Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:PDFTXT
Философия. Учебник для студентов технических ВУЗов

логикой научного познания. Что касается позитивистски ориентированных русских философов, то в центре их внимания – презумпция первичности объективной реальности, то есть материализм – основная «метафизическая предпосылка» научного познания (П.А. Кропоткин, Д.И. Сеченов, В.И. Вернадский и др.).

После 1917 года в Советском Союзе традиция классической русской философии, благодаря чисто внешним обстоятельствам, прежде всего, конечно,

открытому политическому насилию, была прервана. Монопольное господство приобрёл догматизированный вариант сциентистской парадигмы философии в форме марксизма-ленинизма. В этих условиях русская классическая63

философия (от Чаадаева до Бердяева) не только была убита в прямом смысле

слова, но просто обречена была умереть. Ибо материализм есть уже «пограничная полоса» философии. «…Материалистическое мировоззрение, – писал

Ф. Энгельс, – означает просто понимание природы такой, какова она есть, без

всяких посторонних прибавлений…» Философствование получает с этой точки зрения право на жизнь лишь постольку, поскольку обосновывает переход

к научным формам познания и сознания – “пониманию природы такой, какова она есть».

Материализм как мировоззренческая установка в условиях СССР превращается в средство ментального контроля, используемого тоталитарной

властью. В силу этих обстоятельств он догматизируется, превращается в «воинствующий материализм», становится монопольно насаждаемым пропагандой, образованием, вполне аналогичным по своим функциям религиозному

догмату, стремящимся к тотальному уничтожению иных мировоззренческих

форм (что характерно именно для религиозных войн того или иного рода).

Но адекватные границы материализма в культуре – сфера производственной деятельности, «здравый смысл», физикалистские науки. Когда же он

выносится за указанные границы, это ведет к уничтожению самостоятельного, самодовлеющего мира идеального, к которому восходят религия, мораль,

собственно личностные качества человека.

Ведь правила вхождения в мир идеального – иные, нежели практические

либо естественнонаучные процедуры, хотя они и не содержат ничего мистического, «потустороннего». Они связаны с феноменом рефлексии. Уничтожение же мира идеального? «аннигилирующего» в ситуации тотальной монополии материализма, ведет и к ликвидации собственно гуманистической ипостаси человека, к его роботизации (“человек-винтик”). К этому следует добавить, что философия диалектического и исторического материализма играла

ещё и роль средства манипулирования научным сообществом. Последнее

приводило к реанимации преодолённых мировой наукой натурфилософских

форм знания (“лысенковщина”), третированию генетики, кибернетики и т.п.

Марксистская философия. Марксистская философия возникла в середине XIX века. Она была обусловлена промышленной революцией конца

XVIII века, связанной с использованием пара в промышленности и на транспорте; развитием и усилением буржуазии, появлением нового класса – пролетариата, который жестоко эксплуатировался буржуазией. В Европе прошли

буржуазные революции, но их победы не улучшили положения пролетариата, который неоднократно выступал против эксплуатации и бесправия. Но

эти выступления были жестоко подавлены.

Появление марксизма, как идеологии пролетариата, было обеспечено

развитием науки: открытие и обоснование закона сохранения и превращения

энергии, эволюционной теории Дарвина, клеточной структуры вещества и

т.д. А также общественных наук: английской классической политэкономии,

немецкой классической философии и утопического социализма.64

Основоположниками марксистской философии были Карл Маркс (1818

– 18883 гг.) и Фридрих Энгельс (1820 – 1895 гг.) После увлечения неогегельянством, фейербахианством и революционным демократизмом произошел их

переход на коммунистические позиции, взаимное сближение и последующая

совместная работа.

Основные направления исследований: сущность человека, отношение

человека к миру, взаимоотношение людей, человек и общество, законы развития общества. В нашей стране и в других странах осуществлявших социалистическое строительство в течение десятков лет имело место безмерное

возвеличивание Маркса и Энгельса. А в 90-х годах те же люди, которые восхищались Марксом и Энгельсом подвергли их труды столь же необъективной и необоснованной критике. В то время, как выдающиеся представители

философской мысли ХХ века дают более объективную оценку К. Марксу, так

Бертран Рассел писал, что К. Маркс был человеком, возродившим материализм, давшим ему новую интерпретацию и новое соответствие с человеческой историей. Кроме того, он – последний из великих системостроителей,

преемник Гегеля, так же веривший в некую рациональную формулу, объемлющую развитие человечества. Карл Поппер, критиковавший позиции марксизма, отмечал: Маркс часто подвергается критике, поэтому мне казалось,

что суровую критику его теорий следует сочетать с сочувственным пониманием его поразительной моральной и интеллектуальной привлекательности.

