Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:PDFTXT
Философия психологии

некоторых случаяхэто ведущее (в прямом смысле слова) воздействие меняется в ходе процесса; деятельность приобретает тогда сложный, «цепной» характер. Какую же роль выполняют при этом остальные воздействия? Принципиальная роль их, очевидно, совершенно одинакова: они обеспечивают «прилаживание» к внешнему пространству, то есть осуществление функции, которая у высших животных выполняется striatum’oM (первый подуровень уровня «пространственного поля» по Н. А, Бернштейну)и. Таким образом, все они равноправны, соположены и одинаково подчине¬ны ведущему, например, обонятельному воздействию; они образу¬ют как бы его фон,— фон иногда достаточно пестрый, но всегда единый, сплошной.

Иначе афферентирована деятельность высших позвоночных животных. Как мы видели, прежде рядоположенные воздействия теперь разделяются: часть элементов, прежде входивших в общий «фон», выступает теперь как не принадлежащие ведущему воздействию; они определяют не направление, но способ деятель¬ности. Во внешней среде для животного выделяется, следователь¬но, нечто, что не есть предмет ее деятельности. Но это значит, что выделяются и те воздействующие свойства, которые образуют другой полюсполюс предмета деятельности; происходит, следо¬вательно, их отделение от остальных «фонов» воздействий и объединение вокруг ведущего воздействия.

Если на предшествующей стадии развития соотношение различных воздействий, по их объективной роли в построении деятельности животного могло быть передано в схеме:

Рис, 7 то на этой новой стадии оно должно быть изображено так:

Рис. 8

Что же выражает собой это основное изменение, совершающе¬еся при переходе к высшим позвоночным с точки зрения развития отражения, то есть, если мы будем рассматривать соответствую¬щие сенсорные явления в отношении к вызывающей их объ-

«‘ См.: Бериштпйн И. Л. О построении движений и их систематизацин по невро физиологическому признаку, I939 (рукопись).

ектнвной действительности? Оно, конечно, выражает собой не что иное, как переход от отдельных ощущений к восприятию

целостных вещей,

Этот переход связан с фундаментальным морфологическим изменением. Оно состоит в начинающемся быстром развитии переднего мозга и дифференциации мозговой коры с образованием сенсорных зон, которым присуща именно интегративная функция; возникает новый, кортикальный уровень построения движений.

Итак, на этой новой стадии развития для животного выступают, с одной стороны, взаимосвязанные свойства, характе¬ризующие предмет, на который направлена его деятельность, а с другой стороны — свойства предметов, определяющие способ деятельности, операцию. Если на стадии элементарно-сенсорной псидики дифференциация воздействующих свойств была связана с простой их координацией вокруг доминирующего воздействия, то теперь, в соответствии с этим новым типом строения деятельности, впервые возникают процессы предметной интеграции воздейству¬ющих свойств, то есть их объединение как свойств одной и той же

вещи. Эта новая стадия развития характеризуется, следовательно, способностью отражения внешней объективной действительности уже не в форме отдельных ощущений или их совокупности, но в форме образов вещей, составляющих среду животного. Мы называем эту стадию стадией перцептивной психики.

Переход к стадии перцептивной психики/то есть выделение в деятельности животных нового специфического содержания — операции и перестройки восприятия, которое становится теперь образным, может быть адекватно выражен как изменение предмета деятельности. Теперь предметом деятельности животно¬го впервые может стать целостная вещь; соответственно цело¬стные вещи, а не отдельные воздействия, приобретают для животного инстинктивный смысл. Не вибрация, не распространя¬ющийся запах и т. п. побуждают, направляют, ведут- его деятельность; ее побуждает и ведет именно целостная вещь, могущая воздействовать на животное то одним, то другим своим свойством.

