Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:PDFTXT
Философия психологии

«есть уже результат осмысленного воздействия и никоим образом не может быть отнесена к числу явлений чисто биологических (Мещанинов. Яз(ык) и мышл(ение). Т II. С. 20).
14. Общую схему развития языка по данным яфетидологии можно выразить следующим образом:
а» Маркс К-, Энгельс Ф. Соч. М.—Л., 1931. Т. XIV. С. 455.
175
Форма речи
1- Комплексная ки¬нетическая речь Характеристика
Недифференци¬рованные) жесты,
действия и выра¬жения Эпоха
Гейдельбергский человек
2. Кинетическая речь
Специализация жеста, жест-фраза Неандертальский человек
3. Звуковая речь,
аморфно-синтетиче¬ский строй Сигналы связыва¬ются в систему. Возникновение де¬терминативов Верхний палео¬лит. Расчлене¬ние производства
4. Аглютинативный строй, выделение местоимений Выделение числа, выделение место-имений Появление част¬ной собственно¬сти
5. Развитие высших языковых строев (аффиксирующих, флексирующих и аналитических язы¬ков) «Технизация язы¬ка»
Рис. 10
«ФУНКЦИИ»

Память
Классическая точка зрения на память заключается в том, что память рассматривалась как способность, или, что безразлично, как функция, в основе которой лежит способность мозга или «психологического субъекта» к образованию, сохранению и вое* произведению следов воздействий. Если память есть функция чего-то, значит, память определяется этим «что-то», лежащим в субъекте (мозг, «психикам). В процессе своего функционирова¬ния эта способность может упражняться, т. е. изменяться в определенных пределах: в пределах возможности реального функционирующего органа памяти («что-то»). Итак, с одной стороны — способность памяти, с другой — условия ее проявления. Определенные условия могут изощрять, видоизменять ее проявления, другие — гасить, подавлять.
176

Такое понимание памяти оправдано лишь в пределах узкофи¬зиологической концепции. В этом случае мы действительно имеем реальный органмозг, одной из функций которого является физиологическая функция закрепления, воспроизведения. Эта реальная физиологическая функция реального органа может и должна подвергаться дальнейшему физиологическому изучению-Должны быть раскрыты реальные мозговые процессы, реальная физиология и морфология органов памяти,
Ложное понимание памяти физиологической психологией прош¬лого столетия заключалось в отождествлении физиологического и психологического понимания памяти. В этих условиях особенно оказалось подчеркнутой эпнфеноменалистичность психики.
Первая задача психологии памяти есть по-прежнему задача различения физиологического и психологического в памяти.
Два понятия: 1) память, как действительная функция органической материи, как, например), и чувствительность и 2) память как собирательное для конкретных «теоретических» процессов — запоминания, припоминания.
Задача в изучении памяти
I. Найти специфическое содержание деятельности запомина¬ния, т, е. найти, в чем именно состоит действие запоминания {его структура).
IL Это и должно привести к пониманию того, что именно составляет условие появления различных форм, видов памяти (как должна, например, изменяться структура действия, какая
должна стать возможная форма действия для того, чтобы стало возможным появление данного вида памяти. Нужно, наконец, понять, в чем необходимость возникновения данного вида памяти. Т(аким) обр (азом), это все позволит «выводить» данную «функцию» из общего типа жизнедеятельности etc. )
III- М(ожет> б<ыть), путь здесь в сравнении «запоминаемо¬сти» предметов различного вида действий с ними, т. е. путь через изучение непроизвольного (resp. не «специализированного» запо¬минания). Тогда проблема непроизвольного запоминания стано¬вится основной проблемой21. IV. Гипотеза: типической для запоминания деятельностью является деятельность, соотносящая известную сторону, момент, содержанке к некоторому другому моменту. Это не только сравнение, не только теоретический процесс вообще. Генетически исходной формой такого соотношения является практическое отнесение. Ср. Кёлер, запоминаемость интеллектуального) реше¬ния у обезьян25. ai N&f Произвольное, волевое вообще, — это не побочное. У человека все не побочное — волевое. *2 А что такое отнесение, например, у крыс поза, как условие запоминания? Не отнесение ли раздр<ажителя>5 ситуации к своему телу — поза?

