договоре, или Принципы политического права // Трактаты. М., 1969. С. 160.
757
В оригинале «person publique», т.е. публичная персона или публичная личность.
758
Там же. С. 161—162.
759
Там же. С. 170.
760
Там же. С. 170—171.
761
Там же. С. 171.
762
Там же.
763
Там же. С. 161.
764
Там же. С. 156.
765
Там же. С. 156, 161, 174.
766
Там же. С. 172.
767
Там же. С. 162—163.
768
Там же. С. 175.
769
Там же. С. 175.
770
Там же. С. 163.
771
Там же.
772
Там же. С. 164.
773
Там же. С. 174.
774
Там же. С. 177.
775
Там же. С. 189.
776
Там же.
777
Там же. С. 183.
778
Там же. С. 183.
779
Там же. С. 190.
780
Там же. С. 190—191.
781
Там же. С. 178.
782
Там же. С. 178.
783
Там же. С. 179.
784
Там же. С. 217.
785
Там же. С. 218.
786
Там же. С. 222.
787
Там же.
788
Там же.
789
Кант И. Соч. Т. 2. С. 206.
790
См. подробнее: Философия Канта и современность / Под общей редакцией Т.И. Ойзермана. М., 1974. С. 112 и сл.
791
Кант И. Соч. Т. 4. Ч. 2. С. 7.
792
Кант И. Соч. Т. 4. Ч. 1. С. 413.
793
Там же. С. 274. Это совпадение на самом деле является следствием кантовской юридизации морали: принципом морали (для всех и каждого) у Канта оказывается (по смыслу его категорического императива) принцип права — принцип «всеобщего законодательства».
794
Там же. С. 260.
795
Там же. С. 270.
796
Там же. Т. 4. Ч. 2. С. 140.
797
Там же. С. 139.
798
Под заметным влиянием этих идей И.Г. Фихте определял право как отношение Между разумными, морально автономными и свободными индивидами. — Fichte .G. Samtliche Werke. Berlin, 1845, В. 3. S. 557.
799
Гегель. Политические произведения. М., 1978. С. 208.
800
Кант И. Соч. Т. 4. Ч. 2. С. 233. «Правовыми законами» Кант называет закон государства (в отличие, скажем, от моральных законов). Иначе говоря, это не правовой закон в смысле развиваемого нами юридического правопонимания.
801
Кант И. Соч. Т. 6. С. 269.
802
Кант И. Соч. Т. 4. Ч. 2. С 237.
803
Философское учение о праве Кант относит к сфере моральной философии (так, он говорит о морали в смысле «учения о праве»). В отличие от этого «юрист, если он в то же время (в моральном отношении) не философ», расценивается им лишь как законовед, стоящий «рядом с властью», обязанности которого сведены к тому, чтобы «применять существующие законы, а не исследовать, нуждаются ли они сами в улучшении». — Кант И. К вечному миру // Трактаты о вечном мире. М., 1963. С. 173, 191.
804
Эту проблематику Э.Ю. Соловьев раскрывает как «взаимодополнительность морали и права». — Соловьев Э.Ю. Кант: взаимодополнительность морали и права. М., 1992.
805
Кант И. Соч. Т. 4. Ч. 1. С. 224.
806
Там же. С. 387.
807
Кант И. Соч. Т. 4. Ч. 2. С. 256.
808
Там же.
809
Кант И. Соч. Т. 6. С. 299—300.
810
Имеется в виду т.н. «квалифицированное убийство», т.е. убийство с отягчающими обстоятельствами.
811
Кант И. Соч. Т. 4. Ч. 2. С. 292.
812
Кантовскую концепцию отношения индивида к государству, не соответствующему правовому идеалу, Э.Ю. Соловьев характеризует как «внешнее повиновение при внутреннем неучастии», близкое тому, что позднее стали называть «ненасильственными действиями». — Философия Канта и современность. С. 222.
813
Кант И. Религия в пределах только разума. СПб., 1908. С. 98.
814
Гегель. Политические произведения. М., 1978. С. 185—275.
815
Там же. С. 218.
816
Гегель. Философия права. М., 1990. С. 75.
817
Там же. С. 85.
818
Там же. С. 98.
819
Там же. С. 129.
820
Там же. С. 228.
821
Там же. С. 359.
822
Там же. С. 90.
823
Там же. С. 247.
824
Там же. С. 62.
825
Там же. С. 250.
826
Там же.
827
Там же. С. 62.
828
Puchta G.F. Cursus der Institutionen, I Band, 5. Aufl., Leipzig, 1856. S. 47.
829
Ibid. S. 46.
830
См.: Гегель. Философия права. С. 281—284.
831
Там же. С. 282.
832
Там же.
833
См. там же.
834
Там же.
835
Там же.
836
См. подробнее: Кузнецов Э.В. Философия права в России. М., 1989. С. 26 и сл.
