Скачать:TXTPDF
Философия права. Учебник для вузов. Владик Сумбатович Нерсесянц

С. 187—382; Материалисты Древней Греции. М., 1955. С. 53—178.

601

Материалисты Древней Греции. С. 152.

602

Лурье С.Я. Указ. соч. С. 373.

603

Там же. С. 371.

604

Материалисты Древней Греции. С. 170.

605

Характеризуя Протагора как «первого большого теоретика и представителя демократического идеала государства», К. Роде справедливо замечает, что в протаго-Ровской философии права ведущую роль играет принцип равной причастности всех людей к политико-правовым делам. — Rode К. Geschichte der europiiischen Rechts-Philosophie. Dusseldorf, 1974. S. 16.

606

См. Маковелъский А. Софисты. Баку, 1940. Вып. 1. С. 43.

607

Там же. С. 34.

608

Там же.

609

Там же. С. 35.

610

См.: Rode К. Op.cit, S. 20-21; Heinimann F. Nomos und Physis. Basel, 1945. S. 110.

611

Антология мировой философии. М, 1969. Т. 1. Ч. 1. С. 321.

612

Там же.

613

Там же. С. 320.

614

См.: Аристотель. Политика. М., 1911. С. 408.

615

См. подробнее: Нерсесянц B.C. Сократ. М., 1977 (новое издание — М., 1996).

616

См.: Нерсесянц B.C. Платон. М., 1984.

617

Известный немецкий исследователь естественноправовых концепций Г. Райнер, характеризующий принцип «каждому — свое» в качестве основного положения естественного права, подчеркивает связь этого принципа с платоновским определением права, согласно которому «каждый имеет свое». Соответствующие суждения Платона (Государство, 433 е) о справедливости и праве в переводе Г. Райнера с учетом терминологии оригинала звучат так: «Право (dikaion) и справедливость (dikai-osyne) состоят в том, что каждый имеет и делает свое, так чтобы никто не имел чужого и не лишался своего». — Reiner H. Die Hauptgrundlagen der fundamental-sten Normen des Naturrechts. Basel, 1976. S. 2.

618

В свете платоновской характеристики различных форм правления в зависимости от того, какая роль отводится в них закону, Эрнст Кассмрер справедливо отметил взаимосвязь закона и политической свободы в концепции Платона.

«Закон, — писал Кассирер, — является единственным подлинным выразителем свободы. Таковы об-Раз мыслей Платона о государстве и сумма его политической мудрости». — Cassirer Emst. Op.cit. S. 22.

619

Древнегреческое слово «номизма» имеет общий корень со словом «номос» (закон, установление, обычай).

620

Исследователь правовых взглядов Аристотеля В. Зигфрид следующим образом характеризует его естественноправовые представления: «По-моему, высшее и всеобщее положение естественного права весьма сжато гласит: каждому — свое, надлежащее… Второе основное положение, представляющее собой форму применения перво-Г01 гласит: равным — равное, неравным (соответственно) неравное». — Siegfried W. °er Rechtsgedanke bei Aristoteles. Zurich, 1947. S. 64—65.

621

В. Зигфрид, характеризуя аристотелевскую трактовку закона, пишет: «По способу своего действия закон, — как обычный закон, так и конституция, — выступает как распорядок; по своему возникновению он рассматривается как соглашение, прямо-таки как договор». — Siegfried W. Op.cit. S. 51.

622

В этой связи В. Зигфрид отмечает: «В наше время мы говорим об идеале правового государства. До некоторой степени соответствующее этому выражение у Аристотеля звучит: эвномия (благозаконие)». Об аристотелевской трактовке деспотизма он пишет: «Деспотический (тиранический) означает неограниченный, неограж-денный естественным или позитивным порядком; видимо, мы можем использовать здесь современное слово: тоталитарный». — Siegfried W. Op. cit. S. 47, 68.

623

В разумности закона присутствует момент верного выражения в нем требовании естественного права. «Что естественное право — разумное право, — пишет В. Зигфрид, — это очевидно уже потому, что их совпадение само собой разумеется для Аристотеля, хотя он, насколько мне известно, нигде этого четко не высказывает, природа — высшая норма для правильного, разум — высшая инстанция, чтобы сообщить нам, в чем это правильное состоит». — Siegfried W. Op.cit. S. 63.

624

Материалисты Древней Греции. С. 212.

625

Там же.

626

Там же. С. 219.

627

Там же. С. 224.

628

Там же. С. 215.

629

Там же. С. 217.

630

Там же.

631

Там же.

632

Там же. С. 218.

633

Там же. С. 217—218.

634

Там же. С. 235.

