. .
(2) Здесь значение слова-зкачение речи как функции, т+ е> изменение
22
значения — изменение и нте р-функц[иональных] связей. Перспектива: степень осознания: значение для процесса.
Проблема: в чем заключается внут¬ренняя связь между (1.) и (2).
5) «Овладение понятием».
Основной факт: «ножницы» (усваивают, но не обращаются; усваивают хуже, но обращаются). Это вопрос сознания! (3) Мес¬то меняется; меняется отношение к мышлению.
Главная проблема: связать (1), (2), и (3), т. е,: значение слова как смыслообразующей единицы, значе¬ние слова как значение функции слова, значение слова как изменение сознания. Т. е. смысл — меж-функц [иональные] отнош [ения] — сознание.
Резюме к теории:
1) Развитие интеллектуальных] процессов не может быть выведено из них самих;
2) Подобно тому, как слово, рождаясь в условиях интеллекта, затем должно выступить как объяснительный момент, так и сознание, формируемое словом, есть объяснит [ельный] принцип для высших форм мыслит [ельной] деятельности.
2. От доклада Л [ьва] Семеновича] о сознании, Ясно:
1) Общее о сознании: сознание развивается; сознание должно быть предметом психологического] исследования.
2) Место речи меняется; меняется значение слова. Из¬мен (ение] значения-смыслового поля (-внешнего мира}, отсюда степени свободы. Но и изменение внутреннего] мира — внутренней] свободы, внутренней] воли.
Вопросы: 1) Словоцентризм системы. Что — субъект разви¬тия? Где человек, мир? Где действительные отношения человека к миру?
2) Не уяснено отношение: значение — сознание,
3) Мысль — слово. Что же есть мысль? Ответ Л [ьва] С [еменовича]
1) Об отношении внутренней мысли к слову
— Значение различно в разных формах речи (во внешней, во внутренней] речи).
— Значение слова ОТНОСИТСЯ к мысли и слову как к единству, Мысль м [ожег] б [ыть] выражена в разных значениях,
— Не верно, что 1) слово-одежда мысли, что 2) мысль-система значений.
23
— Верно: мысль относится к свершенной мысли как сперма к зародышу. Эта несвершенная мысль есть как бы «смутная идея» (Спиноза) М[ожет] 6[ытъ] о такого рода мыслях мы можем говорить и по отношению к животным.
— Мысль НЕ потенция. Ибо между несвершенными мыслями существуют отношения.
— На различных этапах развития эта смутная мысль м [ожег] б[ыть) различна. Может быть, первоначально она стоит совсем близко к аффекту, есть аффект,
— Что мысль несвершенная — реальность для психологии — видно из факта наличия так называемой] переживаемой речи (Гольд штейн}, У нас есть непосредственное чувство: «верно ли передал мысль»,
— Мысль иначе характеризуется, чем слово; мысль слитна, нераздельна, слово — раздельно,
— А что лежит за мыслью? За ней лежит мотивация. Эта проблема есть проблема «субъекта развития», вопрос о слово-центричности системы,
2) О субъекте развития .
— Внутренняя мысль и мотив не одно и то же. Мысль имеет свои причины.
Прав Левин: ассоциации не мо¬тор (мое исследование] о структуре ценного ассоциативного] ряда) к это так, потому что потому что». Здесь причина — основная жизнен¬ная функция — мотив — аффект. — Развивается ЧЕЛОВЕК* раз¬виваются аффекты, побуждения. Слово — средство. Мотивы остаются на границе сознания. ОТ МОТИВОВ К ВЫРАЖЕНИЮ] МЫСЛИ-ОТ ПРЕДСОЗНАНИЯ — К СОЗНАНИЮ. Мотивы — внутренняя речь — внешняя речь-это разные планы отдаленности вглубь, к границам сознания, Очень важно! Значит, все развитие от мотивов, от слепых побуждений идет к сознанию, к осознанию их! Это — ключ всей системы. Развитие ПРОЦЕССА. А развитие в смысле генеза? То же, но иначе; перестраи¬ваются отношения — структура все¬го поведения, система... В этом смысле: за сознанием открывается жизнь. 24 МЫСЛЬ НУЖНО ВЫВОДИТЬ ИЗ ЖИЗНИ, А НЕ ОБРАТНО, Отсюда к определению психологии. 3) Определение психологии «Психология есть наука о психической жизни>> Психическая жизнь есть особая форма жизни. Мы можем и должны говорить о ней, как мы говорим о растительной жизни, об анимальной жизни.
Зоопсихология возможна именно с точки зрения такого определения психологии.
Здесь необходимо защищать 2 следу¬ющих основных тезиса: 1) биологи¬ческая (широко) т[очка] зрения, 2) Не физиология.
— Психофизиология — особая наука, как напр [имер] биологиче¬ская химия.
