Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:PDFTXT
Философия психологии

акте совершается и обратный процесс: субъективное, оформляющее себя в значении возвышается до объективного и общественного 6|, Это и есть диалектика субъективного и объективного в сознании, диалектика индивидуального и общественного. Эту-то диалектику и отражает отношение: «|ачс»ие
г смысл
Взгляд из лингвистики: слово : предложение
значе*ше смысл
внешняя речь внутренняя речь Швачкин: значение : смысл
Это = условно, неточно!
Это только выражение в речи основного отношения; оно только отражение. Это отношение в речи обязано своим существованием тому, что в предложении (как и во внутр(енней) речи) проходит реальный процесс конкретизации, индивидуализации,.. ]
Смысл = интенция значения.
Проблему смысла надлежит ставить исторически.
Понятие смысла означает отношение, возникающее вместе с возникновением той формы жизни, которая необходимо связана с психическим) отражением действительности, т. е. вместе с психикой. Это и есть специфическое для этой формы жизни отношение. Осмысленная, т+ е. подчиняющаяся этому отношению
со
деятельность и есть деятельность психическая \
Согласно основному общему положению о генезисе и сущности псих(ической) жизни, психической) деятельности, это есть деятельность посредствованная отражением воздействующих
60 Яркое разведение (может) сыть), первое настоящее разведение) смысла и значения в игре: палочка (значение) — по смыслу лошадь.
NB! Действие — смысловое, но операция — осмысленная!
61 Memorandum): проблема символа раскрывается особым отношением операции) — знач(ения) и действия — смысла.
Отсюда и проблема «метафорического пути» в развитии языка. Живая метафора и мертвая (значение, впитавшее новые смыслы, но ведь так-то и строится языкХ) В языке обратное, чем в реальном действии: «перенос значения», с т<очки) зр(ения) действительности. — «перенос смысла сточки зрения самого слова* NB1 Совпадение смыслов и значений в раннем детстве соответствует совпадению внутренней) и внешней речи. б* Смысл существует только там, где существует субъект. [Признание «объективного смысла* есть признание верховного субъекта!] Биологический смысл: это еще ке смысл так же, как, например), потребительная) стоимость (благо) не есть еще стоимость... 207 свойств действительности, объективно связанных с теми свойства¬ми действительности, которые непосредственно определяют жизнь, существование. Объект(ивное) отношение этих свойств, под¬чиняющее себе, определяющее деятельность субъ¬екта и вместе с тем выступающее и возникающее в ней и есть отношение смысла, есть смысл,- Смысл есть, следовательно, не категория самой действительно¬сти, взятой абстрактно, отвлеченно от субъекта, но и категория чисто субъективная. Это есть субъективно-объективная категория. Смысл это есть всегда смысл чего-то, что рассматривается в отношении к. кому-то, = есть смысл предмета для субъекта. В павловских опытах метроном объективно связан с пищей. Для собаки он приобретает (именно приобретает, т. е. возникает в деятельности — немыслим вне ее) смысл пищи; для экспери¬ментатора — смысл экспериментально взятого агента...63 Это отношениесмысл, как н психика, развивается&4. Прежде всего мы должны выделить биологический,- или, м(ожет) б(ыть),- инстинктивный смысл, это есть смысл «в себе», «ran sich»} {м(ожет> б(ыть), здесь слово и не то .„)

Уже в пределах этого существует движение, развитие: от первичных форм этого отношения и его первичной динамики к более развитым формам (в пределах инстинкта же) — до «интеллектуального» смысла (высшие.млекопитающие, антропои¬ды) со сложной его динамикой.

[Разительно: измененность смыслов у одомашненных жи¬вотных] .

Главная, весьма общая характеристика инстинктивного смыс¬ла — 10: его неконстантность: для пресыщенного животного пища утрачивает смысл ггкщи, для животного весной и летом особи противоположного пола имеют различный смысл,..2о: для животного не все имеет смысл [ср. Гельб: «для человека даже бессмысленное имеет смысл — бессмысленного»].

