Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:PDFTXT
Философия психологии

К Эн¬гельс Ф. Соч. М.} 1937. Т. XVI. Часть 1. С. 78р,
2. Индивидуальная личность формируется на основе разви¬тия частнособственнических) отношений Она возникает и развивается неодинаково на обоих общественных полюсах. Раб не только собственность, не только не личность юридически (Римский закон рассматривает рабов как вещи; это отражение их действительного отношения, положения)49,
3. В мире частнособственнических отношений личность на обоих полюсах ограничивается, становится односторонней, но односторонней различно.
4. Ликвидация, уничтожение частной собственности создает впервые условия для всестороннего развития личности.
Б. ОНТОГЕНЕЗ ЛИЧНОСТИ
У ребенка раннего возраста «самодовлеющий» характер его деятельностей; они не связаны, не соотнесены между собой, не соподчинены друг другу.
Разрушение одной из деятельностей не затрагивает другие.
и делаю из себя, я делаю из себя для общества». Маркс К., Энгельс Ф. Соч. М.; Л., 1929, Т. 3. С. 624. 4* Очень важно исторически!
Индивид всегда индивидуален; но ч<елове)к как личность сначала индивидуален в своей индивидуальности, но как личность — не имеет еще индивидуальных особенностей (первобытное общество), :4Э Ведь рабом распоряжаются; он только «осуществлением 197 Ребенок легко (т. е, «независимо») утешается, «независимо» огорчается. Это — «натуральное хозяйство» деятельностей, не связанных друг с другом. Правда, фактическая связь, связь первичная между ними всегда существует (если ребенок не будет есть, он не будет в состоянии и играть!). Отсутствуют высшие, вторичные связи и соотношения, В дальнейшем ходе развития происходит дифференциация деятельн остей + осознание целей и соподчинение дейст¬вий + смещение мотивов. Деятельности подчиняются вне их лежащим мотивам и иерархизируются. Высшее становится господствующим. От «действовать, чтобы удовлетворить свои естественные потребности и влечения» к «удовлетворять свои потребности, чтобы действовать, делать дело своей жизни, осуществлять свою жизненную человеческую цель» — такова общая формула развития личности! Когда осуществление жизненной цели становится не¬возможным, когда цель оказывается иллюзией, тогда сама жизнь становится бессмысленной, она лишается мотива, превращается в бремя. Такую жизнь человек может прекра¬тить, может отказаться от нее... - г IV. ЛИЧНОСТЬ И САМОСОЗНАНИЕ50 Самосознание возникает в результате соподчинения и иерархизацни деятельностей. Это — самый общий и главньЛй тезис. Это надлежит разработать специально. Здесь необходимо различать: сознание «я», в его несовпаде¬нии с коллективом и собственно самосознаниесознание себя как личности. " . -. Эту проблему тоже следует выделить и рассмотреть специально. Проблема сознания *Я»> самосознания есть вместе с тем проблема идеалов: задача здесь не только б т5м, чтобы показать необходимость возникновения самосознания, идеалов etc и процесс возникновения этого, но это есть вместе с тем задача раскрытия обратного движения, т. е. роли самосозна¬ния, сознания в форм(ировании) жизни личности51.

V. УСЛОВИЯ, ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ

L «Задатки» — исходные, анатомо-физиологические осо¬бенности; = физическая организация человека, ее индивиду¬альные особенности.

1 Здесь, как и всегда в буржуазной психологи»; основное положение оказывается перевернутым: стоящим на голове— вверх ногами,

51 Но и здес& первая и основная задача — прямое движение. Поэтому мы начинаем с прямого движения и здесь, И здесь мы имеем право ограничить свою задачу изучением прямого движения, если невозможно охватить сразу же

198

(Здесь важно подчеркнуть, что не только тип н(ервной} с(истемы), темперамент etc.)s*4

[В связи с этим, ъ частности, проблема темпераментов (нейрогуморальных особенностей? или нейрогум (оральных) особенностей, переломленных в. жизни?)

Сводка В. Штерна е диф(ференциальной) психологии. (Stern W. Die differentielle Psychologie in ihren methodischen Grundlagen. 3 AufL Leipzig; Barth, 1921. Anhang 1. S. 48L Schemata der Temperaments. —

Но и задатки не суть нечто неподвижное: они меняются и не могут не изменяться в ходе жизни. Простой факт существования эндокринных сдвигов служит достаточной иллюстрацией этого. Значит, о задатках как об исходных анатомо-физиологических особенностях следует говорить как об исходных по отношению к рассматриваемому отрезку жизни.

Итак, прежде всего в качестве условий развития личности мы находим анатомо-физиологические особенности человека- Играют ли роль в формировании личности, влияют ли на формирование личности человека его анатомо-физиологические особенности? Они, несомненно, влияют на формирование личности, но они не являются тем, что определяет личность человека.

Способности — результат развития на основе (субстрат!) задатков; создаются в деятельности,

[Одаренность — исторический смысл этого понятия. Маркс: «всестороннее развитие всех своих способностей».]

2. ВНЕШНИЕ УСЛОВИЯ ЖИЗНИ, ВНЕШНИЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА

Та или другая сторона личного развития индивидов всегда порождена тем, что Маркс и Энгельс называют «эмпирическими условиями жизни индивидов* (Соч. JVLt 1933. Т. IV, С. 226).

Конкретно это есть прежде всего историческая эпоха = «срез» процесса исторического развития общества.

Это, далее, есть то место, «обусловленное особыми условиями развития и разделением труда», которое выпадает на долю данного индивида (Там же). .

