Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:PDFTXT
Философия. Учебник для студентов технических ВУЗов

инстинкты — либидо (лат. libido — влечение, желание, стремление),

цель которых заключается в продолжении рода, и влечения к жизни, имеющие своей целью сохранение, поддержание и развертывание жизни во всех

ее аспектах и проявлениях. Впоследствии оба влечения Фрейд объединяет в

одно — влечение к жизни (Эрос), которому противостоит влечение к смерти

(Танатос).

Вокруг влечений, подвергшихся вытеснению в область бессознательного, согласно Фрейду, формируется целый ряд комплексов, центральным из

которых является Эдипов комплекс. Согласно древнегреческому мифу, Эдипу, сыну царя Фив, было предсказано, что Эдип станет убийцей своего отца и

супругом своей матери, что, впоследствии, и осуществилось. Отношению к

отцу, по Эдипову комплексу, амбивалентно (лат. ambo — оба и valentio — сила;

двойственность переживаний). Отец вызывает у мальчика противоположные

чувства: стремление устранить отца как своего соперника и вместе с тем чувство преклонения перед ним, ибо отец может и наказать и защитить. У девочек подобное чувство проявляется в виде комплекса Электры — в любви к отцу и ревности к матери. «В эдиповом комплексе, — пишет Фрейд в работе «Тотем и табу» (1913), — совпадают начала религии, нравственности, об-77

щественности и искусства в полном согласии с данными психоанализа, по

которым этот комплекс составляет ядро всех неврозов…».

Важнейшую роль в учении Фрейда играют понятия сублимации (от лат.

sublimo — возношу) и вытеснения. Сублимация — это перенесение, переключение психической энергии с социально неприемлемых, низменных

целей на социально-приемлемые: творчество в области науки, искусства, литературы и иные виды творчества. Вытеснение по своей направленности

противоположно сублимации. Человек неосознанно загоняет свои влечении в

самые дальние уголки психики, накладывает на них жесткий запрет. Но они

от этого не исчезают, а, наоборот, становятся источником отрицательной

энергии, рождают агрессивность, приводят к различным психическим расстройствам и неврозам. Будучи же выявлены с помощью психоаналитических методов, разработанных Фрейдом, и представленными на свет сознания,

они утрачивают свою разрушительную силу.

Вместе с тем в учении Фрейда человек предстает существом, руководимым в жизни исключительно низменными устремлениями. Теория Фрейда

производит редукцию (низведение) всех высших проявлений человеческого

духа до низших. На эту сторону фрейдовской концепции, практически игнорировавшей социальный фактор, обратили внимание последующие психоаналитики, прежде всего К. Юнг и Э. Фромм.

Карл Густав Юнг (1875-1961) — швейцарский психолог и философ, родоначальник аналитической психологии. Согласно Юнгу, бессознательное

вовсе не является темным хранилищем пороков и плотских влечений, как

считал Фрейд. Это собрание утраченных воспоминаний, аппарат интуитивного восприятия, значительно превосходящий по своим возможностям сознательное мышление. Юнг выявляет так называемое «коллективное бессознательное» как более глубинный, чем личностное бессознательное Фрейда,

слой психики, несущий в себе «свойства всего человечества, как некоего общего целого». Коллективное бессознательное — это итог жизни человеческого

рода, оно присуще всем людям, передаётся по наследству и служит основанием, на котором вырастает индивидуальная психика. Содержанием коллективного бессознательного являются так называемые архетипы — праобразы

(первобытные образы), изначальные врожденные психические структуры,

образования архаического характера, включающие мифологические мотивы.

Мифотворчество, считает Юнг, присуще человеку во все времена. Взаимодействуя с глубинными архетипическими (от греч. arche — начало и typos —

образ) структурами коллективного бессознательного, сознание создает новые

мифы, иррациональные идеи. Одной из таких идей, считает Юнг, является

идея национал-социализма в Германии, основанная на архетипическом образе мифологического древнегерманского бога «грозы и неистовства» — Вотана.

