Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:PDFTXT
Философия психологии

связей и отношений, хотя и не всегда (животные) объективированных для субъекта («не выделенных,

не отделенных»);

в) собственная особенность деятельности заключается в том,

что она включает в себя операцию, т. е. некое содержание, кот(орое) определено не целью только деятельности, но и условиями, в которых эта цель дана (т. е. задачей).

Значит, интеллектуальная) деятельность всегда предпо¬лагает:

1) Задачу. 2) Соответствующую) ей операцию (а не просто затруднение, преграду; это = научно-бессодержат<ельные) поня¬тия), 2- Деят(ельность) интел(лекта) посредствована обобщением 191 межпредметных отношений, которые обобщаются. Отсюда центра¬льная проблема: как происходит это обобщение? 1) не путем восприятия (созерцания) и абстракции (отвлече¬ния). Оно не в восприятии; не перегнанный пункт между восприя¬тием и действием (не «переработка сознанием); 2) но путем ПЕРЕНОСА действия» которое встречает сопро¬тивление вещей, приспосабливается к ним путем их испытания. Оно, следовательно), вбираете себя конкр(етное) многообразие действий (ибо действие неповторимо, даже когда оно воспроизво-дит самое себя40; 3) оно «интенцнсншлы-ю», т. е. не автоматично, не слепо, а направлено, как напр(авлено) само действие. Этим решается загадка винтенциональности» мышления/ (Вюрцбург!)*'; 4) оно осуществляет разумный смысл, т. е. отношение предмета к предмету (у жив<отных> внутри, в зависимости от их отношения к субъекту, т. е. ограниченно, не свободно)*

опыты

В них раскрыт индукт<ивно>-дедук<тивяый) характер процес¬са. «Новая, единственно положительная философия есть отрица¬ние всякой школьной философии», — говорит Фейербах. «Новая» единственно научная психология есть отрицание всякой школьной (читай — буржуазной, мистифицированной) психологии», — ска¬жем мы« Отказ от решения психологических задач есть своеобразная теория психологического самотека; есть выражение того взгляда, что сознание человека «образуется» само собой! Это — преклоне¬ние перед стихийностью психологических сдвигов. Точка зрения психологии есть точка зрения жизни, и психоло¬гия не смеет ее покидать. О ФОРМАЛИЗМЕ Всякий формализм покоится на работе со значениями, а не со смыслами (в значениях). Эйзенштейн; для него не существует смысла- Все живет для него значениями. Каламбур (искусство Эйзеишт<ейна>—искусство каламбура; он превосходный, гени¬альный каламбурщик) основан на связи знака и значения, а не на

ii} Здесь очень важно развить учение о двойственной характеристике обобщения; I) кристалл<нэация> действия (строение); 2) образ, кристаллиза¬ция) впечатлений (чувственное) соз(ерцание); 1-е определяет развитие, содерж(ание) 2-го, 2-е позволяет включиться t-му.

41 Движется операция в пределах действия (цели, единого отношения). У жив(отных) никогда не переходит за эти пределы, ибо не бывает никогда сама предметом, не выделяется в действие, не может отделиться от материальной> деятельности. (Это проверить экспериментальна,)

192

связи значения и смысла. Каламбур только кажется игрой смыслов: он есть игра значений.

Каламбуры Эйзеншт(ейна): «Моя дача — cent soussis,* «Я хочу сделать у себя в саду такую же курвуя*

В первом случае — фонетически тождественный знак выступа¬ет как носитель двух значений.

Во втором случае — знак перенесен в другой языковой контекст и меняет поэтому значение.

Но ни там, ни здесь значение не меняет своего основного смысла, не «вбирает его из контекста.», я А членам ЦИК> можно?:»

«КЛАССИФИКАЦИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ НАУК*

L Общая (теоретическая) и специальная (частная) психоло¬гия,

2. (По нисх(одящему) ряду: психофизиология).

3. Био-(зоо)-и гомо-психология,

4. Психология ясельного детства, дошкольного детства, школь¬ного детства, взрослого,

5. (По области, типу деятельности — виду общей деятельно¬сти??): = По восходящему ряду:

педагогическая

профессиональной деятельности (а, Ь, с, d)

искусства (а, Ь, с, d).

