Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:PDFTXT
Философия психологии

техническое отношение может быть и идеальным} например) операция логическая.

Деятельность есть не техническая категория, хотя в нее входят технические приемы.

В целесообразную деятельность (= в деятельность = ) входят субъект и его предмет, входят все моменты, опосредствующие этот процесс; соединение субъекта и предмета в деятельности, т, е. «тот особый характер и способ, каким осуществляется это соединение, различает отдельные»37… Формации деятельности.

В основе всякой деятельности лежит «производство и воспро¬изводство непосредственной жизни». t «Оно,., двоякого рода. С одной стороны — производство средств существования, предме¬тов питания, одежды, жилища… с другойпроизводство самого человека, продолжение рода»38.

Различные формации деятельности отличаются одна от другой тем, как осуществляется жизнь индивида,

(Нужно помнить, что технология деятельности неразрывно связана со строением самой деятельности!)

Подобно тому как и законы общественного развития существу¬ют только в форме конкретных специфических закономерностей, так и законы деятельности существуют только как законы отдельных формаций ее. Это не значит, конечно, что мы отрицаем общие законы; это значит только, что мы стоим на точке зрения историчности законов.

И подобно тому как общественные отношения делятся на материальные и идеологические, так и отношения индивида делятся на материальные и идеологические, которые представля-ют собой лишь надстройку над первыми, складывающимися помимо воли и сознания человека как (результат) форма деятельности человека, направленной на поддержание его суще-ствования, [Независимость обществ (енного) бытия от сознания не означает, что «общество сознательных существ, людей, могло существовать и развиваться независимо — от существования сознательных существ».]

«Скачок в царство свободы;» — новое отношение сознания к деятельности?

Понятие формации деятельности — решающее понятие; фор*

37 Маркс K~t Энгельс Ф. Соч, М., 1933. Т. XVIII. С. 36—37, и Маркс К, Энгельс Ф. Соч. М., 1937. Т. XVI, ч. L С, 7.

186

мации до-общественные (зоо) — формации доклассовые — фор¬мации бесклассовые? Или типы? —Тогда формации — внутрити-повые\ это — правильнее. Нужно дать очерк развития формации для онтогенеза,

