Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:PDFTXT
Философия психологии

очень совершенного органа в виде руки, что теснейшим образом было связано с тем образом жизни, который вел человекоподобный предок человека,— все это подготовило физи¬ческие возможности появления этого сложного процесса труда. Подготавливался процесс труда и с другой стороны. Он возникает, конечно, не у одиноко живущего животного, но у животных, у человекоподобных предков человека, которые жили группами, у которых можно наблюдать зачатки некоторой совместной жизни, хотя эти зачатки еще, конечно, вовсе не похожи по своей внутренней характеристике на зачатки собственно общественной жизни. Далее мы видели, что и степень развития психики, которая достаточно подробно была описана применительно к ныне существующим человекоподобным обезьянам, что и развитие психики достигает у высших представителей животного мира весьма высокой относительной степени. Таким образом, создава¬лись предпосылки, которые могли привести и действительно привели к возможности возникновения труда и человеческого, основанного на труде, общества.

Что же характеризует труд как деятельность специфически человеческую? Трудом, как вы знаете, конечно, называется процесс воздействия на природу. Труд — это есть тоже процесс деятельности, который связывает человека с природой. Это процесс, который Маркс так и обозначает как процесс, совершаю¬щийся между человеком и природой. Но при этом не всякий, конечно, процесс воздействия на природу можно и следует называть процессом труда. Характерными и для труда, для этой именно формы воздействия на природу являются два очень существенных момента. Один из этих моментов — это употребле¬ние орудий. Процесс воздействия на природу, который мы называем трудом, есть процесс воздействия на природу с помощью орудий; и, во-вторых, процесс труда всегда Совершается в совме¬стной в собственном смысле слова деятельности людей таким образом, что человек вступает не только в определенные

f K.t Энгельс Ф. Соч+ Т. 20. С. 490. 52

отношения к природе, но и к другим людям, членам данного общества. Именно через эти-то отношения к другим людям человек относится и к природе. Значит, труд выступает с самого начала как процесс общественный. Я уже говорил, что труд есть специфически человеческая деятельность. И действительно, сколь¬ко бы внешне сходных процессов мы ни рассматривали в жи¬вотном мире, ни в одном из них мы не можем по существу вскрыть таких признаков, которые действительно изображали бы его в той специфически человеческой общественной по своей природе деятельности, которую мы называем трудом,

Еще один момент весьма, как мне кажется, существенный, я хотел бы специально выделить и подчеркнуть, прежде чем перейти к рассмотрению того, что обозначает собой с точки зрения развития и изменения конкретной человеческой деятельности и его психики появление и развитие труда. Этот последний момент заключается в следующем: само развитие человека определяется теперь развитием труда, а действуя в труде, с помощью трудовых отношений, на внешнюю природу и изменяя ее, человек в то же время изменяет и свою собственную природу. Он развивает, говорит Маркс, дремлющие в последней способности и подчиняет игру этих сил своей собственной власти2.

Итак, какого же рода изменение в конкретных процессах деятельности человека и какого рода изменение в форме отражения действительности человеком вносит этот момент — возникающий труд, создающий самого человека?

Труд есть процесс, как мы видели, который совершается не одиноким существом, ему одному присущими способами, но это есть процесс, который совершается в условиях совместной деятельности людей, в условиях человеческого коллектива и, как я постараюсь затем особенно это подчеркнуть, также и обще* ственным, т. е, коллективно выраженным, способом. В этом процессе люди вступают в общение друг с другом. Речь идет» конечно, не об общении прежде всего речевом, но об общении в смысле участия в совместном действии, в смысле участия в процессе труда прежде всего.

Давайте рассмотрим, как практически может протекать деятельность человека — члена человеческого общества на изве¬стной ступени развития труда, хотя еще и на ступени относительно низкой- Давайте рассмотрим деятельность отдельного человека в условиях совместного труда, в условиях совместной производ¬ственной деятельности людей.

Известно, что еще в очень раннюю историческую эпоху с достаточной ясностью намечается то, что называется техниче¬ским разделением труда. Техническое разделение труда находит свое выражение в факте, что в целом сложный процесс как бы разделяется между отдельными исполнителями. Один принимает на себя одну как бы часть или одну сторону, одно звено этого

См.; Маркс К„ Энгельс Ф> Соч. Т. 23. С. 188—189.

целого, сложного единого процесса. Другие участники его принимают на себя как бы другое звено. В частности, указывают, что на известной ступени развития человеческого общества наблюдается такое разделение функций; поддержание огня, забота о сохранении огня в очаге передается женщине. Мужчины занимаются охотой на зверя. Для чего нужно поддержание огня? Поддержание огня в условиях теплого климата необходимо для обработки на. огне пищи, Добывание пищи объединяет оба эти процесса — и собственно добывание животного и поддержание огня.

