Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:TXTPDF
Философия права. Учебник для вузов. Владик Сумбатович Нерсесянц

договоре, или Принципы политического права // Трактаты. М., 1969. С. 160.

757

В оригинале «person publique», т.е. публичная персона или публичная личность.

758

Там же. С. 161—162.

759

Там же. С. 170.

760

Там же. С. 170—171.

761

Там же. С. 171.

762

Там же.

763

Там же. С. 161.

764

Там же. С. 156.

765

Там же. С. 156, 161, 174.

766

Там же. С. 172.

767

Там же. С. 162—163.

768

Там же. С. 175.

769

Там же. С. 175.

770

Там же. С. 163.

771

Там же.

772

Там же. С. 164.

773

Там же. С. 174.

774

Там же. С. 177.

775

Там же. С. 189.

776

Там же.

777

Там же. С. 183.

778

Там же. С. 183.

779

Там же. С. 190.

780

Там же. С. 190—191.

781

Там же. С. 178.

782

Там же. С. 178.

783

Там же. С. 179.

784

Там же. С. 217.

785

Там же. С. 218.

786

Там же. С. 222.

787

Там же.

788

Там же.

789

Кант И. Соч. Т. 2. С. 206.

790

См. подробнее: Философия Канта и современность / Под общей редакцией Т.И. Ойзермана. М., 1974. С. 112 и сл.

791

Кант И. Соч. Т. 4. Ч. 2. С. 7.

792

Кант И. Соч. Т. 4. Ч. 1. С. 413.

793

Там же. С. 274. Это совпадение на самом деле является следствием кантовской юридизации морали: принципом морали (для всех и каждого) у Канта оказывается (по смыслу его категорического императива) принцип права — принцип «всеобщего законодательства».

794

Там же. С. 260.

795

Там же. С. 270.

796

Там же. Т. 4. Ч. 2. С. 140.

797

Там же. С. 139.

798

Под заметным влиянием этих идей И.Г. Фихте определял право как отношение Между разумными, морально автономными и свободными индивидами. — Fichte .G. Samtliche Werke. Berlin, 1845, В. 3. S. 557.

799

Гегель. Политические произведения. М., 1978. С. 208.

800

Кант И. Соч. Т. 4. Ч. 2. С. 233. «Правовыми законами» Кант называет закон государства (в отличие, скажем, от моральных законов). Иначе говоря, это не правовой закон в смысле развиваемого нами юридического правопонимания.

801

Кант И. Соч. Т. 6. С. 269.

802

Кант И. Соч. Т. 4. Ч. 2. С 237.

803

Философское учение о праве Кант относит к сфере моральной философии (так, он говорит о морали в смысле «учения о праве»). В отличие от этого «юрист, если он в то же время (в моральном отношении) не философ», расценивается им лишь как законовед, стоящий «рядом с властью», обязанности которого сведены к тому, чтобы «применять существующие законы, а не исследовать, нуждаются ли они сами в улучшении». — Кант И. К вечному миру // Трактаты о вечном мире. М., 1963. С. 173, 191.

804

Эту проблематику Э.Ю. Соловьев раскрывает как «взаимодополнительность морали и права». — Соловьев Э.Ю. Кант: взаимодополнительность морали и права. М., 1992.

805

Кант И. Соч. Т. 4. Ч. 1. С. 224.

806

Там же. С. 387.

807

Кант И. Соч. Т. 4. Ч. 2. С. 256.

808

Там же.

809

Кант И. Соч. Т. 6. С. 299—300.

810

Имеется в виду т.н. «квалифицированное убийство», т.е. убийство с отягчающими обстоятельствами.

811

Кант И. Соч. Т. 4. Ч. 2. С. 292.

812

Кантовскую концепцию отношения индивида к государству, не соответствующему правовому идеалу, Э.Ю. Соловьев характеризует как «внешнее повиновение при внутреннем неучастии», близкое тому, что позднее стали называть «ненасильственными действиями». — Философия Канта и современность. С. 222.

813

Кант И. Религия в пределах только разума. СПб., 1908. С. 98.

814

Гегель. Политические произведения. М., 1978. С. 185—275.

815

Там же. С. 218.

816

Гегель. Философия права. М., 1990. С. 75.

817

Там же. С. 85.

818

Там же. С. 98.

819

Там же. С. 129.

820

Там же. С. 228.

821

Там же. С. 359.

822

Там же. С. 90.

823

Там же. С. 247.

824

Там же. С. 62.

825

Там же. С. 250.

826

Там же.

827

Там же. С. 62.

828

Puchta G.F. Cursus der Institutionen, I Band, 5. Aufl., Leipzig, 1856. S. 47.

829

Ibid. S. 46.

830

См.: Гегель. Философия права. С. 281—284.

831

Там же. С. 282.

832

Там же.

833

См. там же.

834

Там же.

835

Там же.

836

См. подробнее: Кузнецов Э.В. Философия права в России. М., 1989. С. 26 и сл.

837

Коркунов И.М. История философии права. СПб., 1908. С. 233.