Эрих Фромм (1900-1980) — немецко-американский психолог и социолог,

представитель неофрейдизма, соединившего идеи психоанализа с социологическими теориями. «Человеческая натура, — пишет Фромм в работе «Бегство

от свободы» (1941), — это не сумма врожденных, биологически закрепленных78

побуждений, но и не безжизненный слепок с матрицы социальных условий;

это продукт исторической эволюции в синтезе с определенными врожденными механизмами и законами». Фромм вводит, в отличие от классического

психоанализа, понятие «социальное бессознательное». Социальное бессознательное – это вытесненный психический материал, общий для большинства

членов данного общества; социальный по своей природе и представляющий

собой социальный характер. Характер определяется Фроммом как «относительно стабильная система всех неинстинктивных стремлений, через которые

человек соотносится с природным и человеческим миром». Развивая идею

социального характера, Фромм опирается на такие понятия как «обладание» и

«бытие», трактуя их как «два основных способа существования, два разных

вида самоориентации в мире, две различные структуры характера, преобладание одной из которых определяет всё, что человек думает, чувствует и делает».

Если человек живёт по принципу обладания, его отношение к миру выражается в стремлении овладеть этим миром, превратить всё и всех в свою

собственность. Альтернативой обладания является бытие. В понимании

Фромма, бытие — это истинная природа личности, которая ориентирована на

независимость, свободу, критический разум. Внутренняя активность — вот

основная характеристика бытия личности. «Быть активным, — пишет Фромм в

работе «Иметь или быть?» (1976), — значит дать проявиться своим способностям, таланту, всему богатству человеческих дарований, которыми — хотя и в

разной степени — наделен каждый человек». Быть — значит также «общаться с

другими людьми, вырваться из тьмы своего одиночества и эгоизма». Ориентация на бытие включает такие качества личности как потребность отдавать,

делиться с другими, стремиться к единению, что характерно для действительно демократического, гуманного общества.

Герменевтика. Интерпретация, понимание, герменевтический круг.

Герменeвтика (от греч. hermeneutikos — разъясняющий, истолковывающий) —

это искусство и теория истолкования текста. Одним из первых произведений

герменевтического характера принято считать сочинение Аристотеля «Об истолковании». Когда возникло христианство, то искусство и теорию истолкования текста, в то время называвшихся экзегeтикой (от греч. exegetikos —

разъясняющий), стали применять как инструмент правильного понимания

Библии. При этом было обращено внимание, что текст может иметь несколько смысловых уровней.

В начале XIX в. немецкий протестантский теолог и философ Фридрих

Шлейермахер (1768-1834), рассматривая возможность применения герменевтики к любым текстам, а не только к священному писанию, понял, что герменевтика может служить особым (в отличие от других методов работы с текстом, например, грамматики), способом понимания внутреннего мира автора

текста.79

Немецкий философ Вильгельм Дильтей (1833-1911) уже связывает с

герменевтикой «науки о духе», изучающие общество и человека, историю и

культуру. Ведь «науки о духе» так или иначе сталкиваются с задачей постижения внутреннего мира автора текста, поскольку данные науки реконструируют картину изучаемых событий посредством обращения к письменным источникам, т.е. к текстам. Дильтей считал, что ученый не в состоянии адекватно воспроизвести, правильно интерпретировать прошлые факты без учета

психологии, мотивации, менталитета создателя документа как письменного

свидетельства. Нужно, как полагал Дильтей, «вжиться», «вчувствоваться» в

образ жизни и образ мыслей автора.

В XX веке герменевтика поднимается до уровня философской дисциплины и рассматривается как важнейший исследовательский метод всего комплекса социально-гуманитарных дисциплин. Научная работа с текстом становится существом гуманитарного познания: постигнуть духовную жизнь

человека соответствующей эпохи можно только через раскрытие многозначности текста. При этом необходимо учесть, что познающий субъект сам становится, «вживаясь» в содержание текста, в духовный мир, выражаемый автором текста, частью познаваемой духовной реальности. Получается, что постижение смысла текстов постоянно движется по пути их интерпретации и

понимания через эту интерпретацию духовного мира автора и эпохи, выраженного в тексте, к новым текстам и к новым, более глубинным, смысловым

уровням.

Понимание и интерпретация становятся важнейшими понятиями философской герменевтики. При этом сама герменевтика превращается из учения

о методе познания в учение о бытии. Человек, в герменевтике, есть существо,

бытие которого заключается в понимании. Понимание становится не только

способом познания, но и способом существования человека. Крупнейшими

представителями философской герменевтики считаются французский философ Поль Рикёр (род. в 1913), уже известный нам Мартин Хайдеггер, его

ученик Ханс-Георг Гадамер (род. в 1900), автор программного труда «Истина

и метод. Очерки философской герменевтики» (1960) и др.

