Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:PDFTXT
Философия. Учебник для студентов технических ВУЗов

трансформируются

под воздействием языковых клише его эпохи».

На первый взгляд кажется, что это вовсе не новое слово в философии, а

уже известная нам герменевтика. Однако это не так. В герменевтике традиционно строится общая исследовательская программа, деконструктивизм же

отказывается от любой программы, рассматривая ее как дань классике. Цель

герменевтиков — понять текствообще становится для деконструктивизма

малозначимой. Для него главное — текст как таковой, выяснение того, как

форма, выразительные средства (особо среди них выделяется деконструктивизмом метафора) и смысл, но не единственно только он, а среди прочих,

оказывают влияние на любое содержание, облеченную в текстовую форму.

При этом текст может быть любым: как художественным, так и научным. Всё это вместе составляет основу в деконструктивизме так называемой

концепции «нарратива» (от лат. gnarus — знающий, осведомленный о чемлибо), или «повествования». «Согласно этой теории, мир может быть познан

только в форме «литературного» дискурса; даже представители естественных

наук, например, физики, «рассказываются истории» о ядерных частицах».

Считается, что посредством нарратива мы придаём реальности форму и

смысл, упорядочиваем наш опыт по отношению к этой реальности посредством текстового (повествовательного) выделения начала, середины и конца,

центральной и побочной тем, т.е. человеческая способность рассказывать истории есть главный способ, каким людям удается упорядочить и осмыслить

окружающий мир.

Комбинируя слова, литератор или рассказчик даже вносит в мир нечто,

доселе в нём отсутствующее — новые типы личностей и виды предметов, способы поведения и существования. По мнению Р. Барта, «заявления, касающиеся «реализма» нарратива, не должны приниматься во вниманиеФункция повествования — не «представлять», а составлять зрелищеНарратив не

показывает, не имитирует… С референционной, реалистической точки зрения в повествовании буквально ничего не происходит. А «что происходит»,

то — есть один лишь язык, приключение языка…».82

В-третьих, для анализируемого комплекса характерной является критика рационалистических схем объяснения, что проявилось в постструктурализме. Классический структурализм, основанный шведским языковедом

Фердинандом де Соссюром (1857-1913), искал некоторые исходные объяснительные схемы, которые имелись, например, уже в первобытном сознании и

которые сохраняют свою устойчивость при различного рода преобразованиях

и изменениях. Для нас сегодня эти схемы оказались «закрыты» цивилизацией,

но их выявление способно многое объяснить (в силу их устойчивости) и в современных культурных явлениях. Постструктурализм (лат. post — после),

напротив, предлагает свободный поток мысли и интерпретации, считая, что

любые «навязываемые» человеком и эпохой схемы объяснения заставляют

реальное положение дел подгонять под выдуманную кем-то систему, насильно устанавливать некий порядок схемы. «Вне текста нет ничего» — таков девиз

постструктурализма. Есть только операции «разборки» и «сборки» текста

(или, иначе, деконструкции), цель которых «свести с ума структурализм,

культуру, общество, религию, психоанализ», — такова методологическая направленность постструктурализма.

Наконец, в-четвертых, для исследуемого «постструктуралистско — деконструктивистского комплекса» характерно резкое изменение поля соотношения между обыденным сознанием и теоретическим мышлением философа.

Если для классической философии обыденное сознание представляло собой

лишь объект для просветительской деятельности, то для нового направления

обыденное сознание (для которого найдена такая формула: «психология здесь

и теперь») становится не только равноправным объектом философских изысканий, но занимает даже более значимое, приоритетное место.

Теперь, немного, о философских представителях данного комплекса.

Теоретические предпосылки постструктурализма и деконструктивмзма были

разработаны французским философом и литератором Жаком Дерридой (род.

в 1930). В основу философской работы («грамматологии») им ставится идея

принципиальной бесструктурности, интерпретация, понимаемая как свободная игра слов («поэтическое мышление», по выражению Хайдеггера). Дело в

том, считает Деррида, что выбор изначальной смысловой структуры часто не

только не обоснован, а самим фактом своего существования просто как бы

закрывает от нас иные возможные смыслы.

Согласно грамматологии, у «письма» (так Деррида называет текст) нет

начала, так как любое письмо есть список с более раннего письма, которое, в

свою очередь, есть список (транскрипция) с предыдущего. Считая себя «наукой мысли и разума», классическая философия стремится избавиться от

письма, тем самым упуская из виду важнейшую основу существования мысли. Поэтому, в противоположность традиционному исследованию текстов,

Деррида и предлагает их структурную деконструкцию, т.е. «расколдование»

от логицизма и рационализма в их построении и истолковании.

