и не могут возникнуть спонтанно, сами собой. Все они созданы
в процессе деятельности людей, сотворены ими. Однако это сотворение не
есть чудо, в котором явно нарушаются законы природы. Продукты человеческой деятельности своим существованием не противоречат законам природы,
не нарушают их, но и не вытекают из действия этих законов. Явления социальной действительности имеют искусственный способ существования. Это
значит, что сама природа такие объекты создать не может: булки хлеба не
растут на деревьях, овцы не стригут себя и не вяжут кофты и свитера, глина
не выкапывается сама собой из земли, не формуется в кирпичи, не обжигается в печах и не складывается в стены домов, и так далее. Скажем, река Обь –
это естественный фрагмент реальности, а вот мост через неё – искусственное
сооружение, не объект натуры, а предмет культуры.
Наконец человек занимает особое место в составе действительного мира.
Его нельзя отнести к природе, хотя в нём есть природное начало: как всякое
живое существо он рождается и умирает, дышит, питается, болеет и старится
в полном соответствии с законами биологии.
Вместе с тем в человеке есть такие качества, которые не заложены в его
генотипе, не передаются по наследству, а формируются только и исключительно в социальной среде. Это способность к труду, к общению, владение
речью, целенаправленный характер деятельности, смысловая память, воображение и фантазия, предвидение следствий своих действий, то есть всё то,
что делает его представителем вида homo sapiens – “человек разумный”.9
В человеке есть также и божественные качества, а именно: способность
к творчеству, к созданию нового, оригинального, то есть такого, чего не было
до него, не может возникнуть без него и что не может без постоянной опеки
человека существовать. Иначе говоря человек есть созидатель и демиург,
управитель части, а потенциально и всей реальности и в том толковании, что
он есть образ и подобие Божие на Земле, и в том, что образ Бога есть идеальное выражение человеческой сущности или предел, асимптота человеческого
существования как горизонт, к которому человек стремится в своём нынешнем и особенно будущем бытии.
Выдающийся философ ХХ века, создатель философской антропологии
(anthropos – человек, logos – учение) Макс Шелер определил человека как
“эксцентрическое существо” в том смысле, что человека нельзя однозначно
отнести к какому-то центру – природному, социальному или божественному.
Поэтому способ существования человека – синтетический, комбинированный. Человек универсален и в определённом смысле он есть пересечение,
фокус и смысловой центр существования. Поняв человека, мы постигнем тем
самым всю глубину бытия, вот только может статься, что глубина эта бездонна.
Формы мировоззрения. В истории духовной культуры общества имели
место следующие основные формы мировоззрения: мифология, религия, наука и философия.
Мифология – самая древняя форма мировоззрения. Она возникла в незапамятные времена и представляла собой синкретичную, то есть целостную,
нерасчленённую эмоциональную и рациональную, теоретическую и практическую, реалистическую и фантастическую картину действительности. В
мифах причудливо переплетались предания старины, правдивые повествования об исторических событиях, путешествиях в другие страны, происхождении ремёсел, наблюдениях за природой, и вместе с тем вымышленные рассказы о богах и героях, волшебных вещах и явлениях, чудесных превращениях, удивительных существах.
В мифах бессмертные боги вмешивались в дела людей, помогали им или
вредили, ссорились и мирились, любили и рожали детей, в том числе и от
людей. Вся природа была населена одухотворёнными и человекоподобными
существами: в реках и озёрах плескались нимфы у греков, наяды у римлян,
русалки у славян; в лесах жили дриады или лешие; в болотах — кикиморы; в
омутах — водяные.
Силы природы олицетворялись. Громами и молниями ведал бог
Зевс у греков, Юпитер у римлян, Перун у славян; Солнцем был Гелиос или
Ярило; морями и океаном правил Посейдон или Нептун; под землёй было
царство Аида или Плутона.
