шариковой ручкой, однако она касается лишь второго раздела и связана, видимо, с использованием текста этого раздела прЪ чтении лекций на факультете психологии МГУ, Датировка рукописи может быть осуществлена только по косвенным данным (характер бумаги и чернил и т, д.): видимо, она относится к 1940—1941 г, и — по крайней мере частично — писалась в эвакуации.
В оригинале рукопись не имеет названия, оно дано первым публикатором (А. А. Леонтьевым). Подзаголовки внутри текста принадлежат самому А. Н. Леонтьеву.
Упоминаемые в тексте зарубежные психологи и философы (Т. Липгтс, 3. Фрейд, К. Ясперс, О. Липман, Т. Рибо, Ж. Пиаже, В. Кёлер) — представители различных направлений в психологии, занимавшиеся проблемой сознания. Сведения о них можно найти в любом справочнике, кроме О. Липмана —- немецкого психолога, чьи основные работы (<Ю понятии и формах интеллекта», «Наивная физика» и др.) относятся к началу 20-х гг. XX в,
В тексте без расшифровки упомянуты также психологи школы Выготского, в основном входившие в Харьковскую группу, Это А. В. Запорожец, Л. И. Божович, П. Я- Гальперин, В. И. Ас-нин, П. И. Зинченко, Т, О. Гиневская, Г. Д. Луков, Д. Б. Эльконин.
...книге о Спинозе... Это книга Л. С. Выготского «Учение об эмоциях оставшаяся незаконченной и неизданной и впервые опубликованная в т. 6 его «Собрания сочинений» (М,, 1984).
...Пик... Имеется в виду крупнейший немецкий афазиолог первой половины XX в. А, Пик.
...Шерешевский... Имеется в виду журналист С, В. Шерешевский, обладавший выдающейся памятью, «которая практически не имела граница (А, Р, Лурия. Маленькая книжка о большой памяти (Ум мнемониста). JVL, 1968. С, 5). Вся упомянутая книга Лурия и посвящена описанию феномена Шерешевского» (в тек¬сте он именуется Ш.)«
...закон Гартига... Речь идет о законе, согласно которому сначала меняется характер трудовой операции, совершаемой при помощи того же орудия, а затем это изменение операции (функции) опредмечивается в изменении орудия.
„.изучения московского пролетария и Зомбарта... Леонтьев имеет в виду проводившийся в Институте психологии в 30-х гг, цикл исследований по классовой психологии (как раз на материале изучения рабочих московских предприятий), Вернер Зомбарт — немецкий экономист, социолог и историк культуры, занимавшийся, в частности, классовой психологией: автор изве-
280
стнейшей книги «Буржуа» (русский перевод—Л,, 1924; книга была в библиотеке А, Н. Леонтьева),
ОСНОВНЫЕ ПРОЦЕССЫ ПСИХИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ
Впервые опубликовано в изд.: Вестн. Моек, ун-та. Сер. 14. Психология. 1983. № 2> с. 18—20 по машинописному экземпляру, хранящемуся в архиве А. Н. Леонтьева. На основании приложенных к ней (и здесь не публикуемых) записей Леонтьева об их обсуждении с Н. Г. Казанским 3 июля 1940 г. ру-копись датируется концом июня этого года. Нам неизвестно, для какой цели она писалась, вероятно, это тезисы к какому-то обсуждению, намеченному на лето 1940 г.
