правовых норм по обеспечению безопасности и использованию вооруженных сил и пробелы в законодательстве, Конституционный Суд отказался от анализа и учета наступивших в результате использования этих полномочий и применения оспариваемых нормативных актов последствий, связанных с массовым нарушением прав человека» (там же. С. 165).
166
Верно подмечено В. Дольником: «…человек изобрел оружие и оказался редчайшим существом на Земле: он убивает себе подобных (Дольник В. Непослушное дитя биосферы. С. 71). И далее — такая, внешне парадоксальная, мысль автора: «А оружие все совершенствуется и накапливается, а люди убивают друг друга все в большем и большем количестве… Плохо, оказывается, разуму, когда он не обуздан (! – С.А.) инстинктом» (там же).
167
Семитко А.П. Развитие правовой культуры как правовой прогресс. С. 249, 252.
168
Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М., 1991. С. 279.
169
Там же. С. 280.
170
А.В. Мицкевич справедливо пишет о «количественном достатке» нормативных актов современной России, под которым имеется в виду «…тот порог, переход через который делает это количество необозримым для применения и бесконтрольным для законодателя» (Мицкевич А.В. Свод законов России — научная необходимость // Журнал российского права. 1007. № 2. С. 4).
171
См.: Окуньков Л.А. Правовые акты Президента: их статус, направленность, содержание // Журнал российского права. 1897. № 2. С. 19—23.
172
Ильин И.А. Путь к очевидности. Собр. Соч. Т. 3. С. 510.
173
Ильин И.А. Наши задачи. М., 1994. С. 319.
174
Соловьев B.C. Литературная критика. М., 1990, С. 294—295.
175
Всякая революция неизбежно сопряжена с насилием и с каким-то экспериментом. По утверждению Ю. Хабермаса, и демократические революции были «своего рода лабораторией, в которой экспериментировали с нормативными проектами» (Хабермас Ю. Демократия. Разум. Нравственность. С. 33).
176
См.: Ермаков Ю.А. Манипуляция личностью: смысл, приемы, последствия. Екатеринбург. 1995.
177
Весьма умеренную характеристику приверженцам «кардинальных перемен» дает И.П. Малинова, когда высказывает пожелание о том, «чтобы радикализм, идущий от старого соблазна «все устроить, и немедленно», умирялся критическим отношением к наличным возможностям и интеллигентным самоограничением в области социальных экспериментов» (Малинова И.П. Философия правотворчества. С.57). Ох, если бы для большевиков, иных радикалов достаточно было бы такого рода самоограничений!
178
Кант И. Сочинения на немецком и русском языках. Т. 1. М., 1994. С 285.
179
Токвиль А. Демократия в Америке. М., 1994. С. 373.
180
Новый мир. 1991. № 7. С.183.
181
См., например: Хабермас Ю. Демократия. Разум. Нравственность.
182
Общая теория прав человека / Под ред. Е.А. Лукашевой. С. 103.
183
Киитяковский Б.А. Социальные науки и права. Очерки по методологии социальных наук и общей теории права. С. 579 и след.
184
Хессе К. Основы конституционного права ФРГ. М., 1981. С 111— 112.
185
Рикер П. Герменевтика. Этика. Политика. С. 158—159
186
См.: Государственное право Германии. T.I. M., 1994. С. 68—69.
187
См.: Хабермас Ю. Демократия. Разуй. Нравственность. С. 34.
188
Новгородцев П. Кризис современного правосознания. С. 309.
189
Чичерин Б. Собственность и государство. Часть вторая. С 326.
190
Чичерин В. Философия права. М., 1900.
191
Валицкий А. Нравственность и право в теориях русских либералов конца XIX — начала XX века //Вопросы философии. 1991. № 8. С. 37. Автор приводит примечательное на этот счет высказывание русского правоведа С.И.Гессена: «Оказывая содействие лицам, не по своей воле находящимся в положении, которое в силу крайнего неравенства в фактической мощи уничтожает конкуренцию как конкуренцию . . . право как бы говорит борющимся: боритесь, конкурируйте друг с другом, но в этой борьбе победу должен одержать тот, кто добился ее напряжением своей творческой энергии, своей силы личности, а не тот, кто, воспользовавшись беспомощным положением слабого и обратив его в простое орудие своих целей, освободил самого себя от творческого усилия». (Гессен С.И. Основы педагогики. Берлин, 1923. С. 164).
192
Общая теория прав человека / Под ред. Е.А. Лукашевой. С. 117.
193
Там же. С. 117, 132.
194
Там же. С. 118.
195
Там же, С. 124.
196
Там же, С. 132.
197
Там же. С. 125.
198
Дальник В. Непослушное дитя биосферы. С. 147.
199
Там же.
200
Токвиль А. Демократия в Америке. С. 373.
201
Как верно пишет И.П. Малинова,» вне экстремальных ситуаций, указанных в ст. 25 Декларации (когда субсидиарная помощь оправданна, необходима), социальная опека, октроирование права на достойное существование делают человека зависимым, несамостоятельным и могут рассматриваться как формальный способ компенсации существенных изъянов системы (экономической, социальной, политической), не способной решать главную гуманитарную задачу — вовлечения человека в активную жизнь, включения в социальную» (Малинова И.П. Философия правотворчества. С. 132).
202
Чичерин Б. Собственность и государство. Часть вторая. С. 201.
203
Общая теория прав человека / Под ред. Е.А. Лукашевой. С. 127.
204
Говоря о социальных программах западных стран, Е.А.Лукашева справедливо пишет: «. . . нельзя согласиться с тем, что ими взяты на вооружение ценности социализма; в основе этих программ — либерально-демократические ценности, которые имеют давние традиции и получили более четкое оформление в неолиберальных концепциях конца XIX в. и особенно XX в.» (Общая теория прав человека / Под ред. Е.А. Лукашевой. С.130 ).
205
Berri. N.P. The new right 1987. P. 205.
206
Хабермас Ю. Демократия. Разум. Нравственность. С. 68.
207
Там же. С. 73.
208
Отсюда, кстати, становится понятным, почему большинство современных теоретиков либерализма, многих его направлений и ветвей, отказываясь от универсального понимания «консенсуса», делают как раз исключение для области конституционализма. Именно здесь, в области конституционализма, через конституционное возвышение фундаментальных, основных прав и свобод оказывается возможным придать всему праву (а через него — и всей политико-государственной системе общества) последовательно демократический, гуманистический характер.
209
Насколько можно судить по результатам исследований в области современной либеральной теории (Н.П. Берри, Ю. Хабермас, А. Бримо др.), подобные выводы, сделанные, судя по всему, независимо от аналогичных разработок правоведов, отличаются достаточно основательным пониманием гражданских законов, построенных на принципах и ценностях частного права. Так, по суждениям уже цитированного произведения Н.П. Берри «Новые правые», существенное значение имеет простор, оставляемый гражданскими законами («неписаные гражданские законы»), то есть по юридическим характеристикам — сфера диспозитивного, незапрещенного, на что как раз и целеустремленно частное право, а также то, что обоснованная социальная административно-государственная деятельность включается в гражданские законы, которые в целом противостоят вмешательству государства в экономику ( См.: Berri N.P. The new right).
210
Хайек Ф. Дорога к рабству //Вопросы философии. 1990. №11. С 128.