— узкий луч, ярче свет — тусклее.
Сплошной луч — раздвоенный луч.
Колеблющийся свет.»
Неустойчивый, трудно удерживаемый в одном положении — тугой, никак не сдвигаемый…
Вся феноменология внимания входит в это учение о сознании.
В этом учении о С[ознании] ему легко приписывается активность* Тогда сознание превращается во вмешивающееся в ход процессов активное творческое начало.
СОЗНАНИЕ — ПРОСТРАНСТВО, СФЕРА, МИР
Эта идея представляет собой альфу и омегу классической буржуазно-психологической концепции сознания. Все пробы мысли — внутри этой концепции.
Сознание образует особый мир — мир субъективности.
Это — замкнутый в себе, внутренний мир субъекта, никогда не соприкасающийся с миром притяжения.
Он может размыкаться для субъекта лишь до сферы мирового сознания или лишь до сферы коллективного субъекта. Ибо
32
существует общение сознаний: индивидуального и божественного сознания, индивидуального сознания и коллективного сознания, индивидуального сознания и другого индивидуального сознания.
Сознание есть чисто феноменальный мир. Существуют два пути проникновения в этот мир — путь чистого интроспекцио-низма и путь рационального анализа — открытия идеальных отношений, этого идеального мира логики, математики, геометрии духа. Его содержание есть внешнее по отношению к нему, это — так же мало содержания сознания| как перевариваемый хлеб — содержание физиологических процессов пищеварения.
Нужно различать функции, состояния С [ознания], с одной стороны, и материальные содержания С [ознания] — с другой. Последние соотносимы с объективностью но они не могут быть предметом психологии С [ознания], ибо не принадлежат ему,..
Выводы
1. Буржуазная психология всегда претендовала на то, чтобы стать наукой о сознании. В понятии сознания она видела свои последние определения.
2. Но она на всем протяжении своего развития оставалась в пределах картезианского противоположения сознания — несознанию.
3. Это неизбежно приводило к тому, что
а) сознание выступало в ней как нечто бескачественное, внеположное и в силу этого
б) сознание постоянно утрачивалось в ней.
Итак, парадокс буржуазной психологии состоял в том, что, конституируя себя, как науку о сознании, она никогда не была наукой о сознании; псих[ология] не выдвинула никакой конкрет¬ной теории сознания,
В буржуазной] психологии проблема сознания была мисти¬фицирована. . —
Это имеет свою глубокую причину. Она заключается в мисти-фицированности сознания людей в буржуазном обществе. Только вставшая задача практического освобождения человека сделала возможной демистификацию его сознания и демистификацию конкретной науки о сознании.
Психология человека есть действительная наука о сознатель¬ной — психической жизни, Она необходимо включает в себя конкретное учение о сознании, содержательную конкретно-психологическую теорию сознания. Только при этом условии она становится «реальной наукой, только при этом условии она становится действенной, и только при этом условии падает роковое для нее разделение школьной психологии и психологии «настоящей», жизненной, (Такая психология есть социалистиче¬ская наука par exellence,)
а—
УЧЕНИК Л. С. [ВЫГОТСКОГО] О СОЗНАНИИ
В противоположность учению о бескачественности Созна¬ния], о С [ознании], как замкнутой в себе вещи, мертвенно отражающей в себе другие вещи, Л. С. [Выготский] развивал конкретно-психологическую содержательную теорию С [ознания].
Внутренняя теоретическая задача состояла в том, чтобы разомкнуть замкнутый Декартом круг соз н а н и я .
Эта новая теория С[ознания] строилась «снизу», со стороны исследования строения различных психических процессов.
В этом состоял метод «прорыва* в сознание.
Л [ев] Семенович] называл свое учение о С [ознании] учением о системном и смысловом строении Опознания]. Это учение излагалось им в ряде сочинений, отчасти общеизвестных, отчасти малотиражных, стеклографированных.
«Пора оформления мысли, — говорил Л [ев] Семенович], — еще не наступилая.
I
(1) Психические функции не соположены друг с другом. Они выступают в известном строении, в определенных межфункдлональных отношениях. Эти отношения возникают в ходе развития. Они изменяются, перестраиваются.’ Раньше восприятие, например], связано с памятью, затем с мышлением. Память — раньше с аффектом, затем с образом восприятия, затем также и с мышлением, с понятием. Это — первичные связи. Но возникают и вторичные, третичные связи. Создается иерархическая система функций.
У человека эти связи носят особый характер.
Особенность этих связей состоит в том, что они замыкаются — условно говоря — не «естественное, а «искусственно»: в силу того, что человек овладевает общественно выработанными орудиями действия, в частности — внутренними средствами — знаками.
Знак приводит функции в новое соотношение. Узелок, завязанный для памяти, это — не только узелок на платке: это узелок конкретных психических процессов, ведущих к припомина¬нию.,,
Итак: С [ознание] не просто «общий хозяин» функций. С [ознание] характеризуется определенным системным строением психических процессов. Это — несомненный шаг вперед в смысле наполнения представления о С [ознании] конкретным содержани¬ем.
Как понять системное строение С[ознания], как показать его с его содержательной стороны? Этого нельзя сделать, отвлекаясь от другой стороны; от смыслового строения сознания.