Что же такое интерпретация? «Интерпретировать, — считает Рикёр, —

значит идти от явного смысла к скрытому». Интерпретация подчинена главной герменевтической задаче — пониманию. Цель понимания заключается в

том, чтобы перенести смысловую связь и структуру от другого жизненного

(исторического и личностного) мира в свой собственный. То, «что является

жизненным, — пишет в «Истине и методе» Гадамер, — …в действительности

никогда по-настоящему не познается предметным сознанием, напряжением

разума, который стремится проникнуть в закон явлений. Жизненное — не такого свойства, чтобы можно было извне достичь постижения жизненности.

Напротив, единственный способ постичь жизненное — это постичь его изнутри». При этом необходимо внимательно относиться к внутреннему миру другого человека, к духу иной культуры, чтобы присущие им смыслы были восприняты нами, как они воспринимались в свое время самими носителями80

этих смыслов. «Понимать, — пишет Рикёр, — означает переноситься в другую

жизнь». При этом возникает проблема так называемого герменевтического

круга.

У Шлейермахера герменевтический круг — это принцип понимания текста, основанный на взаимосвязи части и целого: понимание целого складывается из понимания отдельных частей, а для понимания отдельных частей необходимо понимание целого. Получается круг, но только герменевтический.

Герменевтический круг усложняется тем, что и анализируемый текст (как

целое) является частью по отношению ко всему творчеству автора, а творчество автора, в свою очередь, часть соответствующего жанра, а жанр включается в литературу. Но и это еще не всё! Текст ведь является еще и частью

душевной жизни автора. Поэтому, у Дильтея в качестве элементов герменевтического круга, в соотношении части и целого, выступают текст и биография его автора.

Идея герменевтического круга усложняется еще и тем, что взявшись за

решение задачи понимания какого-либо текста, субъект исследования так

или иначе уже имеет некоторое представление о том, что предстоит понять

(беспредпосылочного понимания не существует!). Исследователь уже настроен на определенную «волну», невольно ожидает от воспринимаемого

текста то, что соответствует его представлениям о смысле текста. Получается, что без предпонимания (первичного понимания), предшествующего дальнейшему углублению в смысл текста, не обойтись. Поэтому, разработка

предварительного наброска смысла текста и его последовательный пересмотр являются процессом понимания смысла текста, способом «переноса» в

другую жизнь. Тем самым, философская герменевтика поднимается через

механизм понимания до рассмотрения всего объема человеческих взаимоотношений и форм общения, наполняется высоким моральным пафосом озабоченности за опасные последствия разобщенности людей, трудности установления взаимопонимания. И в этом высокий гуманитарный потенциал герменевтики.

Структурализм: Ж. Деррида, М. Фуко. Р. Барт. Во второй половине

XX в. в Западной Европе возникает новое направление, обозначаемое в целом как «постструктуралистско — деконструктивистско — постмодернистокий комплекс». Каковы общие черты данного комплекса и кто его наиболее видные представители?

Во-первых, в данном философском направлении реализуется так называемый интердисциплинарный подход, отходящий от узкопрофессиональной трактовки содержания философского знания (онтология, гносеология, аксиология и т.д.). Здесь объектом философского исследования

является все, что может быть проинтерпретировано с целью поиска новых

смыслов. Текст же в этом случае понимается как любая система знаков, несущая некую информацию и содержащая в себе любые скрытые смыслы.

Поэтому, в отличие от традиционных способов и приемов философского ис-81

следования, здесь отдается предпочтение самым разным гуманитарным методикам: философским, филологическим, историческим, политологическим

и другим.

Во-вторых, основой методологии исследования любого текста является

принцип деконструкции (лат. de… — отмена, устранение чего-либо). Смысл

деконструкции «как специфической методологии исследования литературного текста заключается в выявлении внутренней противоречивости текста, в

обнаружении в нем скрытых и не замечаемых не только неискушенным, «наивным» читателем, но ускользающих и от самого автора («спящих», по выражению Жака Дерриды) «остаточных смыслов», доставшихся в наследие от

речевых, иначе — дискурсивных, практик прошлого, закрепленных в языке в

форме неосознаваемых мыслительных стереотипов, которые, в свою очередь,

столь же бессознательно и независимо от автора текста

Скачать:PDFTXT

Философия. Учебник для студентов технических ВУЗов читать, Философия. Учебник для студентов технических ВУЗов читать бесплатно, Философия. Учебник для студентов технических ВУЗов читать онлайн