635

Антология мировой философии. М., 1969. Т. 1. Ч. 1. С. 490.

636

Там же.

637

Там же. С. 493.

638

Там же.

639

Там же. С. 503.

640

Там же. С. 507.

641

Там же. С. 519.

642

Там же.

643

Там же. С. 520.

644

См.: Перетерский И.С. Дигесты Юстиниана. М., 1956. С. 62.

645

Кипп Т. История источников римского права. Спб., 1908. С. 7—8.

646

Синайский В.И. История источников римского права. Варшава. 1911. С. 59.

647

Кипп Т. Указ. соч.. С. 10—11.

648

См.: Перетерский И.С. Указ. соч. С. 105.

649

Там же.: Под «общиной» в приведенном положении имеется в виду полисный коллектив, полис, т.е. то же самое, что в определении Папиниана обозначено как «государство».

650

Там же.

651

Там же. С. 106. У Цицерона речь соответственно шла о велениях и запретах, у юриста Квинтилиана — о воздаянии, ограничении, наказании, запрещении и дозволении.

652

Там же. С. 107.

653

Там же.

654

Там же. С. 107, 109—110.

655

См. подробнее: Редкий И.Г. Энциклопедия юридических и политических наук. СПб., 1872/1873. С. 809—858; История политических и правовых учений. Средние века и Возрождение. М., 1986. С. 27—39; БоргошЮ. Фома Аквинский. М., 1975; Антология мировой философии. М, 1969. Т. 1. Ч. 2. С. 823—862; Das Naturrecht in der politischen Theorie. Wien, 1963.

656

В дальнейшем идея взаимосвязи свободы и необходимости с антитеологических позиций разрабатывалась целым рядом мыслителей, в том числе Спинозой и Гегелем.

657

Отмечая позитивные моменты подобной ориентированности средневековой юридической мысли и различных правовых школ и течений на римское право, дореволюционный русский историк права А. Стоянов писал: «Война и схоластические мечтания поглощали деятельность большинства в средневековом обществе. Грубая сила и выспренные, мертворожденные умствования были господствующими явлениями. А между тем ум человеческий нуждался в здоровой пище, в положительном знании. Где было искать их? Вообще можно положительно и беспристрастно сказать, что римское право было самым практическим и здоровым продуктом человеческой мысли в ту пору, когда европейские народы стали ощущать в себе жажду знания… Ученые школы римского права, как орган юридической пропаганды, были необходимы при подобных условиях». — Стоянов А. Методы разработки положительного права и общественное значение юристов от глоссаторов до конца XVIII столетия. Харьков, 1862. С. 250—251.

658

Покровский И.А. История римского права. Петроград, 1918. С. 191—192.

659

Стоянов А. Указ. соч. С. 4—5.

660

Покровский И.А. Указ. соч. С. 194.

661

Стоянов А. Указ. соч. С. 10.

662

Там же. С. 11.

663

См. там же.

664

См. там же.

665

См.: Покровский И.А. Указ. соч. С. 198.

666

Так, комментарии Бартолуса (1314—1357) «пользовались в судах чрезвычайным авторитетом; в Испании и Португалии они были переведены и даже считались для судов обязательными». — Покровский И.А. Указ. соч. С. .199.

667

См.: Стоянов А. Указ. соч. С. 35.

668

См. там же. С. 72. Примечательно также, что, относя к «лучшим частям римского права» естественное право и право народов, Донелл признавал их универсальное значение и пригодность для всех народов.

669

Гроций Г. О праве войны и мира. Три книги, ~в которых объясняются естественное право и право народов, а также принципы публичного права. М., 1956. С. 68.

670

Там же. С. 71.

671

Там же.

672

Там же. С. 74.

673

Там же. С. 48.

674

Уместно отметить, что устремления Гроция — при всей специфике его подхода и словаря — по своему теоретикоконцептуальному и логическому смыслу созвучны современным представлениям о теории (и философии) права как основе учения о законе. Существенным и актуальным аспектом этой проблематики является идея необходимости научно обоснованной системы отраслей права как объективной основы для надлежащей законотворческой деятельности, для определения соответствующих отраслей (и направлений) законодательства.

675

Там же. С. 52.

676

Там же.

677

Там же. С. 74.

678

Там же. С. 70.

679

Там же. С. 49.

680

Там же. С. 72.

681

Там же. С. 46.

682

Там же.

683

Там же. С. 48.

684

Там же. С. 159.

685

Там же.

686

Там же. С. 50.

687

Там же. С. 68.

688

См. там же. С. 526.

689

Там же. С. 689.

690

Там же. С. 67.

