Скачать:PDFTXT
Философия. Учебник для студентов технических ВУЗов

Философия. Учебник для студентов технических ВУЗов.

Глава I. Предмет философии.

Мудрость. Слово философия впервые произнёс великий мыслитель

Древней Греции — Пифагор. К нему обратился один из его учеников со словами: «О, sophicos!», то есть «мудрец», и тогда Пифагор ответил: «Я не мудрец, я лишь любитель мудрости. Всё могут знать одни Боги. Я только стремлюсь к этому».

Давайте рассудим: а что же такое мудрость? Есть такая житейская формула: многознание уму не научает. Много ума или мало – не в этом суть.

Суть в том, хороший ум или плохой. Тогда посмотрим, какой же ум считать

хорошим? Известны две любопытных истории на эту тему.

В Древней Греции был великий мыслитель по имени Сократ. И однажды

спросили у знаменитого Оракула в храме Аполлона в городе Дельфы: кто является мудрейшим из эллинов? И дельфийский Оракул, который всегда отвечал весьма уклончиво, на этот раз дал совершенно определённый ответ: мудрейшим из эллинов является Сократ. Пришли к Сократу и передали ему слова Оракула. На это мнение Сократ пожал плечами и сказал: «Я знаю только

то, что ничего не знаю». Помолчал и добавил: «Но остальные не знают и этого».

Был также в Древней Греции знаменитый философ Диоген из города

Синопы. Он был настолько знаменит, что поговорить с ним приехал великий

полководец Александр Македонский, и он был настолько восхищён умом

Диогена, что воскликнул: «Я великий Александр. Я могу выполнить любое

твоё желание. Проси всего, чего ты хочешь». На это Диоген ответил: «Отодвинься в сторону, ты заслоняешь мне солнце». И тогда Александр сказал:

«Если бы я не был великим Александром, я бы хотел быть Диогеном».

Так вот однажды к Диогену обратился философ-софист Антисфен и сказал: «Послушай, Диоген! Если ты мудрейший из нас, то почему ты больше

всех задаёшь вопросов?» В ответ Диоген взял прутик и нарисовал на песке

диаграмму. Изобразив маленький круг, он сказал: «Вот Ваши знания». Затем

описал вокруг этого круга большой круг и сказал: «А вот мои знания. А теперь посмотрите, у кого из нас больше граница с неизвестным». В этом и состоит парадокс Диогена: чем больше мы знаем, тем больше мы убеждаемся в

собственном невежестве.

Для того, чтобы определить качество интеллекта, можно предложить такое понятие, как склад ума. Начнём с обычного склада как помещения, в котором хранят разные вещи. В одном случае это может быть тёмный чулан

или заброшенный чердак, где как попало сбросан в кучу всякий хлам, и когда

нам что-нибудь понадобится, мы можем долго рыться в своём барахле, выбиваясь из сил и не достигая успеха. В другом случае это будет светлая комната, где все вещи разложены по полочкам, каждая на своём месте, снабжена

бирочкой, занесена в каталог, и когда в ней возникнет нужда, мы найдём её5

легко и быстро и пустим в дело. Так и в своей голове мы можем иметь либо

тёмный чулан, либо светлую комнату, и тогда мудрость – это хороший склад

ума, то есть светлый, упорядоченный, хорошо организованный ум, который

можно эффективно использовать и в работе, и в жизни.

Мировоззрение. Мировоззрение – необходимая часть духовной культуры общества, внутреннего мира каждой человеческой личности. Разнородные

блоки знаний, убеждений, мыслей, образов, идеалов, чувств и настроений,

стремлений и надежд, соединясь в целостной картине окружающей действительности, предстают как более или менее разработанное, упорядоченное или

хаотичное, верное или иллюзорное понимание людьми мира в целом, его

частей и состояний; как осознание человеком самого себя и своего места в

мире, как память о прошлом, видение настоящего и предвосхищение будущего.

В состав мировоззрения входят и играют в нём каждое свою специфическую роль повседневные впечатления, обыденные или житейские практические знания, профессиональные умения, глубокие научные истины. Все эти

компоненты составляют жизненный опыт как отдельного человека, так и некоторой общности людей – группы или массы, и чем солиднее, чем богаче

содержанием этот жизненный опыт, тем более прочную опору получает деятельность личности и общества.

