подавления сопротивления свергнутых классов необходима диктатура пролетариата. Сама коммунистическая фармация должна состоять из
двух фаз: а) социализм, б) коммунизм. Первая фаза опять же переходная с
распределением материальных благ и духовных ценностей по труду. Вторая
фаза – высший уровень производства и культуры, бесклассовое общество с
распределением по потребностям.
В настоящее время формационный подход к истории К. Маркса и Ф. Энгельса подвергается критике. Ему противопоставляется цивилизационный
подход. Суть его в том, что, во-первых, по мнению сторонников этого подхода, история развивается не скачкообразно, а эволюционно, постепенно. Вовторых, ведущее место в общественном прогрессе играет не экономика, а
культура в самом широком смысле этого слова. В-третьих, не меньшую, а в68
определенных случаях большую роль в общественном процессе, играют не
объективные, а субъективные факторы. Некоторые сторонники этой позиции
– С. Кара-Мурза и другие утверждают, что в природе все происходит по объективным законам, а в обществе такие законы не действуют. Это не ново. Такую позицию уже давно отстаивали французские просветители и русские народники.
По существу обе позиции имеют свои плюсы и минусы. Формационный
подход: минусы – не все указанные Марксом фармации проявились во всех
странах мира, фетишизация экономики. Цивилизационный подход: минусы –
сплошная эволюционность в общественном прогрессе, необоснованное преувеличение субъективного фактора. И разве можно назвать цивилизацией
господство фашизма в Германии 30-х – 40-х годов, атомную бомбардировку
Японии, подготовленную человечеством угрозу атомной войны, экологического кризиса, небывалый размах терроризма и наркомании. Но обе позиции
имеют и несомненные плюсы. Формационный подход – конкретность и
обоснованность. Цивилизационный подход – ведущая роль культуры в широком смысле слова, включающей в себя и экономику.
После смерти К. Маркса и Ф. Энгельса сложились два направления марксизма. Ведущими идеологами первого направления стали Э. Бернштейн
(1850 – 1932 гг.) и Карл Каутский (1854 – 1938 г.г.) Ведущим идеологом второго был В.И. Ленин (1870 – 1924 г.г.) Последователями Бернштейна и Каутского являются правые социал-демократические партии современности. Последователями Ленина – коммунистические партии.
Э. Бернштейн утверждал, что марксизм устарел и предлагал вернуться к
философии Канта. Выступал с критикой всей системы марксизма. Пытался
опровергнуть теорию стоимости и обнищания масс. Выступал против пролетарской революции и диктатуры пролетариата, вообще против насилия и катастрофизма. Утверждал, что пролетарская революция может привести к
хаосу и разрушению производительных сил, что пролетариат не способен организовать производство. Отрицал возможность построения социализма. Социализм, по его мнению, это только идеал. Отстаивал программу постепенных реформ и компромиссов с целью улучшения положения рабочего класса
под лозунгом: «Движение всё, конечная цель — ничто».
Карл Каутский (1854 – 1938 г.г.) был несколько ближе к марксизму, чем
Бернштейн. Он, по его словам, пытался систематизировать и осовременить
философские и социально-политические идеи Маркса. Но ряд основных
принципов марксизма отвергал. Не принимал большевизм.
Каутский отрицал партийность философии. Доказывал совместимость
научного социализма и немарксистских философских систем. Отрицал связь
между господством монополий и политикой империализма. Выдвигал теорию «ультраимпериализма», как перспективу развития новой фазы капитализма, свободной от ряда негативных сторон, присущих капитализму современному К. Марксу. Отрицал неизбежность пролетарской революции. Октябрьскую революцию в России встретил враждебно. Был против диктатуры69
пролетариата. Противопоставлял ей «последовательную» демократию. Более
или менее ортодоксальными последователями этого направления являются
социал-демократические партии современности.
Ведущим идеологом другого направления признан Владимир Ильич Ленин (1870 – 1924 гг.) Ленин — ортодоксальный марксист. Вёл решительную
борьбу против Бернштейна, Каутского и их последователей. Он развивал
теорию К. Маркса и Ф. Энгельса в плане ускорения пролетарской революции
и ужесточения диктатуры пролетариата в условиях враждебного капиталистического окружения.
