Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:PDFTXT
Философия. Учебник для студентов технических ВУЗов

бы потому, что он

смертен; она разрешается человечеством, которое свободно от природной ограниченности индивида. Таким образом, Гегель приходит к важнейшему в

рамках своей системы выводу: “человеческая сущность исторически становится действительностью, развитие свободы – основная характеристика каждой исторической эпохи”.

В рабовладельческом обществе раб не свободен вопреки своей человеческой природе. Но то, что делает его рабом, есть не следствие внешних обстоятельств, а следствие неразвитости его человеческой природы. Человек,

утверждает Гегель, становится рабом лишь потому, что он предпочитает свободе жизнь, пусть и в рабском состоянии (тогда как некоторые индивиды, такие, как Спартак, Эзоп и др. предпочитают свободу жизни, то есть погибают

ради свободы). Иначе говоря, Гегель объясняет несвободу человека в античном обществе и в восточных деспотиях, а также в средневековье тем, что человек еще не познал своей сущности, не осознал себя как существо, которое

по природе своей не может, не должно быть несвободным.

Речь идет не о субъективном незнании, когда одни люди не знают того,

что знают другие, то есть не знают по своей вине и вследствие этого терпят

ущерб. Гегель имеет в виду незнание историческое, объективно обусловленное, которого еще не могло быть, – как не могло быть ядерной физики в

XVIII в. Такое незнание так же, как и знание, не может быть поставлено в

вину или заслугу отдельным индивидам. “С этой точки зрения раб, не постигший своей субстанциальной природы должен быть понят как продукт

определенной системы общественных отношений, а не просто как индивид,

которому в отличие от других не хватает сознания своей собственной сущности.

Переходя к гегелевской концепции личности, можно утверждать, что

личность для Гегеля – “индивидуализированное бытие свободы”. Искания

Гегеля ориентированы на поиски внутренней, необходимой связи между “я”

и социумом, форм их взаимодействия. Личность для Гегеля – это и наиболее

адекватное выражение сущности человека, его самосозидания; и исторически-конкретное явление человеческого рода; и сохраняющаяся в изменениях

неповторимость самосознательного существа.

Личность как самосозидание начинается со свободы и существует, пока

свободна. Свобода здесь рассматривается прежде всего как саморазвитие, как

реализация внутренней необходимости. Нет другого конечного существования, в котором саморазвитие присутствовало бы столь же полно, как в личности. В этом отношении Гегель ставит личность рядом с мировым разумом

и абсолютным духом. В его понимании свободы личности акцент делается не

на сознании, а на делании свободы. “Свободный человек есть круг его самостоятельных действий, реализующих его собственную, внутреннюю необходимость”.46

В человеке Гегель различает индивидное, индивидуальное и личностное.

Человек вне общественных связей – лишь биологический индивид. Индивидуальность же – это общественная неповторимость в отличие от биологической уникальности человека. Индивидуальность формируется социальной

микросредой. Личность можно понять только на основе изучения самодеятельности человека. Индивидное и индивидуальное предзаданы человеку

(первое – предками, второе – социальной средой), личностью человек может

стать только сам. В становлении и развитии личности решающую роль играет, по убеждению Гегеля, не биологическая природа человека, а самоактивность, самотворчество, самоконтроль человека.

Личность творится индивидуально, неповторимо во взаимодействии с

обществом. При этом общество выступает для личности не средой ( как для

формирующейся индивидуальности), а объектом и средством деятельности:

“Обстоятельства или мотивы господствуют над человеком лишь в той мере, в

какой он сам позволяет им это”. Обновление, изменение социальной среды

никогда автоматически не ведет к обновлению человека, последнее всегда

требует самостоятельных “самопреобразовательных” усилий (там же). И индивидуальность, и личность не объяснить без привлечения понятия “субъективность”. Она понимается Гегелем как “спонтанность” (самообусловленность) движения и развития, но не как нечто абсолютно противоположное

объективности”. Это, по Гегелю, есть активность или деятельность по превращению одного бытия в другое (преобразование бытия) и результат этой

деятельности. Не приспособление к бытию, а его диалектическое отрицание,

преобразованиепуть развития отдельной личности и прогресса в истории.