Паук замечает добычу по вибрации, по вибрации он выделяет и самку (Хольцапфель, 1935)12; достаточно снять возможность ощущения вибрации, чтобы соответствующая деятельность паука сделалась невозможной- Иначе у млекопитающих животных. Для них вещи тоже выступают в определенных доминирующих своих свойствах; однако для собаки имеют одинаковый инстинктивный смысл и раздавшееся завывание волка, и запах его следов, и показавшийся с подветренной стороны силуэт зверя. У млекопи¬тающих объединение воздействующих свойств одной и той же вещи происходит иначе, чем ассоциация свойств, не связанных

Hotzapfel M. Experiment Me Untersuchung uber das Zusammenfinden der Geschlechter bei der Trichterspmne Agelena labirintica // Zeitschrift fur vergleichende Physiologic, XXII, 5, 1935. S. 656,

132

между собой в конкретное материальное единство. Это не требует новых доказательств: достаточно вспомнить общеизвестное разли¬чие в протекании у высших позвоночных процесса образования связей в случае так называемых «натуральных» и «искус* ственныхя условных рефлексов. Так, например, нейтральный запах, примешиваемый непосредственно к самой вливаемой кислоте, может стать условным раздражителем даже после одного сочетания; тот же запах, подаваемый отдельно, с помощью особого прибора, вступает в условную связь с кислотой лишь после 10—20 сочетаний (опыты Нарбутович, по Павлову). Еще резче это различие выступает при сравнении образования условных рефлексов на искусственные комплексные раздражители {например, звук 4» мелькающий свет -|- форма) с образованием реакции животного на натуральный предмет, одновременно выступающий перед животным многими своими сторонами.

Переход к стадии перцептивной психики, как и вообще всякий межстадиальный переход, конечно, нельзя представить себе как простую смену структуры деятельности и формы психического отражения животными окружающей их внешней деятельности. С одной стороны, прежние формы удерживаются, хотя перестают быть единственными и подчиняются новым высшим формам; все же при известных условиях они могут быть отчетливо обнаруже¬ны. Например, в классических опытах с образованием у собаки условных рефлексов именно изолированный раздражитель стано¬вится тем, на что направлена ее деятельность в целом. Происхо¬дит, по выражению И, П, Павлова, «чистая замена» этим раздра¬жителем соответствующих воздействий со стороны предмета; жи¬вотное в этом случае «может лизать вспыхивающую лампу, может как бы хватать ртом, есть сам звук, при этом облизываться, щел¬кать зубами, как бы имея дело с самой пищей. Таким образом, собака обнаруживает здесь отношение, характерное для эле¬ментарно-сенсорной стадии; но этим, конечно, мы обязаны особенным условиям эксперимента.

С другой стороны, новообразования этой новой стадии также и не исчезают вовсе в ходе последующего развития; например, операций, как и образное восприятие, конечно, сохраняются на всем протяжении дальнейшей эволюции, хотя н вступают в более сложное строение деятельности и в более высокоразвитые формы психического отражения действительности. Поэтому, переходя к рассмотрению некоторых специальных вопросов, возникающих в связи с характеристикой перцептивной психики, мы будем в некоторых случаях привлекать данные исследования также и таких животных, которых мы склонны рассматривать как стоящих на следующей, еще более высокой стадии развития.

Первая специальная проблема, с которой мы сталкиваемся, рассматривая факты поведения животных на стадии перцептивной психики,— это проблема навыков.

13 Павлов И. П. Двадцатилетний опыт. 5-е изд. 1932. С. 463.

133

Выделение операции, характеризующее эту стадию, дает начало развитию новой формы закрепления опыта животных,— закреплению в форме двигательных навыков в собственном, узком значении этого термина.

Нередко навыком называют любую двигательную связь, возникшую в процессе индивидуального опыта. Однако при таком расширенном понимании навыка это понятие становится крайне расплывчатым, охватывающим огромный круг совершенно раз¬личных процессов, начиная от изменения реакций у инфузорий и кончая сложными действиями человека. В противоположность такому, ничем научно не оправданному расширению понятия навыка, мы называем навыками только закрепленные* фиксиро¬ванные операции.