838

Неволин К. Энциклопедия законоведения. Киев, т. I, 1839. Дореволюционный русский юрист, ученик Б.И. Чичерина И.В. Михайловский характеризовал Неволина как основателя философии права в России. — Михайловский И.В. Очерки философии права. Томск, Т. I, 1914. С. 36. См. также: Кузнецов Э.В. Указ. соч. С. 101.

839

Неволин К. Указ. соч. С. 52.

840

Там же. С. 23.

841

Там же. С. 24—30, 152—153, 156, 628, 633.

842

Там же. С. 629.

843

Там же. С. 628.

844

См.. Редкий И.Г. Энциклопедия юридических и политических наук. СПб., 1872-1873. С. 18.

845

Там же. С. 122.

846

Там же. С. 1744.

847

Редкий И.Г. Из лекций по истории философии права в связи с историей философии вообще. Т. I. СПб., 1889. С. 200.

848

Там же.

849

Там же. С. 171.

850

Там же. С. 173.

851

См.: А.Ш. Краткий очерк жизни и деятельности А.Д. Градовского // Градовский А.Д. Собр. соч. Т. IX. СПб., 1904. С. I— VII.

852

См.: Градовский А.Д. Собр. соч. Т. IX. С. XV.

853

Градовский А.Д. Собр. соч. СПб., 1899. С. 269—310. (Статья эта впервые была напечатана в июльском номере «Журнала Министерства Народного Просвещения» за 1870 г.).

854

Градовский А.Д. Собр. соч. Т. III. С. 283.

855

Там же. С. 314.

856

См.: Шершеневич Г.Ф. История философии права. Спб., 1907; Он же. Общая теория права. Вып. 1—4. М, 1911—1913. 516 Раздел V. История философии права и современность

857

См. подробнее: Зорькин В.Д. Позитивистская теория права в России. М., 1978. С. 30 и ел.; Кузнецов Э.Ф. Указ. соч. С. 48—50.

858

Шершеневич Г.Ф. Философия права. Т. I. Вып. 4. М., 1911. С. 805.

859

Катков В.Д. Реформированная общим языковедением логика и юриспруденция. Одесса, 1913. С. 407.

860

Там же. С. 391.

861

См. подробнее: Зорькин В.Д. Указ. соч. С. 102 и сл.

862

Петражицкий Л.И. Теория права и государства в связи с теорией нравственности. СПб., 1909. С 85.

863

Там же. С. 51.

864

Там же. С. 42, 86—87.

865

Кистяковский Б.А. Социальные науки и право. Очерки по методологии социальных наук и общей теории права. М., 1916.

866

Там же. С. 554.

867

Там же. С. 556.

868

Там же. С. 576.

869

См.: Вехи. Сборник статей о русской интеллигенции. М, 1990. Авторами статей сборника были И.А. Бердяев, С. И. Булгаков, М.О. Гергиензон, А.С. Изгоев, Б.А. Кистяковский, И.Б. Струве, С. Л. Франк.

870

Там же. С. 4.

871

К числу публикаций Б.И. Чичерина относятся, в частности, следующие работы: Философия права. М., 1900; История политических учений, Ч. 1—5, М., 1869—1902; Вопросы философии. М., 1904; Вопросы политики. М., 1903; Основания логики и метафизики. М., 1894; Наука и религия. М., 1879; Положительная философия и народном представительстве. М., 1866; Опыты по истории русского права. М., 1858; Очерки Англии и Франции. М., 1858; Областные учреждения России в XVII веке. М., 1856; Конституционный вопрос в России. М, 1906.

872

См. подробнее: Зорькин В.Д. Из истории буржуазно-либеральной мысли России второй половины XIX — начала XX в. (Б.И. Чичерин). М., 1975; Он же. Чичерин. М., 1984.

873

Чичерин Б.И. История политических учений. Ч. 1. М., 1869. С. 5.

874

Чичерин Б.И. Наука и религия. С. 450.

875

Чичерин Б.И. Философия права. С. 1.

876

Там же.

877

Там же.

878

Там же. С. 1—2.

879

Там же. С. 2.

880

Там же.

881

Там же.

882

Там же. С. 3.

883

Там же.

884

Там же. С. 3, 24.

885

Там же. С. 21.

886

Там же. С. 22.

887

Там же. С. 22—23.

888

Там же. С. 23.

889

Там же. С. 23—24.

890

Там же. С. 24.

891

См. подробнее: Нерсесянц B.C. Гегелевская философия права: история и современность. М, 1974. С. 198—228.

892

Чичерин Б.Г. Философия права. С. 53.

893

Там же. С. 55—56.

894

Там же. С. 60

895

Там же. С. 83.

896

Там же.

897

Там же. С. 89.

898

Там же. С. 90.

899

Там же. С. 91.

900

Там же. С. 84.

901

Там же.

902

Там же. С. 88.

903

Там же. С. 94.

904

Там же. С. 95.

905

Там же.

906

Там же. С. 96.

907

Там же. С. 98, 99.