Собственно исторические формации (фило) —задача истори¬ческой психологии, кот(орая) и оформляется как самостоят<ель-ный) раздел психологической науки. «Перенос»39 1. Обобщение возникает не в процессе созерцания, но в процессе действия. Обобщение не продукт <&воздействиям на субъекта, кот(орый) остается пассивным. 2. Обобщение относится к действию не как «переправный пункт» между восприятием и действием. Оно не в восприятии. 3. Обобщениесгусток отношения («кристалл») — опыта, но опыта не в вульгарном смысле. 4. Оно интенционально в своем развитии — ибо интещиональ-но действие! 5. Оно конкретно: оно конкретно, ибо конкретно действие. 6. Оно вбирает в себя многообразие действий, которые неповторимы, даже когда они выполняют общую им функцию — воспроизводят сами себя. 7. Законы обобщения нужно искать в законах действия. Что есть познание? —действие. NB! ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ Деятельность 1) Формой существования всякого живого тела вообще является процесс его жизнедеятельности. Это самое общее понятие. На известной ступени развития возникает особая, высшая форма жизнедеятельности — психическая деятельность. Мы назы¬ваем ее просто деятельность. Ее особенность в том, что она внутренне опосредствована (внутренне связана) с отражением организмом (субъектом деятельности) предметной действительно¬сти. Примечание Ь: психическая деятельность есть форма осуще¬ствления жизни — биологической у животного, общественной — у человека. J)n Перенос есть конкретное выражение «опережения» деятельностью пере¬живания и превращения одного в другое* 187 2°: психическая деятельность обнаруживает свои особенности как психическая деятельность в том случае, когда мы рассматри¬ваем ее в ее собственном содержания, т, е, со стороны того внутреннего ее отношения, которое составляет ее специфику: отношение отражающих действительность состояний —- пережива¬ний к самим процессам деятельности (к бытию), которые порождают переживание, которые суть условия того, что действи¬тельность отражается в психических состояниях и которые в свою очередь определяются через эти состояния. Взятая в ее внешних отношениях, т. е. по отношению, напр(имер), к своим объективным следствиям, по отношению к общественным) целям и проч.* и т. п+1 деятельность, конечно, перестает быть предметом психологии, (Жизнь барана перестает быть предметом биологии, когда мы, напр(имер), рассматриваем ее в ее отношении к человеческим потребностям или, например), как «имеющую цену»,.как стоимость, как капитал..,} 2) В деятельности осуществляется отношение субъекта к действительности, к предмету его жизненной потребности — потребности биологической у животного, к человеческим, истори¬ческим по своей природе, потребностям у человека, 3) Деятельность стремится к некоторому) предмету, который есть мотив, т. е. то объективное, что побуждает к этой деятельно¬сти. Мотив, предмет и цель здесь всегда совпадают, если деятельность есть простая, т. е, такая деятельность, которая не распадается на действия. Деятельность осуществляется в определенных условиях. Цель, взятая в этих определенных условиях, есть задача деятельности, ДЕЙСТВИЕ 1) Действие отличается от деятельности тем, что цель, к которой оно объективно стремится (ожидаемый результат), не совпадает с тем, что побуждает к действию, т. е. с мотивом. Тот что есть цель действия, входит в задачу деятельности, цель которой служит мотивом действия. 2) Действия есть продукт усложнения деятельности, ее «распада». Но действие, получая в себе мотив, развивается в деятельность. 3) Развитие действия в деятельность, обусловленное превра¬щением цели в мотив, возможно только в человеческой деятельно¬сти. Это порождается общественными условиями деятельности человека — отношением человека к человеку, разделением труда, 4) Деятельности, развившиеся из действия, суть специфически человеческие исторические деятельности. Они в иерархии деятель-ностей становятся господствующими. Необходимость общественная, необходимость для других становится «верховным законом. Личность, как она выражается в общественном,— психоло- 188 гия. Как общественное выражается в личном и меняет свое выражение в зависимости от личного — история, пробл(ема) личности. ОПЕРАЦИЯ 1) Операция есть то содержание действия, которое определено его условиями. Это есть необходимое, данное в объективных условиях, в их усложнении. 2) Развитие (возникновение, дифферент (нация)) действия проходит через эту внешнюю необходимость. Оно есть генетически операция по отношению к деятельности. Само действие способно родиться из операции действия же, 3) NB! Рождение действия из операции есть процесс отраже¬ния отношений предметов, составляющих ситуацию» и, следова¬тельно), звеньев самой операции, Поэтому дифф(еренциация) деятельности на действия возни¬кает как переход ко 2-му диалектическому сдвигу* MEMORANDUM Отношения, вышеприведенные, могут быть представлены в категориях смыслзначение (общ(ественный) смысл и «тех¬ническая катег(ория)»)—снова смысл, теперь смысл для общественного) человека, i ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ ДЕЙСТВИЕ (К ПРОБЛЕМЕ ПЕРЕНОСА) 1. Движение интеллектуального действия. Обобщение позволяет установить сходство ситуаций. Проба действия в условиях измененной ситуации меняет само действие, т(ак) к(ак) действие встречает «сопротивление вещей». Измене¬ние действия есть обогащение обобщения, кристаллизующего действие; восприятие в этом действии обогащает обобщение, как образ, Это и есть процесс переноса; это есть индуктиано-де-дукт(ивный) процесс. Как строится обобщение, почему единичное входит в то или другое обобщение, в разные обобщения? Потому что то или другое действие осуществляет либо то же самое, либо разное отношение (оно «интенционально»; смысл = интенция действия). Поэтому здесь нужно говорить не о действии, а об операции. Значит, обобщение = изменение способа действия, У животного перенос в другое действие невозможен, у челове¬ка — возможен. Где граница интеллекта? — Contra япанинтеллектуализм» Коффки, Бойтендейка, отож¬дествляющий интеллект и смысл, ' 189 Не всякое действие интеллектуально. Там, где действие определяется связью, соотношением свойств предмета действия, там нет и дифференцированной операции. Там, где действие имеет дело с отношениями межпредметными, оно определяется ими, а не только целью. Выделяется задачаоперация; появляется интеллект, появляется отражение связей и отношений предметов друг к другу, появляется «испытание предмета предметом» (у жнв<отных> только зачатки).

