ю.Г. Философия права (материалы лекций). С 9.
10
См.: Першиц A.M. Проблемы нормативной этнографии. М., 1979. С 213.
11
Понятие «цивилизация» используется в настоящей работе в двух значениях:
цивилизация (в единственном числе) — в значении всей полосы бытия человечества, когда оно в отличие от существования в первобытном обществе развивается на собственной основе;
цивилизации (во множественном числе) — отдельные ареалы цивилизации в только что указанном широкой смысле, отличающиеся качественными особенностями материальной и духовной культуры.
12
Не может не привлечь к себе внимания то обстоятельство, что широкая трактовка права (перекликающаяся с суждениями авторов, обосновывающими право через категорию «свобода») находится в одной плоскости с характеристиками самой философии, призванной дать объяснение, обоснование всему сущему. Отмечая эту общность, которая со временем, быть может, станет предметом осмысления, ведущего к выработке высокозначных выводов, надо сразу же указать на существующие здесь принципиальные различия. Во-первых, философия раскрывает с интеллектуальной, мировоззренческой стороны основания сущего — явлений, процессов, тогда как назначение права давать социально оправдывающее основание поведению людей, поступкам. И во-вторых, философия призвана мировоззренчески объяснять действительность, тогда как право уже дает основание и оправдание действиям и поступкам людей в практической жизни. В этой связи уместно заметить что, кажется, никто не обратил внимания на то, что широкоизвестные слова Маркса о том, что философы, дескать, призваны не объяснять мир, а изменять его, стали исходной предпосылкой для того, чтобы идеологические постулаты марксизма превратились в действующее революционное право— непосредственные основания для любых, в сущности, акций в отношении общества и людей.
13
См.: Баскин Ю.Л. Очерки философии права. С. 5.
14
Отмечая сложную, неоднозначную диалектику взаимоотношений мифологии и права, необходимо обратить внимание и на то, что «более прочные правовые истоки, предпосылки правовой культуры, более высокий уровень в конечном счете будет у того этноса, в мифологии которого глубже и детальнее «проработаны» предправовые мотивы и сюжеты, выражено более четкое отношение к нормам, обычаям, последствиям их нарушения». При этом необходимо иметь в виду, что и сама «первобытная мифология выполняла регулятивную функцию в обществе, аккумулируя опыт предков и передавая его из поколения в поколение в форме ритуалов, обычаев и традиций». (Семитко А.Л. Развитие правовой культуры как правовой прогресс. Екатеринбург, 1996. С. 91, 249.)
15
См.: Редкий П.Г. Из лекций по истории философии права в связи с историей философии вообще. СПб., 1989. С. 395—396.
16
Малинова И.П. Философия права (от метафизики к герменевтике).
17
См.: Фихте И.Г. Соч. Т. 1. С. 15—30.
18
1 Малинова И.П. Философия права (от метафизики к герменевтике).
19
Об основных значениях категории «естественное право» и об основных взглядах по этому вопросу см.: Червернин В.А. Основные концепции естественного права. М., 1988.
20
Дольник В. Непослушное дитя биосферы. 1994. С. 168.
21
Там же. С. 169.
22
По мнению В.Я, Кудрявцева, «на привычной для нас материалистической почве трудно возродить идеи естественного права» (см.: Кудрявцев В.Н. О правопонимании и законности. Государство и право. 1994. № 3. С. 7).
Не из таких ли представлений о естественном праве исходили специалисты, которые на завершающем этапе, непосредственно перед референдумом, отрабатывали и редактировали текст Конституции Российской Федерации и в ходе такой отработки и редактирования из него исключили формулировки, отражающие естественно-правовое видение прав человека (в том числе — что особенно прискорбно — формулировку о частной собственности как естественном праве человека)?
23
Хаберлас Ю. Демократия. Разум. Нравственность. М., 1995. С. 35.
24
По мысли Б.Спинозы, право природы следует понимать как «закону или правила, согласно которым все совершается, т.е. самую мощь природы. И потому естественное право всей природы и, следовательно, каждого индивидуума простирается столь далеко, сколь далеко простирается их мощь» (Спиноза В. Избр. произведения. Т. 2. М., 1957. С. 291).