Мифологическое мировоззрение было художественным, то есть выражалось как мировосприятие через чувственные наглядные образы: литературный сюжет, живописное изображение, скульптурное изваяние. Оно было10
также антропоморфным, то есть очеловеченным представлением действительности. Боги были не просто похожи на людей внешне; к ним обращались
так же, как к своим соплеменникам с мольбами или угрозами, их пытались
задобрить подношениями или же наказывали розгами их изображения за невыполненные поручения. Пантеон богов представлял собой точное воспроизведение родовой семьи: патриарх во главе, а вокруг него жёны, дети, многочисленная родня в различных коленах.
Религия в своих зародышевых формах появилась также в глубокой древности в виде анимизма – одушевления живых и неживых существ и предметов окружающего мира; тотемизма – поклонения своим животным предкам;
фетишизма – наделения волшебными свойствами различных вещей и явлений; магии – веры в способность человека с помощью ритуальных действий
влиять на других людей, на животных и природные силы, и даже на богов и
духов. Как разновидности магии существовали колдовство, ведовство, шаманство, знахарство и тому подобное.
Как самостоятельная форма мировоззрения религия формируется в период разложения родового общества и становления цивилизаций, когда появляются мировые религии, такие как иудаизм, христианство, ислам, буддизм. Эти религии основаны на принципе монотеизма, то есть единобожия, и
персона Бога приобретает в них принципиально новое понимание. Бог – это
творец всего сущего, демиург и вседержитель, существо не от мира сего,
трансцендентная, то есть потусторонняя сущность, абсолютное совершенство, стоящее вне и над природой, обществом, человеком. В мировоззренческой форме достигает полноты основная характеристика религии: вера в
сверхъестественное.
Наука, как и религия, формируется как мировоззрение на основе содержания мифологии. Но если религия концентрирует в себе фантастические
элементы мифов и придаёт им сакральный, священный характер, то наука
вбирает в своё содержание реалистические элементы мифов, представляющие собой накопленный и зафиксированный в знаниях, то есть в знаковых
моделях и прежде всего в языке, опыт практической деятельности людей по
освоению и преобразованию окружающей их природной и социальной среды.
Наблюдения за климатом, сменой сезонов года, движением звёзд на небе, течением и разливами рек, приливами и отливами морей; использование
свойств различных материалов – металлов, дерева, глины, кож, плодов растений и продуктов животных в процессе их обработки и далее в потреблении
их как утилитарных ценностей, удовлетворяющих потребности людей и тем
самым приносящих пользу – вот тот материал, из которого начинает строиться научная картина мира.
Философия также возникает в ту эпоху, когда родовое сознание уже не
в состоянии выразить духовное содержание культуры бурно развивающегося
цивилизованного общества. Причём философия занимает особенное место в
мировоззренческих построениях: её нельзя вывести непосредственно из ми-11
фов или представить как обобщённый и выраженный в абстрактной форме
опыт практической деятельности людей. Так же как к науке, особняком стоит
она и по отношению к религии, поскольку стремится дать рациональное, то
есть разумное объяснение действительности, не опираясь на слепую веру и
тем более на нелепые суеверия.
Специфика философского знания заключается в том, что это знание имеет
рефлексивный характер, от латинского reflectia – отражение, то есть это такое
знание, в котором главным предметом осмысления является сам человек. Когда человек размышляет обо всём сущем не отстранённо, а с позиций своего
субъективного отношения к природе, обществу и даже Богу; когда человек
прежде всего обращает внимание на свои собственные действия с точки зрения именно своих интересов и сквозь призму именно своих человеческих
оценок; когда человек стремится представить себе не мир вообще, не мир как
таковой, а как мой мир, он вступает на поле философии.
Религия и наука находятся в оппозиции друг к другу: это альтернативные
и непримиримые формы мировоззрения, и по мере развития человеческого
общества в ходе эволюции его духовной культуры пропасть между религией
и наукой расширяется и углубляется.
