Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:PDFTXT
Философия психологии

В ПРОБЛЕМЕ С[ОЗНАНИЯ]
Учение о С[ознании] оказалось пунктом расхождения наших исследований.
Новые исследования Харьковской группы начались с попытки преодолеть отделение С [ознания] от жизни.
Конкретная задача состояла в том, чтобы исследовать отношение: образ (в широчайшем смысле) — процесс,
46
Мы взяли ту же «клеточку —значение. Так были построены все исследования Отдела и исследования УНДИПА* 1932—33 гг.
Выводы:
1. Понятие — «противоречивая» вещь. Образдвижение.
Взаимопереходы, взаимосвязи.
Исследования: а) Практический интеллектречь.
б) Школьные понятия,
в) Анализ развития значения.
Процесс идет дальше, чем содержание значения. Процесс — умнее.
Аналогия с орудием: закон Гартига».
2. Принципиальное отношение «образпроцесс» остается одинаковым, на каком бы уровне развития мы его ни исследовали.
Процесс может быть внешним» практическим.
Существует закономерная связь между формой процесса и формой образа (представление, понятие).
Исследования: Проблемный ящик.
Экспериментальная критика Пиаже.
3. Поэтому: весь процесс может быть вынесен наружу!
Закон Гартига больше, чем внешняя аналогия.
Исследования: а) Орудие и средство.
б) Развитие средства {орудия).
Выводы: а) Орудие, в отличие от средства, есть прием, общественно созданная операция.
Логика органа —————-логика орудия!
б) Употребление орудия изменяет его скачкообразно.
Употребление орудия-операции определяется целью, мотивом, потребностью — тем процессом, в который оно включаете я,— социально и индивидуально!
Ребенок и Келеровская палочка.
Шизофреник и апраксик, афазик.
4. Следовательно, ключ к морфологии сознания лежит в морфологии деятельности — прежде всего практической.
Новый цикл исследований (Отдел, 1934—1935) и был посвящен морфологии деятельности. П, Я< [Гальперин]. Взаимосвязи этих единиц». (Динамичность). Их законы — законы их взаимопереходов, развития. Показ необходимости возникновения и развития С [ознания] человека. УкрашськШ науково-дослщний шетитут педагогики, 47 Рис, 5 Путь к исторической психологии (contra изучения моск[овско-го] пролет [ария] и Зомбарта). Решение проблемы развития (Маркс). (Ученле о стадиальности внутри и стадиальных изменениях.) Contra педологизм. Патология: лоб. ОСНОВНЫЕ ПРОЦЕССЫ ПСИХИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ L Первое, что должно быть выделено среди р форм человеческой активности,— это различные типы сложных деятельностей, осуществляющие соответственно различные формы отношения человека к деистаителькости (практическая деятель¬ность, познавательная деятельность, эстетическая деятельность итл.). . Внутри этих типов сложной деятельности мы выделяем отдельные деятельности (различая их по конкретному предмету). Предмет деятельности н является одновременно тем, что побужда¬ет данную деятельность, т. е, ее мотивом. Мотив деятельности всегда, следовательно, совпадает с ее предметом. Отвечая той или иной потребности, мотив деятельности переживается субъектом в форме желания, хотения нт.п, (или, наоборот, в форме переживания отвращения и т, п., что составляет специальные случаи отрицательно мотивированной деятельности, объективно создаваемой данным содержанием ее, входящим в «двойную структуру). Эти формы переживания суть 48 формы отражения отношения субъекта к мотиву, формы пережи¬вания смысла деятельности. Но характеру мотивации деятельности, а следовательно, и по характеру соответствующей потребности субъекта мы различаем идеально-мотивированные деятельности (отвечающие высшим потребностям) и деятельности витально-мотивированные (отвеча¬ющие так называемым естественным потребностям). Осуществление деятельности связано с чувством (эмоцией, аффектом). Эта форма переживаник есть форма отражения отношения результата деятельности (достигаемого, достигнутого, могущего быть достигнутым) к ее мотиву, которая возникает на несовпадении предмета деятельности, т. е, того, на что она направлена, и ее результата, т, е. того, к чему она реально приведет (или может привести), В случае развитой деятельности аффект возникает и в связи с действием. Он определяется отношением результата действия к предмету действия. 2. Мы называем сложными те деятельности, которые включают в себя действия. Значит, содержание всякой сложной деятельно¬сти составляют действия. Действие отличается от деятельности тем, что предмет, на который оно направлено, не совпадает с его мотивом. То и другое здесь разделено. Мотив, побуждающий действие, лежит в предме¬те (совпадает с ним) той деятельности, в которую включено данное действие. Условием осознания действия (а действие всегда сознательно) является сознание отношения, связывающего предмет действия с предметом деятельности: предмет действия и выступает для субъекта всегда в определенном отношении к мотиву, т. е. как сознательная цель действия. (Именно несовпадение предмета и мотива является критерием для отличения действия от деятельности; если мотив данного процесса лежит в нем самом, это — деятельность, если же он лежит вне самого этого процесса, это —действие.) Это сознаваемое отношение предмета действия к его мотиву и есть смысл действия; форма переживания (сознавания) смысла действия есть сознание его цели. (Поэтому, предмет, имеющий для меня смысл, есть предмет, выступающий как предмет возможного целенаправленного дей¬ствия; действие, имеющее для меня смысл, есть соответственно действие, возможное по отношению к той или иной цели.) Изменение смысла действия есть всегда изменение его мотивации. (Это изменение смысла действия возможно лишь благодаря несовпадению цели действия с его результатом; это происходит потому, что цель есть сознательная цель и, следовательно, всегда связана с осознанием отношения предмета действия к предмету деятельности. Но это же несовпадение является предпосылкой того, что 4$ действие приобретает мотив себе, т. е, становится деятельностью.) Выделение в связи с актуальным мотивом цели действия есть процесс образования намерения {я намерен пойти на концерт, но я хочу слушать музыку). Действия могут замещаться в деятельности одно — другим. Психологическая проблема выбора действия есть психологическая проблема решительности. Действие связано с аффектом, поскольку оно составляет содержание определенной деятельности, а не само по себе, Будучи включено в другую деятельность, действие может приобрести иную эмоциональную окраску. Действие может быть по своей форме практическим {т. е. иметь материальный предмет) или идеальным, теоретиче¬ским (т. е, предмет может быть идеальным). Практическое действие есть всегда внешнее действие, теоретическое действие может быть внутренним, 3. Особый вид действий представляют собой действия волевые в узком смысле этого слова, т. с, переживаемые субъектом, как требующие внутреннего усилия и действия поступки. (Мы подчеркиваем, что речь идет о волевых действиях в узком смысле, так как в широком смысле волевым является решительно всякое действие, что вытекает из самого определения действия.) Волевое действие характеризуется наличием момента подчине¬ния одного мотива другому, причем оба эти мотива имеют противоположные аффективные знаки. Такого рода подчинение мотивов может происходить при двояком условии: 1) в случае когда действие входит или начинает входить одновременно в две различные деятельности, заключающие в себя аффективно противоположные мотивы, и 2) в случае когда действие является генетически простой деятельностью и, следовательно, его предмет сам служит мотивом; таким образом, в этом случае волевое действие возникает из подчинения одной, простой деятельности (которая тем самым превращается в действие) другой, сложной деятельности, имею¬щей противоположный по своему знаку мотив. В случае когда действие входит в двоякую деятельность, но мотивация обеих этих деятельностей, будучи различной, не является, однако, противоположной по своему знаку, мы называем такое действие поступком. Поступок требует сознавания отноше¬ний, существующих между обеими деятельностями, и учета обоих мотивов; поступок есть, следовательно, действие сложномотивиро-ванное> имеющее сложный смысл.

