С. 187—382; Материалисты Древней Греции. М., 1955. С. 53—178.
601
Материалисты Древней Греции. С. 152.
602
Лурье С.Я. Указ. соч. С. 373.
603
Там же. С. 371.
604
Материалисты Древней Греции. С. 170.
605
Характеризуя Протагора как «первого большого теоретика и представителя демократического идеала государства», К. Роде справедливо замечает, что в протаго-Ровской философии права ведущую роль играет принцип равной причастности всех людей к политико-правовым делам. — Rode К. Geschichte der europiiischen Rechts-Philosophie. Dusseldorf, 1974. S. 16.
606
См. Маковелъский А. Софисты. Баку, 1940. Вып. 1. С. 43.
607
Там же. С. 34.
608
Там же.
609
Там же. С. 35.
610
См.: Rode К. Op.cit, S. 20-21; Heinimann F. Nomos und Physis. Basel, 1945. S. 110.
611
Антология мировой философии. М, 1969. Т. 1. Ч. 1. С. 321.
612
Там же.
613
Там же. С. 320.
614
См.: Аристотель. Политика. М., 1911. С. 408.
615
См. подробнее: Нерсесянц B.C. Сократ. М., 1977 (новое издание — М., 1996).
616
См.: Нерсесянц B.C. Платон. М., 1984.
617
Известный немецкий исследователь естественноправовых концепций Г. Райнер, характеризующий принцип «каждому — свое» в качестве основного положения естественного права, подчеркивает связь этого принципа с платоновским определением права, согласно которому «каждый имеет свое». Соответствующие суждения Платона (Государство, 433 е) о справедливости и праве в переводе Г. Райнера с учетом терминологии оригинала звучат так: «Право (dikaion) и справедливость (dikai-osyne) состоят в том, что каждый имеет и делает свое, так чтобы никто не имел чужого и не лишался своего». — Reiner H. Die Hauptgrundlagen der fundamental-sten Normen des Naturrechts. Basel, 1976. S. 2.
618
В свете платоновской характеристики различных форм правления в зависимости от того, какая роль отводится в них закону, Эрнст Кассмрер справедливо отметил взаимосвязь закона и политической свободы в концепции Платона.
«Закон, — писал Кассирер, — является единственным подлинным выразителем свободы. Таковы об-Раз мыслей Платона о государстве и сумма его политической мудрости». — Cassirer Emst. Op.cit. S. 22.
619
Древнегреческое слово «номизма» имеет общий корень со словом «номос» (закон, установление, обычай).
620
Исследователь правовых взглядов Аристотеля В. Зигфрид следующим образом характеризует его естественноправовые представления: «По-моему, высшее и всеобщее положение естественного права весьма сжато гласит: каждому — свое, надлежащее… Второе основное положение, представляющее собой форму применения перво-Г01 гласит: равным — равное, неравным (соответственно) неравное». — Siegfried W. °er Rechtsgedanke bei Aristoteles. Zurich, 1947. S. 64—65.
621
В. Зигфрид, характеризуя аристотелевскую трактовку закона, пишет: «По способу своего действия закон, — как обычный закон, так и конституция, — выступает как распорядок; по своему возникновению он рассматривается как соглашение, прямо-таки как договор». — Siegfried W. Op.cit. S. 51.
622
В этой связи В. Зигфрид отмечает: «В наше время мы говорим об идеале правового государства. До некоторой степени соответствующее этому выражение у Аристотеля звучит: эвномия (благозаконие)». Об аристотелевской трактовке деспотизма он пишет: «Деспотический (тиранический) означает неограниченный, неограж-денный естественным или позитивным порядком; видимо, мы можем использовать здесь современное слово: тоталитарный». — Siegfried W. Op. cit. S. 47, 68.
623
В разумности закона присутствует момент верного выражения в нем требовании естественного права. «Что естественное право — разумное право, — пишет В. Зигфрид, — это очевидно уже потому, что их совпадение само собой разумеется для Аристотеля, хотя он, насколько мне известно, нигде этого четко не высказывает, природа — высшая норма для правильного, разум — высшая инстанция, чтобы сообщить нам, в чем это правильное состоит». — Siegfried W. Op.cit. S. 63.
624
Материалисты Древней Греции. С. 212.
625
Там же.
626
Там же. С. 219.
627
Там же. С. 224.
628
Там же. С. 215.
629
Там же. С. 217.
630
Там же.
631
Там же.
632
Там же. С. 218.