V. Тогда только, т. е, через исследование непроизвольного запоминания (III), можно поставить и проблему произвольного запоминания. Нужно раньше открыть, что нужно сделать, чтобы удержать в памяти, в чем мажет состоять это действие, хотя бы это открытие у запоминающего человека и не было осознанным. Нам, исследователям, нужно открыть это сознательно!

6, По-видимому, приемы произвольного запоминания, как они выступают на практике в своем типическом виде, согласуются с гипотезой «отнесениям (см. IV].

Восприятие

Л, И. Котлярова показала, что образ знакомых предметов (предметов, с которыми человек сталкивается ежедневно) опреде¬ляется тем, в какие отношения вступает с ним человек [Методи¬ка — рисование по памяти и с натуры предметов обстановки].

В опытах с ощупыванием ею же установлено, что образ прямо зависит от содержания процесса ощупывания. Если менять содержание этого процесса, то соответственно меняется и образ.

Генеральная серия (мое предложение)

Ощупывание контурных (площади) рельефных фигур:

A. Испыт(уемый) активно обводит фигуру пальцем. Регистри¬руется путь. Образ+-

Б, То же, но рукой испыт(уемого) движет экспериментатор, ориентируясь по прежней записи. Образа — ,

B. (Контроль). Рукой испытуемого ) движет эксперимента¬тор), но командует испытуемый. Образ=-{—

Г. Испыт<уемый) сам движет рукой, но командует экспери¬ментатор. Образ= — . Проблема апперцепции Не может стоять как проблема апперцепции вообще. Нужно говорить об апперцепции в запомин(ании), в мышлении, в восприятии (в воспринимавши). Подход к определению) апгтерцепции;=Соединение с тем, что существует в возможности, с тем, что было действительным! . Процессуальное и «пристрастность* процесса воспринима-ния. Образ всегда действен в том смысле, что он несет в себе отношение, процесс действия. Это не просто «представление» на ассоциативистский лад! Образ, поэтому= единица апперцепции. Образ (апперцепция, как образ) зависит от опыта, но она зависит и от ситуации. Их соотношение есть соотношение как бы одной из разных сторон прошлого опыта с одной из разных сторон самого предмета. Значит, между ними (между образом апперцеп¬ции и предметом) стоит нечто, что позволяет им соединиться. Это 178 «шечтоа принадлежит образу, с одной стороны, и самому пред¬мету — с другой. Отсюда вытекает экспериментальный прием: разведение при¬знака образа апперцепции и признака самого предмета. Проблема апперцепции в воспринимавши есть психологическая проблема выразительности (вырази¬тельного признака для меня). Выразительный признак предмета воспринимания есть то, что составляет общее соответствующего теоретического действия (т. е, самого воспринимания), которое кристаллизуется в образе. * ЭМОЦИЯ (первоначальные, ИСХОДНЫЕ данные) 1*. «Сфера эмоциональных состояний» — чувства, эмоции, аффекты — составляют особый класс псих (©логических) состоя¬ний. [Contra соположений — эмоц(ия) = функция, как и запоми¬нание. ] 2. Витальное значение эмоций {их роль в жизни, их необходи¬мость) (витальная функция их?), 3- Изучение эмоций началось с изучения физиологии эмоцио¬нальных) процессов. Периферическая} теория Джемса — Ланге связывается с теорией Дарвина. Дарвин- Выводы: идеал-бесчувствие (эмоц(ии) — «Умирающее племя», «Цыгане» нашей психики — Рибо). Задача Дж(емса)—Ланге — найти источник живучести эмоций! Они прикрепили их к анатомии. " Идеализм Бергсона сочетается с физиологизмом взглядов Ланге. Джемс — выделяет высшие эмоции: у них другая, дух(овная) природа . 4, Опровержение теории Джемса—Лонге: (Кеннон, Дан, Марон и друг<ие>).

— Так создавался натуралистический подход к поннм(анию) эмоций! Весь бихевиоризм содержится в этом (Л. С, Выготский),

Ср. Watson, The way of behaviorism, «Поведение кошек>.

Натурализм у Дарвина: важно было подчеркнуть общность выражения эм<оций) у жиб<отных> и у людей. Показать, что чувства человека, кот<орые> считались «святая святых» челов(еческой) души, имеют животное происхождение.

Это встретили положительно теологически мыслящие психологи: земные страсти — животное начало, «зверь*.

2-е важное у Дарвина: связь эмоц<ий> с инстинктами. Спенсер, Рибо: продолжение «рудиментарной» и ретроспективной теории эмоций: выразительные) движения = рудименты биолог<ической> реакции. Страх—заторможенное бегство; гнев — заторможенное нападение, драка.