Еще более радикальную позицию занимает французский философ Мишель Фуко (1926-1984), начавший свою деятельность как структуралист, осо-83

бое место уделивший исследованию истории. История интерпретируется Фуко не как общая цепь взаимосвязанных явлений, а как случайная совокупность замкнутых и разнородных событий. В основе же интерпретации истории лежат документы, т.е. тексты, которые, аналогично естественно-научным

фактам, выступают в качестве фактов исторических.

Но, здесь Фуко един во мнениях с Дерридой, специфика любого текста

позволяет его достаточно свободно интерпретировать. С точки зрения такой

интерпретации, считает Фуко, нельзя говорить о примате идеи непрерывности истории, сегодня приоритет надо отдавать идее прерывности. В то время

как традиционная история «видела свою задачу в определении отношений

(простой причинности, цикличности, антагонизма и проч.) между фактами и

датированными событиями, — пишет Фуко, — сегодня проблема состоит в установлении и переустановлении рядов, в определении элементов ряда».

Такими рядами в истории выступают локальные замкнутые области, которые несводимы одна к другой и обозначаются как «эпистема» — проникающая дискурсивность (от лат. discursus — рассуждение, довод; в постструктурализме и деконструктивизме — «речь», «языковое мышление»), от которой мы

не можем освободиться при рассмотрении истории. Эпистeма (франц. ерisteme) — главное понятие книги Фуко «Слова и вещи. Археология гуманитарного знания» (1966). Эпистемы — исторически изменяющиеся структуры, «исторические априори», которые определяют, будучи сами скрыты от непосредственного наблюдения (в этом смысле они и существуют а priori — лат.:

независимо от опыта), условия и возможности образований сознания и культуры в конкретный исторический период.

В европейской культуре Нового времени Фуко выделяет три эпистемы:

возрожденческая (ХVI в.), классического рационализма (ХVII-ХVIII вв.) и

современная (с конца ХVIII — начала XIX в. и по настоящее время). Основной

упорядочивающий принцип — это соотношение между «словами» и «вещами».

Именно это соотношение задает мыслительное своеобразие той или иной

эпохи.

Для Возрождения характерным является тождественность «слов» и «вещей», классический рационализм характеризуется тем, что «слова» и «вещи»

опосредованы мыслительными представлениями, а современность характеризуется тем, что жизнь, труд, язык как интегрирующие онтологические факторы опосредуют «слова» и «вещи». Каждая эпистема не сводима к другой и

не выводима из другой. Следовательно, в основу истории в качестве ее принципа может быть положена случайность. Случайность, в свою очередь, наиболее адекватно реализуется в понятии «безумие», что позволяет дать совершенно иное от традиционного рассмотрение истории.

А может быть в основе интерпретации истории рассмотрен и фактор

развития сексуальности, что было предметом исследования Фуко в последние годы его жизни («История сексуальности» в 3 томах, 1976-1984). Причём

Фуко анализирует сексуальность как политическую конструкцию, а не как

естественную, только природную данность, существующую независимо от84

властных практик, которые, собственно и придают ей статус объекта, т.е.

формируют в обществе отношения между полами.

Особое место в деконструктивизме занимает творчество швейцарского

литературоведа Ролана Барта (1915-1980). Основным понятием в деконструктивизме Барта является «смерть автора». Если для герменевтики, как

уже было показано, важен автор текста как личность, учет социокультурных

условий создания текста, то в деконструктивизме значим текст сам по себе, а

автором вообще можно пренебречь. По мнению Барта, текстовой анализ «не

ставит себе цель описание структуры произведения… Текстовой анализ не

стремится выяснить, чем детерминирован данный текстцель состоит скорее в том, чтобы увидеть, как текст взрывается и рассеивается в межтекстовом пространстве… Мы не ставим перед собой задачи найти единственный

смысл, ни даже один из возможных смыслов текста. Наша цельпомыслить,

вообразить, пережить множественность текста, открытость процесса означивания».

Постмодернизм (лат. post — после и модернизм) выступает как синтез

постструктурализма и деконструктивизма, представляя собой самую широкую социокультурную установку, пронизывающую все уровни современного

сознания. Это своеобразный новый взгляд на мир, взгляд сегодняшнего человека, занявший место некритического отношения к идеям гегелевской диалектики, просвещения, прогресса, коллективности и т.д., то есть тому, что

получило в философии культуры название модернизм (франц. modernisme от

франц. modern — новый, современный). Постмодернизм имеет своей целью

разрушение привычных для предшествующей культуры разделений ее феноменов на реализм и ирреализм, формализм и содержательность, «чистое»

(элитарное) и массовое искусство и т.д.