Макс Вебер оценил данное Марксом материалистическое понимание истории

как первый шаг в познании капитализма, как научное открытие. Он считал,

что многому у Маркса научился.

В чем суть вклада К. Маркса в философию?

Ф. Энгельс указывал на два основных открытия К. Маркса: а) открытие

и обоснование прибавочной стоимости, б) материалистическое понимание

истории.

Теория прибавочной стоимости относится к экономическим наукам.

Суть ее состоит в том, что часть стоимости товаров, производимых на капиталистических предприятиях, которая создается неоплаченным трудом наемных рабочих сверх стоимости их рабочей силы и безвозмездно присваивается

капиталистом. По Марксу, это специфическая форма капиталистической эксплуатации работников.

Основной философский раздел марксизма – материалистическое понимание истории. Сущность его сводится к распространению последовательного материализма на историю общества. Иными словами – как в природе материя первична, а сознание вторично, производно. Так и в обществе – общественное бытие первично, а сознание вторично. Общественное бытие определяет сознание.

К. Маркс и Ф. Энгельс вычленяли в общественном бытие основные условия материальной жизни общества: географическую среду, плотность народонаселения и общественное производство.65

Под географической средой К. Маркс и Ф. Энгельс понимали природные

условия жизни человека. Уже в период жизни и деятельности Маркса в общественной мысли имели место географический детерминизм и геополитика.

Представители географического детерминизма утверждали, что географическая среда играет решающую и определяющую роль в жизни народов и людей. Вытекающая из этой позиции геополитика основывалась на том, что в

соответствующей географической среде формируются народы более талантливые, более способны и имеющие право поэтому на ряд преимуществ перед

другими народами, в том числе и на расширение территории своего обитания

за счет территории других народов.

Ярким примером такой политики была политика германского фашизма.

Маркс и Энгельс утверждали, что географическая среда имеет огромное

влияние на жизнь человека. Без соответствующих географических условий

человек и человечество не могут существовать. Вместе с тем, по их мысли,

естественные условия безразличны к потребностям людей, но общество преобразует их и подчиняет своим целям. Ведущая и решающая роль в использовании и изменении географической среды принадлежит человеку. А масштабы, характер и формы этого изменения зависят от общественного строя и

прежде всего от характера производственных отношений.

Плотность народонаселения. Еще во 2-ой половине XVII века английский экономист Т. Мальтус сформулировал позицию, согласно которой численность населения имеет тенденцию раста в геометрической прогрессии, а

средства существования людей могут увеличиваться только в арифметической прогрессии. В результате этого наступает перенаселение, с которым необходимо бороться естественными мерами: голод, эпидемии, войны и искусственным сокращением рождаемости. Эта позиция, получившая название

мальтузианства, претерпела определенную эволюцию, но сущность её сохранилась. Маркс и Энгельс, признавая важность определенной плотности народонаселения, показали несостоятельность мальтузианства.

Они доказали, что решающее воздействие на жизнь и социализацию общества оказывает способ производства материальных благ. Это подтверждается всей историей развития цивилизации человечества, на протяжении которой наибольших успехов достигали народы, имевшие наиболее развитое

производство. при этом упор Марксом и Энгельсом делался на производство

материальных благ, обуславливающее социальный, политический и духовный процессы жизни общества вообще.

Способ производства – это исторически конкретное единство производительных сил и производственных отношений, это материальная основа

общества, определяющая его особенности и развитие. Производительные силы – это система субъективных (человек) и вещественных (техника) элементов, осуществляющих “обмен веществ” между обществом и природой в процессе производства. Производительные силы выражают активное отношение

людей к природе, заключающееся в материальном и духовном освоении ее

богатств. В ходе этого процесса воспроизводятся условия существования че-66

ловека и происходит убыстряющийся и совершенствующийся процесс становления и развития самого человека. Производительные силы образуют ведущую сторону способа производства, основу развития общества.

