Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:PDFTXT
Философия психологии

функц(иональное) действия — ага-
удов (ольствие) удов (ольствие) переживание3
1 Значит, отмирает не эмоция, а ее инстинктивное приложение, хвост ее. .
Отсюда путь к лониманию теснейшей зависимости между развитием эмоций и рлзимтием других сфер психики. Отсюда путь к пониманию нх связи с высш(ими) псих(нческими) процессами и к пониманию их положительного развития. s* Понятно, что разные эм<оции) имеют то же самое органнч(еское) сопровождение) (тезис 2). * 27 2а Смещ<ение) аффектов при пато<логни) (шизофр(ения))? 29 Запахи; это знаки, "по которым восст(анавливаются) (припомни(аются)) аффекты, Обоняние сохраняет архаич(еский) тип и здесь. 30 Это NB! Отсюда—к действительному анализу- Смещение мотива; ожидаемый результат и действительный) рез(ультат) — их отношение, IS1 Клапаред: эмоции и чувства. Их различие, (Когда животное испугано и убегает, то это одно (эмоция), а когда непугано и не может бежать — Другое (чувство). Эксперименты Клапареда. К- Левин: 1) замещение эмоционального ) состояния; 2) переход из структуры ) в структуру и 3) «эмоц<ия> есть своеобразный результат данной стр<укту)ры псйх(ического) процессам, а не самост(оятельное) образование}31. К ПРОБЛЕМЕ ВОЛИ И ПРОИЗВОЛЬНОСТИ I, Волевое действие [в общем смысле] это вовсе не обязатель¬но действие, сопровождаемое колебанием, связанное с выбором, характеризующееся усилием. Волевой характер действий — специфическая черта деятельно¬сти человека. *= Их свобода. Значит, нужно конкретизировать проблему. П. Волевое усилие возникает там, где усложненная структура деятельности, делает возможным соподчинение целей (мотивЦель? } Промежуточная цель, вступающая как мотив в противоречие с конечной целью, требует усилия. Оно и заключается в смещении мотива на конечную цель. Поэтому достаточ(ная) ясность к(онечной) цели, аффективная сила ее есть необходимое условие волевого усилия, Напр<имер), мне нужно добраться до <пункта> N, но на пути — отпугивающее препятствие.

Зерно истины в Спинозовском «воля и разум есть одна и та же самая вещь»!

III. Ситуация принуждения — отриц(ательный) мотив. Ситуа¬ция выбора есть ситуация, требующая волевого усилия только в том случае, если конкурирующие цели опосредствованы теми же отношениями, что и в случае (II) «Трудно решиться», [Значит, в основе отнюдь не «привычкам. ] <сНе буриданов осел, а to to vedol «ПОСТУПОК» Действие, судьба которого определяется не из наличной ситуации. Значит, такое действие входит в двоякую структуру. Пример: вопрос о том, нужно ли будет сдавать экзамен. Я отвечаю: да, потому что я так предполагаю. Это не поступок. Я отвечаю: да, потому что это целесообразно с точки зрения организационно-педагогической тактики. Это поступок, потому что существует и еще одно отношение, в которое данное действие входит. Значит, поступок может сопровождаться усилием, может и не сопровождаться (II). NB1 3-е и есть верное, при верном раскрытии «структуры*! 182 К ГЕНЕЗИСУ ЧЕЛ(ОВЕЧЕСКОГО) СОЗНАНИЯ Афоризмы: L Изменение отношений связано с изменением соотнося¬щихся вещей и без этого невозможно». 2. Орудие разделяет, но не только разделяет, а и связывает человека со средой, но делает это иначе. 3. Другое отделение наступает с отделением (часты <ая> собствЦенность)) орудий от человека.

4+ Для человека снова все становится средой (?) 5- Маркс о естественной технологии животных,

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬДЕЙСТВИЕ-ОПЕРАЦИЯ ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Деятельность есть система процессов, осуществляющих отно¬шение субъекта к действительности. Это — самое общее, аб-страктное определение .

Действие есть «единица» деятельности; оно несет в себе все моменты деятельности.

[Первоначально то и другое совпадает; лишь на относи¬тельно поздних этапах действие и деятельность могут и должны различаться]33. *— I

Признак, отличающий действие от деятельности34, заключается в том, что мотив действия лежит вне его самого. Значит, мы всегда можем точно сказать, имеем ли мы дело с деятельностью или с действием; для этого нужно понять внешний, более общий мотив. Например, я читаю книгу; что это — действие или деятельность? Выясняется, что экзамен, к которому я готовлюсь, я не должен сдавать. Я прекращаю чтение. Значит — это действие. Я продолжаю чтение. Значит — это деятельность,

В действии можно различать еще и акты действия.

Действия — происходят из деятельностей. Деятельности, утра¬тившие свою самостоятельность, суть действия. Действия сли¬ваются в деятельность.

Стало быть, независимые деятельности связались в це¬пи. (,.,) Утратившие свой самодовлеющий характер деятель¬ности и суть действия.

[Личность развивается подобно обществу.]’ Первоначально личность есть совокупность отдельных отношений — деятельно-стей. На своем высшем уровне это есть «цельная» личность, деятельность которой есть единая система иерархизированных действий; это—целеустремленная личность, это личность, всякий акт которой может быть понят из единой общей цели, подчиняющей себе всю жизнь человека.