Ленин беспощадно критиковал идеализм и контрреволюцию. Развивая
позиции К. Маркса и Ф. Энгельса, создал теорию социалистической революции. Он доказывал, что в новых исторических условиях начала ХХ века социалистическая революция может победить и в одной отдельно взятой стране, даже если эта страна не относится к числу наиболее развитых капиталистических стран. Для этого, по Ленину, необходима последовательно марксистская партия пролетариата. Ленин создал такую партию и руководил
Октябрьской революцией.
Ленин создал план социалистического строительства в одной отдельно
взятой стране. Существенной позицией этого плана была разработка новой
экономической политики (НЭП), в которой содержались основные положения плана современных реформ, к сожалению не реализованных в СССР 20-х
– 30-х годов.
Последователями Ленина в большей или меньшей мере являются современные коммунистические партии.
Современная Западная философия. Многообразие направлений классической философии так или иначе связывалось в единое целое приоритетом
разума, рационалистическими построениями благоустройства общественной
жизни. Начиная с середины XIX века и особенно в ХХ веке общефилософский стержень рационализма разрушается, оформляются отдельные самостоятельные философские направления, связывающие себя с проблематикой
внерациональных (бессознательных, интуитивных, оценочных) факторов философского понимания бытия; с анализом языка, ставшего частью жизненного мира человека; с искусством и теорией толкования текста; с поиском чистого сознания, освобожденного от предметного содержания; с обнаружением
скрытых смыслов феноменов культуры, лишенных своего рационального
обоснования и т.д. Всё это и становится предметом нашего рассмотрения.
«Философия жизни»: А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, А. Бергсон. Прежде
всего, что представляет собой понятие «жизнь», которое «вводится» философией жизни и которому придается философский статус. В данном понятии
можно выделить три содержательных начала. Жизнь, во-первых, это своеобразная органическая целостность, внутри которой еще нет различения материи и духа, бытия и сознания. Жизнь, во-вторых, это некий хаос, некая космическая сила, обладающая огромным творческим потенциалом, и в которой70
скрыта заранее определенная судьба. Жизнь, в-третьих, улавливается, постигается с помощью интуиции, а вовсе не силой разума. С помощью этого
понятия философия жизни противопоставляет себя всей предшествующей
философской традиции, сводя счеты с гегелевским панлогизмом.
Родоначальником «философии жизни» принято считать немецкого философа Артура Шопенгауэра (1788-1860). Мир, по Шопенгауэру, есть проявление единственной и единой, «слепой» и могучей силы — бессознательной воли. Основное произведение А. Шопенгауэра так и называется «Мир как воля
и представление». Все пронизано слепым инстинктом воли, приобретающем
в своем всемогуществе космическое начало. Пока воля существует, сохраняется и Вселенная. В природе воля просыпается для самосознания своей силы
и могущества и достигает наивысшей ступени развития в человеке. В жизни
человека и в истории общества, как считает Шопенгауэр, нет развития: во все
времена происходит одно и то же («история повторяется»), в крайнем случае,
само повторение происходит по-разному. Чем больше просыпается самосознание (и, тем самым, ярость) воли, тем больше страдания человека и сильнее
череда общественных потрясений, постоянно воспроизводящихся в различных проявлениях. Ведь воля — это неизменное «вожделение» (желание, стремление), постоянно неудовлетворенная «страсть» бытия.
Как только человек достигает цели, он тут же стремится к новой, разрушающей прежде достигнутое. Поэтому степень страданий человека зависит
не столько от внешних ударов судьбы, сколько от того, насколько он готов
воспринять ее удары, когда «просыпается» ярость воли. Где же выход? В
осознании того, что находящийся под властью страстей человек становится
свободным лишь тогда, когда он освобождается от всех желаний. Избавление
от страданий, причиняемых слепым роком судьбы, заключается в саморастворении в ничто, в конечном счете в буддийской нирване, к чему и пришел
в своих размышлениях А. Шопенгауэр.
«Философия воли» немецкого философа Фридриха Ницше (1844-1900)
опиралась на несколько иные основания. Он исходил из того, что традиционно сложившиеся в мире ценности потеряли свое содержание, настало время
пересмотра всех ценностей. «Бог умер», — провозглашает в центральном произведении «Так говорил Заратустра» Ф. Ницше. А если «Бог умер», то придать ценность самому себе и всему в мире может лишь человек. Но обычный
средний человек не способен к этому. Лишь нравственно и интеллектуально
независимый сверхчеловек в состоянии это сделать. Сверхчеловек не лицемерит, он как бы сохраняет (вынашивает в себе) первобытные инстинкты
варварства, еще не испорченного цивилизацией.