25
Мальцев Г.В. Новое мышление и современная философия прав человека //Права человека в истории человечества и в современном мире. М., 1988. С. 35.
26
Шеллинг Ф.В. Соч. Т. 1. С. 456.
27
Обобщенно-возвышенную, во многом справедливую (несмотря на излишний пафос) характеристику естественного права см.: Тихонравов Ю.М. Основы философии права. Учебное пособие. С. 399—400.
28
См.: Туманов ВЛ. Буржуазная правовая идеология. М., 1971. С. 319—324. Представляется важным обратить внимание, помимо иных положений, на мысль автора о том, что «философия права в трактовке, дайной ей в XX в., противопоставлялась уже не положительной юриспруденции, т. е. практико-прикладной науке, а общей теории права, т. е. науке теоретико-методологического плана, сложившейся в ходе дифференциации юриспруденции» (С. 319).
29
По мнению Ю.В. Тихонравова, «теория права выступает как индуктивное знание, исходящее из конкретных юридических наук, тогда как философия права формируется в качестве дедуктивного знания о пробе, выводимого из более общего знания о мироздании (Тихонравов Ю.В. философии права. Учебное пособие. С. 45).
30
Кант И. Соч. в шести тонах. Т. 3. М-, 1964. С. 502.
31
См.: Баскин ЮЛ. Очерки философии права. С. 43—44.
32
Чичерин В. Собственность и государство. Часть вторая. М., 1883. С. 302.
33
Подробнее основания возникновения позитивного права изложены автором в книге: Теория права. Изд. 2-е. М., 1995. С. 41—59.
34
См.; Лепет О.Э. Три концепции права // Сов. государство и право. 1991. № 12. С. 4.
35
По мнению Поля Рикёра, «письмо является… неким значимым рубежом: благодаря письменной фиксации совокупность знаков достигает того, что можно назвать семантической автономией, то есть становится независимой от рассказчика, от слушателя, наконец, от конкретных условий продуцирования» (Рикёр П. Герменевтика. Этика. Политика. М., 1995 С. 7—8).
36
Отмечая важность норм, выполняющих именно регулятивные функции, Поль Рикёр справедливо отмечает: «… среди символических систем, опосредующих действие, есть такие, которые выполняют определенную нормативную функцию, и ее не следовало бы слишком поспешно сводить к моральным правилам» (Рикёр П. Герменевтика. Этика. Политика. М.. 1995. С. 12). Автор приводит слова П. Уинча, который говорит о действий как о rule-governed behaviour (регулируемом нормами поведения).
37
Фихте И.Г. Соч. Т. 2. С. 177.
38
Малинова И.П. Философия правотворчества. С. 106.
39
Ершов Ю.Г. Философия права (материалы лекций). С. 33.
40
См.: Малинова И.П. Философия правотворчества. С. 106, 110.
41
«С этой точки зрения, такие понятия, как «правовое поле», «правовое пространство», «правовая среда», «правовая сфера» и т. д., являются своего рода мета формами, выражающими суть: общественные отношений объективируются в праве не непосредственно, а системно опосредуясь всей структурной целостностью» (там же. С. 110).
42
Семитка А.П. Развитие правовой культуры как правовой прогресс. С. 114.
43
Новгородцев П.И. Об общественном идеале. М., 1991. С. 538.
44
2 Кант И. Критика чистого разума. М., 1994. С. 62.
45
С рассматриваемой точки зрения представляют интерес высказанные в российской юридической литературе последнего времени соображения, в соответствии с которыми «выраженные и представленные в правах равенство, всеобщность, независимость, свобода индивидов носят формальный характер»; причем — «форма здесь не внешняя оболочка. Она содержательна…»; и поэтому, как верно пишет B.C. Нерсесянц, »своим всеобщим масштабом и равной мерой право измеряет, «отмеряет» и оформляет свободу индивидов» (Теория права и государства / Под ред. Г.Н.Манова. М., 1995. С. 288).
46
См.: Рикёр П. Герменевтика. Этика. Политика. Весьма существенными представляются уже приведенные ранее мысли автора о значении в духовной, интеллектуальной жизни общества письма, с которым в мире юридических явлений и связана догма права. (С. 7—8).
