Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:PDFTXT
Философия психологии

внешнее выражение его психики, Действительная задача психологического исследования заключа¬ется в том, чтобы проникнуть в самую деятельность субъекта и в ней увидеть необходимость тех или иных особенностей его
психики. Но что значит проникнуть исследованием в деятель¬ность?
Жизнь, деятельность субъекта может выступить перед исследо¬ванием различно. Она может выступить как система физиологиче¬ских процессов, совершающихся в организме. С этой ли, прежде всего, стороны должна ее изучать психология? Нет, с этой стороны ее изучает физиология, Задача же психологии состоит по отношению к изучению этой ее стороны в том, чтобы использовать данные физиологии для раскрытия того, как именно и с помощью каких органов возможно существование тех или иных процессов деятельности субъекта и возникающих у него внутренних состояний. Из законов физиологии нельзя непосредственно вывести особенности субъекта и его психики, но не зная этих законов, невозможно понять, как осуществляется его деятельность и как возможна у него та или иная форма психического отражения. Значит, то содержание, которое составляет предмет изучения физиологии, и то содержание, которое составляет предмет изучения психологии, не просто, не прямо совпадают
91
между собой. Это — разные формы движения материи, одна из которых «возвышается», переходит через свой результат в дру¬гую.
Ясно далее, что психологическое исследование деятельности не может заключаться в том, чтобы рассматривать ее как систему внешних или внутренних двиоюений, как поведение, состоящее из реакций на раздражения, т. е. так, как подходит к изучению деятельности классический бихевиоризм (strict behaviorism), выросший на развалинах параллелистической психологии XIX столетия. При таком подходе к деятельности хотя и удается связать ее изучение с данными физиологии, но зато сама деятельность, будучи отделена от своего объективного предмета и от специфических психических состояний субъекта (которые рассматриваются как не подлежащие исследованию эпифеноме¬ны), неизбежно выступает в извращенном виде.
Задача психологического изучения деятельности, наоборот, состоит как раз в том, чтобы научно раскрыть ее существенную зависимость от объективного предмета, на который она направле¬на, и ее внутреннюю связь с психическим состоянием. Истинным предметом всякого психологического исследования являются, следовательно, не внутренние психологические состояния в их отделенности от деятельности субъекта, но и не деятельность субъекта, взятая вне зависимости ее от ее предмета, и вне связи ее с психическими состояниями или только в качестве «выражения» последних. Истинным предметом всякого психологического иссле¬дования является действительное единство-внутренних психологи¬ческих состояний субъекта и его деятельности — их взаимопере¬ходы и взаимопревращения. Так как основным, ведущим в этом единстве является процесс деятельности субъекта в определенных объективных условиях, которым он подчиняется, а, наоборот, вторичным, производным являются те внутренние его состояния, которые суть отражения этих объективных условий, то ясно, что психологическое исследование должно исходить не из внутренних психических состояний субъекта, но из его деятельности. А для этого нужно исследовать ее существенное строение, существенные виды и формы ее, их возникновение, развитие и смену одних другими — отмирание старых форм и появление новых.
Мы уже отмечали в связи с проблемой генезиса чувствительно¬сти ту главную особенность строения деятельности, которая необходимо связана с явлением элементарной чувствительности: она отвечает такому внешнему воздействию (мы назвали его воздействием типа а), которое значимо для жизни животного не само по себе (или не только само по себе), но, прежде всего, в силу своей объективной устойчивой связи с другими воздействи¬ями (типа а), способными уже непосредственно определять его жизнь. Теперь нам надлежит подвергнуть эту деятельность и связанные с ней специфические состояния более детальному анализу. В связи с этим нам придется уточнить некоторые понятия, которыми мы уже пользовались, а также ввести
92
некоторые новые понятия в их первоначальном и поэтому, разумеется, еще неполном определении,
Мы воспользуемся для нашего анализа примерами деятельно¬сти животных, имеющей достаточно простое строение. Один из них мы заимствуем из исследований Э. Эриксона (1906) и Е/Рабо (1922), посвященных поведению пауков*.
Известно, что как только насекомое попадает в паутину, паук немедленно направляется к нему со свойственными ему ха¬рактерными остановками и, наконец, приблизившись, начинает опутывать жертву своей нитью. Какое воздействие вызывает эту деятельность паука и на что она направлена? Для ответа здесь необходим точный эксперимент, исключающий один за другим различные моменты, которые, возможно, воздействуют на паука. Такой эксперимент и был проделан автором цитируемого исследо¬вания, который в целом ряде очень тонко поставленных опытов выяснил, что то, на что направлена деятельность паука, есть не что иное, как вибрация, производимая крыльями насекомого. Как только прекращается вибрация крыльев, паук оставляет свою жертву и возвращается на свое обычное место. Достаточно, чтобы насекомое опять начало вибрировать, как паук вновь устремля¬ется к нему, вновь опутывает его паутиной, кусает и вновь отходит. Действительно ли, однако, то, на что направлена эта деятельность паука, есть сама по себе вибрация, независимо от того, что ее вызывает? Следующий опыт это ясно показывает.
К паутине прикасаются звучащим камертоном определенной частоты (100—512 колебаний), Как же ведет себя при этом паук? Он устремляется к камертону, взбирается на его ножки, опутывает их паутиной и хватает (petine) их, пока вибрация не затухает, после чего паук снова отходит к центру паутины. Значит, дело здесь не в каких-нибудь других воздействующих свойствах (и, по-видимому, вовсе не в «структуре целого»), но именно в факте вибрации; ведь кроме способности вибрировать между камертоном и мухой нет решительно ничего общего.