Однако знания никогда не заполняют собой всё поле мировоззрения.

Кроме знаний о мире и самом человеке как его элементе в мировоззрении

осмысливается весь уклад человеческой жизни, выражаются определённые

системы ценностных ориентаций – суждения о добре и зле, благе и справедливости, красоте и уродстве, дружбе и вражде, любви и ненависти и т.п.

Здесь создаются образы прошлого и конструируются проекты будущего, получают одобрение или осуждение различные мотивы и способы поведения и

всей жизни в целом.

Вообще программы действий, направленность поступков людей имеют

под собой две опоры: знания и ценности, которые во многом противоположны по своей сути и вместе с тем дополняют друг друга как две стороны одной монеты. Познанием движет стремление к истине, к правильному и точному воспроизведению существенных черт и объективного содержания реальной действительности. Ценностное сознание имеет другой смысл. Оно

воплощает в себе отношение людей ко всему существующему и происходящему с собственно человеческой точки зрения, субъективно, то есть в соответствии с их потребностями, интересами, целями, тем или иным пониманием смысла их собственной жизни. Представление о мире в ценностном аспекте – это человеческое измерение многоразличных фрагментов действительности.

При всей их разнородности познавательный и ценностный способы освоения мира человеческим сознанием и практическим действием должны

быть гармонизированы, приведены в согласие. Необходимо также, чтобы6

было достигнуто напряжённое единство других полюсов в содержании мировоззрения: чувств и разума, понимания и действия, веры и сомнения, теоретического и практического опыта людей, осмысления прошлого и предвидения будущего. Их гармоничное сочетание всегда есть результат сложной,

долгой и порой мучительной духовной работы, призванной тем не менее

обеспечить цельность и связанность человеческого опыта и дать ему надёжные ориентиры в настоящей и предстоящей жизни.

Мировоззрение способно раздвигать узкие рамки повседневности, конкретных места и времени. Оно позволяет соотносить опыт каждого данного

человека с опытом других людей, включая и тех, которые жили раньше, и

даже в далёком прошлом. В мировоззрения накапливается и уясняется смысловое содержание человеческой жизни, всё новые поколения людей приобщаются к духовному миру пращуров, дедов и отцов, ближних и дальних современников, что-то при этом бережно храня, а от чего-то решительно отказываясь.

Итак: мировоззрение есть целостная совокупность знаний, представлений, суждений, оценок и принципов, определяющих самое общее видение и

понимание мира, места в нём человека, и вместе с тем формирующее жизненные позиции, структуры поведения и программы деятельности людей. В

мировоззрении в обобщённом виде представлены познавательная, ценностная и поведенческая стороны человеческого существования.

В различных формах мировоззрения по-разному представлены чувственный, житейский и интеллектуальный опыт людей. Эмоциональнопсихологическую сторону мировоззрения в виде настроений, чувств, переживаний представляет мироощущение. Опыт создания наглядных образов в

диапазоне от зрительных или звуковых картин до условных схем, чертежей и

диаграмм относят к мировосприятию. Наконец выражение содержания мировоззрения в форме абстрактных понятий, символических формул, интеллектуальных моделей составляет миропонимание.

Чувственная сторона духовного мира человека является непременным

элементом мировоззрения. Ярким примером возвышенных мировоззренческих эмоций могут служить знаменитые слова великого немецкого философа

Х1Х века Иммануила Канта: «Две вещи наполняют душу всегда новым и всё

более сильным удивлением и благоговением, чем чаще и продолжительнее я

размышляю о них: это звёздное небо надо мной и моральный закон во мне».

