Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:PDFTXT
Философия психологии

жизнь человека, деятельность его, а не психические ее компоненты, не психическое же, не яфихтевскую» активность.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Введение понятия «деятельностью представляет собой важный шаг в развитии советской психологии. Значение этого шага состоит прежде всего в том, что он ведет к возможности преодолевать существовавший в буржуазной психологии отрыв психологических явлений от жизни. Поэтому развитие положения, выдвинутого в советской психологии, о единстве психики и дея¬тельности и о ведущей роли деятельности позволяет конкретизиро¬вать в психологии учение исторического материализма об отношении сознания и бытия:

Таким образом, это положение также имеет и то значение, что развитие его открывает перед психологией перспективу правиль¬ного и полного конкретного решения очень важной проблемы психологии и физиологии, проблемы связи между психологией и физиологией высшей нервной деятельности, Как вы понимаете, это составляет в сущности лишь как бы другую сторону той же самой общей задачи введения последовательного материализма в психологию, последовательного материалистического взгляда на психологию.

Развитие, разработка в дальнейшем этого общего положения, которое обычно обозначается у нас как положение о единстве психических явлений и деятельности человека, требует, конечно, раскрытия конкретных связей, конкретных соотношений, в кото¬рых это единство и выражается. Разумеется, это становится фактически возможным лишь в том случае, если мы умеем

229

правильно проанализировать и охарактеризовать как психические явления, так и деятельность и при этом, конечно, не в отдельности друг от друга, но именно в их соотношении, в их взаимосвязи, взаимопереходах.

Сам термин «деятельность» употребляется в очень многих и при этом различных значениях, Я не буду перечислять все эти различные значения, в которых употребляется термин «деятель¬ность»- Собственно нам нужно выделить только некоторые из этих значений, именно и прежде всего следующие: во-первых, нужно выделить термин деятельность», употребляемый в качестве обшей категории жизни, употребляемый подобно тому, как мы употребляем другой сходный термин — «жизнедеятельность. Так, мы можем говорить и говорим о жизнедеятельности живой ткани, клетки, о жизнедеятельности организма, разумея при этом известную характеристику того, что биология назвала реактивно¬стью этой ткани или клетки.

Таким образом, прежде всего нужно выделить общебиологиче¬ское, общефизиологическое понятие деятельности, жизнедеятель¬ности. Конечно, не в этом значении мы будем прежде всего употреблять и употребляем этот термин, это понятие.

Другое значение деятельности, которое должно быть выделено, это значение деятельности как означающей такие процессы, присущие животному существу и индивиду, которые осуществля¬ют то или другое определенное отношение этого индивида к среде, к условиям его существования, которые осуществляют, иначе говоря, некоторую определенную связь индивида и условий его существования. Вот в этом своем значении понятие деятельности может служить для анализа и выделения различных конкретныэс по своей направленности, по своему содержанию жизненных процессов.

В этом общем значении обычно и употребляют в психологии этот термин «деятельность». При этом, так понимая деятельность, так употребляя это понятие> этот термин, следует внести еще одно различение, особенно важное для психологии. Нужно различать между собой, во-первых, такого рода деятельности, которые не связаны с психическими явлениями, с явлениями отражения реальности, а с другой стороны — такие деятельности, которые, напротив, необходима связаны в своем осуществлении либо в. своем возникновении и формировании с отражением реальности, с отражением действительности, у- человека обычно — с созна¬тельным отражением этой действительности, с различными формами переживаний. Понятно, что непосредственно психология всегда имеет дело с такого рода деятельностями, т. е. с деятельно-

стями, которые внутренне необходимо связаны с явлениями отражения действительности в тон или другой форме этого отражения, в той или другой форме этого переживания.

Таким образом, под деятельностью мы понимаем некоторую более или менее сложную совокупность или систему процессов, которые осуществляют некоторые определенные жизненные отно-

230

шения индивида. Деятельность представляет собой как бы элементарное понятие жизни, как бы единицу, из которой складывается жизнь, бытие, т, е, жизнь в определенных конкретных условиях.

Поэтому когда мы говорим о деятельности, мы всегда имеем в виду некоторые процессы, известным образом объединенные между собой* ясно очерченные, имеющие свой источник, так сказать, свое начало, свою направленность, как я уже отмечал, свое осуществление, развитие, и наконец, — свое завершение.

Конечно, наиболее простыми случаями будут деятельности примитивные, животного типа. Примером такого рода простой деятельности может служить: деятельность животного по овладе¬нию добычей, служащей животному пищей. В какой-то момент существования животного возникают процессы, которые осуще¬ствляют в целом обозначенный вид деятельности. Они возникают и в связи с какими-то внутренними, лежащими, так сказать, в самом животном, моментами — наличием известной потребно¬сти и в связи вместе с тем с какими-то стимулами, раздражителя¬ми, которые действуют извне. Эти процессы развертываются. Иногда они очень примитивны, иногда они развертываются в очень сложную, длинную цепь деятельности, которая в нормаль¬ных условиях, конечно, далеко не всегда завершается тем, что добыча, служащая пищей животному, так сказать, достигнута; потребность в пище удовлетворена и этим цепь процессов, отображающих эту ясно очерченную деятельность, как бы завершается. Она может быть тотчас же снова воспроизведена, но ведь и всякий вообще жизненный процесс есть процесс воспро-изводящийся. Он может быть прерван, метафорически говоря, его могут перебить какие-то процессы, осуществляющие другие отношения животного и условия существования окружающей его среды, а затем вновь продолжен, но при всех этих условиях возможно выделить н очертить именно данные конкретные отношения животного к среде, именно данный конкретный вид деятельности, которая осуществляет эти отношения.