908

Там же. С. 103.

909

Там. же. С. 107.

910

Там же. С. 120.

911

Там же. С. 235.

912

Там же.

913

Там же. С. 225.

914

Чичерин Б.И. Несколько современных вопросов. М., 1862. С. 200.

915

Чичерин Б.И. Философия права. С. 334, 335.

916

Там же. С. 335.

917

Новгородцев И.И. Кант и Гегель в их учениях о праве и государстве. Два типических построения в области философии права. М., 1901. С. 200.

918

Там же. С. 223.

919

НовгородцевИ.И. Об общественном идеале. М., 1911 // Власть и право. Из истории русской правовой мысли. Л., 1990. С. 213, 239.

920

Новгородцев И.И. Из лекций по общей теории права. Часть методологическая. М., 1904. С. 12.

921

Критическому анализу идей исторической школы права Новгородцев посвятил отдельную работу. — Новгородцев И.И. Историческая школа юристов, ее происхождение и судьба. М., 1896.

922

Новгородцев И.И. Лекции по истории философии права. Учения Нового времени. XVI—XIX вв. Изд. 3. М., 1914. С. 110

923

Там же. С. 111.

924

Там же.

925

Там же.

926

Там же. С. 112.

927

Там же. С. 111—112.

928

См. подробнее: Поляков А.В. Естественноправовая концепция B.C. Соловьева // Правоведение. 1987, № 4.

929

Соловьев B.C. Право и нравственность // Власть и право. Из истории русской правовой мысли. Л., 1990. С. 90.

930

Там же. С. 91.

931

Там же. С. 90.

932

Соловьев B.C. Оправдание добра. М., 1996. С. 325.

933

Соловьев B.C. Право и нравственность. С. 98.

934

Предшествующее, первичное (лат.).

935

Там же. С. 98—99.

936

Там же. С. 99.

937

Там же.

938

Там же. С. 97.

939

Там же. С. 98.

940

Там же. С. 99.

941

Там же.

942

Там же.

943

Там же. С. 100.

944

Там же. С. 101.

945

Там же.

946

Там же. С. 105, 106.

947

Там же. С. 106.

948

Там же. С. 108.

949

Соловьев B.C. Оправдание добра. С. 328.

950

Соловьев B.C. Нравственность и право. С. 108.

951

Соловьев B.C. Оправдание добра. С. 329.

952

Там же. С. 329.

953

Соловьев B.C. Нравственность и право. С. 112.

954

Соловьев B.C. Оправдание добра. С. 331.

955

Там же. С. 36.

956

Там же. С. 326.

957

Там же. С. 331.

958

Там же. С. 332.

959

Там же.

960

Там же. С. 335.

961

Там же. С. 337.

962

Там же. С. 338.

963

Соловьев B.C. Нравственность и право. С. 95.

964

Соловьев B.C. Оправдание добра. С. 337.

965

Там же. С. 338.

966

Там же. С. 340.

967

Там же.

968

Там же. С. 38.

969

Там же. С. 40.

970

Там же. С. 391, 392.

971

Там же. С. 40—41.

972

Там же. С. 395.

973

Там же. С. 394.

974

Там же. С. 338.

975

Бердяев И.А. Экзистенциальная диалектика божественного и человеческого // О назначении человека. М., 1993. С. 254.

976

Там же.

977

Бердяев НА. О рабстве и свободе человека. Опыт персоналистической философии // Царство Духа и царство Кесаря. М., 1995. С. 5.

978

Там же. С. 21. С позиций философии права уместно отметить, хотя сам Бердяев об этом нигде не говорит, что понимание и определение свободного и независимого человека как персоны, лица, личности, лежащее в основе бердяевского (и иных версий) персонализма, восходит к римским юристам и относится к началам юриспруденции. Правда, Бердяев трактует эту свободу личности универсально, а не юридически, хотя в определенном аспекте — и в ее связи с юридической проблемой прав и свобод человека.

979

Там же. С. 13.

980

Там же. С. 14, 22.

981

Там же. С. 22.

982

Там же. С. 15.

983

Там же.

984

Там же. С. 17.

985

Там же. С. 25.

986

Там же.

987

Там же. С. 356.

988

Там же. С. 323.

989

Там же.

990

Там же. С. 332.

991

Там же. С. 333.

992

Там же. С. 352.

993

Там же. С. 355.

994

Там же.

995

Там же. С. 313-314. В данной связи Бердяев весьма вольно (в интересах своей концепции христианского персонализма и эсхатологического анархизма) трактовал известные слова апостола Павла «Нет власти не от Бога» в том смысле, что они «никакого религиозного значения не имеют, — их характер чисто исторический и относительный, вызванный положением христиан в Римской империи». —

Скачать:TXTPDF

права. Учебник для вузов. Владик Сумбатович Нерсесянц Философия читать, права. Учебник для вузов. Владик Сумбатович Нерсесянц Философия читать бесплатно, права. Учебник для вузов. Владик Сумбатович Нерсесянц Философия читать онлайн