Развивается ли, напр(имер), данное влечение личности или нет, это зависит от того, позволяют ли материальные обстоя¬тельства… внешние условия,., удовлетворять это влечение и, с другой стороны, развивать целую совокупность влечений. А это последнее зависит, в свою очередь, от того, живем ли мы в таких обстоятельствах, которые допускают всестороннюю деятельность и тем самым развитие всех наших задатков» (Там же. С. 235),

Это есть, наконец, совокупность частных обстоятельств, — частных внешних условий—естественных и общественных.

Конечно, и эти внешние условия не суть нечто неподвижное.

52 Сравни отношение к физ<ическим) играм, спорту etc, слабого физически ребенка и ребенка, физически сильного, и проистекающке из этого личност¬ные черты.,. 199 Внешние условия т{аким) обр {азом} влияют на формирование личности, но: — Можно ли, однако, сказать, что именно эти внешние условия во всей совокупности определяют психологическую характеристику личности человека? Нет> здесь приходится говорить то же, что мы раньше говорили применительно к внутренним условиям, к задаткам:

Они, несомненно, влияют на формирование личности, но они не являются тем, что непосредственно определяет личность человека.

Их влияние столь же не,фатально, как не фатально и влияние внутренних предпосылок развития человеческой личности.

3, ЧТО ЖЕ ОПРЕДЕЛЯЕТ ЛИЧНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА?

Мы видели: не внутренние условия, взятые сами по себе, как и не внешние условия, как и не просто совокупность тех и других.

Личность определяется тем процессом, который «соедините их между собой, тем содержательным процессом.

— внутри которого эти условия — внутренние и внешние — только и выступают как условия,

— в котором они преломляются я таким образом выступают уже не в качестве внешних факторов, внешних сил, движущих процессом развития личности, но в качестве внутреннего, заключенного в самом процессе развития личности соотношения,

— Но этот процесс и есть процесс жизни человека!

Итак, совсем кратко: личность определяется жизнью. Она и есть нечто иное, как сгусток жизни, продукт ее кристал¬лизации в форме субъекта — субъекта, всегда несущего в себе свою историю, свою реальную биографию.

Здесь должно заметить: не всякий, однако, процесс, происхо¬дящий между субъектом и действительностью, составляющий внешнее условие его жизни, «личностей:», т. е. переходит, кристаллизуется б личности (и ею определяется).

Не «личностным» в этом смысле является все то содержание жизнедеятельности индивидов, которое мы называем операциями. Они — условие деятельности, действий, формирующих личность, но они не способны сами непосредственно определять ее.

То, что человек выучивается бухгалтерии, владеет техникой бухгалтерского учета еще ничего не определяет в его личности. Для личности его важно не то, что он овладевает техникой учета, а то, что он становится бухгалтером.

Первое же есть только условие второго.

VI ХАРАКТЕР

Два смысла этого слова: I) характер в широком смысле слова, так, как определяет его, например, Полин: «Под характером

200

человека мы разумеем все, что его характеризует, что не позволяет смешивать его с другим человеком, т, е. свойства, присущие его духу, особая форма его духовной деятельности. Характер, личность, индивидуальность — эти три слова выражают одно и то же понятие…» (Психология) характ(ера). С. 1).

2) Характер в узком смысле. Только такое употребление термина «характера в психологии является оправданным.

VII. ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ТИПОЛОГИИ

Складывающиеся различные психологические типы личности определяются содержанием деятельности, содержанием реальных отношений субъекта к миру,

ОБСТОЯТЕЛЬСТВА)

Маркс: если… страсть принимает абстрактный, обособленный характер, если она противостоит мне как чуждая сила.» etc. то это «зависит не от сознания, а от бытия, не от мышления, а от жизни, это зависит от эмпирического развития и проявления жизни индивидов, зависящих, в свою очередь, от внешних сношений».

— Что же характеризует складывающиеся жизненные отноше¬ния человека и, следовательно) f его личность?

Богатство, многообразие действительных отношений субъ¬екта, составляющих его жизнь* Это и есть основание, реальный базис личности. Око определяется объективными условиями жизни человека — исторической эпохой, классовой принадлежно¬стью,— конкретным местом, которое занимает человек в данном об<ществе), в данную конкретно-историческую эпоху. Око зависит, наконец, от степени развития его физических и ум¬ственных сил. Поэтому «основание» личности будет различным у человека, живущего в условиях, напр(имер), дородового общества, и у человека, живущего в феодальном обществе, у крепостного крестьянина и у индустриального рабочего, у буржуа и у феодала. Оно будет, разумеется, различным у ребенка и у взрослого, Но не всякая фактически осуществляющаяся деятельность человека есть действительно часть его жизни. При известных исторических условиях отдельные жизненные отношения мо¬гут отчуждаться от человека. «Труд — это жизненная деятельность самого рабочего, про¬явление его собственной жизни. И эту-то жизненную деятельность он продает другому, чтобы обеспечить себе необходимые средства к жизни53. .,. Труд не является для него частью его жизни. 63 Это есть средство жить, а не сама жизнь/ 201 Наоборот, трудиться — значит для него жертвовать жизнью... жизнь для него начинается тогда, когда его деятельность прекращается, — за обеденным столом, на трактирной скамье, в постели». (Маркс /С, Энгельс Ф. Соч. М.; Л„ 1929. Т. 5. С. 422). Здесь—2 замечания: 1) Отчужденная от человека деятель¬ность — это деятельность, объективное и субъективное содержа¬ние которой— (ее обществ(енный) (объективный)) смысл и смысл для субъекта) не совпадают между собой: «... труд не имеет для него (для рабочего.— А, Л.) никакого смысла как тканье, пряденье,

Скачать:PDFTXT

Философия психологии читать, Философия психологии читать бесплатно, Философия психологии читать онлайн