У ребенка раннего возраста легко проследить не связанность, независимость, т. е. «самодовлеющий» характер многих деятель-

32 Следует различать: деятельности конкретные (по предмету) и типы деятельности, напр(имер): игра, труд etc. (Это общее понятие! Типы деятельностей отвечают основным формам отношений человека к действительности,)

33 Практическое в детстве =* конкретно -действенное».

ЪА Психические процессы=деягелъность)т действие, операция, функция.

183

ностей. Разрушение одной из них не затрагивает другие. Это — «натуральные хозяйства», не нуждающиеся одно в другом. (Конечно, это не буквально, не точно так. Ведь субъект здесь не дискретен, а един. Значит, фактическая связь их всегда налицо. Если ребенок не будет питаться, он не сможет (фактически!} и играть!) Иное дело, «мировое хозяйством развитой личности. Даже самые элементарные действия, направленные на осуще¬ствление элементарнейших отношений, могут быть подчинены вне их лежащим мотивам.

Даже питаться я могу лишь для того, чтобы осуществлять какую-то жизненную цель. Когда ее осуществление становится невозможным, сама жизнь становится ненужной, она лишается мотива, становится обременительной; от такой жизни может

отказаться человек, может прекратить ее,

И у животного в отдельные моменты его жизни может любой акт быть подчинен определенному доминирующему моменту — доминирующей цели.

Но это — решительно иное, Когда эта всегда непосредственно актуальная цель достигнута или оказывается недостижимой, возникает новая деятельность. Здесь, значит, отдельные акты просто входят в состав то одной, то другой сменяющейся деятельности. И только.

Деятельность имеет строение. Это строение и есть ее содержание как предмета психологии.

Мы выделяем следующие моменты деятельности («образую¬щие» ее):

Прежде всего: субъектпредмет. Их особое отношение и есть психологическое отношение35.

Далее:

Продуктконкретный объективный результат деятельности, то, к чему объективно приводит деятельность (а не то, к чему стремится субъект!)

Мотив — то, что побуждает к деятельности, вещь, побуждаю¬щая к деятельности.

Средство — вещное или идеальное (прием) посредствующее звено.

Задача — объективное содержание деятельности.

Их соотношение, когда мы рассматриваем его объективно, не совпадает с их действительным соотношением. Напр<имер): дети перевозят на тачке землю для огорода по указанию воспитателя, обещавшего за это награду. Здесь внешние отношения такие: цельгряда, которая является результатом данной деятельно¬сти. Мотивнаграда, которая обещана. " Средствотачка. Но совершенно ясно, что конкретно-психологически эти отношения могут быть совершенно иными: *5 Точнее: и может стать (бывает) психологическим отношением! J84 Напр(имер), мотив может лежать не в награде, но совпадать с целью или даже с задачей. Т. е, конкретно-психологически эта деятельность может иметь совершенно другое строение. Оно может быть и действием, т. е. его мотив может лежать вне его самого. Очевидно, основное отношение здесь есть отношение мотива к цели. Его объективное отношение, т. е. объективное совпадение их или разведение (напр(имер), заработная плата и продукт производства) характеризует ту или иную общ(ественную) формацию. Значит, каждая из основных общ(ественных) формаций делает необходимым и опред(еленный) тип строения деятельно¬сти. Выше мы, упрощая, пытались выразить все отношения в объективной, по сути не психологической терминологии. Ясно, что указанные основные образующие должны быть разделены (содержаниеформа, объективное — субъективное). Так, то, что выступает как продукт, есть цель; тому, что выступает как мотив, соответствует потребность; то, что есть. задача, оформля¬ется как намерение (или план). Самый предмет выступает для меня как смысл. Средство (способ действия) — как значение. Деятельность уничтожает односторонность и субъективности и объективности: ср. Ленин: «Очень хорош § 225 энциклопедии, где опознание» («теоретическое») и «воля», «практическая деятель¬ность» изображены как две стороны, два метода, два средства уничтожения «односторонности# и субъективности и объективно¬сти* (Ленинск(ий) сб(орник>1 IX. (М.-Л., 1929). С. 251 )-

Идеальная (идеологическая) деятельность есть лишь осо¬бенная форма деятельности. (Ср, М{аркс) и Э{нгельс). Соч. <М,-Л., 1929), Т. III. С 622! 36 Вышеизложенное есть одна плоскость анализа. Но существует и другая плоскость рассмотрения. Мы можем различать: 1) тип деятельности — биологический и общественно-исторический (со¬ответственно типу отношения); 2) форму деятельности или действия — вещного и материального (практического) и «идеаль¬ного» (теоретического действия (деятельности, акта)): 3) вид деятельности или действия — по признаку различия задачи («функциям). Действие может быть специализированное или неспециализи¬рованное, отделенное или не отделенное; например)t непро¬извольное запоминание есть действие неспециализированное. Интеллектуальный процесс в практическом действии есть не отделенный идеальный акт. Различение: специализированное — неспециализированное действие — по признаку наличия или отсутствия специального намерения (задачи). ав «Религия, семья, государство, право, мораль, наука, искусство и т. д.— это только особенные формы производства, подчиняющиеся его всеобщему закону», 185 Отделенное или не отделенное — по признаку наличия или отсутствия самостоятельной цели. Третья плоскость анализа есть разложение деятельности на непсихологические ее образующие. Это — разложение на операции. Операция может быть или а) физиологическим процессом— напр<имер>, навык (отношение органов к средству или предмету), или в) технологическим — отношение средства к предмету. У животного то и другое совпадает; у животного — «естественная технология».

Конечно,

Скачать:PDFTXT

Философия психологии читать, Философия психологии читать бесплатно, Философия психологии читать онлайн