Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:PDFTXT
Философия психологии

Ср. Ленин™]

[Можно сказать, что в значениях слов реализуются для сознания значения предметов. Значение сл(ова) есть форма «идеального присвоения» человеком его, человеческой, действи¬тельности. В этом смысле — «язык — реальное сознанием]

. Значение и смысл

Инстинктивное значение предмета есть биологический смысл его; то и другое здесь совпадает. Значение не константно, как неконстантен смысл.

Смысл принадлежит не предмету, а деятельности. Лишь в деятельности предмет выступает как смысл, [Смысл есть само отношение, осуществляющееся в деятельности,]

Общественное значение предмета (значение слова) определя¬ется общественно-исторически, оно есть общественно-историчес¬кое) отображение, обобщение действительности. Оно есть мой предмет. Мое отношение к значению (=к предмету, как значению) сообщает ему смысл. В смысле кристаллизуется, следовательно, мое отношение к предмету. В значении кристалли¬зуется обществен но-историческое отношение. Значение поэтому относительно константно (т. е. оно развивается «вертикально}, смысл динамичен. Смысл, следовательно, есть «значение для меня значениях Исторически смысл переходит в значение- Может быть (осознание!) значение смысла, смысл смысла.

ш «Мы не можем представить, выразить, смерить, изобразить движения, не прервав непрерывного, не упростив, угрубив, не разделив, не омертвив живого. Изображение движения мыслью есть всегда огрубление, омертвление,— и не только мыслью, но и ощущением, и не только движения, но и всякого понятия*. Ленин В. И. Конспект лекций Гегеля по истории философии // Ленинский сборник XIL 5-е изд. М,—Л., 1931. С. 193.

К57

Строение смысла

Смысл имеет строение; строение смысла кристаллизует в себе строение деятельности (именно деятельности — отнош(ения) к действительности, а не операции, не приема)и. Раскрытие строения смысла и раскрытие строения деятельности есть одна и та же единая задача. :

Может быть, перенос смысла раскрывает его строение так же, как перенос значения раскрывает строение этого последнего?

Может быть, смысл, как и значение, не только раскрыва¬ется, но и формируется в переносе? Что такое перенос смысла?

Может быть, наконец, исследование переноса смысла есть адекватный метод исследования смысла и, след(овательно), исследования строения деятельности?

Принцип(иальная) методика исслед(ования) см(ысла). Как и при исследовании значений, когда мы начинаем от готового приема, кот(орый) мы даем испытуемому (ярешение первой задачи»), так и при исслед(овании) смысла следует исходить из некоторого готового смысла — он дан в том факте, что испытуе¬мый принял наше задание, Смысл раскроет себя в динамике деятельности —в Ersatz’e. Выделятся существенные образующие деятельности.

Значение, предметная отнесенность и смысл

Следует, очевидно, снять проблему значения и предметной отнесенности (но, конечно, сохранить их различение). Проблема лежит не в отношении значения и предметной отнесенности, а в отношении значения и смысли.

Нужно проверить на клиническом материале (шизофр(ения)) возможность различения смысла и значения (вместо знач(ения) и предм(етной) отнес(енности)).

Переживание никогда не является суммой ощущений; ощуще¬ния входят в состав, а не в строение, не в содержание пережива¬ния, ‘ . , ;

Предмет психологии. Порочность этого определения кажется лежащей в том, что в определение предмета психологии снова вводится в качестве решающего признака отображение, т. е. пси¬хика как переживание, как образ. Это ставит нас вновь перед проблемой образа как эпифеномена физиологической деятельно¬сти — точка зрения параллелизма вновь вступает в свои права. Возвратимся еще раз к этому определению.

* » • •••*• • * »«’»( * Исходное: процесс жизни в до-психической ее форме. Его основная и бесспорная характеристика заключается в том, что он полностью сводится к процессам ассимиляции —диссими¬ляции.

11 (Это все раскрывается только в анализе процесса обособления личного сознания?)

168

Следовательно, единственное содержание отношения орга¬низма к среде составляет сам этот процесс; это отношение и есть само отношение ассимиляции. Среда здесь есть гомогенная среда, есть стихия». Ока и выступает лишь как непосредственно ассимилируемое, только как ассимилируемое. Соответственно и организм выступает здесь только как ассимилирующий (организм здесь = орган ассимиляции; орган ассимиляции = организм!).