4. Действие может иметь цель, данную в таких условиях, которые определяют собой самый способ действия. Цель, данная в условиях, определяющих способ действия, и есть не что иное, как задача.

То содержание действия (способ его), которое определяется не самой целью, но именно условиями, в которых она дана, мы

50

называем операцией. Действие, определяемое задачей, всегда, следовательно, включает в себя операцию.

О том, является ли данное содержание действия операцией или нет, мы можем судить по следующему признаку. Если данное содержание действия возникает в зависимости от предмета (цели) действия, то это — не операция; если, наоборот, данное содержа¬ние возникает в действии в зависимости от условий, в которых дана цель, то это — операция.

Операция, таким образом, отличается от действия тем, что она определяется не целью, а условиями, в которых дана цель.

Операция кристаллизуется для сознания в значении. Овладеть значением чего-нибудь и есть овладеть способом возможного действия с данным предметом, словом (значением слова) или даже действием же (применением действия).

Операция приобретает формы умения и навыка.

5. В осуществлении всякой деятельности, действия или операции обнаруживают себя многообразные психофизиологиче¬ские функции организма: сенсорные, двигательные функции, мнемическая функция, функция «тоническая» и т. п. Без этих функций (и соответствующих органов) невозможно осуществле¬ние никакой деятельности; они являются, следовательно, необхо¬димым условием деятельности- Однако деятельность, действие, операция не сводятся к этим функциям и не могут быть выведены из них.

Переход к рассмотрению психофизиологических функций есть, таким образом, переход к собственно психофизиологическому анализу.

(Психофизиология мыслится нами как специальная наука, занимающая по отношению к психологии такое же, примерно, положение, как биохимия по отношения к физиологии.)

ГЕНЕЗИС ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Причинами, приводящими к качественному изменению и к по¬явлению новой, высшей формы психики, а именно человеческого сознания, являются, как я уже говорил, возникновение труда и образование человеческого общества. Переход от животного к человеку есть вместе с тем и переход от непосредственно биологического, свойстзенного животным, отношения к природе, к новому общественному отношению к природе* которое й находит свое выражение в возникновении и развитии процесса труда.

Труд — это не только то, что появляется вместе с человеком, это не только то новое отношение к природе, которое мы наблюдаем в качестве результата очеловечения животных. Труд — это также и прежде всего то, что превращает животно-подобного предка человека в человека. Снова мы видим, что переход к более высокой ступени развития и в смысле более сложной и совершенной организации самого субъекта деятельно¬сти, в данном случае человека, и с точки зрения возникновения

51

новой, высшей формы отражения действительности, снова мы видим, что такой переход совершается прежде всего в форме изменения самой жизни, в форме прежде всего появления новой формы жизни, нового отношения к действительности, новой формы связи с природой.

«Сначала труд,—так говорит об этом Энгельс,—а затем и вместе с ним членораздельная речь явились двумя главными стимулами, под влиянием которых мозг обезьяны постепенно превратился в человеческий мозг, который при всем своем сходстве с обезьяньим, далеко превосходит его по величине и совершенству»1.

Конечно, возникновение труда было подготовлено всем пред¬шествующим ходом развитая: возникновение вертикальной поход¬ки, развитие

Скачать:PDFTXT

Философия психологии читать, Философия психологии читать бесплатно, Философия психологии читать онлайн