Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:PDFTXT
Философия психологии

опредмечивание.

Удовлетворение потребности направлено прежде всего на результат действия, и лишь когда он положителен — на саму технику действия, вторично ее дифференцируя и закрепляя.

Т{о) е{сть) градиент падает не от начала к концу, а от конца

к началу действия.

Это подтверждается данными Боровского и Хелла, {BorovskL Experim(entelle> Untersuchungen ueber den Lernprozess // Z. f. vergl(eichende) Physiol(ogie), 1927. Bd. 6. S. 489_529. С L* HutL The goal gradient hypothesis and maze learning. Psychological) Rev, 1932, 39. P. 25.}

Отображение смысловых схем в мозгу — функция «функцио¬нальных нервных центров; см(отри), напр<имер>, Павлов о пищевом центре («20<-летний опыт);»—(С.) 145, 150, 153— t55, 156). Это— «центры потребности». «Настоящая физиология головного мозга утверждает смысло¬вую организацию поведения и обнаруживает удивительное соответствие основных черт функционального строения мозга со смысловыми отношениями поведения». Ergo: смысловая структура поведения не есть иллюзия! Она реальна, как реальна высшая нервная) д(еятельность) мозга. Но здесь снова возникает проблема параллелизма. «Но последнее слово еще не сказано.» Мы установили только идентичность основных начал их строения, но еще не выяснили, как выглядит построенное на этом основании поведение и процессы ВНД_ А в этом — все дело, ибо силы параллелизма именно в том, что они признаются «одним и тем же», только каждое в своей области. «,., Было бы верхом бессмыслицы, если бы мозг, так ос¬мысленно работающий, продуцировал бы без всякого отношения к потребности, т(о> е(сть> совершенно бессмысленно, не какую-нибудь мысль, а целый мир, в котором осмысленность выступает основной чертой».

IV. Задача: сравнить по линии осмысленности элементы ориентировочной деятельности с отвечающими им образованиями ВНД: а) как строится ориентирующий образ и б) как происходит ориентировка с его помощью.

а) как строится образ предмета? (С. 81 рукоп(иси)). Чувственные качества не первичные самостоятельные единицы восприятия.

Предмет отражается во множестве образов (ракурсы ets). Отсюда:

1) отдельные чувственные образования первично связаны с вещью, а не между собой, и лишь через нее, вторично, они связаны друг с другом.

2) переход от одного чувств(енного) образования к другому связан с изменением реального отношения к вещи, а не к этому чувственному образованию.

Различение: постоянные внутренние соотношения = «собст¬венный вид предмета» и образы предмета для «поведения на расстоянии».

2-е связаны с 1-м через вещь же.

Ориентирующий образ = система образов, раскрывающая вещь, И далее с.

* * *

К ПРОБЛЕМЕ МЫШЛЕНИЯ

1. Мышление имеет дело с действительностью, а не с представ¬лениями, понятиями. Contra ассоц<иационистской> теории, contra Gestait’oBCKofi) теории о феноменальном поле (предмете).

2/Мышление есть процесс, связывающий субъекта с действи¬тельностью. Это — деятельность (либо только действие, операция).

3. В мышлении, как деятельности: выделяется (находится) цель.

Данные — условия.

Цель + условия = задача.

Задаче адекватна операция.

Операция осуществляется «аппаратами» — функциями: мыслительной), сенсорной, моторной (пробы). Это ее состав.

* *

4. Мышлениеосмысленный и целенаправленный процесс. Мотив: цель = смысл

Смысл = интенция мышления!.

Операциярезультат знания; оно сущтвует в форме значений.

5. По-видимому, творческий характер м(ышления) создается особым отношением операции к цели, как в детской игре. (Нужно идти к этому через генезис воображения).

6. Мышление замечательно тем, что это не цепной, линейный процесс. В мышлении дело обстоит так, как при ловле рыбы наметкой: заброс — рыба поймана, натянулась веревка, сетка;

219

но и не поймана еще: ведь нужно завершитьсовершить») деловытянуть рыбу на берег; только тогда рыба действительно поймана и только тогда видно, что это рыба и какая она {= каков результат процесса).