Основное изменение, скачок в развитии есть превращение

[Ван Д1-р Всльдт экспериментально показал возникновение смысла в простейших операциях: по сигналу (напр(имер), бессмысл (енное) слово) выполняется определенное движение. По мере повторения этого движения сигнал приобретает смысл движения — его схемы; движение теперь выполняется в результате действия сигнала, без предварительного сознавания инструкции и схемы движения. Это ужасно наивно, но, м(ожет> б{ыть), это подсказывает?

64 NBI Опыты со столкновениями, коллизиями, смыслов — «переосмыслн-вание»?.. *Смысл» у бурж(уазных) психологов:

Бннэ: зачатки действия {моторная теория смысла).

Мюллер: зачаток образа, символ (?) его.

Тнтченер: смысл = контекст.

Бартлетт: смысл = контекст, создаваемый единством ситуации.,

208

инстинктивного смысла в сознательный смысл65—превращение инстинктивной деятельности в сознательную деятельность.

Это превращение происходит на основе возникновения обще¬ственного (труд) отношения к действительности и в связи с развитием языка — появлением — значений.

Первоначально общественная деятельность выделяет (в преде¬лах существовавших тогда общественных способов и средств воздействия на природу) ряд предметов, служащих удовлетворе¬нию потребностей коллектива, которые означаются; <кони, возмож¬но, называют эти предметы «благами» или еще как-либо, что обозначает, что они практически употребляют эти продукты, что последние им полезные. {Маркс К*> Энгельс Ф. Соч. М., 1933. Т. XVh С, 461—462). Выделение, указание, придание стоимости — значения (лат<инский) язык не различает этих слов: dignitas = значение, будучи приложено к предмету — стоимость; dignus — выделенный; digitus — указательный палец). «Стало быть, стоимость и значение и по этимологическому происхождению, и по смыслу тесно друг с другом связаны» — заканчивает Маркс (Там же. С. 472). Значение есть категория общественного сознания, есть катего¬рия принципиально-языковая; значение, следовательно, объ¬ективно и устойчиво; оно, отражая отношение предмета не к индивиду, но к коллективу, отражает устойчивое в предмете и устойчивое в потребности субъекта, теперь человеческой, т. е. общественной его потребности. Субъект здесь = коллектив66. Смысл выступает теперь как смысл для коллектива и лишь тем самым и для субъекта: он осознается. На этой ступени то и другое совпадает; в пределах осознавае¬мого сознание субъекта совпадает с сознанием коллектива. Это — «тотемическое» в смысле Марра сознание? Это не значит, что индивидуальная психика в целом совпадает с общественным сознанием. Прямые инстинктивные биологические связи с природой существуют, не могут не сосуществовать некоторый период с отношениями к природе, уже ставшими общественными, Сосуществуют инстинктивные смыслы и обще¬ственные значения. Возникновение в ходе развития общ(ественных) отношений сознания «Я# и есть возникновение сознательного смысла. Первичное значение раздваивается: появляется отношение смысл — значение67. Смысл и есть #для меня значение»! Это отношение выступает в патологии в отношении шизофре¬ния — афазия. Так возникает мое общественное сознание, возникает обще¬ственный предмет, предмет моего общественного сознания. ss Сознательный смысл собственно и есть смысл. беЭто — <кпра-значеняе». 67 «Смысловое поле*; возникает система «человеческих смыслов». 209 [Так — психологически — раскрывается великое положение Маркса об общественном сознании человека!] «Для изголодавшегося человека не существует человеческой формы пищи, — замечает Маркс 68+ — Она приобретает для него вновь свой инстинктивный, нечеловеческий, животный смысл!» — Марксов «торговец минералами — образ ограниченности смысла вещей их меновыми отношениями, = образ потребности накопления, стяжательства. Сравни вообще классовый смысла Но смысл может быть вовсе утрачен. Так утрачивается порой смысл слова: это и есть утрата связи его с действительностью, (Ср. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., М., 1933. X IV. С. 437). Понятие смысла для психологии столь же важно, как и понятие стоимости для политической экономии; говоря о дея¬тельности, рассматривая ее развитие и отдельные ее формы, но не вводя понятие смысла, мы поступили бы так же, как экономист, рассматривающий процесс обмена, его развитие и его формы, но ничего не желающий слышать о стоимости. Развитие жизни= развитие мотивации= развитие смыс¬ла69. Жизненный мотив реально и выступает как жизненный смысл, как смысл жизни. Психология сомкнулась с конкретной историей. Психология стала наукой о личности—личности действительной, действую¬щей, утверждающей свою жизнь. Психология смыкается теперь с проблемами человеческой этики. Она становится наукой о жизни человека. И в этом пафос нашего пути. Поэтому учение о деятельности есть альфа, учение о смысле — омега психологии! ТЕТРАДЬ ТРЕТЬЯ К ПС(ИХОЛОГИЧЕСКОЙ) ПРОБЛЕМЕ СОЗНАНИЯ В сознании не презентированное содержание переживается по типу «vision nulle», а не «vision noire», т. е. ограниченность «поля» сознания не замечается. Вообще: не «сознательное» и «бессознательное», а презентиро¬ванное и не—презентированное в сознании* К ПРОБЛЕМЕ ПАМЯТИ Основным псих Дологическим) вопросом остается вопрос Бергсона. М<ожет) б<ыть) память «духа» — смысл, память «тела» — значение? 6Й ...См.; Маркс К-, Энгельс Ф> Соч., NL, Л., 1929. Т. III. С. 627.

