. »
6. Сознание есть всегда сознание реального, материального субъекта, осуществляющего материальный процесс своей жизни. Не может существовать и не существует «ничьего» сознания, «ничьей» идеи.
Таковы основные философск [ие] тезисы о сознании. Из рассмотрения их содержания видно, что предметом философского рассмотрения сознания служит вопрос о природе сознания {онтологический аспект) и вопрос об отношении сознания к объективной действительности (гносеологический аспект); оба эти вопроса рассматриваются диалектическим материализмом как единственный вопрос — «основной вопрос всей философии*; можно сказать, что предметом философского, гносеологического, логического анализа является отношение сознания к сознаваемо¬му, идеи, мысли к действительности.
От философского вопроса о сознании необходимо отличать:
А. Вопрос об общественном сознании и
Б, Вопрос о сознании (общественного) человека.
,27
Первый служит предметом изучения исторической науки,
исторического материализма.
Второй — предметом психологии,
УЧЕНИЕ ИСТОРИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛИЗМА О СОЗНАНИИ
(Для нас это имеет методологический интерес, во-первых, как классическая форма конкретизации философского учения о созна¬нии, во-вторых, с точки зрения необходимости в дальнейшем различить учение об общественном сознании человека и о созна¬нии человеческого общества,)
Исторический материализм устанавливает следующие положе¬ния о сознании общества:
L Люди в процессе общественного производства производят и сознание своего общества. То, в чем и при помощи чего существует сознание общества, есть язык.
2. Материальная жизнь общества есть первичное, сознание общества есть производное, вторичное. Они связаны друг с другом отношением единства, т. е. отношением, предполагающим взаимо-переходы, взаимопроникновение (материальная жизнь, производ-ство определяет сознание общества, сознание общества способно изменять его материальную жизнь).
3. Сознание общества существует как сознание образующих го людей и иначе существовать не может; книга как воплощение факта общественного сознания существует как таковая только в условиях существования способных проникнуть в ее содержание людей.
4. Сознание общества отражает природу и общество. То, как отражается в сознании общества природа и само общество, зависит от того, что представляют собой отношения людей к природе к друг к другу, а это определяется развитием их
производства.
Иначе: сознание общества определяется бытием общества.
5. Первоначально сознание общества совпадает с сознанием образующих его индивидов и обратно. Это совпадение разруша¬ется вместе с возникновением общественного разделения труда, сознание становится классовым. Уничтожение частной собст¬венности и отделение идеологов уничтожает и ограниченность классового сознания, падает противоречие инд [ивидуального] и общ [ественного] сознания, сознание человека освобождается.
Соответственно указанным тезисам о сознании общества предметом наук об общественном сознании является сознание, взятое в его отношении к жизни общества.
Итак; сознание присуще человеку — реальному субъекту сознания.
Будучи взято в его отношении к объективной реальности, его рассмотрение принадлежит философской науке — теории позна¬ния, логике (вопрос об истине»);
будучи взято в его отношении к жизни общества («с точки
2й
зрения объективно общественных следствий»), его рассмотрение принадлежит науке об обществе;
будучи взято в его отношении к осуществляющейся жизни человека, его рассмотрение принадлежит психологии.
Значит: учение о сознании необходимо входит в предмет психологии, но оно решительно не совпадает и не должно совпадать с учением о сознании диамата и истмата. Подмена психологических, т\ е. конкретно-научных положений о сознании, положениями гносеологическими или положениями исторического материализма является грубо ошибочной.
В силу существующих между этими науками отношений, отражающих объективные отношения их предметов, такая подмена не только делает самое психологию сознания бессодержа¬тельной, но и ограничивает возможность дальнейшего полного развития других наук о сознании — по «восходящей линии их иерархии».
Каковы эти отношения? = отношения предметов наук? дано: дано :
Рис. 3
ПРОБЛЕМА СОЗНАНИЯ В ПСИХОЛОГИИ
Из рассмотрения основных положений о сознании диа¬лект [ического] и история [еского] материализма вытекает:
L Т[ак] к[ак] сознание есть основная, специфическая форма психики ч [елове| ка, то психология человека необходимо есть конкретная наука о сознании.
2. Психология должна рассматривать С [ознание] в своем собственном конкретно-психологическом аспекте, а отнюдь не ограничиваться включением в систему своих положений положе¬ний философских, логических или исторических.
Ибо: предмет исследования их не тождествен! Тождествен «эмпирический» предмет их.
3. Из этого вытекает, что психология должна разрабатывать психологическую теорию сознания.
4. Наконец, что эта задача является важнейшей, решающей
29
судьбу психологической науки, что без решения этой задачи психология не может претендовать на то» чтобы стать подлинной наукой и выйти из предыстории своего развития на широкую дорогу своей истории.
Психология, лишенная теории сознания,— это еще меньше, чем политическая экономия, лишенная теории стоимости.
КОНЦЕПЦИЯ СОЗНАНИЯ В БУРЖУАЗНОЙ ПСИХОЛОГИИ (НЕ ПСИХОФИЗИЧЕСКАЯ] ПРОБЛЕМА!)
Современная] традиционная психология полагает предметом своего изучения внутренний мир человека, мир процессов его сознания, его сознание.