Известный теоретик постмодернизма Ихаб Хассан (США), выделяет

следующие главные принципы и ценности постмодернизма.

1. Неопределенности, неясности, пробелы как принципиальные установки постмодернистских произведений искусства и философских концепций.

2. Принципиальный фрагментаризм, воплощенный в склонности к методам коллажа (франц. сollage, букв. — наклеивание), т.е. включения в сочинение стилистически чуждых ему фрагментов, произвольного монтажа, «вырезок» и «врезок», в акцентировании «разломов», «краев» и т.д.

3. Постмодернизм отвергает все каноны, выступает против всех устоявшихся авторитетов. В литературе это, условно, конечно, означает

«смерть автора» (Р. Барт), т.е. прекращение его «отцовской власти» и попечительства над читателем.

4. Постмодернизм возвещает о «смерти субъекта». Традиционно понимаемый читатель (слушатель и т.д.) перестает быть центром мысли и переживания, лишается своей мнимой «глубины». Современный человек не

имеет возможности и времени держать в голове глубокие идеи автора (читать85

«толстые книги», как это было в классике). Проще заглянуть в телевизор, как

в окно, зафиксировать сиюминутный событийный момент, не утруждая себя

при этом вопросами о сущности происходящих событий. Причем в любой

момент можно «выйти» из воспринимаемого сюжета без последующего ощущения какой-то неоконченности, как это было бы в случае прерывания классического романа, а также вновь с любого момента «войти» в него.

5. Постмодернизм отстаивает права ирреализма: не всё может быть реально «показано», «изображено», «иконизировано».

6. Ирония — одна из постмодернистских установок, подразумевающих

игру, саму иронию, аллегорию и т.д. как важнейшие подходы литературы и

искусства, и, вообще, всего мыслительного творчества.

7. «Гибридизация», подразумевающая смешение, скрещивание привычных жанров искусства, заимствование одними жанрами творчества, стилей и

методов других жанров («плагиаризм»).

8. «Карнавализация», под которой имеется в виду «радостная релятивность» (относительность, перемешивание) вещей и событий, «сумасшедшая

чересполосица жизни», т.е. карнавал, вызывающий «имманентный (внутренний, непроизвольный) смех» и т.п.

9. Равное «участие в игре», под которым подразумевается равное «представительство» в произведении авторов, читателей, слушателей, т.е. отсутствие назидательности, морализаторства и т.п.

10. «Конструктивистский характер творчества», т.е. то, что можно назвать «сборкой», «разборкой» и т.д. текстовых сюжетов, что сближает постмодернизм с «техническим конструированием».

Подводя итог, можно сказать, что постмодернизм, прежде всего в философии, обратил внимание на кардинальную переоценку ценностей в обществе рубежа нового тысячелетия, отверг идеологию властвования и насилия,

высказался в пользу плюрализма, равноправного диалога, совместного нахождения решения, согласия, но подчеркнул при этом, что это такое согласие,

которое основывается в мире новых ценностей на неизбежности принятия

рас-согласования и разно-гласия.86

Глава 3. Философская методология:

диалектическая логика.

“В формальной логике противоречие является

сигналом бедствия, но в развитии реального знания

оно означает первый шаг по направлению к успеху”

Алфред Норт Уайтхед

В позднем средневековье философ Н.Кузанский замечает, что реальный

процесс познания не может быть теоретически изображен в понятиях классической (аристотелевской) логики. Ф.Бэкон в XVII в. прямо ставит задачу создания

“нового метода”, положив начало разработке индуктивной логики. И.Кант тоже

заявляет о необходимости создания “новой логики”, актуализируя вопрос о “содержательной” логике. По существу, систематическое решение вопроса о создании нового метода познания, новой логики предложил в начале XIX в. Г.В.Ф.

Гегель.

Диалектическая логика — это наука о законах и формах движения и развития теоретического мышления. Гегель утверждал, что “Дух и природа имеют

всеобщие законы, согласно которым протекает их жизнь и совершаются их изменения”. Всеобщность законов диалектики, т.е. отражение в этих законах и

развития

Скачать:PDFTXT

Философия. Учебник для студентов технических ВУЗов читать, Философия. Учебник для студентов технических ВУЗов читать бесплатно, Философия. Учебник для студентов технических ВУЗов читать онлайн