633
Там же. С. 217—218.
634
Там же. С. 235.
635
Антология мировой философии. М., 1969. Т. 1. Ч. 1. С. 490.
636
Там же.
637
Там же. С. 493.
638
Там же.
639
Там же. С. 503.
640
Там же. С. 507.
641
Там же. С. 519.
642
Там же.
643
Там же. С. 520.
644
См.: Перетерский И.С. Дигесты Юстиниана. М., 1956. С. 62.
645
Кипп Т. История источников римского права. Спб., 1908. С. 7—8.
646
Синайский В.И. История источников римского права. Варшава. 1911. С. 59.
647
Кипп Т. Указ. соч.. С. 10—11.
648
См.: Перетерский И.С. Указ. соч. С. 105.
649
Там же.: Под «общиной» в приведенном положении имеется в виду полисный коллектив, полис, т.е. то же самое, что в определении Папиниана обозначено как «государство».
650
Там же.
651
Там же. С. 106. У Цицерона речь соответственно шла о велениях и запретах, у юриста Квинтилиана — о воздаянии, ограничении, наказании, запрещении и дозволении.
652
Там же. С. 107.
653
Там же.
654
Там же. С. 107, 109—110.
655
См. подробнее: Редкий И.Г. Энциклопедия юридических и политических наук. СПб., 1872/1873. С. 809—858; История политических и правовых учений. Средние века и Возрождение. М., 1986. С. 27—39; БоргошЮ. Фома Аквинский. М., 1975; Антология мировой философии. М, 1969. Т. 1. Ч. 2. С. 823—862; Das Naturrecht in der politischen Theorie. Wien, 1963.
656
В дальнейшем идея взаимосвязи свободы и необходимости с антитеологических позиций разрабатывалась целым рядом мыслителей, в том числе Спинозой и Гегелем.
657
Отмечая позитивные моменты подобной ориентированности средневековой юридической мысли и различных правовых школ и течений на римское право, дореволюционный русский историк права А. Стоянов писал: «Война и схоластические мечтания поглощали деятельность большинства в средневековом обществе. Грубая сила и выспренные, мертворожденные умствования были господствующими явлениями. А между тем ум человеческий нуждался в здоровой пище, в положительном знании. Где было искать их? Вообще можно положительно и беспристрастно сказать, что римское право было самым практическим и здоровым продуктом человеческой мысли в ту пору, когда европейские народы стали ощущать в себе жажду знания… Ученые школы римского права, как орган юридической пропаганды, были необходимы при подобных условиях». — Стоянов А. Методы разработки положительного права и общественное значение юристов от глоссаторов до конца XVIII столетия. Харьков, 1862. С. 250—251.
658
Покровский И.А. История римского права. Петроград, 1918. С. 191—192.
659
Стоянов А. Указ. соч. С. 4—5.
660
Покровский И.А. Указ. соч. С. 194.
661
Стоянов А. Указ. соч. С. 10.
662
Там же. С. 11.
663
См. там же.
664
См. там же.
665
См.: Покровский И.А. Указ. соч. С. 198.
666
Так, комментарии Бартолуса (1314—1357) «пользовались в судах чрезвычайным авторитетом; в Испании и Португалии они были переведены и даже считались для судов обязательными». — Покровский И.А. Указ. соч. С. .199.
667
См.: Стоянов А. Указ. соч. С. 35.
668
См. там же. С. 72. Примечательно также, что, относя к «лучшим частям римского права» естественное право и право народов, Донелл признавал их универсальное значение и пригодность для всех народов.
669
Гроций Г. О праве войны и мира. Три книги, ~в которых объясняются естественное право и право народов, а также принципы публичного права. М., 1956. С. 68.
670
Там же. С. 71.
671
Там же.
672
Там же. С. 74.
673
Там же. С. 48.
674
Уместно отметить, что устремления Гроция — при всей специфике его подхода и словаря — по своему теоретикоконцептуальному и логическому смыслу созвучны современным представлениям о теории (и философии) права как основе учения о законе. Существенным и актуальным аспектом этой проблематики является идея необходимости научно обоснованной системы отраслей права как объективной основы для надлежащей законотворческой деятельности, для определения соответствующих отраслей (и направлений) законодательства.
675
Там же. С. 52.
676
Там же.
677
Там же. С. 74.
678
Там же. С. 70.
679
Там же. С. 49.
680
Там же. С. 72.
681
Там же. С. 46.
682
Там же.
683
Там же. С. 48.
