Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:PDFTXT
Философия. Учебник для студентов технических ВУЗов

бытия (материи), и развития мышления, определяет различение объективной и субъективной диалектики. Объективная диалектика (диалектика

бытия) — это диалектика “вещей”, противоречивое движение (развитие) материального мира, природы, бытия. Субъективная диалектика (диалектика мышления) — это диалектика понятий, противоречивое движение (развитие) мышления,

познания. В дальнейшем под “диалектической логикой” будет пониматься прежде всего субъективная диалектика как особая логика (совокупность принципов и

законов) теоретического мышления.

Три ступени логического. Подход, поясняющий диалектическую логику как

новый способ мышления изложен во вводной части работы Гегеля “Наука

логики” и базируется на выделении трех ступеней (форм) логического:

1) абстрактная или рассудочная форма логического (формальная логика);

2) отрицательно-разумная форма логического (негативная диалектика);

3) положительно-разумная форма логического (диалектическая логика).

Прежде всего, Гегель различает в сознании (мышлении) рассудок и разум. Основанием различения служит отношение к противоречию, то есть наличию противоречивых характеристик одного и того же предмета.Рассудок стремится понятьвещь” непротиворечиво; противоречие представляется ему критерием

неистинности, ошибочности мысли о предмете. Разум, напротив, принимает

противоречие как единство противоположностей, присутствующих в вещах87

объективно. Описать реальное противоречие в понятии — значит сконструировать

истинное представление о предмете.

ТРИ ФОРМЫ ЛОГИЧЕСКОГО

от абстрактного к конкретному

Положительно-разумная

форма логического

Отрицательно-разумная

форма логического

Рассудочная форма

логического

П1 П1 П2 П1 П2

O П1 П2 O П1 П2 O

П1 П2

Формальная логика Негативная диалектика Диалектическая

логика

Р и с. 1.

1. Рассудочная (АБСТРАКТНАЯ) форма логического. Рассудок — это способность мышления абстрагировать общие понятия и фиксировать их непротиворечивость. Мышление на уровне рассудка “не гибко”, не диалектично, т.е. не

умеет понять противоречие. Тем не менне умение создавать общие (абстрактные) понятия — это превая необходимая ступень логики.

Логика рассудка есть логика формальная, которая стремится избежать противоречия по закону “исключения третьего”, гласящего: из двуж контрадикторных

мнений о предмете одно неизбежно истинно, другое — ложно, третьего — не дано.

Необходимость формальной логики заключается в том, что благодаря ее правилам мы мыслим точно и определенно.

При всей своей точности, абстрактные понятия несут в себе ограниченность

формально-логического мышления: объективно-противоречивый предмет,88

имеющий противоположные характеристики, описывается односторонним

понятием, фиксирующим лишь одну из противоположностей. Такое понятие

является ЦЕЛОСТНЫМ, но “однобоким”, односторонним, неполным, абстрактным (Рис. 1).

2. Отрицательно-разумная форма логического. Здесь мышление осуществляется на уровне разума, но в отрыве от рассудка. Роль разума заключается в

том, что он видит противоречивость реальных предметов, которая на ступени

рассудка игнорируется и подавляется формально-логическим определением.

Однако разум, не опирающийся на рассудок, оказывается неспособен охватить

противоречие как целостность особого рода. Предмет как бы “расщепляется”

из-за внутренней противоречивости, потому что наше мышление на этой ступени не умеет “свести концы с концами”.

Такое мышление характеризуется Гегелем как “негативно-диалектическое”.

“Диалектичность” заключается в способности видеть противоречие, “негативность” — в неспособности целостно представить внутренне противоречивый

предмет. Проявлениями негативно-диалектического мышления являются и софистика, и гносеологический скептицизм, доведенный до агностицизма.

3. Положительно-разумная форма логического. Мышление объединяет на

этой ступени и рассудок, и разум. “Союз” рассудка и разума приводит к абстракциям, которые объединяют противоположности, тем самым наиболее

полно, то есть конкретно отражая действительность. Предмет конструируется

в понятии как КОНКРЕТНОЕ ПРОТИВОРЕЧИВОЕ ЦЕЛОЕ, единство противоположностей.

Диалектическому мышлению, “улавливающему” противоположности и объединяющему эти противоположности, соответствует диалектическая логика,

позволяющая конкретно-целостно представить противоречивую и развивающуюся сущность предметов.

Диалектическое мышление — это мышление, рассматривающее “вещи”: 1) во

взаимосвязи внутренних противоположностей, 2) в процессе саморазвития, 3) а

потому наиболее полно и, следовательно, 4) целостно (Рис. 1).

Диалектическая логика, по Гегелю, это наука о формах правильного мышления (как и формальная логика), но в отличие от формальной диалектическая

логика есть способ “восхождения” мысли (знания) “от абстрактного к конкретному”, то есть способ построения конкретно-целостного “диалектического

понятия”, вбирающего односторонне-абстрактные “общие понятия” формальной логики.