Первое решающее изменение, наступающее в ходе развития, заключается в том, что поддерживающее жизнь вещество составляет уже не сплошную гомогенную среду — «стихию» {Гегель, Фил(ософия) Пр<ироды>), но среду дифференциро¬ванную, оформленную. Оформленное вещество (предмет) вступа¬ет теперь в жизненный процесс не только своими свойствами прямой полезности, но и другими своими свойствами (или, что то же, через свойства других предметов); дифференцируются органы организма — возникают функции ощущения — движения, т, е. развиваются анимальные формы жизни12. [Свойства, определяю¬щие полезность вещества, опосредствуются теперь другими свойствами его, через которые оно и вступает в жизненное отношение с организмом. В терминах организма это значит: орган поглощения определяется к деятельности через органы ощущения и движения, т. е, его деятельность опосредствована деятельностью этих последних.] Это есть первое разделение жизненного процесса: разделение вегетативной и анимальной форм жизни,

Выразим теперь это в терминах отношения субъекта и его предмета:

Для субъекта предмет выступает теперь впервые в его самобытности, как вещь, имеющая свойства, а не как само свойство—полезность. {Как простая полезность выступает, например, для наивного сознания воздух. При такого рода отношении не нужно никакого специального органа: легкие одновременно — орган поглощения кислорода и только в меру этого орган чувства;+ недостаток кислорода — удушье; «легко дышать» при большом содержании кислорода; впрочем, м(ожет) б<ыть), и это — вторичное.] Ощущение есть продукт деятельности органов чувств, есть прежде всего физиологическое, Оно — само по себе — еще не психика. Оно становится моментом психологическим, только выступая в деятельности по отношению к действительности, т(о) е(сть> в меру того} в меру чего оно является посредствующим осуществление этого отношения. Ощущение, след(овательно), необходимо наличествует всюду, где мы имеем психическую деятельность, и наоборот. Это ясно из определения психологиче¬ской деятельности:

13 Рлстикмьная жизнь снимается; она приспосабливается к обслуживанию новой формы жизни — анимальной?

169

1. Психологическая деятельность есть деятельность, определя¬емая свойствами действительности, не стоящими к организму в прямом отношении полезности или вредности. Оно, следователь¬но, предполагает наличие органов восприятия этих, непосред-ственно не полезных свойств. Опосредствованное отношение к «по¬лезности» есть объективное отображение среды как вещной действительности) т, е. связей ее {связей свойств), Свойство еще не вещь, связь свойств = вешь.

Отсюда следует и различи между до-лсихическим и психиче¬ским отображением. Первое не соотносит обнаруживающихся свойств, не отражает их связей; второе — отражает,

2. Психологическая деятельность есть деятельность» подчи¬ненная объективным связям действительности, связям ее свойств, имеющим жизненный смысл, биологически обязательный для субъекта. Отношение полезности предмета к другому его свойству (их связь), осуществляемое через организм, и есть смысл, = отно¬шение смысла. Все это остается справедливым и в том случае, когда мы имеем и соответствующее отношение между предметами, (Нагтр<имер), в опытах с собакой отношение «лампочкапища»; здесь лампочка приобретает смысл пищи, предмета, связанного с пищей). Изменение смысла вещи есть всегда изменение субъекта, потому что отношение смысла устанавливается через субъекта и осуществляется его деятельностью. Изменение субъекта здесь, это изменение — 1) либо его органов, его организма (морфологи¬ческое изменение), а значит, изменение видовое, например), развитие или изменение органа восприятия, либо 2) изменение состояния — общего — или, на более высоких ступенях разви¬тия — состояния органов чувств и мозга = ощущений. Как состояние организма оно есть, конечно, только физиологическое. Оно выступает как психологическое только в меру того, в меру чего оно входит в деятельность. Однако дело здесь не в переходе ощущения в действие, в деятельность, ибо это есть лишь специальный случай осуще¬ствления в продукте субъекта вообще, а значит, и его ощущения, и его сознания?.. Значит психическая жизнь субъекта внутренне определена Очень важно использовать для выяснения различий между органом чувств и «рецептором» анализ обнаружен¬ных Габерландтом среди эпидермиса листьев чечевице: образных клеток, собирающих свет и дающих его прото¬плазме, прилегающих к нижней клеточной стенке. Эти клетки Габерландтом были названы органами светового ощущения! См. Костичев. Физиология) растений. 1933 — с. 300 и след. 170 предметом, в то время как органическая жизнь определена им внешне? Ощущение: лишь в том случае, когда через ощущение устанавливается отношение к предмету, это отношение становится фактом восприятия — психологическим фактом. (Сравни возбуж¬дающее действие красного цвета; как возбуждающий цвет он может не восприниматься. Он воспринимается как красный.) Отношение субъекта к действительности имеет измерение; оно совершается во времени, ибо оно есть деятельность. Нельзя поэтому ставить вопрос в плане анализа самого «отношения», ведь оно есть совершением... Человек вступает в отношение к действительности не только во всей своей телесности, в том смысле, что он вступает в это отношение как имеющий органы и физиологические механизмы действия, но также к в том смысле, что он имеет навыки, ощущения — память, переживания etc, etc, т, е. он вступает в это отношение и как субъект «особого состояния — психики. Над человеком всегда довлеет в какой-то мере его биография! Вопреки традиционным представлениям, т<ак) наз<ываемая) гедоническая» психика возникает позже «предвидящей»; она есть результат дальнейшей дифференциации органов чувств (органы поглощения малочувствительные структуры!)13. Процесс в схеме может быть представлен так'4: 1. Органы поглощения; их специализация — дифференциация. 2. Одни из них в связи с переходом на другие источники питания перестают выполнять свою прежнюю функцию и превращаются

Скачать:PDFTXT

Философия психологии читать, Философия психологии читать бесплатно, Философия психологии читать онлайн