Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:PDFTXT
Философия психологии

сверленье и т, д. —Он имеет для него значение заработка, дающего ему возможность поесть, пойти в трактир, лечь в постель» (там же).
Для рабочего это — только операции, способы (значение/), которые приводят к удовлетворению потребности в ином [они включены в действие, в деятельность, направленную на поддержа¬ние физ(ической) жизни— (смысл!)]**.
2) замечание: #Отчужденное от меня» — это, конечно, значит не просто «для меня не существующее. Оно входит в мою жизнь и положительно и отрицательно, но только не в качестве своего собственного содержания. Подневольный труд—это вовсе не «несуществующее для меня». Он отнимает у меня часть моей жизни; он обогащает ее — правда, только как система операций, которыми я овладеваю — или — что важнее — как условие скла¬дывающихся отношений к другим людям — покупающим мой труд, с одной стороны, участникам по труду («чувство коллектив¬ности»— Маркс. Т. III)—с другой. В последнем различие, напр(имер), значения труда в формировании личности ману¬фактурного) рабочего и рабочего фабричного55.
Степень развития <с вторичных», высших связей действий (мотивов) между собой — их иерархизации, (Это именно степень развития личности. Это прежде всего, поэтому, линия генетиче¬ской характеристики.)56. SH NB! Здесь очень важно: Iй/ употребление Марксом понятий «смысл», «значение»: 2°/ открывающееся структурное отношение: операция может вступить в иное действие. Она м(ожет) б<ыть) чуждой смыслу данной деятельности. Это необходимо точно и детально разработать. К 1} —разделение труда — сужение личности, счастнчнын человек*. Акакий Акакиевич («Шинель*): Придя со службы переписывание дома <для собственного удовольствия»: «Написавшись всласть, он ложился спать, улыбаясь заранее при мысли о завтрашнем дне: что-то бог пошлет переписывать завтра?>

Частная собственность) и обмен ~— отчуждение жизни.

Любимое изречение Маркса: «Ничто человеческое мне не чуждо*.

56 К проблеме «нерархиэации»: Дарвин. Автобиография. «До 30 лет и даже немного позднее я очень любил поэзию- еще в школьные годы я с наслаждением зачитывался Шекспиром, особенно его историческими драмами. Я уже говорил, что в молодости любил живопись н музыку. Но… вот уже несколько лег, как я не могу вынести ни одной стихотворной строки: пробовал я читать Шекспира, но он показался мне скучным до тошноты. К’живописи и музыке я тоже почти совсем охладел. Музыка вместо того, чтобы доставлять удовольствие, заставляет меня еще лихорадочнее думать о том, чем я в данную минуту занимаюсь*.

202

«\ § ТИП стР°ения личности (поди вершинный моно-

4° Внутреннее строение личности (гармонии [ная] — конфликтная] личность]). ‘ J

4 — Конфликтное строение.

— «Поддержание».

— «Компенсирование». Что решает? содержание.

Не всякий мотив, жизненная цель способна стать вершиной — вынести всю нагрузку жизни личности. ‘

1). Психологическая) проблема личности и художественное «портретирование» ее53. Здесь не разные средства, но общность .задачи. Здесь и разные средства, и разные задачи.

В чем различие задач? Не единичное, не портретирование, даже не общее в единичном, а в законе — в понятии — в этом задача психологии!

NB/ Ракурсудел литературы!

2). Наши цели — знание законов этих отношений высшего разряда, порядка — личностных отношений.

[Основоположник учения об одаренности — Гальтон («На¬следственность таланта, ее законы и последствия») доказывает, что «известные» лица, т. е. люди, обладающие «высокой репутацией» (а это и суть люди, «обладающие высокими способностями»), принадлежат к ограниченному кругу семейств. Для этого Гальтон берет английских судей за известный] период времени, английских пэров и т. п. «.„место судьи уже само по себе служит надежным ручательством, что занимающий его наделен исключительными способностями».]

Термин способность: в русском языке обозначает и общепсихо-логнческое и индивидуально-психологич[еское] понятие. Иначе в английском и немецком*

В общепсихол [огическом] смысле: faculty или power — Vermoegeru

В индивидуально]-псих[ологическом] смысле: capacity, capa¬bility, ability — Faehigkeit, Anlage, Disposition.