Отсюда вытекает, что деятельность – это субстанция человека; “Понять

деятельность как субстанцию – значит, понять человека как целостное саморазвивающееся существо, в единстве всех его способностей”. Это значит, далее, понять деятельность как родовую характеристику человека, отличающую его от животного, от природы вообще. Причем главной характеристикой деятельности выступает, по Гегелю, универсальность, в которой и проходит четкая граница между жизнедеятельностью животного и деятельностью человека; именно универсальность, способность к универсальной деятельности выявляет в человеке его внеприродность.

Итак, личность есть бытие-в-деятельности. С прекращением деятельности прекращает существовать и личность. Истинная личность всегда не завершена, это ощущается ею как недостаток, хотя это ее величайшее преимущество перед всеми другими существами. Она пытается устранить этот недостаток деятельностью. Как только личность уверует в свою совершенность

и завершенность – она конченная личность: “Когда это произошло, деятельность и жизнедеятельность исчезают и настающая затем незаинтерисованность есть духовная и физическая смерть”. Такого не происходит, когда активность личности связана с интересами, которые невозможно удовлетворить

полностью, сколько бы она ни действовала, т. е. с интересами субстанциальными, существенными для развития личности и общества одновременно.47

Учение Гегеля о человеке есть учение о становлении человечности в человеческой особи, поскольку человек не рождается членом общества, а становится им в результате индивидуального и общественного развития. “По

природе человек не таков, – говорит Гегель, – каким он должен быть: лишь

благодаря процессу преобразования он доходит до истины”. Истина здесь

понимается не просто как знание, правильное представление, а как “постижение и тем самым самоутверждение подлинно человеческой сущности, которая первоначально наличествует лишь “в себе”, т. е. ещё в неосуществлённой форме, а только благодаря воспитанию и самодеятельности индивида в

рамках установившегося в обществе образа жизни становится истинно человеческим бытием, сущность которого образует свобода, как позитивное, диалектическое снятие произвола”.

Другой выдающийся немецкий философ Фейербах говорит о своих сочинениях, что все они имеют одну цель, одну волю и мысль, одну тему. “Эта

тема есть именно религия и теология и всё, что с ними связано”. Борьба с религиозным мировоззрением была главным делом всей жизни Фейербаха. Эта

борьба была следствием глубокого убеждения в том, что ничто не оказывает

столь пагубного действия на его современников, ничто так не препятствует

человеческому счастью, как вера в бога. “Вот почему моральной необходимостью, священным долгом человека является целиком подчинить власти разума темную, бояшуюся света сущность религии…”

Чтобы понять такую направленность деятельности Фейербаха, следует

отметить, что в условиях сохранения феодальных пережитков в немецких государствах того времени религия оставалась доминирующей формой идеологии. Если философия овладевала умами незначительной прослойки интеллигенции, то христианская религия имела универсальное влияние. В центре

идеологической борьбы против феодальных отношений стоял тогда вопрос о

размежевании слепой веры и зрячего разума. Философские теории, этические

учения, вся система образования, нравы и обычаи находились под влиянием

религии, закреплялись и охранялись ею. “Наши религиозные учения и обычаи, – говорил Фейербах, – находятся в величайшем антагонизме с нашей современной духовной и материальной точкой зрения… Устранение этого противоречия есть необходимое условие возрождения человечества… Новое

время нуждается в новом воззрении, в новых взглядах на первые элементы и

основы человеческого существования…”

Фейербах разошелся с гегелевской философией религии. У Гегеля есть

различные религии и философии не по содержанию, но по форме: та истина,

которая выражена в религии в форме чувственных образов, в философии выражается более адекватно – в форме понятий. Иначе говоря, философия выступает не антиподом религии но ее усовершенствованием. Напротив, для

Фейербаха само содержание религии несовместимо с разумом, враждебно

полноценному теоретическому мышлению. У Гегеля философия рационализирует религию: у Фейербаха философия обязывает к отказу от религии”.48

Фейербах стремится выявить корни христианской религии и религиозности вообще. Он не отрицает доводов французских атеистов о связи религиозных верований с невежеством, но одной ссылки на невежество недостаточно для объяснения корней и роли религии. Отсутствие знаний, неспособность

понять законы природы – лишь “отрицательная теоретическая причина или,

по крайней мере, предпосылка всех богов…” Для уяснения сути дела её следует дополнить положительной причиной, порождающей и воспроизводящей

религиозные верования в продолжение столетий. Другими словами, “миф о

том, как бог создал человека, должен быть заменен достоверным знанием о

том, как человек создал бога”.