Абстрактное и конкретное. В классической логике под “конкретным” понятием понимается понятие, указывающее на материально-вещественные предметы (например, “яблоко”, “дерево”); под “абстрактным” — понятие, указывающее на нематериальные, идеальные предметы (например, “добро”, “любовь”,

наука”).

Таким образом, обыденное сознание полагает, что мыслить абстрактно — значит мыслить утонченно, теоретично; мыслить о чем-то сложном и неявном, не89

вполне очевидном. Напротив, мыслить конкретно — это мыслить об очевидных

вещах, так что сама “конкретность” оказывается доступной через наглядночувственный пример, демонстрацию конкретного материально-чувственного

предмета, о котором идет речь. Абстрактное мышление здесь предстает как удел

людей образованных, если не сказать — оторванных от реальной жизни.

Гегель в статье “Кто мыслит абстрактно?” (1807) дает совершенно иную трактовку абстрактного и конкретного. “Кто мыслит абстрактно? — задает он вопрос и

отвечает, — необразованный человек, а вовсе не просвещенный. В приличном

обществе не мыслят абстрактно потому, что это слишком просто…”. Гегель приводит ряд примеров, поясняющих его трактовку “абстрактного”. Вот ведут на

казнь убийцу. Для толпы он убийца — и только. Дамы, может статься, заметят,

что он сильный, красивый, интересный мужчина. Такое замечание возмутит

толпу: как так? Убийца — красив? Можно ли думать столь дурно, можно ли назвать убийцу — красивым? Это и называется “мыслить абстрактно” — видеть

в убийце только одно абстрактное — что он убийца и названием такого качества

уничтожать всё остальное, что составляет человеческое существо.

Абстрактным, неразвитым мышлением является “первобытное” мышление,

исходное в истории развития общества, точно так же, как абстрактным является

“детское” мышление, исходное в истории развития индивида. Абстрактное мышление берет предмет лишь со стороны его простейших, очевидных характеристик, но не способно охватить предмет во всей совокупности этих характеристик, т.е. конкретно.

Любое обозначение предмета, будь то слово естественного языка или понятие

научно-теоретического языка, — абстрактно. Поэтому мышление, реализующееся

в языке, всегда имеет дело с более или менее конкретными (содержательными)

абстракциями. Однако именно в обыденной речи мы пользуемся абстрактными

понятиями значительно чаще, чем принято считатьтаков вывод из статьи Гегеля “Кто мысли абстрактно?” Когда ребенок хочет, чтобы ему дали какую-либо

вещь, он показывает на нее и говорит: “Это!” Но словом “это” можно обозначить

и детскую игрушку, и яблоко, и чашку с молоком — вообще какой угодно предмет. Таким образом, слово “это” — пример наиболее абстрактного определения:

оно слишком всеобще, а потому никак не конкретизировано (“бессодержательное”, или “пустое”, по Гегелю, определение). Абстрактное мышление соответствует “рассудочной” форме логического.

Мыслить конкретно” — значит воспроизводить предмет максимально полно,

всесторонне, целостно ( = конкретно). Гегель показал, что конкретное мышление

осуществляется восхождением от простейших, а потому в значительной степени “пустых”, определений ко все более содержательным, воссоздающим “теоретическую модель” познаваемого предмета, определениям. Метод конкретного

мышления — диалектический метод восхождения от абстрактного к конкретному. Конкретное мышление, диалектический метод соответствуют “положительно-разумной форме” логического.

В диалектической логике под “абстрактным” понятием понимается понятие,

описывающее предмет односторонне, усеченно, неполно, фиксируя наиболее90

общие (абстрактные) характеристики предмета вне их взаимосвязи и взаимообусловленности; под “конкретным” — понятие, описывающее предмет наиболее

всесторонне, полно, исчерпывающе, фиксируя противоречивое единство (конкретное единство) противоположных характеристик предмета в их взаимообусловленности и взаимосвязи.

Логика формальная и диалектическая. Со времен Парменида и Аристотеля

истинность мышления означала непротиворечивость мысли. Что в самом общем виде отличает непротиворечивое логичное мышление от нелогичного?

Логичное мышление направлено на выявление соответствия нашего понятия о предмете, т.е. нашего мысленного представления о предмете действительной структуре предмета, т.е. «внутреннему устройству» этого предмета,

реальным характеристикам предмета. Для логичного мышления характерна

смысловая целостность знания о предметах, смысловая целостность умственных

операций, позволяющая связывать отдельные мысленные характеристики

предмета в целостное знание о нем. Истинным будет такое мысленное (теоретическое) знание о предмете, которое адекватно объективно существующему

предмету.