J79

(Кеннон. Завидовский принял его книгу за обоснование теории Дж<емса>—Лан<ге>!) Кеннон под давлением Дана и др. прихо¬дит к отрицанию теории Джемса—Ланге.

Тезисы к критике теории Джемса—Ланге:

1. Полное отделение висцеральной системы от центральной) не нарушает эмоционального) поведения у животного,

2. Одинаковые висцеральные изменения происходят при самых различных эмоциональных) состояниях и даже неэмоциональ¬ных) состояниях (тепло, холод, работа) (= Значит, не из комбинации симпт(омов) объясняется разнообразие эмоций}.

3. Висцеральные органы являются малочувств(ительными) структурами (сенсорных пучков в них только 1/10 против 9/10 двигательных),

4. Висцеральные изменения много медленнее других реакций (скорость их 0,25—0,85″ против 0,10″ для муск<ульных) реакций). Мы сначала пугаемся, потом бледнеем? 5. Искусств(енное) вызывание висц<еральных) изменений не вызывает соотв(етствующнх) эмоций. (Опыты Дана: после инъекции адреналина испыт(уемый) говорит: «Я чувствую, как если бы я был непуган»). Иногда, а именно, когда эмоция подготовлена, она может быть вызвана инъекцией, но только при этом условии), 6. Эмоц(иональное) выражение возникает из деятельности субкортикальных центров (Thalamus)24. 7. Гедоническое сознаниефункция субкорт(икальных) цен¬тров. Выводы из данных Cannon'а и других: Положение Дж(емса)—Ланге о том, что не существует спец(иальных) центров эмоций, должно быть отвергнуто. Эмоции не экстрацеребральные, а церебральные по своей локализации образования. Эмоц<ии) протекают по такой схеме: 1) внешний момент — 2) рецепция — возбуждение) коры — 3) определенная ас¬социативная) деятельность коры: устанавлив(ается) известное функциональное) структ<урное) состояние — 4) это функциональное) состояние вызывает соответственное ему возбуждение в Thalamus'e, «всегда готовом к разряду». Здесь (в Thalamus'e) прибавляются, присоединяются возбуж¬дения, приводящие к висц(еральным) изменениям — 5) наступа¬ют периферические изменения25. iA Фармакологическ(ое): при анестезии коры и возбуждении субкорт (икаль¬ных) центров возник(ают) ярк<ие) эмоциональные) явления» Патол(огня): при потере мимики лица мускулы, не подчиняющиеся) волевым иип<ульсам)Р сокращаются) под влиянием эмоц<иональных) пе-реж<иваний)р но об этом больной не знает. 2& Т<акнм) обр (азом), центр перемещен работами Кеннона н других от дернф(ерии) к центру (скор ко в о-подкорковая локализация»). Биологическая трактовка Кеннона: эмоция не конец, а начало, подготовка к последующему продолжению биологической) реакции. Органические эмоциональные) состояния существенны для того, что наступит после эмоциональной) ситуации, а не для данного момента. Они готовят мышечную работу — убегание и т. д. Это доказывается тем, что сама усиленная мышечная работа создает ту же картину, что и эмоциональная) ситуация26. Органические изменения у человека не спутник эмоциональных моментов, но инстинктивное приложение к ним — их «хвост»27. НОВЫЕ ПСИХОЛ(ОГИЧЕСКИЕ) ИССЛЕДОВАНИЯ ЭМОЦИЙ Фрейд: «Я не знаю ничего более безразличного для определе¬ния психологической ) природы страха, чем знание тех органиче¬ских изменений, которыми он сопровождается. Фрейд: 1) указал динамику аффектов — смещения аффекта — амбивалентность [т, к, «смещается» смысл]28. 2) показал, что эмоции) не являются государством в государстве но могут быть поняты лишь в динамике всей жизни человека, Адлер: подчеркнул связь с характером, структурой личности. Двойная связь: характер определяет) эмоции, эмоц(ии) обл(адают) характерогенной силой. Особенное значение работы Бюлера: Сдвиги эмоций в ходе псих<ического) развития ребенка. 1) Цель— 2) Процесс— 3) Предвосхищение конечное

Скачать:PDFTXT

Философия психологии читать, Философия психологии читать бесплатно, Философия психологии читать онлайн