Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:PDFTXT
Философия психологии

этот процесс, направленный на сознательную цель. В сущности деятельность, т. е, то, что ведет к удовлетворению потребности, выросла. Она теперь, как видно из разобранного примера, предполагает не только действия только отдельно взятого человека, но и действия его в условиях деятельности других людей, т. е. предполагает некоторую совместную деятельность. Нужно найти название для той единицы, которая вычленилась из того процесса, который удовлетворяет потребность, и обозначить эту выделившуюся единицу. Это то, что мы называем действием. Как же определить что такое действие? Действие, с которым мы впервые встречаемся действительно только у человека, есть процесс, который направлен на сознательную цель. Особенность этого процесса заключается в том, что сознательная цель, т. е. то> на что направлен процесс, может не совпадать и не совпадает с тем, что удовлетворяет потребность, с тем, что побуждает деятельность в целом. Позвольте привести пример, уже теперь оставив наш исторический материал в стороне,— пример уже вообще из деятельности человека, хотя бы и современного, чтобы показать различие между деятельностью и действием. Мы наблюдаем человека, который читает книгу. Мы знаем, что это учебник, книга, которую необходимо прочитать для подготовки к экзамену. К чему стремится этот процесс, который мы наблюдаем? Его предметсодержание книги. Результат этого процесса — усвоение содержа¬ния книги. Спрашивается: что жет этот процесс побуждается именно содержанием книги? Это неизвестно. Надо подойти к нему ближе. Может случиться так, что то, что заставляет читать книгу, вовсе не есть само содержание книги. Давайте произведем такой опыт: скажем этому человеку, что экзамен, к которому он готовится, отменен вовсе и никогда этого экзамена ему в жизни держать не случится. Что может произойти? Два разных случая. В одном случае человек захлопнет книжку и займется другим делом. Что это чтение книжки в данном случае представляет собой? Была ли это деятельность? Нет, деятельностью, по-

56

видимому, оно не было. Потому что признаком деятельности является совпадение предмета и мотива. По-видимому, как только мы сняли мотив, так предмет действия перестал существовать, действие распалось.

Но мы можем себе представить и другой случай: вы говорите такому человеку, что читать эту книгу не нужно, чтобы осуще¬ствить свое намерениесдать экзамен. Хорошо, очень приятно об этом слышать, скажет читающий, и продолжает читать. Спросим его, почему он продолжает читать? Потому что ему интересна сама книга. Предмет его действия совпадает с тем, что побуждает деятельность. Что это — действие или деятельность? Деятель¬ность. Я потому привел этот пример, немножко искусственный, потому что в нем ясно видно, что когда мы ведем психологический анализ процесса, то никогда нельзя судить по внешнему виду и объективному результату, с чем мы имеем чело. Нужно всегда рассматривать этот процесс раньше со стороны психологической. Чтение книги с внешней стороны в обоих случаях представляет собой одинаковый процесс, но вы видите все различие между ними, когда вы ставите вопрос о мотивации этого процесса, о том, что побуждает человека действовать, о том, как отражаются соответствующие связи и отношения в сознании человека, как осознается, иначе говоря, этот процесс.

Итак, позвольте мне резюмировать. Вместе с появлением труда мы наблюдаем выделение в деятельности особой ее единицы — действия, направленного на сознательную цель. Такое выделение возможно именно потому, что переход к процессу труда обозначает собой вместе с тем переход человека к совместной деятельности, к коллективной деятельности, К этому следует прибавить, подчеркнув это обстоятельство, хотя оно должно быть предметом специального рассмотрения и мы действительно будем это отдельно рассматривать, чтЪ в ходе развития и усложнения процесса то, что побуждает человека действовать, что не совпадает с предметом, на который направлено данное конкретное его действие, вовсе не является отвечающим его естественным жизненным потребностям, как, например, потребности в пище. Этот тип связи с природой, этот тип, т. е, общественный способ осуществления своей жизни, общественной формы жизни челове¬ка, в своем развитии приводит к* следующему замечательному явлению: оказывается то, что может возникать первоначально и что первоначально исторически, по-видимому, возникает как цель действия, как то, на что направляется действие, но что не может побудить саму по себе деятельность, превращается в новый, человеческого типа мотив. Возникает новая потребность, так как теперь побуждающими деятельность человека все более становятся моменты, которые не отвечают примитивным, биологи¬ческим, жизненным потребностям, но которые отвечают некото¬рым новым, специфически человеческим, общественным по своей природе потребностям. Сам общественный способ удовлетворения элементарных потребностей порождает в ходе развития, делает

57

необходимым появление в ходе развития новых, высших человече¬ских потребностей. Происходит как бы процесс, который образно можно было бы выразить так: мотив, отделенный от цели, как бы приходит на известной ступени развития данного процесса к самой цели. .