Дело идет, значит, так:

1) возникает идея; 2) она совершается — превращается из смутной, неуловимой («облако») в ясную идею, в мысль. Логика относится только ко 2-му+

* ¦ *

К ПРОБЛЕМЕ УСТАНОВОК ЛИЧНОСТИ

Установка == отражение (Узнадзе). Но тогда возникает вопрос: в чем же отличие ее от познавательных переживаний?

1) как позароль») отражает временную, условно взятую позицию в общении (обществ(енную) функцию);

2) как установка (уст. позиция) мое факт(ическое) место, общ(ественную) функцию. Следовательно), установка лично¬сти) есть а) социальное образование, продукт общения и б) есть внутреннее образование, продукт теоретической) идеальной деятельности. Последнее = ?

* * *

NB: (читая opus о психологических) профилях). Дело, по-видимому, в том, чтобы не просто ввести в психологию «конкрет¬ные» и «жизненные» понятия вроде «чувства практической целесообразности». Сделать психологию жизненной — значит не ввести в психологию понятия, взятые из пр акт {и ческой) жизни и худ(ожественной) литературы, а проникнуть системой научных психологических понятий в ту действительность, которая понятия¬ми практической) жизни и худ божественной) литературы отражена, Т<о) е<сть> не житейское в психологию, а психологию в жизнь! <) р ™ т (В дороге: Ашхабад — Свердловск) 17 июля 1942. «К ПОСЛЕДНЕЙ СТРАНИЦЕ»: .., Мотивы — чувство, цели — воля, средства — ум, — так мы возвратились к классической триаде, сняв ее как троякую способность души и раскрыв ее в ее действительном содержанки 220 ТЕТРАДЬ ЧЕТВЕРТАЯ «Ничего нет в жизни более важного и любопытного, чем мотивы человеческих действий,..? ГорькийЧитатель». Т, 2. С. 287). Разное — «вокруг** К проблеме значений и смысла «Человек судит посредством суждений общества» — но он судит по-своему.„ (Откуда эта цитата?) Существует, конечно, различие между интеллектом и умом; iio еще важнее различие между мыслями и думами. Разве нельзя мыслить, не задумываясь? Часто мысли требуют, чтобы над ними задумался человек. И бывает бездумное мышление, бывают бездумные мысли. Дума — это совсем особенное, это не просто мысль. Одумайся! — говорят иногда человеку. Значит ли это: пойми? Нот, скорее — оцени, найди смысл. Мы задумываемся, когда ищем смысл мысЛа. Нюансы значений вроде «дума» — «мысль», «думать» — «мыслить» тем психологически и интересны, что они отражают разные стороны познающего сознания. Дума бывает горькой, мысль — неверной, ложной. Великолепно народное: #Это мне думно, т. е. по душе (Даль). Или поговорка: «Долгая дума, лишняя скорбью Из «Панфиловцев» Ал. Бека. «Что такое родина?» (Объяснение красноармейцам) гл. % 3 {Родина это — ты, и ты, и ты; дом, отец, мать, сестра, свой народ..,) Важно противопоставление: понимание того, что есть родина (газета), и переживание того, что есть родина, смысл этого значения для меня. . % Изменение смысла, Панфилов: «Солдат идет в бой не умирать, а житьБорьба за это. (Мотив: не сохранить свою жизнь, а убить). Отряды, идущие нападать на немцев. Появление страха («генерал Страх») у немцев. Ошибка Мамиш-улы: немцы в критическом положении ожесто¬ченно сопротивляются, контратакуют. Один из важнейших моментов воспитания бойца: чтобы жить, нужно убивать. У Бека очень ясно: путь воспитания воина действительное введение в дело, фактически нужно поставить солдата так, чтобы он погнал врага, увидел его спину. 221 «Чтобы жить, надо иметь прицепку,..а Чехов. Из «Заметок». Купец Строганов: «Никакого смыслу нет в человеке, который к делу своему не привержен... (Горький. «Трое». Т. IV. С. 80). ВНУТРЕННЯЯ СТРУКТУРА СОЗНАНИЯ Это NB! Строение мотивационной сферы: 1. Образ многих прожекторов, освещающих точку — цель. 2. Следовательно, мноеосмысленность и cbangent». 3. Это происходит вследствие «теорем ы#: чем дальше мотив, тем слабее; когда м(отив) и ц(ель) «накоротке», то м<отивы) — односмысленны и побудительны. При «отодвигании ее (цели) нужны дополнительные силы; нужны дополнительные «прожекто¬ры»: действия других м(отивов) {или сама ц<ель> = м<отив>); вступив в иерархическое подчинение к мотивуг, мотивуп,