Этот переход диалектичен.

Операция там, где интеллектуальное) действие.

Разводится предмет действия и предмет, к которому направле¬но движение— (загородка, хозяин).

Раскрывается не отношение предмета (или свойства) к субъ¬екту (смысл?), но внутри этого и отношение предмета к предмету.

В результате возникает разумный смысл (!)

У человека интеллект специфичен, благодаря «разделению» себя и предмета, объективизации этих отношений.

Отсюда общая диалектика развития форм психики;

1. Отношение животного опосредствовано через свойства [сен¬сорная психика].

2. Отношение животного опосредствовано через предмет, но это происходит благодаря тому, что это отношение объективно дано как опосредствованное и т<аким) обр(азом) к этому нужно только приспособиться. Иначе говоря, использовать готовые связи предметов (это — разумная психика). [Это интеллект сенсорный], т. к. он состоит в усмотрении того, что уже есть. 3. Отношение человека к предмету. Оно активно опосредствуется в промышленности. Это интел¬лект не сенсорный. Он имеет дело не с тем, что есть, а с тем, что может быть. Он имеет дело с идеальным, а не реально данным. Смысл и значение совпадают на заре развития человече¬ского сознания, когда нет «я», когда личность и коллектив совпадают, как, след(овательно), совпадают и инди¬видуальное) сознание с общественным, т. е. до выделе¬ния местоим(ений), до появления частной собственности? Значит: биол Логический) смысл —) в общественное) значение (общ(ественное) сознание, слово). Сначала простое превра¬щение, потом раздвоение. Это происходит в силу разделения, дифференциации) самих отношений людей, в силу разделения труда, Ибо когда нет общ(ественной) дифф(еренцнацки), то общ(ественный) смысл не может ке совпадать со смыслом для меня. Общ(ественная) дифференциация) создает разделение смыс¬ла и значения и классовую дифф(еренциацию) смыслов. Потом {комм(унизм)) они снова воссоединяются, но уже не просто, не прямо совпадают между й 190 То же в более общем виде (т. е, не как клеточки сознания, а как сознание). Здесьотношение индивидуального и общественного) сознания. И личности: (личности и общества) 1) «Я» — «мы». 2) «Я» — <йоно#, здесь даже антагонизм между ними; оно—выглядит как надчеловеческое, мне противо¬стоящее. 3) «Я*> внутри общ (ественного) (т. е. сохраняется различие, но уничтожается антагонизм, противопоставление).

Ступени развития познания: (Энгельс)

L Механизм. 2. Сложные процессы природы. 3. «В сфере общественных явлений отражение еще более трудное (из подготовительных) работ к Анти-Дюрингу) {Соч. М.— JHL 1931. Т. XIV. С. 378).

ВОЗНИКНОВЕНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО) МЫШЛЕНИЯ

Как разумное содержание (действие в отношениях пред¬метных) приводит к возникновению интеллект (уального) дей¬ствия?

Действие отделяется от субъекта как вещь, как орудие или понятие. Разделяется собственно подготовка действия и само действие. Подготовка = приведение ситуации в соответствие со способом действия — орудием, понятием. Это — теорет(ический) интеллектуальный) акт, который, становясь особым действием (разд(еление) труда), становится теоретическим мышлением. Значит, первоначально в социальном своем значении это — функция организаторов. Это—NB!

РЕЗЮМЕ (ИНТЕЛЛЕКТ)

L Интеллектуальная) деятельность есть деятельность, опосредствованная) особой формой отр(ажения) действитель¬ности),

а) ее особенность в том, что это есть отражение (и обобще¬ние) межпредметных

Скачать:PDFTXT

Философия психологии читать, Философия психологии читать бесплатно, Философия психологии читать онлайн