Почему же деятельность паука оказывается связанной именно с воздействием вибрации? Конечно, не потому, что сама по себе вибрация имеет отношение к функции питания, но потому, что в обычных условиях жизни паука она стоит в определенном объективном и устойчивом отношении к питательному для паука веществу насекомых. Мы наблюдали, следовательно, в этом случае, деятельность, направленную на жизненно нейтральное воздействие (вибрация), деятельность, опосредствующую благо¬даря чувствительности животного к данному воздействию, основной биологический процесспроцесс питания. Такого рода деятельность, необходимо связанную с чувствительностью животного, то есть с простейшей формой психического отражения, мы и называем психической деятельностью (не вкладывая,
г Эриксон Э. О психика паукообразных животных // Вопросы философии и психологии- 1906. Т. 83; Rabuut Е. // Аппее psychologique, 1922. V+ XXIL
разумеется, в этот термин никакого другого более широкого значения, кроме только что указанного).
Что же представляет собой этот процесс?
Для уяснения этого попытаемся раньше отграничить понятие деятельности от таких понятий, как рефлекс или тропизм, Отчасти мы это уже сделали в предшествующем изложении; нам остается поэтому только несколько уточнить сказанное.
И. С Беритов определяет рефлекс как «реакцию одного органа или системы органов, произведенную центральной нервной системой в ответ на внешние или внутренние раздражения 3. Если подойти с точки зрения этого совершенно бесспорного определе¬ния рефлекса к описанному выше процессу, то мы найдем, что он представляет собой объединение многих рефлексов. Эти рефлексы осуществляют, координируют весь процесс — от начала до конца. Они взаимосвязаны отнюдь не механически, но образуют сложные иерархические системы, или уровни». Они динамичны; даже врожденные рефлексы не являются стереотипными, но при определенных физиологических условиях они так же изменчивы, как и рефлексы индивидуально-приобретенные*.
Может ли, однако, характеристика рассматриваемого процесса быть сведена к характеристике протекания этих рефлексов, их взаимосвязей и взаимозависимости? Очевидно — нет.
Для того чтобы увидеть это, достаточно изменить условия протекания процесса. Поместим паука в другую исходную позицию, заменим, например, как это было сделано в опытах Рабо, вибрирующее насекомое каким-нибудь другим вибрирующим телом; внесем, наконец, изменения в органы движения самого паука, например лишим его одной из конечностей. Осуществляю¬щие данный процесс рефлексы при этом соответственно изменятся. Вместе с тем этот процесс, рассматриваемый как деятельность, может оставаться тем же самым. Что же сохраняется в этом процессе? Сохраняется его общая направленность. Значит, характерным для деятельности является не то, каковы механизмы, посредством которых она осуществляется, а прежде всего то, на что она объективно направлена.
То, на что направлена деятельность, иногда обозначается термином «цель» (Кёлер, Тольман и др.э у нас — Беритов). По ряду чисто теоретических соображений мы, однако, предпочитаем обойтись здесь без этого термина и заменить его другим, а именно, термином «предмет деятельности». Таким образом, предметом деятельности мы будем называть то объективное, на что она — положительно или отрицательно -— направлена.
Этот терминпредмет деятельности — однако тоже имеет свои отрицательные стороны, благодаря которым он может
* См Гнетов И. С, Рефлекс и поведение // Труды биологического сектора АН СССР. Грузинское отделение. 1934, Т. L
н См.; Беритов И. С. Индивидуально-приобретенная деятельность ЦНС Тнф-лис, 1932, С. 16+
94
породить недоразумения. Одну нз этих отрицательных сторон мы оговорим заранее. Она заключается в том, что, как мы уже имели случай отметить, термин предмет — двух с мыслен: в обычном словоупотреблении он обозначает всегда нечто положительное и вещное. Здесь же мы употребляем этот термин в его более общем, философском значении, {Например, отношение как предмет мысли; музыка как предмет музыкального чувства и т. п.); таким образом, говоря, например, о предмете деятельно¬сти читающего человека, мы будем подразумевать, конечно, не книгу как вещь, а постигаемое содержание ее и т. д,
Итак, деятельность существенно характеризуется через свой предмет и не может быть сведена к осуществляющим ее физиологическим (рефлекторным и иным) процессам, Это, конечно, отнюдь не значит, что существуют еще какие-то особые «чисто психические* механизмы или функции, которые ее осуществляют. Хотя деятельность и не есть физиологическая категория, однако, она, конечно, осуществляется физиологически и иначе осуществляться не может. Поэтому она. необходимо предполагает наличие известной морфофизиологнческой органи¬зации, а если, с одной стороны, она ею лимитируется, то, с другой стороны — — что еще важнее, — изменяясь и усложняясь под влиянием внешних условий, она сама создает необходимость дальнейшего развития органов и функций животных, происходя¬щего в ходе естественного отбора по общим законам биологиче¬ской эволюции5.
Мы должны сделать здесь еще одно предварительное замеча¬ние. Оно относится к разграничению понятий деятельности и поведения. Бихевиористы, введшие в психологию понятие поведения, также отличают, поведение от осуществляющих его процессов. Они, однако, рассматривают их различие как различие целого и части; рефлексчасть; реакция, поведение — целое. Эта точка зрения сохраняется в бихевиоризме и до сих пор. Изменилось лишь понимание характера отношения целого и ча¬сти. Прежние атомистические («молекулярные»} взгляды на поведение уступили свое место геории его целостности (<шол яр не¬сти»), что, конечно, не могло

Скачать:PDFTXT

Философия психологии читать, Философия психологии читать бесплатно, Философия психологии читать онлайн