» «Большие* и «малые» смыслы: смысл деятельности, действия, операции.

210

ФИЗИОЛОГИЧЕСКОЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ

Жизнь= жизнь тела. Выполнение нашей деятельности — мозг.

«Всегда объяснение сводится к показу механизма, с помощью которого реализуется нормальный образец поведения или его извращенный»вариант. Но самый образец предполагается гото¬вым, а его отображение в мозгу — наличным.

Физиологическое объяснение объясняет только наступление психических явлений, а не их содержание. Оно объясняет не все психологическое явление, а только его реализацию» («Первое размежевание»).

Например, ) у Кёлера (психолог) внимание на содержании решений, на различии типов поведения; у Павл<ова)—на условиях их появления или непоявления («замечает» — «не замечает» etc.). Это не значит, что физиологии отдается «исконная психологи¬ческая область выполнения поступков». {Павлов: «пассивная сосредоточенность внимания» Двадцати¬летний) оп<ыт). 1938 г. 590—591.) «Две противоположные иннервации: положительную и от¬рицательную, движения к предмету и от пред¬мета» (526). т, е., напр(имер), сгибатели — разгибатели, а не возб<ужде ния) — торможения! ё понятие (категория) противоположения» — одно из основных понятий, делающих возможным мышление (631). Физиологически это — «взаимно индуцирующая па¬ра» (632). Ультра парадоксальная фаза («+» у (слоеный) раздражи¬тель) превращается) в «—» н v. v.), как объяснение Кречмеровского «рефлект(орного) оборота» (647—9), Кёлеровская собака (569—70). :.:v Отображенная в мозгу нормальная схема поведения и ее желание живут в нем не логикой вещей и действий, которые отображены, а логикой процессов ВНД, «Желание (пснх<ологически>) есть не действующий агент первого механизма, а сопутствующее отражение, и притом отображение неверное, поскольку в нем содержится сознание

211

нашего #Я» как причины действия». Учение о ВНД разоблачает эту видимость.

Но бесспорно и обратное: что кпонял», «вспомнил», «захотела

реально действуют на поведение.

Решающее обстоятельство: человек (жив(отное)) отве¬чает не ка среду, а на свое «пониманке#=на окружение, как оно выступает для ч<елове>ка (или жив<отного>).

«Как явления сознания (образы) — пассивные и лживые спутники н<ервной) д(еятелькости). Как участники поведения они действительное,

Скачать:PDFTXT

Философия психологии читать, Философия психологии читать бесплатно, Философия психологии читать онлайн