837
Коркунов И.М. История философии права. СПб., 1908. С. 233.
838
Неволин К. Энциклопедия законоведения. Киев, т. I, 1839. Дореволюционный русский юрист, ученик Б.И. Чичерина И.В. Михайловский характеризовал Неволина как основателя философии права в России. — Михайловский И.В. Очерки философии права. Томск, Т. I, 1914. С. 36. См. также: Кузнецов Э.В. Указ. соч. С. 101.
839
Неволин К. Указ. соч. С. 52.
840
Там же. С. 23.
841
Там же. С. 24—30, 152—153, 156, 628, 633.
842
Там же. С. 629.
843
Там же. С. 628.
844
См.. Редкий И.Г. Энциклопедия юридических и политических наук. СПб., 1872-1873. С. 18.
845
Там же. С. 122.
846
Там же. С. 1744.
847
Редкий И.Г. Из лекций по истории философии права в связи с историей философии вообще. Т. I. СПб., 1889. С. 200.
848
Там же.
849
Там же. С. 171.
850
Там же. С. 173.
851
См.: А.Ш. Краткий очерк жизни и деятельности А.Д. Градовского // Градовский А.Д. Собр. соч. Т. IX. СПб., 1904. С. I— VII.
852
См.: Градовский А.Д. Собр. соч. Т. IX. С. XV.
853
Градовский А.Д. Собр. соч. СПб., 1899. С. 269—310. (Статья эта впервые была напечатана в июльском номере «Журнала Министерства Народного Просвещения» за 1870 г.).
854
Градовский А.Д. Собр. соч. Т. III. С. 283.
855
Там же. С. 314.
856
См.: Шершеневич Г.Ф. История философии права. Спб., 1907; Он же. Общая теория права. Вып. 1—4. М, 1911—1913. 516 Раздел V. История философии права и современность
857
См. подробнее: Зорькин В.Д. Позитивистская теория права в России. М., 1978. С. 30 и ел.; Кузнецов Э.Ф. Указ. соч. С. 48—50.
858
Шершеневич Г.Ф. Философия права. Т. I. Вып. 4. М., 1911. С. 805.
859
Катков В.Д. Реформированная общим языковедением логика и юриспруденция. Одесса, 1913. С. 407.
860
Там же. С. 391.
861
См. подробнее: Зорькин В.Д. Указ. соч. С. 102 и сл.
862
Петражицкий Л.И. Теория права и государства в связи с теорией нравственности. СПб., 1909. С 85.
863
Там же. С. 51.
864
Там же. С. 42, 86—87.
865
Кистяковский Б.А. Социальные науки и право. Очерки по методологии социальных наук и общей теории права. М., 1916.
866
Там же. С. 554.
867
Там же. С. 556.
868
Там же. С. 576.
869
См.: Вехи. Сборник статей о русской интеллигенции. М, 1990. Авторами статей сборника были И.А. Бердяев, С. И. Булгаков, М.О. Гергиензон, А.С. Изгоев, Б.А. Кистяковский, И.Б. Струве, С. Л. Франк.
870
Там же. С. 4.
871
К числу публикаций Б.И. Чичерина относятся, в частности, следующие работы: Философия права. М., 1900; История политических учений, Ч. 1—5, М., 1869—1902; Вопросы философии. М., 1904; Вопросы политики. М., 1903; Основания логики и метафизики. М., 1894; Наука и религия. М., 1879; Положительная философия и народном представительстве. М., 1866; Опыты по истории русского права. М., 1858; Очерки Англии и Франции. М., 1858; Областные учреждения России в XVII веке. М., 1856; Конституционный вопрос в России. М, 1906.
872
См. подробнее: Зорькин В.Д. Из истории буржуазно-либеральной мысли России второй половины XIX — начала XX в. (Б.И. Чичерин). М., 1975; Он же. Чичерин. М., 1984.
873
Чичерин Б.И. История политических учений. Ч. 1. М., 1869. С. 5.
874
Чичерин Б.И. Наука и религия. С. 450.
875
Чичерин Б.И. Философия права. С. 1.
876
Там же.
877
Там же.
878
Там же. С. 1—2.
879
Там же. С. 2.
880
Там же.
881
Там же.
882
Там же. С. 3.
883
Там же.
884
Там же. С. 3, 24.
885
Там же. С. 21.
886
Там же. С. 22.
887
Там же. С. 22—23.
888
Там же. С. 23.
889
Там же. С. 23—24.
890
Там же. С. 24.
891
См. подробнее: Нерсесянц B.C. Гегелевская философия права: история и современность. М, 1974. С. 198—228.
892
Чичерин Б.Г. Философия права. С. 53.
893
Там же. С. 55—56.
894
Там же. С. 60
895
Там же. С. 83.
896
Там же.
897
Там же. С. 89.
898
Там же. С. 90.
899
Там же. С. 91.
900
Там же. С. 84.
901
Там же.