Уже на этом самом примитивном примере» который я нарочно взял для начала, можно увидеть некоторые черты того процесса, который мы обозначаем термином «деятельность».

Во-первых, эта та черта, которую я уже отметил только что: деятельность способна воспроизводиться. Далее: деятельности различны, образуют определенные виды, или роды деятельностей по степени существующей между ними общности. Б этом смысле можно говорить, например, об одном виде деятельности, который, скажем, отвечает потребности поддержания своего существова¬ния, о другом виде деятельности, которая, скажем, осуществляет продолжение жизни вида, или о каком-нибудь другом виде, типе или роде деятельности.

Применительно к человеческой, деятельности мы обычно и употребляем также понятие деятельности не только для обозначения какой-нибудь конкретной деятельности, но для

231

обозначения вида или рода деятельности. Именно в этом значении выступает термин «деятельностью, когда мы говорим трудовая или игровая, эстетическая, учебная деятельность и т. д,*

Мы не указываем в данном случае на какую-то определенную деятельность, а указываем сразу на известный вид, род деятельно¬сти, т, е. объединяем эти деятельности по признаку известного сходства, которое существует между ними, общности, которая существует между ними.

В-третьих, разные конкретные деятельности, понятно, не сосуществуют одни рядом с другими, наряду с другими: напротив, даже наблюдение над самыми простыми деятельностями жи¬вотных, тем более наблюдения над тем, как развиваются, осуществляются деятельности людей, показывают, что отдельные конкретные деятельности выступают не рядом, не наряду одна с другой, а выступают в отношениях известной взаимной связи, соподчинения друг другу. Поэтому всегда могут быть выделены при анализе деятельности некоторые главные деятельности, которые могут быть также названы ведущими, и напротив — такие деятельности, которые имеют характер побочных, частных, я бы сказал, отдельных, подчиненных другим, занимающим это место ведущей или главной деятельности.

Так обстоит дело при первом подходе к анализу того, что такое деятельность. . .

Однако главная задача состоит в другом, а именно: что же специфическое характеризует различные конкретные деятельно¬сти, что входит, так сказать, в их конкретную характеристику, чем отличаются одни от других и что позволяет, таким образом, выделить эти различные деятельности, обозначить, соотнести одну с другой, дать им психологическую характеристику и т. д,?

Ответить на этот вопрос — значит перейти к собственно психической характеристике процессов, которые мы определяем и обозначаем этим,термином — «деятельность»*

Характеристика деятельности, которую мы даем ей в психоло¬гии, конечно, неисчерпаема в своем многообразии, но все же мы можем выделить некоторые наиболее существенные моменты, которые должны войти и входят в эту характеристику. В качестве первого такого момента я бы указал на связь деятельности и потребности.

Простое положение, которое выражает эту связь, состоит в том, что всякая деятельность отвечает определенной потребно¬сти. Я вместе с тем не могу не напомнить слова Маркса: «Никто не может сделать что-нибудь, не делая этого ради какой-либо из своих потребностей и органа этой потребности»1.

Что же представляет собой потребность? Потребность может быть наиболее просто определена, как состояние испытываемой индивидуумом необходимости в чем-то, недостатка в чем-то. Но

1 Маркс К. Энгельс Ф. Соч. Т. TV. M., 1933. С. 235—236. 232

это определение, конечно, является отрицательным определением. Оно поэтому в каком-то смысле — пустое определение. Как же в этом случае можно определить, характеризовать потребность? Я думаю, что такое определение потребности может быть дано только через обозначение предмета этой потребности. Потребность есть всегда потребность в чем-то, и особенность потребности (значит, и ее характеристика) есть прежде всего характеристика состояния, — в чем именно эта потребность. Тот род деятельно¬сти, с которым мы имеем дело, когда анализируем деятельность, необходимо связанную внутренне с явлениями психического отражения, которая опосредствована отражением» — этого рода потребность, естественно, так же, как и деятельность, которую она характеризует, предполагает не только наличие предмета этой потребности, предмета, который может удовлетворить потреб¬ность, но, конечно, предполагает также и явление отражения этого

предмета.

Это положение также совпадает с известным марксистским

положением, гласящим, что удовлетворение потребности, т. е, по¬требности как побуждения, объясняется предметом. Потребность, которая ощущается в нем, в этом предмете, создана восприятием последнего.

Таким образом, когда мы характеризуем потребность, то, во-первых, мы исходим из того, в чем эта потребность, каков предмет этой потребности, что отвечает этой потребности.

Далее: в психологии мы не можем не учитывать также того, как же отражается, как познается и отражается ли наличная возможность удовлетворения данной потребности, значит — то, в чем она удовлетворяется.

Я, наконец, должен специально подчеркнуть также и другое положение. Когда мы имеем дело с потребностью человека, то мы имеем дело не только с предметом, с отражением, с сознанием того, что удовлетворяет потребность (о форме знания этого отражения я буду говорить дальше), но мы имеем дело также с отражением наличия самой потребности, которое выступает у человека в форме различных переживаний, как, например, переживание влечения, желания, хотения и т. д.

Важнейший момент, или важнейшее положение, которое связывается с этим общим положением о

Скачать:PDFTXT

Философия психологии читать, Философия психологии читать бесплатно, Философия психологии читать онлайн