691

См.: Бэкон Ф. Соч. М., 1971. Т. 1. С. 507—536. Ссылки на положения этого трактата в дальнейшем будут приводиться в самом тексте в виде указания на нумерацию соответствующих афоризмов.

692

«Естественноправовое значение такой бэконовской характеристики закона, как справедливость, отчетливо видно из следующих его слов: «В то же время в высшей степени правильно то, что люди обладают уже от природы некоторыми нравственными понятиями, сформированными под влиянием естественного света и естественных законов, такими, как добродетель, порок, справедливость, несправедливость, зло». — Бэкон Ф. Соч. Т. 1. С. 539.

693

Любопытно (в плане истории идей и современности), что наши юристы и законодатели уже давно планируют принятие своего «Закона о законах» в виде официального нормативного акта.

694

Бэкон Ф. Соч. М., Т. 2. С. 476—477.

695

Гоббс Т. Левиафан или материя, форма и власть государства церковного и гражданского. М., 1936. С. 113. В дальнейшем для краткости данная работа будет обозначаться «Левиафан». См. также: Гоббс Т. Философские основания учения о гражданине. М., 1914. С. 22

696

Г Т. Левиафан. С. 115.

697

Гоббс Т. Левиафан. С. 117.

698

Там же. Такое противопоставление права и закона отрицает их общность и отвергает саму возможность правового закона как правовой формы признания и защиты свободы людей.

699

Там же. С. 118.

700

См.: Гоббс Т. Левиафан. С. 118—138; Он же. Философские основания учения о гражданине. С. 30—59.

701

Гоббс Т. Левиафан. С. 127.

702

Один из естественных законов запрещает пьянство и все то, что уклоняет ум от его естественного состояния, разрушая или уменьшая тем самым способность рассуждения. Основание формулировки этого закона таково: естественный закон — это веление правого разума (recta ratio), а последнее в естественном состоянии представляет собой «акт рассуждения, т.е. собственное и истинное рассуждение каждого отдельного человека о его действиях, которые могут привести к выгоде или вреду для остальных людей». Гоббс Т. Философские основания учения о гражданине. С. 30, 53—54.

703

Гоббс Т. Левиафан. С. 137

704

Там же. С. 138.

705

Там же. С. 146—147.

706

Там же. С. 179.

707

Там же. С. 171.

708

Там же. С. 254.

709

Там же. С. 119.

710

Там же. С. 177.

711

Там же. С. 178.

712

Там же. С. 151.

713

Там же. С. 210.

714

Там же. С. 224.

715

Там же. С. 176.

716

Там же. С. 214.

717

Там же. С. 209.

718

Там же. С. 210. Кстати говоря, здесь Гоббс должен был бы говорить о естественном и гражданском законах как о различных частях законов (законодательства), а не права, так как право в его учении (в отличие от закона) — это лишь естественное право, отрицание которого является целью и естественного закона, и гражданского закона.

719

Там же. С. 208.

720

Там же. С. 223.

721

Там же. С. 223—224.

722

Austin . Lectures on urisprudence or the Philosophy of Positive Law. London, 1873, vol. 1, p. 89, 98.

723

Amos Sh. A systematic View of the Science of urisprudence. London, 1872, p. 73.

724

Шершеневич Г.Ф. Общая теория права. М., 1910. Вып. 1. С. 281.

725

Там же. С. 314.

726

Локк Д. Избранные философские произведения. М., 1960. Т. 2. С. 8.

727

Там же. С. 50.

728

Там же. С. 7.

729

Там же. С. 72.

730

Там же. С. 116.

731

Там же. С. 68.

732

Там же. С. 34.

733

Там же. С. 16.

734

Там же. С. 78.

735

Там же. С. 87.

736

Там же.

737

Там же. С. 85.

738

Там же. С. 86.

739

Там же. С. 81—82.

740

Монтескье Ш. О духе законов. // Избранные произведения. М., 1955. С. 159.

741

Там же. С. 165.

742

Там же. С. 167.

743

Там же. С. 164.

744

Там же. С. 168.

745

Там же. С. 169.

746

Там же. С. 178.

747

Там же. С. 187.

748

Там же. С. 169.

749

Там же. С. 289.

750

Там же.

751

Там же. С. 318.

752

Там же. С. 642.

753

Там же. С. 652.

754

Там же. С. 653—654.

755

Там же. С. 654.

756

РуссоЖ.-Ж. Об общественном

Скачать:TXTPDF

права. Учебник для вузов. Владик Сумбатович Нерсесянц Философия читать, права. Учебник для вузов. Владик Сумбатович Нерсесянц Философия читать бесплатно, права. Учебник для вузов. Владик Сумбатович Нерсесянц Философия читать онлайн