4. В развитии: чтобы вступить в иерархическое подчинение, необходимо, чтобы м(отив) продолжал выполнять ф(ункцию) м<отива> потом эта функция может быть утрачена — тогда м<отнв> превращается в ц(ель>. Этот генетический принцип можно выразить так:

ГЕНЕЗИС Ц<ЕЛИ>

L Деятельность входит в состав общего отношения — более общей (м(ожет) б<ыть), общей = общественной?) деятельности. 2. М(отив) первой деятельности продолжает некоторое время сохраняться (предмет первой деятельности сохраняет некоторое время свою побудительную силу); потом он может утрачивать ее. 3. Утрачивая свою побудительную силу, предмет первой деятельности превращается только в ц<ель); а сама деятельность становится действием, Джимми Коллинз. «Летчик-испытатель». M.f 1937. «Я узнал теперь и некоторые другие вещи, понял их всем своим cytuecTBOMj а не только рассудком, как это было раньше! Понял я и классовую основу моих убеждений». С. 24. К дальнейшему анализу: Очень важно тщательно проследить все, что говорилось об аффектах в связи с инстинктами и особенно с потребностями] К динамическому соотношению внутренних моментов деятельно¬сти. 222 эмоции L Эмоция имеет свою функцию. [Особую функцию; не функцию эффективности вообще!] 2. Эта функция состоит в смещении ею м<отива> на ц<ель>. [Иначе: она ксмыслогенна» по отношению к ц<ели).] 3. Не <шррадиирует» ли она от м<отива) + ълипнетъ НрзЪдема : функция аффект&бносюи —змоиии--------элементарные 1 *'-— высшие ( ' ЧУВСТВА (Чувства это = смысловые обобщения) Это для смыслов) то же, что для зн(ачений) —понятие, т. $. понятие = чувство операция действие Начало анализа: От отщепления афф<екта) от чувств (енного) отр(ажения) (предм{етного>).

Здесь тоже — «раздвоение»

NB! О развитии языка (статья Аганова и Зелинского),

Важная мысль: идеологическое переосмысливание значения слов (пркмер: зсвобода»; «демократия») — очень существенно для понимания детали перехода к новой идеологии и усвоения ее.

Это нужно выправить в «Очерке».

К СТРУКТУРЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СОЗН<АНИЯ>

Необходимо ввести различение:

1) мотивы -.

2) мотивы — цели (осознанные мотивы)

3) непоср бедственная) цель действия.

ИЗ ЛЕКЦИЙ (ПОЗДНЕЙШАЯ ЗАПИСЬ)

1-я лекция о сознании. 28.XL45: L «Объективированность и презентированность отображаемого».

. 2-я лекция о сознании. 30.XL45: II. Общественная природа (общественно) выраб(отанная) практика) преломление отоб¬ражаемого через призму общественной практики, обществ(енно-го) сознания» (= языковая природа сознания).

3-я лекция о сознании: III, «Не динамичность, но процессуаль-ность отображения», (НесознДаваемый) образ неустойчив, дина-мич<ен>, сознательн(ое) отражение — процессуально, оно есть переход от см(ыслов) к значениям, совершение.)

К ПРОБЛЕМЕ СОЗНАНИЯ (запись до лекции)

Сознание — бескачественно? — Вот

Скачать:PDFTXT

Философия психологии читать, Философия психологии читать бесплатно, Философия психологии читать онлайн