Психология —целая область, система спец(иальных) дисцип¬лин; они не принадлежат ни биологии, ни физиологии, ни педагогическим наукам.

психология и социология

Можно ли говорить о психологии общества, общественных классов? В смысле науки психологии — нет. Можно говорить

лишь о психологии определенного индивида, живущего в опреде¬ленную историческую) эпоху.

Об этом ясно и прямо говорят М{аркс) и Э{нгельс)\ в Нем(ецкой) ид(еологии) (Соч. Т. IV. С. 225—226).

ЛОГИЧЕСКОЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ

Ф, Н. Шемякин («О взаимоотношении понятия и представле¬ния». Фронт Н(ауки) и Т<ехники), 1937. N2.) дает такое решение вопроса: ъЛогика имеет дело с истинностью понятия, соответствием мышления действительности. Психология же мышления исследует, как понятие, будучи отображением действительности, реально существует в голове человекам *(С. 53). Здесь неверны обе части: это-то и нужно доказать! А именно: I) дать подробное определение логики, логического; 7-1704 193 2) поставить вопрос о реальности логического процесса, т. е. о том, что он совершается в головах отдельных людей. После этого—дать понятие психологического в мышлении и показать связь одного и другого («как логическое становится психологическим, т. е. как оно входит в предмет психологии, в каком новом, ином отношении оно берется! ТЕТРАДЬ ВТОРАЯ В ходе развития той или иной эпохи, как и в ходе развития одного человека, бывает период, когда дело идет главным образом о приобретении н отстаивании принципа во всей его неразвитой напряжен ноет Но более высокое требование состоит в том, чтобы этот принцип развился в науку. Гегель. Наука логики. Tt L Пред. к 1-му изданию 1С '). ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА ЛИЧНОСТИ г (ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ ТЕЗИСЫ) Что такое личность? В обычном, житейском понимании это — то, что управляет отдельными процессами деятельности, поведе¬ния. Это — #хозяин» процессов. Фейербах: мыслит не мышление, мыслит человек, Полицер: трудится не мускул, трудится человек. Джемс: (письмо к Штумпфу?) психологические процессы имеют одного хозяина. I. ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ Проблема личности есть проблема единства, взаимосвязи отдельных деятельностей: Решети, Рибо {-----) Штерн, Маркс\ Она возникает как проблема специфического единства из различения понятий «индивид» и «личностью Отличие «индивида» {простого, естественно-органически неде¬лимого) и личности идеализм искал, выводил из факта самосозна¬ния, воли etc.42 Это принципиально неправильно, Самосознание, воля etc, есть результат становления личности, а не причина ее становления и развития43. См.; В. Штерн, Принцип «психофизической нейтральности*; первично не пси¬хическое, не физическое. Первично лнцо (Person) или личность (Persoenlichkeit). Сущность личности характеризуется: индивидуальностью, субстанциональностью и целеняпрзйленностью. Объяснительное пояснениепонятие энтелехии — «тенденции кли способно¬сти лица реализовать само себя, т. е. систему собственных целей». Задатки или способности (диспозиции) —проявления энтелехии, «По каким принципам судить нам о реальных «помыслах и чувствах» реальных личностей? Понятно, что такой признак может быть лишь один: действия этих личностей». Ленин В. И. Соч. 2-е нзд. Л., 1926, Т. 1С. 279—280. 194 Личность не есть простое, биологическое единство, это есть высшее единство, историческое (общественное) по своей природе. Это единстволичность — не дано изначально. Человек не родится в качестве личности: 1. Личность человека возникает в ходе развития его жизни. 2. Личность развивается; существуют качественно особые, своеобразные стадии развития личности [И 1° и 2° справедливо и фило- и онтогенетич(ески)]. 3. Личность, как и индивид, имеет строенке. Личность, как и индивид, и есть само это строение. Личность есть строение особого порядка. Проблема личности как специфического единства представ* ляется, таким образом, как проблема особенности строения личности по сравнению со строением индивидуума — био-логической особи, _ Традиционная) психология постулирует взаимосвязи дея-тельностей, мы делаем их взаимосвязи проблемой. п. индивид и личность А. ИНДИВИД Индивид есть связь естественных органов н их функций, есть продукт коррелятивного (Плате) приспособления (= «внутренней корреляции» — Осборн). [Индивид возникает, следовательно, на основе дифференциа¬ции и одновременно интеграции функций и