902
Там же. С. 88.
903
Там же. С. 94.
904
Там же. С. 95.
905
Там же.
906
Там же. С. 96.
907
Там же. С. 98, 99.
908
Там же. С. 103.
909
Там. же. С. 107.
910
Там же. С. 120.
911
Там же. С. 235.
912
Там же.
913
Там же. С. 225.
914
Чичерин Б.И. Несколько современных вопросов. М., 1862. С. 200.
915
Чичерин Б.И. Философия права. С. 334, 335.
916
Там же. С. 335.
917
Новгородцев И.И. Кант и Гегель в их учениях о праве и государстве. Два типических построения в области философии права. М., 1901. С. 200.
918
Там же. С. 223.
919
НовгородцевИ.И. Об общественном идеале. М., 1911 // Власть и право. Из истории русской правовой мысли. Л., 1990. С. 213, 239.
920
Новгородцев И.И. Из лекций по общей теории права. Часть методологическая. М., 1904. С. 12.
921
Критическому анализу идей исторической школы права Новгородцев посвятил отдельную работу. — Новгородцев И.И. Историческая школа юристов, ее происхождение и судьба. М., 1896.
922
Новгородцев И.И. Лекции по истории философии права. Учения Нового времени. XVI—XIX вв. Изд. 3. М., 1914. С. 110
923
Там же. С. 111.
924
Там же.
925
Там же.
926
Там же. С. 112.
927
Там же. С. 111—112.
928
См. подробнее: Поляков А.В. Естественноправовая концепция B.C. Соловьева // Правоведение. 1987, № 4.
929
Соловьев B.C. Право и нравственность // Власть и право. Из истории русской правовой мысли. Л., 1990. С. 90.
930
Там же. С. 91.
931
Там же. С. 90.
932
Соловьев B.C. Оправдание добра. М., 1996. С. 325.
933
Соловьев B.C. Право и нравственность. С. 98.
934
Предшествующее, первичное (лат.).
935
Там же. С. 98—99.
936
Там же. С. 99.
937
Там же.
938
Там же. С. 97.
939
Там же. С. 98.
940
Там же. С. 99.
941
Там же.
942
Там же.
943
Там же. С. 100.
944
Там же. С. 101.
945
Там же.
946
Там же. С. 105, 106.
947
Там же. С. 106.
948
Там же. С. 108.
949
Соловьев B.C. Оправдание добра. С. 328.
950
Соловьев B.C. Нравственность и право. С. 108.
951
Соловьев B.C. Оправдание добра. С. 329.
952
Там же. С. 329.
953
Соловьев B.C. Нравственность и право. С. 112.
954
Соловьев B.C. Оправдание добра. С. 331.
955
Там же. С. 36.
956
Там же. С. 326.
957
Там же. С. 331.
958
Там же. С. 332.
959
Там же.
960
Там же. С. 335.
961
Там же. С. 337.
962
Там же. С. 338.
963
Соловьев B.C. Нравственность и право. С. 95.
964
Соловьев B.C. Оправдание добра. С. 337.
965
Там же. С. 338.
966
Там же. С. 340.
967
Там же.
968
Там же. С. 38.
969
Там же. С. 40.
970
Там же. С. 391, 392.
971
Там же. С. 40—41.
972
Там же. С. 395.
973
Там же. С. 394.
974
Там же. С. 338.
975
Бердяев И.А. Экзистенциальная диалектика божественного и человеческого // О назначении человека. М., 1993. С. 254.
976
Там же.
977
Бердяев НА. О рабстве и свободе человека. Опыт персоналистической философии // Царство Духа и царство Кесаря. М., 1995. С. 5.
978
Там же. С. 21. С позиций философии права уместно отметить, хотя сам Бердяев об этом нигде не говорит, что понимание и определение свободного и независимого человека как персоны, лица, личности, лежащее в основе бердяевского (и иных версий) персонализма, восходит к римским юристам и относится к началам юриспруденции. Правда, Бердяев трактует эту свободу личности универсально, а не юридически, хотя в определенном аспекте — и в ее связи с юридической проблемой прав и свобод человека.
979
Там же. С. 13.
980
Там же. С. 14, 22.
981
Там же. С. 22.
982
Там же. С. 15.
983
Там же.
984
Там же. С. 17.
985
Там же. С. 25.
986
Там же.
987
Там же. С. 356.
988
Там же. С. 323.
989
Там же.
990
Там же. С. 332.
991
Там же. С. 333.
992
Там же. С. 352.
993
Там же. С. 355.
994
Там же.
995
Там же. С. 313-314. В данной связи Бердяев весьма вольно (в интересах своей концепции христианского персонализма и эсхатологического анархизма) трактовал известные слова апостола Павла «Нет власти не от Бога» в том смысле, что они «никакого религиозного значения не имеют, — их характер чисто исторический и относительный, вызванный положением христиан в Римской империи». —