Что представляется наиболее интересным в этом кратком тексте? Во-первых, введение ряда понятий, не нашедших места в более поздних публикациях А. Н. Леонтьева по теории деятельности. Это «сложная деятельностью; это «смысл действия», определяемый как сознаваемое отношение предмета действия к его мотиву и соотносимый с целью действия (сознание цели как форма переживания смысла действия: из текста легко видеть, что смысл действия толкуется существенно иначе, чем личностный смысл в более поздних работах Леонтьева, хотя преемственность здесь бесспорна); это «поступок» — действие, входящее в двоякую деятельность, но мотивация этих деятельностей не противопо¬ложна по знаку, Во-вторых, в работе интересны и некоторые другие нетривиальные повороты мысли. Так, действие трактуется как содержание деятельности, а операция — как содержание действия. Четко указывается, что «операция кристаллизуется для сознания.в значении, а овладение значением понимается как овладение способом действия с предметом, словом или действием же. Особенно существенна, с нашей точки зрения, идея «психофи¬зиологических функций» как условий деятельности,
ГЕНЕЗИС ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Впервые опубликовано в изд.: Вести. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1983. № 2.С. 5—17 по стенограмме лекции, прочитанной II марта 1940* г. В этой стенограмме, хранящейся в архиве А, Н. Леонтьева, нет ни названия лекции (оно дано первым публикатором — А. А. Леонтьевым), ни указания, где именно она была прочитана: но легко видеть, что это—часть курса лекций, а такой курс А, Н. Леонтьев читал тогда только
в ЛГПИ им, Н. К. Крупской, При подготовке к публикации была произведена лишь минимальная стилистическая правка,
В основе концепции, изложенной. в данной лекции, лежит известная мысль К- Маркса и Ф, Энгельса (четко изложенная уже в «Немецкой идеологии»), об основополагающей роли трудовой деятельности (как воздействия «совокупного субъекта» на природу) в становлении человеческого в человеке и о значении
28!
для этого процесса фактора совместности («труд выступает с самого начала как процесс общественный). По-видимому, ?та мысль продолжает оставаться актуальной безотносительно к тому, как мы’ оцениваем другие стороны научно-философского наследия Маркса и Энгельса. В советской научной литературе были попытки построить и альтернативную концепцию, т. е. объяснить механизм становления современного человека, не обращаясь к идее совместной или коллективной трудовой деятельности — мы имеем в виду известную книгу Б. Ф. Поршнева «О начале человеческой истории» (М., 1974). Детальный анализ этой последней см.: «Советская этнография», 1975. № 5, С. 138—147,
Публикуемую лекцию в высшей степени интересно сопоставить с другой, аналогичной по содержанию, но прочитанной А. Н. Ле¬онтьевым еще 7 декабря 1934 г. в Харьковском педагогическом институте. См.: Леонтьев А И. Генез человеческой речи и Чмышления/Психол. журнал. Т\ 9. 1988. № 4, С. 139—149 (ком¬ментарий А. А. Леонтьева — с. 149—150, А. В. Брушлинского — с. 150—151).
Современная история развития языка, представленная осо¬бенно в работах акад. Н. Я. Марра и его школы… Акад. Н. Я- Марр (1864—1934) в 20—30 гг. разработал т, наз. «яфетическую теорию*, в дальнейшем (1924) переименованную в «новое учение о языке», В этой теории эклектически сочетались отдельные элементы марксистского подхода (в гносеологии и обществоведении), идеи лингвиста Г* Шухардта о смешении языков и взгляды т. наз, социологической школы в языкознании,
наконец, вульгарно-социологические положения, выдававшиеся сторонниками Марра за марксистские. Что касается языкового
материала, то он использовался Марром весьма произвольно, причем полностью игнорировались все данные об истории и родстве языков, полученные в рамках «традиционного» сравнительно-исторического языкознания (считавшегося Марром и его сторонниками «буржуазным», идеалистическим и вообще антинаучным). В конце 20-х гг. теория Марра была объявлена единственно марксистской, началась травля тех, кто не согла-шался с его подходами и выводами. См. «Лингвистический энциклопедический словарь», М., 1990. С. 335 (статья «Новое учение о языке»). А, Н, Леонтьев, как и большинство других ученых-нелингвистов, охотно принял многие положения Марра, в частности идею комплексной кинетической речи; трудно сказать, насколько эта идея соответствует действительности — во всяком случае, она прямо не противоречит данным научного языкознания (за отличие от многих других марровских идей).