684
Там же. С. 159.
685
Там же.
686
Там же. С. 50.
687
Там же. С. 68.
688
См. там же. С. 526.
689
Там же. С. 689.
690
Там же. С. 67.
691
См.: Бэкон Ф. Соч. М., 1971. Т. 1. С. 507—536. Ссылки на положения этого трактата в дальнейшем будут приводиться в самом тексте в виде указания на нумерацию соответствующих афоризмов.
692
«Естественноправовое значение такой бэконовской характеристики закона, как справедливость, отчетливо видно из следующих его слов: «В то же время в высшей степени правильно то, что люди обладают уже от природы некоторыми нравственными понятиями, сформированными под влиянием естественного света и естественных законов, такими, как добродетель, порок, справедливость, несправедливость, зло». — Бэкон Ф. Соч. Т. 1. С. 539.
693
Любопытно (в плане истории идей и современности), что наши юристы и законодатели уже давно планируют принятие своего «Закона о законах» в виде официального нормативного акта.
694
Бэкон Ф. Соч. М., Т. 2. С. 476—477.
695
Гоббс Т. Левиафан или материя, форма и власть государства церковного и гражданского. М., 1936. С. 113. В дальнейшем для краткости данная работа будет обозначаться «Левиафан». См. также: Гоббс Т. Философские основания учения о гражданине. М., 1914. С. 22
696
Г Т. Левиафан. С. 115.
697
698
Там же. Такое противопоставление права и закона отрицает их общность и отвергает саму возможность правового закона как правовой формы признания и защиты свободы людей.
699
Там же. С. 118.
700
См.: Гоббс Т. Левиафан. С. 118—138; Он же. Философские основания учения о гражданине. С. 30—59.
701
702
Один из естественных законов запрещает пьянство и все то, что уклоняет ум от его естественного состояния, разрушая или уменьшая тем самым способность рассуждения. Основание формулировки этого закона таково: естественный закон — это веление правого разума (recta ratio), а последнее в естественном состоянии представляет собой «акт рассуждения, т.е. собственное и истинное рассуждение каждого отдельного человека о его действиях, которые могут привести к выгоде или вреду для остальных людей». Гоббс Т. Философские основания учения о гражданине. С. 30, 53—54.
703
704
Там же. С. 138.
705
Там же. С. 146—147.
706
Там же. С. 179.
707
Там же. С. 171.
708
Там же. С. 254.
709
Там же. С. 119.
710
Там же. С. 177.
711
Там же. С. 178.
712
Там же. С. 151.
713
Там же. С. 210.
714
Там же. С. 224.
715
Там же. С. 176.
716
Там же. С. 214.
717
Там же. С. 209.
718
Там же. С. 210. Кстати говоря, здесь Гоббс должен был бы говорить о естественном и гражданском законах как о различных частях законов (законодательства), а не права, так как право в его учении (в отличие от закона) — это лишь естественное право, отрицание которого является целью и естественного закона, и гражданского закона.
719
Там же. С. 208.
720
Там же. С. 223.
721
Там же. С. 223—224.
722
Austin . Lectures on urisprudence or the Philosophy of Positive Law. London, 1873, vol. 1, p. 89, 98.
723
Amos Sh. A systematic View of the Science of urisprudence. London, 1872, p. 73.
724
Шершеневич Г.Ф. Общая теория права. М., 1910. Вып. 1. С. 281.
725
Там же. С. 314.
726
Локк Д. Избранные философские произведения. М., 1960. Т. 2. С. 8.
727
Там же. С. 50.
728
Там же. С. 7.
729
Там же. С. 72.
730
Там же. С. 116.
731
Там же. С. 68.
732
Там же. С. 34.
733
Там же. С. 16.
734
Там же. С. 78.
735
Там же. С. 87.
736
Там же.
737
Там же. С. 85.
738
Там же. С. 86.
739
Там же. С. 81—82.
740
Монтескье Ш. О духе законов. // Избранные произведения. М., 1955. С. 159.
741
Там же. С. 165.
742
Там же. С. 167.
743
Там же. С. 164.
744
Там же. С. 168.
745
Там же. С. 169.
746
Там же. С. 178.
747
Там же. С. 187.
748
Там же. С. 169.
749
Там же. С. 289.
750
Там же.
751
Там же. С. 318.
752
Там же. С. 642.
753
Там же. С. 652.
754
Там же. С. 653—654.
755
Там же. С. 654.
756
РуссоЖ.-Ж. Об общественном