Сверхчеловек возвышается над массой людей. Сфера существования
сверхчеловека это не низкопробная массовая цивилизация, а культура высокого ранга, подобная той, что была в античной Греции. Без рабства нет культуры, только властвуя над слугами, сверхчеловек создает культуру высшего
класса. Мораль сверхчеловека — это высшая мораль, «мораль господина»,
принципиально отличающаяся от рабской морали (еще Гегель противопос-71
тавлял греческую культуру «несчастному сознанию» христианства). Мораль
господина — выше принятых представлений о добре и зле, ее единственной
побудительной силой является «воля к власти».
Эта «воля к власти» пронизывает весь мир, и в этой своей силе и всеохватности осознается и принимается сверхчеловеком. Если Шопенгауэр видел
решение проблемы в отказе от воли, в полной пассивности, то Ницше, напротив, воспевает героические поступки. По Ницше, в мире проявляется закон
«вечного возвращения». События, которые мы вновь и вновь переживаем, —
одни и те же, на арену жизни выходят одинаковые герои и одинаково трусливые люди. Это «вечное возвращение», по Ницше, и оправдывает необходимость существования сверхчеловека, его нравственно одинокое подвижничество среди массы трусливых людей. Ницше как бы предугадывает те всеохватывающие тенденции, которые начинают проявляться в конце XIX — начале
ХХ столетия и которые привели к грандиозным потрясениям и к сильнейшим
внутренним переосмыслениям нравственных начал бытия человека.
И, в заключение, об Анри Бергсоне (1859-1941), французском философе
жизни. По мнению А. Бергсона, мир в основе своей совершенно иррационален, и человек должен быть носителем не только интеллекта, но и живой воли к творчеству. Иррациональность «потока жизни» постигается только с
помощью интуиции. А. Бергсон подчеркивал, что замысел жизни, единое
движение, пробегающее по ее линиям, связывающее их между собой и придающее им смысл, ускользает от нашего разума. Интуиция же хочет и должна одним взором охватить все многообразие явлений как единое целое и, тем
самым, сполна приобщает это единое целое к миру знаний.
Интуиция представляет для А. Бергсона непосредственную, самоё себя
постигающую и действительную жизнь, как самоё себя созерцающую волю.
Если в свободном акте творческой фантазии Бог являет нам свою жизнь, то с
помощью интуиции мы повторяем его творческий акт (и в этом смысле мы и
являемся «образом и подобием Бога»). В книге «Творческая эволюция»
А. Бергсон раскрывает движущую силу философии жизни, заключающуюся в
желании доставить вечно расширяющейся и просвещающей, творящей и созерцающей личности принадлежащее ей по праву место в общей картине мира. Философия А. Бергсона «есть оппозиция против механизирования и овеществления мира, реакция против холодной рассудочной работы математического естествознания и протест против обезличивания и обесценивания
жизни».
Экзистенциалисткая проблематика С. Кьеркегора. Современный экзистенциализм: К. Ясперс и М. Хайдеггер; А. Камю и Ж.-П. Сартр. Экзистенциализм — наиболее яркий и последовательный иррационализм. Крупнейшие
представители экзистенциализма — Сёрен Кьеркегор (1813-1855) в Дании,
Карл Ясперс (1883-1969) и Мартин Хайдеггер (1889-1976) в Германии, Альбер Камю (1913-1960) и Жан-Поль Сартр (1905-1980) во Франции.
Экзистенциализм философски выражает глубокие потрясения европейской цивилизации, наиболее полно проявившиеся в первой половине ХХ ве-72
ка. У поколения интеллигенции, перенесшей первую мировую войну войну,
обманчивую стабильность 20-30-х годов, фашизм и гитлеровскую оккупацию, экзистенциализм вызвал интерес прежде всего тем, что эта философия
обратилась к проблеме кризисных ситуаций («хождение по мукам») для человека, претерпевающего жестокие социальные потрясения и испытания, обнаружившего свою «заброшенность» (излюбленное выражение М. Хайдеггера)
в иррациональный, не контролируемый им поток событий. События этого
периода европейской истории обнаружили неустойчивость, хрупкость, неустранимую конечность всякого человеческого существования, и не только
индивидуального, но и родового. Отсюда самым адекватным и глубоким знанием о природе человека экзистенциализм признает осознание («тревогу»,
«страх», «отчаяние») человеком собственной смертности и несовершенства.
Центральное место в философии экзистенциализма (философии существования) занимает понятие экзистенции