Нелогичное мышление связано с неустойчивостью, неотчетливостью (в

крайних случаях патологии — распадом) смыслообразующих структур, в которых

человек пытается описать окружающие его предметы. Для неотчетливого мышления характерны «скачки мысли», «мысленный сумбур», неумение отличать

главное от второстепенного. В итоге нелогичное мышление не способно

построить целостную структуру мысли с последовательной разверткой смысловых (содержательных) представлений о предмете вокруг основного смыслового «стержня» так, чтобы непротиворечиво описать сущность предмета. Это

выражается в допущении двусмысленных высказываний о предмете, противоречии самому себе при описании предмета, смысловой нерасчлененности рассуждений.

Следовательно, логичным является такое мышление, для которого характерна

строгая организация смысловой структуры: последовательность, обоснованность и непротиворечивость отдельных мыслей. Таково понимание логичного

мышления в традиционной (классической) логике.

Но что представляет собой “логичное мышление”, если оказывается необходимым соединять противоречивые характеристики, создавая конкретноцелостное понятие о предмете? Особенность логико-диалектического мышления

состоит в том, что оно направлено на выявление реальных противоречий в предметах.

Эта особенность логико-диалектического мышления исторически связана с

онтологией Гераклита — объективной диалектикой. Если формально-логическое

мышление осуществляется по правилам индуктивного или дедуктивного вывода

истины как непротиворечивого знания, то логико-диалектическое мышление не

обосновывает знание как истинное или ложное ссылкой на необходимость со-91

блюдения правил традиционной логики, ибо “всё течет, всё меняется” и “мир

полон противоречий”.

Логико-диалектическое мышление опирается и на опыт, и на дедуктивную аргументацию. Однако формально-логическое понятие, полученное таким образом,

будет абстрактным и односторонним, поэтому диалектическое мышление не

останавливается на этом. Абстрактно-логическое понятие не может рассматриваться окончательно в качестве истинного или ложного: исходя из диалектической позиции мы 1) подчеркиваем, что, по-видимому, компетентные люди

согласятся, что односторонняя позиция является недостаточной, и, кроме

того, 2) указываем на другую, более совершенную точку зрения. В этом смысле

логико-диалектическое мышление является предметно-ориентированным, то

есть руководствуется предметом, а не правилами формальной логики. Поэтому

для диалектического мышления недостаточно владеть формальными логическими правилами, необходимо еще и выявлять противоречия в конкретных предметах. Только так возникает “диалектическое понятие”, устанавливающее связь

между формально-логическими понятиями.

Приведем пример. “Если мы подумаем о понятии “видеть”, то заметим, что

видение есть всегда видение чего-то, — неважно, материального или нет. То, что

мы видим, появляется на определенном фоне. Когда мы видим нечто на определенном фоне, мы смотрим на это с определенной позиции. Другими словами,

оказывается, что понятиевидеть” так или иначе указывает вне себя на другие

понятия, с которыми оно необходимо связано. Только тогда, когда мы начинаем

осознавать все эти взаимосвязанные понятия, мы впервые понимаем, чем действительно является наш феноменвидение”1. Так понимается логическое мышление в диалектической логике.

Диалектическое понятие.

Выход за пределы эмпирического сознания (рассудка) осуществляется разумно-диалектическим (теоретическим) мышлением, раскрывающим конкретность

предмета как единство различных абстрактных определений, которые признаются рассудком лишь в их раздельности. Диалектическое мышление рефлективно, то есть исследует природу и взаимосвязь самих понятий. Рефлективное

мышление возможно только для человека, достигшего относительно высокой

ступени культуры. Историческое возникновение рефлективного (теоретического) мышления отмечается в античной греческой философии (Гераклит, Платон)

и, примерно в то же время, в индийской религиозно-философской мысли (Будда)

и древнекитайской философии (даосизм). Однако свое полное выражение оно

получает, вероятно, лишь в европейской культуре XIX — XX веков.

Теоретическое мышление, оперирующее понятиями, связано со следующими

действиями:

1) предмет познания мысленно перемещается в такие условия, в которых его

сущность может быть раскрыта;

1. См.: Скирбекк Г., Гилье Н. История философии. — М., 2000. — С. 506, 507.92

2) эти условия — мысленно формируемая среда, то есть система связей, в которую помещается данный предмет;

3) предмет, рассматриваемый в системе внешних связей, становится объектом последующих мысленных трансформаций.

4) понятие (диалектическое понятие) — такая форма мышления (вид существования мысли о предмете), посредством которой воспроизводится идеализированный предмет в системе его связей.

Диалектическое понятие одновременно выступает как 1) форма отражения

материального предмета и 2) средство мысленного построения идеального

объекта, то есть особое творческое мысленное действие.

Иметь понятие о каком-либо предмете — значит владеть общим способом его

мысленного построения. Способ построения понятия — это особое мыслительное действие субъекта, осуществляемое по законам мышления, которые изучает

и

Скачать:PDFTXT

Философия. Учебник для студентов технических ВУЗов читать, Философия. Учебник для студентов технических ВУЗов читать бесплатно, Философия. Учебник для студентов технических ВУЗов читать онлайн