Скачать:PDFTXT
Философия. Учебник для студентов технических ВУЗов

и не могут возникнуть спонтанно, сами собой. Все они созданы

в процессе деятельности людей, сотворены ими. Однако это сотворение не

есть чудо, в котором явно нарушаются законы природы. Продукты человеческой деятельности своим существованием не противоречат законам природы,

не нарушают их, но и не вытекают из действия этих законов. Явления социальной действительности имеют искусственный способ существования. Это

значит, что сама природа такие объекты создать не может: булки хлеба не

растут на деревьях, овцы не стригут себя и не вяжут кофты и свитера, глина

не выкапывается сама собой из земли, не формуется в кирпичи, не обжигается в печах и не складывается в стены домов, и так далее. Скажем, река Обь –

это естественный фрагмент реальности, а вот мост через неё – искусственное

сооружение, не объект натуры, а предмет культуры.

Наконец человек занимает особое место в составе действительного мира.

Его нельзя отнести к природе, хотя в нём есть природное начало: как всякое

живое существо он рождается и умирает, дышит, питается, болеет и старится

в полном соответствии с законами биологии.

Вместе с тем в человеке есть такие качества, которые не заложены в его

генотипе, не передаются по наследству, а формируются только и исключительно в социальной среде. Это способность к труду, к общению, владение

речью, целенаправленный характер деятельности, смысловая память, воображение и фантазия, предвидение следствий своих действий, то есть всё то,

что делает его представителем вида homo sapiens – “человек разумный”.9

В человеке есть также и божественные качества, а именно: способность

к творчеству, к созданию нового, оригинального, то есть такого, чего не было

до него, не может возникнуть без него и что не может без постоянной опеки

человека существовать. Иначе говоря человек есть созидатель и демиург,

управитель части, а потенциально и всей реальности и в том толковании, что

он есть образ и подобие Божие на Земле, и в том, что образ Бога есть идеальное выражение человеческой сущности или предел, асимптота человеческого

существования как горизонт, к которому человек стремится в своём нынешнем и особенно будущем бытии.

Выдающийся философ ХХ века, создатель философской антропологии

(anthropos – человек, logos – учение) Макс Шелер определил человека как

“эксцентрическое существо” в том смысле, что человека нельзя однозначно

отнести к какому-то центру – природному, социальному или божественному.

Поэтому способ существования человека – синтетический, комбинированный. Человек универсален и в определённом смысле он есть пересечение,

фокус и смысловой центр существования. Поняв человека, мы постигнем тем

самым всю глубину бытия, вот только может статься, что глубина эта бездонна.

Формы мировоззрения. В истории духовной культуры общества имели

место следующие основные формы мировоззрения: мифология, религия, наука и философия.

Мифология – самая древняя форма мировоззрения. Она возникла в незапамятные времена и представляла собой синкретичную, то есть целостную,

нерасчленённую эмоциональную и рациональную, теоретическую и практическую, реалистическую и фантастическую картину действительности. В

мифах причудливо переплетались предания старины, правдивые повествования об исторических событиях, путешествиях в другие страны, происхождении ремёсел, наблюдениях за природой, и вместе с тем вымышленные рассказы о богах и героях, волшебных вещах и явлениях, чудесных превращениях, удивительных существах.

В мифах бессмертные боги вмешивались в дела людей, помогали им или

вредили, ссорились и мирились, любили и рожали детей, в том числе и от

людей. Вся природа была населена одухотворёнными и человекоподобными

существами: в реках и озёрах плескались нимфы у греков, наяды у римлян,

русалки у славян; в лесах жили дриады или лешие; в болотах — кикиморы; в

омутах — водяные.

Силы природы олицетворялись. Громами и молниями ведал бог

Зевс у греков, Юпитер у римлян, Перун у славян; Солнцем был Гелиос или

Ярило; морями и океаном правил Посейдон или Нептун; под землёй было

царство Аида или Плутона.