РАЗВИТИЕ ПСИХИКИ
Фрагменты текста диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук (по психологии). Публикуются впервые по машинописному экземпляру из архива A, HL Леонть-
282
ева, представляющему собой два переплетенных тома с руко¬писными вставками и исправлениями и общей нумерацией страниц (581 с.) Во втором томе нумерация исправлена от руки. Большинство рисунков в этом экземпляре отсутствует. На последней странице второго тома стоит дата: «Москва, декабрь, 1940 г.*
Для публикации были отобраны фрагменты из второго тома (главы 4 и 5 диссертации}, которые сохранили свою научную ценность и не пересекаются текстуально или пересекаются в минимальной степени с опубликованными ранее частями
диссертации. При отборе фрагментов публикаторы воспользова¬лись советами профессора К. Э, Фабри. Отобранные материалы образовали четыре тематических фрагмента, названия которым даны публикаторами, В первый фрагмент вошли стр. 252—258, 270—273, 294—298, 315—317, 323—353, 361—365 (по исправлен¬ной нумерации) из первых пятя параграфов четвертой главы; во второй — стр. 365—410 (гл, 4, §6); в третий — стр. 411—424, 428—455, 461—477, 487—494 (гл. 5, § 1—3); в четвертый — стр. 498—515, 521, 542—545, 548—558, 564— 565, 569—581 (гл. 5, § 4). Опущены были фрагменты, либо текстуально повторяющие опубликованные материалы, либо не имеющие научной ценности, а также описания конкретных экспериментов* опирающиеся на отсутствующие рисунки. При этом публикаторы стремились сохранить связность и цельность изложения.
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕТРАДИ
Заметки для себя на разные темы, делавшиеся А, Н. Леонть¬евым на протяжении ряда лет {ориентировочно 1938—1942) в не¬скольких общих тетрадях. Первая тетрадь содержит 84 пронуме¬рованных листа; текст написан частично на одной стороне листа, частично на обеих, и доходит до 82 листа. Вторая тетрадь меньше по объему, также исписана практически полностью, однако пагинация доходит лишь до середины. Своего заглавия вторая тетрадь не имеет. Третья тетрадь примерно равна второй по объему, но исписана далеко не полностью. Такой же размер имеет четвертая тетрадь, которая озаглавлена «Разное — вокруг», нумерация страниц в ней отсутствует. В четвертой тетради значительно большее место, чем в первых трех, занимают выписки из художественной литературы, которые в настоящей публикации большей частью опущены.
А. Н. Леонтьев называл эти тетради с заметками и выписками «Мои Философские тетради». Их значение невозможно переоце¬нить. Аысли, записанные в них в сжатой конспективной форме, охватывают практически всю общую психологию, это программа построения психологии, реализацией которой А. Н, Леонтьев занимался всю оставшуюся жизнь. Часть этих мыслей были прописаны и развернуты в работах А. Н, Леонтьева, опублико-ванны? ранее или включенных в данный том — от диссертации
283
«Развитие психики» {1940) к до монографии «Деятельность. Сознание, Личность» (1975), Многие, однако, так и остались нереализованными.
Рукопись публикуется впервые, за исключением небольшого фрагмента *О формализме», вошедшего в подборку «Из научного наследия А. Н. Леонтьева» в книге «Художественное твор¬чество и психология» / Под ред. А. Я Знся, М. Г. Ярошевского. М., 1991 — Название рукописи дано публикаторами; все подзаго¬ловки принадлежат автору,
О КНИГЕ С, Л, РУБИНШТЕЙНА «ОСНОВЫ ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИИ»
Публикуется по рукописи A. FL Леонтьева. Поскольку она не представляет собой единого целостного текста, а состоит из нескольких разрозненных листков, последовательность фрагмен¬тов определена публикаторами* Добавлены точные сноски на работы С. Л. Рубинштейна.
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
#
Печатается впервые по неправленой машинописной сте¬нограмме лекции, хранящейся в архиве А. Н- Леонтьева. При подготовке к печати текст стенограммы незначительно сокращен, осуществлена стилистическая правка. На титульном листе сте¬нограммы стоит гриф «Академия Общественных Наук. Кафедра психологии. Ниже — «Лекция т, Леонтьева А. Н. на тему: Психический характер деятельности, 16 ноября 1949 гм гор, Москва», Название, явно искаженное, изменено публикаторами в соответствии с реальным содержанием лекции.
Основное значение публикуемой работы — в развернутом анализе содержания понятия «деятельностью Мы не знаем в этот период ни одной работы А. Н. Леонтьева (вплоть до начала 70-х гг.), где давалось бы столь подробное и многостороннее рассмотрение этого понятия. Принципиальное значение имеет, в частности, определение деятельности через введенное здесь