Пример, который я приводил с чтением книги,— пример наивный и очень простой —,как раз может быть использован для того, чтобы показать этот переход, описать его. Вы принимаетесь за дело потому, что вы движимы каким-то посторонним, вне данного действия лежащим мотивом, но вы осуществляете действие и может так случиться,- и так случается, что в ходе самого действия вы замечаете, что вы начинаете действовать уже не потому, что внешний мотив побуждает вас это делать, но потому, что теперь сам предмет, на который направлено действие, оказывается заинтересовавшим или привлекающим вас. Вы начали читать книгу потому, что это нужно. Вы продолжаете чтение, потому что это интересно. Вот, собственно, как можно было бы проще всего описать это изменение.

Таким образом, необходимость, которой подчиняются не только отдельные действия, но и деятельность человека, превра¬щается из необходимости только биологической в необходимость, которую можно было бы назвать необходимостью общественной. Так общественная, а не биологическая необходимость становится законом, подчиняющим себе деятельность человека. И если по отношению к животному мы говорим о том, что верховным законом деятельности животного является то, что она происходит в пределах инстинкта, т. е. отвечает биологическим потребностям, то по отношению к человеку мы можем говорить, что верховным законом является деятельность, подчиненная общественной не¬обходимости, а не необходимости биологической, хотя, конечно, никогда и ни при каких условиях жизнь человека не может протекать без того, чтобы его биологические потребности тоже не были удовлетворены.

Итак, прежде всего то новое, что мы находим в деятельности человека и что появляется в связи с переходом к труду, есть та своеобразная специфическая человеческая единица деятельности, которую мы обозначили словом действие и которая представляет собой процесс, не подчиненный цели, В связи с появлением действия, как я кратко об этом уже сказал, изменяется в дальней¬шем развитии и характеристика самой деятельности человека в ее целом. Она направляется теперь не только по отношению к предметам, непосредственно удовлетворяющим инстинктивные биологические потребности, но сама она приобретает обще¬ственный характер. Общественные по своей природе мотивы становятся господствующими. Возникают человеческие, обще¬ственные по своей природе потребности. Изменяются и другие процессы, которые мы находим в сложной, развитой деятельности. Меняется прежде всего то содержание деятельности, которое мы выделяли и описывали как операцию, как способ действия,

58

т. е. изменяется то содержание процесса, которое относится к условиям, в которых происходит процесс. В чем же заключается это изменение условий? Оно заключается прежде всего в том, что возникает орудие. Способ человеческого действия характерен тем, что действия осуществляются с помощью орудий. Что же такое орудие? Средства или орудия труда, говорит Маркс, есть предмет или комплекс предметов, которые рабочий помещает между собой и предметом труда и которые служат для него в качестве проводника его воздействий на этот предмет3.

Орудия неотделимо связаны с трудом. Труд есть деятельность с помощью орудия, посредством орудий. Именно поэтому первые и настоящие орудия мы встречаем только у человека. По отношению к животному можно говорить лишь о зачаточной форме орудия, но нужно при этом всегда помнить, что эти зачаточные формы качественно отличаются от развитой формы орудия, т. е, от собственно орудия. Палка, с помощью которой действует обезьяна, и палка, с помощью которой осуществляются трудовые действия человека,— это совсем разные по своей природе вещи. Чем же отличается настоящее орудие от палки или какого-нибудь другого предмета, употребляемого животным? Как выступает практически предмет, называемый нами орудием? Он всегда выступает как носитель известного способа действий. Молоток, когда мы его рассматриваем в качестве орудия,— это не просто два соединенных между собой механических предмета: предмет, который мы называем рукояткой, и предмет, который мы называем собственно молотком. Это не просто физическая вещь, имеющая определенную форму. Это, кроме того, вещь, которая имеет свой способ употребления. Молоток есть вещь, с помощью которой производятся соответствующие операции. Значит, в са¬мом орудии всегда как бы оформлен материально какой-то способ действия, какой-то способ употребления этого предмета, И это-то именно и делает орудие орудием. Спрашивается: относится ли эта правило одинаково к палке, которую использует человекопо¬добная обезьяна для доставания банана, и к орудию! которое употребляет человек в процессе своих трудовых производственных действий? В самом общем смысле, если не рассматривать подробнее этого вопроса, и там и здесь мы находим способ. Что такое палка, которую употребляет обезьяна? Это прежде всего способ приближения к себе пищи, банана. Равно как я уже говорил, что всякое человеческое орудие несет в себе тоже известный способ, в материальной форме представляет некий способ действия. Но вместе с этим общим, что объединяет палку обезьяны и человеческое орудие, имеется и качественное различие между ними, различие весьма существенное. И это различие заключается вот в чем: орудие человека несет в себе не случайно определяемые данными обстоятельствами способы его употребле-

3 См+: Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 23. С, 190.

59

ния, но общественно выработанный способ, общественно вырабо¬танный прием. Когда животное оказывается в положении,

подсказывающем использование палки, то животное способно, как вы видели, употребить и палку в качестве средства приближения к себе плода. Но вот теперь изменилась ситуация, Плод попал в руки обезьяне, или он вовсе унесен из поля действия животного человеком, или как-то

Скачать:PDFTXT

Философия психологии читать, Философия психологии читать бесплатно, Философия психологии читать онлайн