4) О понятии как о психологической реальности
Следует различать макро- и микрокартину псих[ической] жизни. Понятие как психологическая реальность есть не только потенция. Это есть микрообразование. Оно относится к,движекию понятия, к слову как клетка к ткани. Логика всегда в «макрос, психология понятия — «микро-
5) Что развивает значения? Иитер- и интра
Это — предмет конкретного исследования. Не простая зависи¬мость — не среда, не практика etc. Здесь сложное отношение. Действительные связи с миром, их развитие — развитие значений-обобщений; общение. Ибо и общение невозможно без обобщаю¬щей деятельности. Общение есть всегда обобщение.
Нужно искать объяснение части из целого, т[о] е[сть] значения из изменения сознания; за сознанием действительные отношения субъекта.
6) Развитие научных и спонтанных понятий
В этой проблеме — проблема развития и обучения. Отношение
здесь — искомое исследование развития научных и спонтанных понятий,
_
Необходимое понять — зона ближайшего развития.
Процесс идет так: понятие спонтанное и понятие научное как бы проделывают противоположный путь — одно вверх, другое вниз.
25
7) Аналогия-иллюстрация: ШАХМАТНОЕ ПОЛЕ
В шахматах— пример изменения мира для человека, Пример отношения мотива — мысли — значения — мира.
МАТЕРИАЛЫ О СОЗНАНИИ
[I]
Для плодотворного обсуждения той или иной системы научных положений необходимо, чтобы были наперед ясно обозначены ее общетеоретические предпосылки.
Только тогда становится возможным выяснить, в чем заключа¬ется истинный предмет спора — в предпосылках ли, т. е. в основа¬ниях данной концепции, или же в самом развивающемся на этих основаниях конкретном ее содержании.
Выяснение предпосылок необходимо и тогда, когда они кажутся хорошо известными и бесспорными, а посему повторение их — скучным.
Именно так обстоит дело в нашем случае.
Все же — для пользы дела — я начну свое изложение с того, что обозначу те общие теоретические предпосылки, которые* я постоянно имел в виду в ходе своего исследования,
ФИЛ[ОСОФСКИП1 И КОНКР[ЕТНО1-НАУЧ[НЫЙ| ВОПРОС О СОЗНАНИИ
Ленин в «Материализме] и эмпириокрит|ицизме] я потребо¬вал различать в проблеме материи философский вопрос о материи и естественнонаучный, конкретно-научный вопрос о материи. Он подчеркивал, что неразличение этих двух вопросов ведет к грубым ошибкам. . .
То же самое остается справедливым и применительно к другой большой проблеме — проблеме сознания. И в этой проблеме необходимо различать философский вопрос о сознании и конкрет¬но-научный, т. е. общественно-исторический, конкретно-психоло¬гический (очевидно, также и физико-физиологический) вопросы о сознании.
Философское решение вопроса о сознании дается диалектиче-‘ ским материализмом, который выдвигает следующие тезисы о сознании:
L Главный вопрос философии есть вопрос об отношении
сознания к объективной реальности; соответственно главным тезисом о сознании является положение о том, что сознание отражает объективную реальность.
2, В этом, и только в этом смысле сознание и объективная материальная действительность, которая им отражается, суть противоположности. За пределами этого гносеологического вопро¬са их противопоставление есть «вопиющая неправда». Сознание не есть вещь вне- или надприродная. Дух и материя — это
26
различные формы «единой и неделимой природы»; следователь¬но], их противоположность не абсолютна.
3> Сознание и действительность, и бытие, образуют единство. Это значит, говоря философским языком, что, будучи противопо¬ложностями, они переходят» друг в друга, «бывают тожде¬ственными.
Понятно, что для материализма основным в этом диалектическом единстве, первичным является объективная реальность, бытие, производным, вторичным — сознание.
4, Следовательно: сознание нельзя мыслить как замкнутый в себе мир, как мертвенную вещь, отражающую другие вещи;
сознание и несознание нельзя мыслить, как <кне вступающие' в соприкосновение» друг с другом, . Отражение мира в С [ознании] нужно мыслить в движении, в процессе возн [икновения] и разр(ешения) противоречий. Сознание и отражаемая им реальность связаны друг с другом реальными и содержательными процессами, в результате которых к происходит превращение, перевод» материального в идеальное, объективной реальности в факт сознания, как и обратный переход факта сознания, идеи в действительность, (С [ознание] «творит Так падает классическое представление о «замкнутом в себе круге сознания». 5, Сознание есть продукт развития материи, есть продукт развития жизни. Это высыхая форма отражения, форма специфи¬чески человеческая, возникшая в ходе исторического развития, в результате перехода к специфически человеческому образу жизни —к жизни в обществе, к общественным отношениям. Следовательно, сознание не есть единственно существующая, единственно возможная, единственно мыслимая форма психиче¬ского отражения,