Критика понятия способности в общепсих [алогическом] смыс¬ле: Локк Кн. 2, гл, 21, 20.

Термины: capacity—врожденные возможности (Спенсер), ability — умение использовать capacity = совокупность , на¬выков и умений.

.•* «Эта потеря всех высших эстетических вкусов тем более удивительна,

исторические сочинения, биографии, путешествия и всякого рода статьи продолжа¬ют интересовать меня по-прежнему. Ум мой превратился в какой-то механизм, перемалывающий факты в общие законы… Человек с более высокой организацией ума, вероятно, не пострадал бы как я.„»].

57 Герцен о Грановском: «Он нашел занятие вполне поглощающее, единое, сообразнейщее душе и глубоко, отчетливо, прекрасно идет по этой дороге* (Ш, 437).

5* Психол [огия] и худ [ожественная] л [итерату] ра. Лук Арагон — доклад на конгрессе, 1940.

203

Спирмен: «Умственная одаренность (ability)» — «общий фактор* — физиологически объяснен быть не может, это — количество умственной] энергии, энергии не материальной.

ТЕПЛОВ

«Способностями мы будем называть такие, не сводящиеся к знаниям, навыкам и умениям, индивидуально-психологические особенности человека, от качественно-своеобразного сочетания которых зависит возможность успешного выполнения той или другой деятельности»,

Задатками мы будем называть индивидуальные анатомо-физиологические особенности человека, лежащие в основе разви¬тия способностей».

«Одаренностью мы будем называть то качественно свое¬образное сочетание способностей, от которого зависит возмож¬ность успешного выполнения той или другой деятельности»,

В бурж [уазной] психологии проблема одаренности стоит прежде всего как проблема количественная («уровни»), #Наш подход к проблеме одаренности должен быть прямо противополо¬жен традиционному подходу бурж [уазной] психологии: проблема одаренности есть проблема прежде всего качественная, а не количественная. Психология должна ставить своей целью дать практике способы анализа одаренности людей в различных областях, а вовсе не приемы измерения этой одаренности59.

«Типы личностей» (Материалы)

«Одновершинность» и «двухвершинность> — Танеев и Боро¬дин (у Теплова). «Скупой рыцарь». Дарвин. Пастор.

К ПРОБЛЕМЕ ВОСПРИЯТИЯ

Факт: если накладывать на кожу формы небольших размеров, то они не воспринимаются. Достаточно, однако, малейшего движения, чтобы образ возник (Крогиус),

КОНСТАНТНОСТЬ

Гельмгольц: явление константности состоит в бессознательном исправлении (умозаключении).

Геринг: подчеркивал роль конвергенции и аккомодации.

Martius (1889): сравнение палочек, подвешенных на разных расстояниях. — Отношение видимых величин на разньи расстояниях сдвигается сообразно с перспективными отношения-ми.