Разгадку веры, с точки зрения Фейербаха, следует искать в глубинах человеческой психики, следует понять особенности психического состояния

человека, нуждающегося в религиозных иллюзиях. Для этого необходимо

познание природы человека в целом: “только антропология является ключом

к скрытым тайникам религии”.

Главным отличием атеизма Фейербаха от атеизма французских энциклопедистов является перенесение центра тяжести при исследовании корней

религии с рациональной сферы в эмоциональную, выдвижение на передний

план не рассудочных, а чувственных оснований веры в бога: “Чувство – вот

главное в религии”- полагал Фейербах. Первопричина существования богов –

желание. Человек – это прежде всего не созерцающее мир, не познающее

существо, а существо, живущее в этом мире, удовлетворяющее свои потребности или стремящееся их удовлетворить.

То, что именуют “религиозным чувством”, в действительности имеет

производный характер по отношению к другим чувствам, и прежде всего к

чувству зависимости, которое и составляет основу, сущность всякой религии.

Человек на протяжении всей истории чувствовал свою ограниченность, конечность, беспомощность, бессилие по отношению к неподвластным ему силам, которые определяют его возможности и само его существование. Первое, по отношению к чему он ощущал свою зависимость, – природа. Самосохранение человека, его питание, его здоровье были не в его власти, а во власти природы, которая угрожала ему, была полна неожиданностей, опасностей

и в то же время щедрот.

Это чувство зависимости неверно сводить к чувству страха. Конечно,

страх перед грозным явлением и связанная с ним неизвестностьнеотъемлемый элемент чувства зависимости, но не единственный. Чувство зависимости включает в себя также и надежду освобождения от опасности, благодарность, восторг, преклонение. Это чувство предполагает сознание не только

реальной, но и воображаемой, мнимой зависимости. Иначе говоря, чувство

зависимости универсально, оно объединяет все стороны и оттенки переживаний, обусловивших религиозную веру. Предмет, являющийся источником зависимости, становится объектом религиозного почитания. И поскольку первый такой предметприрода, то она и становится первым объектом обожествления. В богов, властителей человеческой судьбы, превращаются те силы,49

от которых зависит жизнь и смерть, здоровье и болезнь, насыщение и голод.

А так как в зависимости от естественных и исторических условий в различной среде и на разных этапах разные конкретные силы и явления природы

оказывают господствующее влияние на человеческие судьбы, то “не природа

вообще, а природа данной страны составляет предмет религиозного почитания, ибо только данной стране обязан я своей жизнью, своим существом”-

полагал Фейербах.

Но чувство зависимости предполагает наличие человеческих потребностей, требующих своего удовлетворения. При всем разнообразии и изменчивости человеческих потребностей их можно в конечном счете свести к одной:

к стремлению к счастью, что бы под ним ни подразумевалось. Чувство зависимости связано с тем, что может дать и отнять счастье, оно “есть выражение

стремления человека освободиться от бед, которые у него есть или которых

он опасается, и получить то добро, которое он желает…” Именно из этого

стремления к недостижимой цели возникает чувство зависимости, воплощаемое в религиозной вере.

Когда нет средств и сил преодолеть нужду, удовлетворить свои потребности, на помощь приходит фантазия: бессилие находит утешение в иллюзии. Боги должны сделать то, чего не в силах сделать сам человек. Недостижимое блаженство здесь переносится в безграничное царство воображения.

Отсюда та огромная роль,

Скачать:PDFTXT

Философия. Учебник для студентов технических ВУЗов читать, Философия. Учебник для студентов технических ВУЗов читать бесплатно, Философия. Учебник для студентов технических ВУЗов читать онлайн