Это определение навыка совпадает с пониманием навыков, выдвигаемых у нас В. П. npoTononoBbiMt который эксперименталь¬но показал, что двигательные навыки у животных формируются из двигательных элементов преодоления воспринимаемой преграды и что содержание навыков определяется характером самой преграды, стимул же (т. е, основное побуждающее воздействие) влияет на навык только динамически (на быстроту и прочность закрепления навыка), но на его содержании (форме) не отражается14.

Двигательные элементы, входящие в состав навыков жи¬вотных, могут иметь различный характер: это могут быть как движения прежде приобретенные, так и движения, впервые в данной ситуации формирующиеся; наконец, это могут быть движения нижележащих уровней, которые участвуют в процессе осуществления закрепляющейся операции в качестве ее компо¬нент. . .

Ясно выраженные навыки в собственном смысле наблюдаются впервые лишь у жкеотных, имеющих кору головного мозга. Поэтому анатомической основой образования навыков следует, по-видимому, считать механизм образования именно кортикаль¬ных нервных связей.

Собственно навыки (skilled movements, Handfertigkeiten) — это не только сложившиеся, но и закрепленные операции, В чем же заключается самый процесс их закрепления? Он представляет собой не что иное, как процесс автоматизации, возникающий в результате передачи движений, их retombement (Бианки) на нижележащий неврологический уровень и, следовательно, необхо¬димо связан с изменением их коррекционных механизмов — ведущей афферентации и эффекторных аппаратов. Этот нижеле¬жащий уровень должен обладать следующими чертами: во-первых, иметь хотя и иную, но также обязательно внешне-обращенную, с участием дистантных рецепторов афферентацию, и, во-вторых, быть непосредственно независимым от общей ин-

Протопопов В. П. Условия образования моторных навыков и нх физиологи¬ческая характеристика. Изд. УИЭМ, 1935.

134

стинктивно-биологической направленности деятельности животно* го, сохраняя иерархическую подчиненность ей лкшь через свою связь с высшим ведущим уровнем. .

Как указывает в своем специальном исследовании Н. А. Берн-штейн, автоматизация движений «предметного» уровня происхо¬дит путем их передачи на уровень «пространственного поля», то есть навык реализуется либо премоторньши полями коры, либо яг другом подуровне — striatum’oM, т. е. в обоих случаях на основе афферентации со стороны воздействия внешней ситуации. (Хотя на более низких ступенях эволюции позвоночных анатоми¬ческая локализация этих уровней, благодаря перемещению функций в процессе прогрессивной перебрацииз\ неизбежно будет иной, однако общая их характеристика, конечно, будет той же,) Это полностью согласуется с нашим положением» что навыки представляют собой одно из новообразований именно данной стадии развития. Действительно, у беспозвоночных и у низших позвоночных животных тот уровень, который Н. А. Бернштейн называет уровнем «пространственного поля», является, как мы видели, не только высшим, но и единственным дистантно афферентированным уровнем построения движений, ибо нижеле¬жащий уровень является у них уже уровнем проприомоторики, уровнем синергии (соответствующим уровню паллидарных движе¬ний у человека); поэтому единственно возможная у них автоматизация движений (образование квази-нъвыка) заключав ется в передаче их на проприоцепцию, что блестяще подтвержда¬ется всей совокупностью известных нам экспериментальных фактов; достаточно вспомнить, например, насекомых» для которых научиться возвратному пути и значит научиться проделывать его, образно говоря, «вслепую» (опыты Бэте, Вагнера и др.).

Вторая выдвигаемая нами особенность навыков в собственном смысле, отграничивающая их от других динамических образов а* ний,— приобретаемая независимость от основного направления деятельности в целом — также находит свое подтверждение в неврофизиологических и невропатологических данных. Так, например, при

Скачать:PDFTXT

Философия психологии читать, Философия психологии читать бесплатно, Философия психологии читать онлайн