Давайте теперь проанализируем, что же представляет собой деятельность человека, поддержи в ающего огонь. На что направ¬лена деятельность этого человека? Является ли предмет этой деятельности чем-то таким, что может сам по себе или по своим связям с какими-то другими свойствами, предметами и т. п. удов¬летворить потребность человека? Если мы допустим, что дело происходит в условиях жаркого климата, то сам по себе огонь не является таким предметом деятельности, который может побуж¬дать саму по себе эту деятельность. Чем же тогда объяснить, что все-таки эта деятельность совершается? На этот вопрос нетрудно дать ответ. По-видимому, дело заключается в том, что поддержа¬ние огня связано с возможностью обработки на огне пищи. Значит, ведет к удовлетворению существенной, важной потребно¬сти— потребности в питании. Но как же связано между собой первое и второе — поддержание огня, с одной стороны, удовлетво¬рение потребности в пище —с другой? Может быть, связь здесь есть связь постоянного, одновременного воздействия, а как только имеет место воздействие со стороны огня, так далее появляется и возможность удовлетворить потребность в пище? Может быть, огоньэтот предмет, побуждающий деятельность, на который направлена деятельность поддерживающих этот огонь, связан так же с пищей, как шорох, производимый насекомым, связан с пребыванием его в траве, что и позволяет охотнику-животному, устремляясь по направлению к шороху* в конечном счете почти неизбежно всегда получать возможность удовлетворить свою потребность в пище, поймав шелестящее насекомое? Нет, по-видимому, связь здесь совсем другого порядка.

Что же особое в этой связи мы наблюдаем? Особое заключа¬ется г том, что связь эта является не связью по однородности, не связью по сосуществованию. Связь эта является связью особой природы. Деятельность других людей — вот что соединяет между собой первое и второе. Для того чтобы поддержание огня могло привести к удовлетворению существенной потребности, необходи¬мо, чтобы была произведена другими людьми какая-то другая часть деятельности — поимка животного, мясо которого и может быть переработано на данном огне. Если этот второй процесс не существует, то тогда и первый процесс не может привести к удовлетворению какой бы то ни было потребности, и лишится своего смысла.

54

Такого рода деятельность, которую я сейчас описал, мы нигде не встречаем и не можем встретить в животном мире. Она может возникнуть, как вы сами понимаете, только при одном условии — при наличии деятельности совместной. Только в случае обще¬ственной жизни, в условиях жизни человека в обществе других людей.

Как же обозначить теперь этот новый процесс, характеризую¬щийся этими особыми чертами? Мы видели, и я прошлый раз особенно это подчеркивал, что всякий раз, когда мы наблюдаем какой-то процесс у животного, то всегда то, на что направлен процесс,— предмет, на который он направлен, и является вместе с тем тем, что побуждает деятельности т. е. то, что мы условились обозначать термином мотив. Животное направляется по линии распространения звуковой волны. На что направлена деятель¬ность животного? На источник звука. А что приводит, включает, побуждает этот процесс? Это само звучащее тело, это источник звука. То и другое здесь совпадает. Чем же характерно строение этого нового процесса, который появляется на основе возникнове¬ния трудовой деятельности? Особое в этом процессе заключается в том, что теперь предмет, на который направлен процесс, не есть то, что само по себе побуждает деятельность. Нужен не огонь, нужно не непосредственно тепло. Огонь поддерживается потому, что он необходим для чего-то другого, потому что он находится в отношении к чему-то другому, в данном случае к пищевому веществу, или еще точнее и правильнее было бы сказать: огонь потому вызывает деятельность по отношению к себе, деятельность поддержания в данном случае огня, что другой человек обеспечи¬вает возможность его использования в качестве способа обра¬ботки пищи. Таким образом, то новое, что здесь появляется, заключается в том, что побуждающее—мотив и предмет, на который направляется деятельность, теперь не совпадают между собой. Что в нашем примере может считаться мотивом всего процесса, побуждающим его? Это пища. Это то, что отвечает какой-то важнейшей потребности. Но совпадают ли пища и огонь между собой? Нет, они связаны между собой некими отношения-ми, но они не совпадают между собой. Какие же это отношения? В чем они конкретно выражаются? Мы уже говорили: они конкретно выражаются в деятельности другого человека, в отно¬шении субъекта данной деятельности к субъекту какой-то другой деятельности, к деятельности в данном примере охотника. Какое же это отношение? Естественная связь или это есть общественная связь? Это есть общественная связь. В какой форме она теперь выступает? В форме деятельности других людей.

Наконец, поставим последний вопрос, который возникает в связи с рассматриваемым нами процессом. Как же возможна деятельность по отношению к предмету, который сам по себе не является тем, что может побуждать мою деятельность? Ясно, конечно» что такая деятельность возможна только в том случае, если как-то отражается, если как-то воспринимается то отноше-

55

ние, та связь, которая существует между предметом моей деятельности и тем, что может побуждать меня действовать. Значит, нужно -допустить, что такая деятельность необходимо предполагает отражение отношений, которые связывают предмет деятельности и мотив ее. Нужно» чтобы предмет, на который направлена моя деятельность, был бы схвачен, отображен в своих отношениях и связях с тем, что способно побудить меня к действию, с мотивом.

Проще и короче можно было бы сказать так: необходимо, чтобы предмет деятельности был осознан, т. е. отражен в изве¬стном объективном отношении его, в данном случае общественном отношении к предмету моей потребности. Предмет такой деятель¬ности правильно было бы назвать целью, подчеркивая этим словом, что мы имеем дело теперь не с инстинктивным предметом, а с сознательным предметом, т. е. с целью. Придется тогда, по-видимому, обозначить как-то иначе и весь

Скачать:PDFTXT

Философия психологии читать, Философия психологии читать бесплатно, Философия психологии читать онлайн