Выдающийся философ ХХ века Бертран Рассел высказал идею о том, что
философия как раз и призвана служить мостом между религией и наукой, она
должна осваивать ничейную землю между ними, выстраивать свои теоретические конструкции между областями пылкого воображения и сухого факта,
которые дают каждая сама по себе одностороннюю и, следовательно, неполную и недостаточную картину действительности.
Философия, таким образом, является центром, системообразующим
ядром мировоззрения, обеспечивающим его целостность и полноту.
Типы философских построений. Классификация философских теорий.
Философия существует уже три тысячи лет. В европейской культуре она возникла в конце УП века до нашей эры в Древней Греции. За двадцать шесть
веков развития философского мировоззрения были созданы многие десятки
философских школ, учений, теорий; сотни выдающихся и великих мыслителей внесли свой оригинальный и неповторимый вклад в копилку философского знания. Как разобраться в многообразии философских построений,
различных мировоззренческих идей, альтернативных и нередко противоположных по смыслу и конкурирующих друг с другом философских теорий?
Критерий оценки тех или иных философских позиций предложил в своих
«Лекциях по истории философии» великий немецкий философ Х1Х века Георг Гегель: определить место той или иной теории можно в соответствии с
тем, как она решает проблему отношения мышления к бытию. Другой немецкий мыслитель того же века, классик марксистской философии Фридрих
Энгельс в работе «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии» назвал эту проблему основным вопросом философии и сформулировал её следующим образом: «Великий основной вопрос всей, и в особенности12
новейшей философии, есть вопрос о том, что первично: материя или сознание, бытие или мышление, природа или дух?» Ещё одна постановка вопроса
звучит так: «Создан ли мир Богом, или он существует от века?» Иначе говоря, первичность не сводится к ответу “раньше – позже”, а означает начало и
причину, основание и сущность.
В соответствии с тем, как философы отвечают на основной вопрос философии, они могут быть отнесены к одному из направлений философской
мысли.
Те, кто считал, что первична материя, природное начало, составили лагерь
материализма в таких сменявших одна другую формах, как натуралистический материализм античности; метафизический материализм средневековья,
механистический материализм Нового времени и диалектический материализм Х1Х – ХХ веков. По имени крупнейшего материалиста Древней Греции
материализм называют линией Демокрита в философии.
Те, кто решал основной вопрос философии в пользу сознания, идеального
начала, духовной сущности мира, составили лагерь идеализма в таких его
формах, как объективный идеализм, утверждавший существование духовной
сущности вне человека и природы в виде мирового разума, космической души, абсолютной идеи и тому подобного; и субъективный идеализм, полагавший первичным и в смысле существования, и в смысле познания сознание
самого человека. По имени крупнейшего идеалиста Древней Греции идеализм называют линией Платона в философии, а субъективный идеализм связывают с именем его первого представителя – английского философа ХУП
века Джорджа Беркли.
Основной вопрос философии допускает и двойственный ответ: и материя,
и сознание представляют собой изначальные сущности и не могут быть сведены друг к другу. Каждая из них независима и в действительности они занимают равное место. Такая позиция получила наименование дуализма и
встречалась в истории философии гораздо реже, чем материализм и идеализм, которые, утверждая принцип единства мира, могут быть охарактеризованы как монизм, монистическая философия от mono – один. Ярким представителем дуализма был французский философ ХУП века Рене Декарт.
Возможен также и такой вариант ответа на основной вопрос философии, в
котором утверждается наличие множества первоначал, в предельном случае
множества неограниченного. Такое решение получило название плюрализма
от латинского pluralis – множественный и было предложено один лишь раз за
всю историю философии великим немецким мыслителем ХУП века Готтфридом Лейбницем.
Ещё одна проблема, а именно: “познаваем ли мир? способен ли человек
правильно и со всей возможной глубиной постигнуть сущность