структуры живых тел, в результате чего создается их неделимость.] Эта связь выступает как связь естественных потребностей, определяющая связь, деятельностей и их естественную иерархию (напр(имер), деятельность направленная на сохранение и про¬должение жизни вида, может доминировать над деятельностью, направленной на поддержание собственного существования животного, половой инстинкт может господствовать над пище¬вым) . Связь и соподчинение деятельностей индивида не остаются постоянными, но изменяются, Изменяются биологические «доми¬нанты»44. Характеристика индивидуальности животного не сводится к характеристике) отдельных функции, деятельностей, но 44 Собственно подлинной иерархии деятельности у животных не существует* В отдельные моменты жизни любой акт животного может быть подчинен доминирующей биологической цели, но: 1) это — всегда непосредственная цель и 2) когда данная цель достигнута = соответствующая ей потребность удовлетво¬рена, то данная деятельность сменяется другой доминантной деятельностью* У животного отдельные акты входят в состав то одной, то другой доминирующей деятельности, но деятельности не являются собственно иерархизирующимися, изменяющими сбою иерархию. 195 включает в себя указание на связи и иерархии деятельностей (злое животное, страстный охотник, жадное животное и т. д.). Б. (ЛИЧНОСТЬ) Личность есть связь и иерархия деятельностей, определяемых не биологически, но исторически. Эта связь и иерархия являются результатом процесса дифференциации деятельности и их переподчинения. Возникаю¬щие связи суть вторичные и высшие (в смысле верховные, т. е. господствующие) связи. Доминирующие, ведущие деятельно¬сти не определяются уже естественно-биолагически, но выделя¬ются и определяются общественно-исторически. Contra теорий органической инстинктивной основы личности, contra McDougal) и проч. Порочность анализа по типу срывания листов капустного кочана; — в итоге — кочерыжка! Личность {психол(огически)) есть система связей деятельно-стей индивида, порожденных не биологическими, но теми общественными отношениями, в которые вступает данный инди-вид. I Иначе: «Личность есть совокупность45 связей и отношений деятельностей человеческого индивида, осуществляющих его — общественные отношения к действительности;*. Маркс: сущность личности — «совокупность общественных отношений» . III. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ Внутренние связи, определяющие строение личности, не накладываются механически извне. Они возникают в ходе развития жизни. Можно сказать, что индивид превращается в личность в ходе своего развития, в ходе своей биографии. В этом смысле личность и есть «сгусток» биографии = продукт, результат ее кристаллизации. А. ФИЛОГЕНЕЗ ЛИЧНОСТИ В условиях общественного способа жизни деятельность впервые раскалывается на действия (генетически возникающие из операций). Действия приобретают общественный мотив в своей — общественной) цела. Они, следовательно, вновь превращаются в деятельности, но деятельности человеческие, 4* Позднее над этим едсщом написано «продукт», — Р Маркс #., Энгельс Ф, Соч. М„ 1933. Т. IV. С 590. 196 отвечающие теперь уже историческим, общественным потребно¬стям. Эти (деятельности), созданные общественной необходи¬мостью — необходимостью общественной, коллективной жизни человека, — становятся господствующими в иерархии деятель¬ностей. Ибо именно необходимость общественная становится верховным законом жизни человека47. Вместе с дифференциацией происходит и интеграция. Разрушаются естественные связи деятельностей, возникают общественные по своей природе связи. Отдельные деятельности человека все более связываются между собой вторичными, т, е. не биологическими зависимостями, но зависимостями обусловленными общественно-исторически. Они все более перестают быть самостоятельными, осуществляющими отдель¬ные отношения субъекта к действительности. Поэтому у совре¬менного человека его деятельности уже утратили по существу свою самостоятельность. В ходе исторического развития личности следует специально выделить следующие моменты: 1. Первоначально возникающая личность есть, конечно, единичная» личность, но еще не индивидуальная личность. Люди при первобытно-родовом обществе «совсем не отлича¬ются друг от друга, не оторвались еще, по выражению Маркса, от пуповины первобытного общества» {Маркс

Скачать:PDFTXT

Философия психологии читать, Философия психологии читать бесплатно, Философия психологии читать онлайн