Главная производительная сила – сами люди, участвующие в процессе

производства. Их производственный опыт, трудолюбие, активность и трудоспособность, задачи, которые они перед собой ставят, определяют потенциал

общественного производства. Порождением их ума и труда являются вещественные элементы производительных сил – средства производства и средства потребления. Средства производства состоят из средств труда, при помощи которых человек воздействует на природу, и предметов труда, на которые

направлен труд человека. Важнейшую составную часть средств труда составляют орудия труда (инструменты, механизмы, машины и т.д.). Средства

производства образуют материально-техническую базу способа производства.

В настоящее время, в период бурного научно-технического прогресса в

производительные силы включается наукасфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретическая систематизация

объективных знаний о действительности.

Производственные отношения — это система материальных экономических отношений между людьми в процессе производства и движение общественного продукта от производства до потребителя. Это отношение собственности (отношение к средствам производства). Они пронизывают все сферы экономических отношений: производства, обмена, распределения и потребления материальных благ. Производственные отношения придают всем

общественным явлениям исторически определенное социальное качество.

Производственные отношения являются социальной формой производительных сил. Вместе они составляют две стороны каждого способа производства и связаны друг с другом по закону соответствия производственных отношений, характеру и уровню развития производительных сил. Согласно

этому закону производственные отношения определяются производительными силами и выступают как определенные социальные формы их развития.

Но, развиваясь, производительные силы перерастают рамки существующих производственных отношений, и последние тормозят дальнейшее

развитие производительных сил. Нарастает противоречие между производительными силами и производственными отношениями, переходящее в конфликт. Он, согласно К. Марксу, разрешается социальной революцией, уничтожающей старые и утверждающей новые производственные отношения, новый способ производства.

Исходя из материалистического понимания истории К. Маркс выдвигает

и обосновывает свою теорию исторического прогресса. ядром ее является

«формационный» подход к историческому развитию. Маркс применяет в исследовании исторического развития диалектический метод повторяемости и

обновления, следуя которому выделяет общее и особенное в социальном

строе различных стран в разные исторические периоды и обобщает их со-67

стояния в одно основное понятиеобщественно-экономическая формация

это тип общества, представляющий собой особую ступень в его развитии,

общество, находящееся на определенной ступени исторического развития,

общество со своеобразным отличительным характером.

Маркс и Энгельс вычленяют пять общественно-экономических формаций: первобытно-общинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и коммунистическая. Каждая последующая формация является более

прогрессивной в области экономики, культуры, быта и других сторон человеческой жизни по сравнению с предыдущей. По мысли основоположников

марксизма силой развития общества всегда был и будет народ. А результаты

присваивали себе те или другие классы эксплуататоров. Первобытнообщинный строй – первая неантагонистическая формация. Последующие три формации являются классовыми и антагонистическими. Буржуазные производственные отношения Маркс считал последней антагонистической формацией. На смену ей должна прийти коммунистическая фармация, которая по

мысли Маркса и Энгельса открывает подлинно человеческую историю. Переход от одной общественно-экономической фармации к последующей осуществляется революционным путем, т.е. путем насилия. Мера насилия зависит от силы сопротивления свергаемого господствующего класса и строя.

Возможность обратного движения общества Маркс и Энгельс допускали

только в виде временного зигзага.

Переход от антагонистических фармаций к коммунистической Маркс и

Энгельс считали особенно сложным ввиду полной, категорической смены

всех сторон общественной жизни. Они утверждали, что с одной стороны у

пролетариата нет иного пути, ибо капитализм неизбежно доведет его до полной «пауперизации». С другой стороны капиталисты теряют все. Острота

противоречий неизбежно должна привести к особенно острой борьбе. Учитывая это, Маркс и Энгельс утверждали, что социалистическая революция

может победить только одновременно во всех странах или, опять же одновременно, в большинстве наиболее развитых капиталистических странах.

После победы социалистической революции неизбежен переходный период от капитализма к коммунизму. На протяжении этого периода для окончательного

Скачать:PDFTXT

Философия. Учебник для студентов технических ВУЗов читать, Философия. Учебник для студентов технических ВУЗов читать бесплатно, Философия. Учебник для студентов технических ВУЗов читать онлайн