47
Именно это обстоятельство является решающим аргументом для понимания права как институционного образования (и как раз в этой связи оно использовалось в литературе для того, чтобы, строго разграничивая «право» и «закон», вместе с тем не отрывать их друг от друга, не противополагать их).
48
Право. Свобода. Демократия. Материалы «Круглого стола» // Вопросы философии. 1990. № 6. С.
49
В связи с изложенными соображениями — еще одно замечание в отношении высказываний Э.Ю.Соловьева по вопросу римского частного права. По мнению философа, «ни один из римских имущественных кодексов не содержал хоть сколько-нибудь приемлемого юридического определения собственности.». И это, поясняет автор, — неслучайно: «юридического определения собственности вообще нельзя получить, не причислив собственность к «естественным правам», а значит, к неотъемлемым правам человека» (там же. С. 7). Однако именно в римском частном праве было сформулировано классическое определение собственности, которое спустя тысячелетие через французский ГК было воспринято гражданским законодательством многих стран. Что же касается верного соображения о природе права собственности как неотъемлемого права человека, то и современное зарубежное законодательство такого рода легального определения не дает. Не реализовалось оно и в России: в тексте Конституции, вынесенном в декабре 1993 года на референдум, как уже упоминалось выше, не оказалось записи проекта Конституции о том, что «частная собственность — естественное право человека».
50
Р.С. Саммерс, представитель инструментальной социологической теории, подчеркивает вместе с тем значение юридического позитивизма. «Улучшенный и более полно разработанный прагматический инструментализм еще не будет сам по себе совершенной теорией закона, если не воспользуется всем лучшим, что создано великими традициями юриспруденции» (Сов. государство и право. 1989. № 7. С. 116).
51
Кистяковський Б.А. Социальные науки и право. Очерки по методологии социальных наук и общей теории права. М., 1916. С. 401.
52
Соловьев Э.Ю. И. Кант: взаимодополнительность морали и права. М., 1992. С. 172.
53
Мальцев Г.В. Права личности: юридическая норма и социальная действительность. Конституция СССР и правовое положение личности М., 1979. С. 50.
54
Такой характер имеют теоретические разработки, проведенные, в частности, О.С.Иоффе, А.В.Мицкевичем, А.С.Пиголкиным, П.М. Рабиновичем, Б.В.Шейндлиным, Л.С.Явичем и др. Ряд разработок подобного профиля наряду с попытками найти философско-правовой смысл в категориях марксизма, был проведен и автором этих строк, в том числе по проблемам ценности права, механизма правового регулирования, структуры права, общих дозволений и запретов.
55
Баскин Ю.Я. Очерки философии права. С 46.
56
См.: Ершов Ю.Г. Философия права (материалы лекций). С. 12.
57
Кистяковский Б.А. Социальные науки и право. С. 336.
58
Там же.
59
См.: Лукашева Е.Л. Социалистическое правосознание и законности М., 1973. С 95.
60
Хабермас Ю.Я. Демократия. Разум. Нравственность. С. 14.
61
Там же. С. 15—16. Автор замечает: «Моральные заповеди — категорические, или безусловные, императивы, прямо выражающие значение норны или имплицитно имеющие к ним отношение». (С. 16).
62
По мнению В.А. Туманова, «право во всех его проявлениях — как нормативная система, движение общественных отношений, правосудие — должно быть пронизало нравственностью. Внутренняя моральность права — одно из важнейших условий его эффективности» (Туманов В.А Правовой нигилизм в историко-идеологическом ракурсе // Государство и право. 1993. № 8- С. 56—58).
63
К сожалению, подобный взгляд — не только удел обыденных ходячих представлений: его порой высказывали и высказывают крупные мыслители. Так, его придерживался в контексте негативного отношения к легализму Н.А. Бердяев. Он писал, например: «Вера в конституцию — жалкая вера… Вера должна быть направлена на предметы более достойные. Делать себе кумира из правового государства недостойно» (Бердяев Н. Философия неравенства. М., 1990. С. 109).
64
Ершов Ю.Г. Философия права (материалы лекций). С. 30.
65
Фихте И.Г. Соч. Т. 2. С. 165.
66
Соловьев B.C. Соч.