Нужно исследовать, что такое знак.
34
II
—
(2) Знак есть то, что опосредствует процесс отражения в сознании. С[ознание] и есть опосредствованное отражение. Если согласиться с общим тезисом о том, что С [ознание] есть опосредствованное переживание (т. е. внутреннее состояние субъекта), то нужно признать, что оно не может быть опосред¬ствовано самим объективным предметом; ведь этот объективный предмет должен как-то выступить для меня. Одно дело «осозна¬ние» данного предмета у первобытного ч[елове]ка, другое дело у меня; одно дело у ребенка 3-х лет, другое дело — у семилетки. От чего же зависят эти различия? Грубо говоря, от различного знания, которое и есть та призма, которая преломляет мне мир.
Знак опосредствует сознание, ибо знак имеет значение.
Знак есть реальный причал, реальный носитель значения. Значение есть общественно выработанное, выработанное в про¬цессе общественной практики обобщение — всякий знак имеет значение, знак есть то, что имеет значение.Т [аким] о [бразом] знак — в противоположность утвержд [ениям] вульг [арной] критики — для Л. С, [Выготско¬го] — это отнюдь не иероглиф, это. обобщенное отражение
действительности, общ [ественно] -ист [орической] практики, объ¬ективно фиксированное как конкретно-исторический факт челове¬ческого знания; это — то, что исторически лежит за словом. Так, наука есть система значений, язык вообще; господствующий круг представлений, понятий, все это исторично, за всем этим не индивидуальный, а общественный опыт, общественная практика, следовательно все это — системы значений.
(2 А) Я воспринимаю, мыслю, сознаю мир как конкретно-историческое существо. Я ограничен и вместе с тем вооружен представлениями моего времени, моего класса, Я могу выйти за эти границы, но и для этого должны быть предпосылки в обще¬ственном знании…
(3) Классическая форма знака — слово. Сознание имеет языковую, речевую природу. Язык — «реальное сознание».
Иметь С [ознание] — владеть языком. Владеть языком — владеть значениями. Значение есть единица сознания.
Чем характеризуется значение?
Значение — это обобщение, обобщенное отражение действи¬тельности.
Следовательно, значение должно изучаться именно как обобщение. Но что значит исследовать обобщение? Чем отлича¬ется одно обобщение от другого? Как развивается обобщение?
Адекватная характеристика обобщения заключается в раскры¬тии его строения.
35
Верно, что различие обобщений — это различие содер¬жания, которое обобщается. Но конкр [етно] -психологически существенно то, что разное вещественное содержание требует разных процессов для того, чтобы оно могло быть обобщено.
Более того — одно и то же содержание может быть по-разному понято, обобщено, отражено.
Итак, значение характеризуется через ту систему процессов, которая требуется данным обобщением. Эта система процессов, взятая как характеристика соответствующего обобщения, и есть то, что Л. С. [Выготский] называет строением значения.
Напр[имер]\ для обобщения типа «пушистое» требуются элементарные процессы выделения и восприятия данного каче¬ства, и объединение в памяти соответствующих впечатлений.
Иначе в случае обобщения типа «капитал» (разумея капитал как общественное] отношение). Здесь требуется сложная логическая обработка.
Обобщение «рычаг» глубоко различно у различных людей, при различных условиях. «Рычаг» — обобщенный образ рычагов управления машиной, «рычаг» — просто асякая длинная палка, слега, «рычаг» — физическое тело, имеющее одну точку опоры и две точки приложения сил,
«Добро> — это имущество, вообще то, что идет мне на пользу, но добро — это к этическая категория,
«Сын» — простой обобщенный («генерический», сказал бы Рибо) образ: «Мама, — говорит ребенок, увидя взрослого сына своей няни, — ну какой же это сын — с усами». Для нас сын — это отношение.
Различие строения значений требует их классификации и изучения развития их.
Л [ев] Семенович] и устанавливает различное строение значений» пользуясь для этого уже введенными терминами: синкрет, комплекс, истинное понятие.
Для синкрета и комплекса он пробует установить различные типы, для понятия — классификацию по «мере общности»,
(Кстати, критика здесь снова скользит мимо существа дела. Главный тезис здесь бесспорен: обобщение может иметь разное строение. Так же бесспорен и следующий тезис: у детей не существует готовых развитых значений, т. е. сложных обобщений. Хотя ребенок знает, что будет плавать, а что потонет, он знает это существенно иначе, чем физик или даже чем школьник 5 класса: это знание у них разных по своему строению значений.)
Итак, другую сторону системного строения сознания составляет его смысловое строение, характеризующее то, как человек сознает мир, как он воспринимает, мыслит мир (адекватный эпитет сознания — мыслящее сознание).
Это две стороны единой характеристики сознания. Одна сторона — это процессуальная сторона, другая — феноменаль¬ная, смысловая, она же — предметная, Подчеркивание
36
их единства ликвидирует разделение и противопоставление (как безразличного друг другу) процессов и содержаний сознания, явлений и функций.
Что является ведущим в этом единстве?
Разумеется, содержательная сторона — значения,„ [отсутствует одна