Мифологическое мировоззрение было художественным, то есть выражалось как мировосприятие через чувственные наглядные образы: литературный сюжет, живописное изображение, скульптурное изваяние. Оно было10

также антропоморфным, то есть очеловеченным представлением действительности. Боги были не просто похожи на людей внешне; к ним обращались

так же, как к своим соплеменникам с мольбами или угрозами, их пытались

задобрить подношениями или же наказывали розгами их изображения за невыполненные поручения. Пантеон богов представлял собой точное воспроизведение родовой семьи: патриарх во главе, а вокруг него жёны, дети, многочисленная родня в различных коленах.

Религия в своих зародышевых формах появилась также в глубокой древности в виде анимизма – одушевления живых и неживых существ и предметов окружающего мира; тотемизма – поклонения своим животным предкам;

фетишизма – наделения волшебными свойствами различных вещей и явлений; магии – веры в способность человека с помощью ритуальных действий

влиять на других людей, на животных и природные силы, и даже на богов и

духов. Как разновидности магии существовали колдовство, ведовство, шаманство, знахарство и тому подобное.

Как самостоятельная форма мировоззрения религия формируется в период разложения родового общества и становления цивилизаций, когда появляются мировые религии, такие как иудаизм, христианство, ислам, буддизм. Эти религии основаны на принципе монотеизма, то есть единобожия, и

персона Бога приобретает в них принципиально новое понимание. Бог – это

творец всего сущего, демиург и вседержитель, существо не от мира сего,

трансцендентная, то есть потусторонняя сущность, абсолютное совершенство, стоящее вне и над природой, обществом, человеком. В мировоззренческой форме достигает полноты основная характеристика религии: вера в

сверхъестественное.

Наука, как и религия, формируется как мировоззрение на основе содержания мифологии. Но если религия концентрирует в себе фантастические

элементы мифов и придаёт им сакральный, священный характер, то наука

вбирает в своё содержание реалистические элементы мифов, представляющие собой накопленный и зафиксированный в знаниях, то есть в знаковых

моделях и прежде всего в языке, опыт практической деятельности людей по

освоению и преобразованию окружающей их природной и социальной среды.

Наблюдения за климатом, сменой сезонов года, движением звёзд на небе, течением и разливами рек, приливами и отливами морей; использование

свойств различных материалов – металлов, дерева, глины, кож, плодов растений и продуктов животных в процессе их обработки и далее в потреблении

их как утилитарных ценностей, удовлетворяющих потребности людей и тем

самым приносящих пользу – вот тот материал, из которого начинает строиться научная картина мира.

Философия также возникает в ту эпоху, когда родовое сознание уже не

в состоянии выразить духовное содержание культуры бурно развивающегося

цивилизованного общества. Причём философия занимает особенное место в

мировоззренческих построениях: её нельзя вывести непосредственно из ми-11

фов или представить как обобщённый и выраженный в абстрактной форме

опыт практической деятельности людей. Так же как к науке, особняком стоит

она и по отношению к религии, поскольку стремится дать рациональное, то

есть разумное объяснение действительности, не опираясь на слепую веру и

тем более на нелепые суеверия.

Специфика философского знания заключается в том, что это знание имеет

рефлексивный характер, от латинского reflectia – отражение, то есть это такое

знание, в котором главным предметом осмысления является сам человек. Когда человек размышляет обо всём сущем не отстранённо, а с позиций своего

субъективного отношения к природе, обществу и даже Богу; когда человек

прежде всего обращает внимание на свои собственные действия с точки зрения именно своих интересов и сквозь призму именно своих человеческих

оценок; когда человек стремится представить себе не мир вообще, не мир как

таковой, а как мой мир, он вступает на поле философии.

Религия и наука находятся в оппозиции друг к другу: это альтернативные

и непримиримые формы мировоззрения, и по мере развития человеческого

общества в ходе эволюции его духовной культуры пропасть между религией

и наукой расширяется и углубляется.