Новое значение приобретают в составе мировоззрения знания. Срастаясь

со всей совокупностью взглядов, представлений, переживаний, они становятся, в конечном счете, больше, чем просто знаниями, превращаясь в познавательные убеждения, то есть глубоко укоренённые в нашем интеллекте продуманные, обоснованные, личные позиции в трактовке явлений и событий

окружающей нас действительности. Силу убеждения приобретают также

нравственные, правовые, политические, религиозные, эстетические ценности,

нормы и идеалы. В сочетании с волей они становятся основой жизненного

поведения и практического действия.7

Существенная характеристика переплавки знаний и представлений в

убеждения – это всё возрастающая степень доверия к их содержанию, к их

глубокому смыслу. Диапазон человеческой уверенности, веры широк. Он

простирается от жизненной, практической несомненности или очевидности,

то есть целиком рассудочной позиции, до религиозных верований, пусть необоснованных и непроверенных, но всё же систематизированных и освящённых высоким авторитетом Бога и церкви, заветом предков; а также вплоть до

легковерного принятия одиозных баек и нелепых вымыслов, что свойственно

массовому сознанию примитивного уровня, когда люди, не желая тратить

силы на формирование грамотного мировоззрения, оказываются в плену самых невежественных представлений и суеверий.

Ведущая роль убеждений в составе мировоззрения не исключает положений, принимаемых с меньшей уверенностью или даже с недоверием. Сомнение вообще есть признак самостоятельной, осмысленной работы в области мировоззрения. Фанатичное, нерассуждающее принятие той или иной мировоззренческой доктрины, духовное срастание с ней без внутренней критичности называют догматизмом. Другая крайность – это неверие ни во что,

сомнение в истинности знаний, правоте идеалов, достоинстве целей. Эту позицию называют скептицизмом и нигилизмом от латинского nihil – ничто.

В мировоззрении различают также по степени глубины, продуманности, обоснованности, логической последовательности, интеллектуальной силы аргументов, яркой образности повседневно-практический и теоретический уровни.

Мировоззрение, выраженное в его обыденных, расхожих, массовых

проявлениях, в повседневных формах, содержит в себе не только богатую

память веков”, убедительный жизненный опыт, традиции, веру и сомнения,

но и множество заблуждений и предрассудков.

Житейское толкование в его повседневных формах имеет стихийный характер, оно хаотично, не отличается сколько-нибудь глубокой продуманностью, систематичностью, обоснованностью. Вот почему на этом уровне не

всегда выдерживается логика, эмоции могут в критических ситуациях затмить разум, обнаруживая дефицит здравого смысла. Повседневное мышление сиюминутно и приземлённо, оно пасует перед проблемами, требующими

серьёзных знаний, культуры мыслей и чувств, понимания важных ценностей

и стремления к высоким идеалам.

Эти недостатки преодолеваются на теоретическом уровне мировоззрения, когда человек подходит к миру с позиций разума, действует опираясь на

логику, обосновывая свои утверждения и выводы, согласовывая их с наукой

и практикой, вписывая их в контекст исторической традиции и современности. На профессиональной основе этим занимается философия.

Содержание мировоззрения. В философской картине мира с необходимостью должны быть представлены четыре основных элемента, четыре

предмета осмысления действительности. Это Природа, Бог, Общество и Че-8

ловек. Они различаются между собой специфическим для каждого из них

способом существования, особенностью их представленности в бытии мира.

Так, природа – это всё то, что существует само по себе, спонтанно, стихийным образом. Это та часть реальности, которая никем не сотворена, которой никто не управляет и в которую никто не вмешивается. Прекрасно выразил сущность природы древнегреческий философ Гераклит из Эфеса: «Мир,

единый из всего, не создан никем из богов и людей, а был, есть и вечно пребудет живым огнём, мерами возгорающимся и мерами затухающим». Природе присущ естественный способ существования в том смысле, что она просто есть, и это обстоятельство мы вынуждены признавать – нравится нам это

или нет – как непреложный факт.

Бог в таком случае – это понятие, за которым стоит представление о потустороннем мире, о волшебных существах: ангелах и архангелах, серафимах

и херувимах, чертях и дьяволах, духах и призраках. Сюда относят всё,

имеющее чудесный характер: колдовство, превращения, перемещения в

“мгновенье” ока. Сам Бог есть существо вечное, вездесущее, всемогущее,

всеведущее, всеблагое, то есть полный предел существования, и способ его

существования – сверхъестественный, то есть противоположный природному.

Общество, социальная система состоит из таких элементов, как люди,

вещи, знаки, институты или учреждения, которые в “дикой” природе не

встречаются

Скачать:PDFTXT

Философия. Учебник для студентов технических ВУЗов читать, Философия. Учебник для студентов технических ВУЗов читать бесплатно, Философия. Учебник для студентов технических ВУЗов читать онлайн