(Мы отвлекаемся сейчас от «стрикт-бихевиоркзма» и подобных ему систем: это лишь негатив — грубая и глупая противопо¬ложность буржуазной психологии сознания.}
В чем же состоит общая концепция сознания в буржуазной психологии? — Речь идет именно о теории С[ознания]!
Мы не склонны заниматься детальным обзором.
Наша задача — показать не столько различия в способах фактического решения проблемы сознания в разных психологиче¬ских направлениях, сколько — показать общие черты, присущие этим различным способам.
Мы должны попытаться представить положение проблемы С[озкания1 в буржуазной] психологии с точки зрения тех требований, которые вытекают из обозначенных нами предпосы¬лок.
Скажем наперед: при таком подходе психологические «кошки» сознания кажутся ужасно серыми.,.
Первое и самое простое решение вопроса состоит в том, что С (ознание] рассматривается как некоторое общее качество, присущее психическим процессам человека. Поскольку оно присуще всем процессам человеческой психики, постольку оно может и должно быть вынесено за скобки — за скобки психологи¬ческого исследования.
Этот вынесенный за скобки общий множитель и фигурирует обычно s виде двух-трех абстрактно-философских положений.
Таким образом, в этом случае сознание утверждается в психологии то»лько для того, чтобы фактически быть тотчас же из нее вынесенным, по крайней мере вынесенным за пределы собственно психологического рассмотрения.
Это —первый вариант решения, вернее — н ере ш е н и я, проблемы конкр[етной] теории С[ознания] в буржуазной [ психологии.
Часто этот вариант углубляется».
Он углубляется утверждением, что изучение отдельных процессов, функций и есть изучение сознания. Иначе: психические
30
функции принадлежат сознанию, сознание — это то, что функцио¬нирует, С[ознание1 —«хозяин» функций. Так истинный субъект превращается в а бстр а кц и ю, м и сти ф и ци-руется- {Вспомним: мыслит, запоминает, воспринимает не С[ознание)> а человек—действительный и действующий, телес¬ный, стоящий на «твердой, круглой земле»…).. Развитие этого взгляда целиком переводит проблему С [ознания] в плоскость проблемы личности, проблемы «я», которое выступает как духовное «я», как самосознание (Липпс),
Это вместе с тем — высшее развитие идеи первичности самосознания..,
(Очень интересен с этой точки зрения Фрейд. Для Фрейда сознание есть действительно форма, одна из форм существования %яъ> Цензура поэтому есть одинаково и функция сознания, и функция «я». Конечно, это чисто сознательное, т. е. духовное «я# не может покрыть собой истинного «я», не может быть субъектом действительной жизни. Оно только принимается нами за настоя¬щее «сяя>. Философская мистификация сознания а буржуазной психологии есть для Фрейда факт самой психической жизни, есть психическая иллюзия, Отсюда у Фрейда — субъективизм в вы¬сшей степени. Отсюда и бунт Фрейда против психологии, ограниченной изучением данных сознания: он требует отказа от психологического иллюзионизма в проблеме жизни реальной личности. Он ищет детерминанты жизни за пределами личности, отождествленной с сознанием. Он открывает мир «по ту сторону» — увы, этот мир уводит Фрейда в потусторонний мир..,).
Другая разработка:
Сознание есть то, что присуще психическим процессам человека, то| что может быть вынесено за скобку, но что вместе с тем выступает реально; сознание — это то, что объединяет психические функции, связывает их между собой в единство психической жизни. Иначе: сознание есть форма психического единства. Сознание имеет свои законы:
закон единства сознания,
закон тождества сознания*
закон потока сознания.
Это— чисто формальное учение о сознании.
Оно находит свое полное выражение в идее бескачественности сознания, наиболее важной идее, выдвигаемой традиционной4 психологией.
УЧЕНИЕ О БЕСКАЧЕСТВЕННОСТИ СОЗНАНИЯ
(Оно выступает в разных формах и выражается в различных положениях; рассмотрим главнейшие из них.)
1
Сознание есть непосредственная данность, далее не раскрывае¬мая. Оно, следовательно, может найти свое определение, свою
31
характеристику только отрицательно» как то, чего нет у человека, находящегося в состоянии бессознательности. Это
«свечение». Оно может изменяться по степени — количе¬ственно, иногда вспыхивать, иногда меркнуть. Смутное, тусклое сознание — оживляющее, разгорающееся сознание — ясное со-знание — меркнущее — угасающее совсем (Блонский),
2
Сознание есть психическое пространство. Оно бескачественно, как бескачественно пространство. В лучшем случае оно имеет формальные свойства; напр[имер! свойства, выражающиеся в законах структуры. Сознание — сцена, на которой разыгры¬вается драма психической жизни (Яепсрс).
Сама сцена не принимает участия » представлении; но на ней может нечто появиться, с нее можно уйти. На ней может открыться люк (провал в сознании) и поглотить действующего персонажа… Нечто может действовать под сценой, за сценой,
3
Сознание не имеет качественных определений (1), оно может быть лишь более ясным или менее ясным, и изменяться «геометри¬чески» — быть более широким, менее Широким; может быть — единым, может быть — раздвоенным.
Здесь особенно ясно выступает идея: «сознание = свечение».
Поэтому сознание легче всего может быть представлено в своей проекции на внешнее поле. Феномен сознания может быть легче всего представлен в виде прожектора, освещающего внешнее пространство; в этой форме оно совпадает со вниманием (которое собственно и есть феномен сознания).
Широкий луч