Выдающийся философ ХХ века Бертран Рассел высказал идею о том, что

философия как раз и призвана служить мостом между религией и наукой, она

должна осваивать ничейную землю между ними, выстраивать свои теоретические конструкции между областями пылкого воображения и сухого факта,

которые дают каждая сама по себе одностороннюю и, следовательно, неполную и недостаточную картину действительности.

Философия, таким образом, является центром, системообразующим

ядром мировоззрения, обеспечивающим его целостность и полноту.

Типы философских построений. Классификация философских теорий.

Философия существует уже три тысячи лет. В европейской культуре она возникла в конце УП века до нашей эры в Древней Греции. За двадцать шесть

веков развития философского мировоззрения были созданы многие десятки

философских школ, учений, теорий; сотни выдающихся и великих мыслителей внесли свой оригинальный и неповторимый вклад в копилку философского знания. Как разобраться в многообразии философских построений,

различных мировоззренческих идей, альтернативных и нередко противоположных по смыслу и конкурирующих друг с другом философских теорий?

Критерий оценки тех или иных философских позиций предложил в своих

«Лекциях по истории философии» великий немецкий философ Х1Х века Георг Гегель: определить место той или иной теории можно в соответствии с

тем, как она решает проблему отношения мышления к бытию. Другой немецкий мыслитель того же века, классик марксистской философии Фридрих

Энгельс в работе «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии» назвал эту проблему основным вопросом философии и сформулировал её следующим образом: «Великий основной вопрос всей, и в особенности12

новейшей философии, есть вопрос о том, что первично: материя или сознание, бытие или мышление, природа или дух?» Ещё одна постановка вопроса

звучит так: «Создан ли мир Богом, или он существует от века?» Иначе говоря, первичность не сводится к ответу “раньше – позже”, а означает начало и

причину, основание и сущность.

В соответствии с тем, как философы отвечают на основной вопрос философии, они могут быть отнесены к одному из направлений философской

мысли.

Те, кто считал, что первична материя, природное начало, составили лагерь

материализма в таких сменявших одна другую формах, как натуралистический материализм античности; метафизический материализм средневековья,

механистический материализм Нового времени и диалектический материализм Х1Х – ХХ веков. По имени крупнейшего материалиста Древней Греции

материализм называют линией Демокрита в философии.

Те, кто решал основной вопрос философии в пользу сознания, идеального

начала, духовной сущности мира, составили лагерь идеализма в таких его

формах, как объективный идеализм, утверждавший существование духовной

сущности вне человека и природы в виде мирового разума, космической души, абсолютной идеи и тому подобного; и субъективный идеализм, полагавший первичным и в смысле существования, и в смысле познания сознание

самого человека. По имени крупнейшего идеалиста Древней Греции идеализм называют линией Платона в философии, а субъективный идеализм связывают с именем его первого представителя – английского философа ХУП

века Джорджа Беркли.

Основной вопрос философии допускает и двойственный ответ: и материя,

и сознание представляют собой изначальные сущности и не могут быть сведены друг к другу. Каждая из них независима и в действительности они занимают равное место. Такая позиция получила наименование дуализма и

встречалась в истории философии гораздо реже, чем материализм и идеализм, которые, утверждая принцип единства мира, могут быть охарактеризованы как монизм, монистическая философия от mono – один. Ярким представителем дуализма был французский философ ХУП века Рене Декарт.

Возможен также и такой вариант ответа на основной вопрос философии, в

котором утверждается наличие множества первоначал, в предельном случае

множества неограниченного. Такое решение получило название плюрализма

от латинского pluralis – множественный и было предложено один лишь раз за

всю историю философии великим немецким мыслителем ХУП века Готтфридом Лейбницем.

Ещё одна проблема, а именно: “познаваем ли мир? способен ли человек

правильно и со всей возможной глубиной постигнуть сущность

Скачать:PDFTXT

Философия. Учебник для студентов технических ВУЗов читать, Философия. Учебник для студентов технических ВУЗов читать бесплатно, Философия. Учебник для студентов технических ВУЗов читать онлайн