:И< В этом ли и только ли в этом важнейшее отличие нашего подхода? 204' Мартиус впервые ввел эксперимент со специальной ин¬струкцией. Гиллебрандт {Е. Hillebrandt): выходит за пределы установле¬ния факта: опыты с разными объектами. Методика: подравнивание подвижных концов параллельных линий до момента, когда они будут казаться параллельными. (Успешно можно решить задачу только- при константности восприятия.) Poppelrenter (L910; 1911) — Иенш {1909, 1911): при сильной конвергенции — создается симультанность — преуменьшение; при слабой конвергенции — ситуация смотрения вдаль — создается тенденция к сукцессивно-сти — преувеличение. Иенш исключает вмешательство сознания. Блюменфельд (1913) снова вводит этот фактор. Е. Schur: объекты, находящиеся наверху, кажутся меньше, чем находящиеся прямо от наблюдателя. [Это важно сравнить с мыслью Иенша; м [ожет] б[ыть], поднимание глаз фиксирует взор?] {Константность у животных). Кёлер! Конст[антность] у 4-х-летнего шимпанзе, W, Goiy Experimentelle Untersuchungen zur Problem der Sehegroessenkonstanz. 1926. Константность у кур, N, Zocke Some factors in size constancy. Обезьяны, дети и взрослые. = Отсутствие различий между испытуемыми. Все эти работы сближают константность] у животных и у человека. G. Katona: Experiments ber die Groessenkonstanz, 1925. Основательная критика взгляда, что Wahrnehmungsbild есть сумма раздражений + репродуктивные (мышление) элементы. При исключении реального видения расстояния константность значительно понижается. Автор говорит о «наличии в восприятии первичных соотноше¬ний величины, к[ото]рые уже с самого начала при сравнении отличаются от раздражителя». NB. Может быть отсюда - преодоление и асе [оциационизма] и гештальт [психологии] ? Может быть, дело именно в том, что существует двойной процесс; I) мозаичная раздражимость + 2) активная операция = соотнесение элементов, как в такт [ильном] восприятии, т. е, 2-я «сигнали- При сукцессивном восприятии константность выше, чем при симультанном, Грабке объясняет это тем, что симультанное наблюдение является соотносящим, объединяющим, Бейрль. {Beyrl /\ Ueber die Groessenumfassung bei Kindern, 1926); телесные предметы дают большую степень константности, чем плоскостные. Опыты Климфингера с эллипсами. Интересы случайные, временные — отчасти это — вопрос «о занимательном». Их формула: это — позиционные» интере¬сы, ' Их возникновение из «позиции», т. е. из отношения, которое существует как отражение. Пример для анализа: литературный материалэкспозиция (позиция) — завязка (мотив) — перипетии — развязка. Резюме: интересы — вторичные явления, познавательная, т. е. ориентировочная сторона (в определении) целей). смысл «За сознанием открывается жизнь» (Л, С. Выготский). Проблема смысла и есть проблема сознания. Она относится не к области «арифметикнв психологии, но к области «высшей математики ее. Это последнее аналитическое понятие, венчающее общее учение о психике, так же как понятие личности венчает всю систему психологии. Понятие смысла должно вобрать в себя то рациональное, положительное, что в идеалистическом своем извращении развива¬лось в понятии ценности (Шпрангер и др.)- Мы называем деятельность, действие осмысленными. Нельзя, действительно, понять do конца деятельность прежде, чем не будет понято, что такое смысл». Сознание не есть нечто бескачественное. Это не «сцена, на которой разыгрывается драма нашей душевной жизни», не психическое «пространством. Это и не то общее качество, которое присуще психическим процессам человека и которое, именно как общее их качество, может быть вынесено в психологии человека за скобки. Сознание должно быть раскрыто в своей содержательности. В этом прав Л, С, (Выготский). Иначе говоря, должна быть найдена некая категория сознания, некая «единица», как говорил Л. С, его. Попытка Л. С. рассматривать в качестве единицы сознания значение несостоятельна, т<ак) к(ак): 1) приводит к решению основного вопроса об индивидуальном и общ(ественном) созна¬нии в духе французского социологизма; 2) в связи с этим сознание выступает как образуемое проекцией в личность идеального продукта общ(ественной) деятельности; это есть высшее й крайнее выражение культурно-исторической точки зрения; 3) проблема сознаниеязык решается упрощенно; получается: язык образует сознание (Гумбольдт) t т. е, слово выступает не как оформляющее известное содержание (форма здесь существенна?), а как составляющее его; 4) развитие сознания понижается как процесс взаимодействия начальных» и «конечных» форм, т, е. опять-таки на «франц(узско)-социологический» манер. 206 Основное положение, которое должно быть противопоставлено учению Л. С. о значении, это положение о том, что существует не простое «вхождение», переливание общественно обработанных значений в сознание субъекта, но диалектический — в точном, не вульгарно школьном, пошлом, понимании этого слова — переход их. Этот переход содержит в себе два момента: 1) объективное значение обогащается до неповторимо-субъективного и это определено отношением субъекта не к самому значению, а к отра¬жаемой в нем действительности&0; 2) в том же самом

Скачать:PDFTXT

Философия психологии читать, Философия психологии читать бесплатно, Философия психологии читать онлайн