Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:PDFTXT
Философия. Учебник для студентов технических ВУЗов

направлении его анатомической специфики, и как представителя общественных отношений. Именно практическая деятельность и практические потребности направляют наше познание на

главное, существенное в значимых предметах или явлениях.

Абстракции неотделимы от языка, речи. В природе , например, нет ничего такого, что мы называем словами “бегать” или “бег”; “петь” или “пение”, “любить” или “любовь”. В природе нет действий, отдельных от предметов, которым они присущи. В человеческой реальности действия и предметы могут существовать различно друг от друга. Более того, в человеческой

реальности существуют абстракции разного рода.

В познании используются абстракции отождествления, когда мы ищем

признаки, объединяющие ряд предметов, например, “одежда”. Применяются

так называемые “изолирующие абстракции”, выделяющие (абстрагирующие)

отдельные свойства предметов, например,- “белизна”. Существуют абстракции идеализации, с помощью которых отсеваются существенные для данного

предмета или явления, но ненужные для решения конкретной проблемной

ситуации детали или свойства. Например на школьных уроках физики часто

решают задачи из области механики, в которых не учитывается сила трения.

Известные математические задачи “Из пункта А в пункт Б….” практически

никогда не учитывают закономерные для практики задержки в движении. Но

и математические абстракции “идеализации” в конечном итоге используются

для практических измерений, создания технических систем и удовлетворения

других насущных нужд человека.

Переход мышления к абстракции совсем не означает, что сознание начинает функционировать в сфере “ чистых мыслей”, не обремененных чувственностью. Так, словоколокольчикпомимо сопонимания будит в разных

людях разные образы — у кого-то луга и цветов, у кого-то — школьной переменки. И это закономерно, ибо в чувственных ассоциациях проявляется

единство мышления с практикой, а через нее — со всем миром объективного.

Так, феноменальная память российского журналиста Шершевского, способного на долгие годы запоминать бессистемные наборы 30-40 слов с одного

прочтения или прослушивания, базировалась на том, что он переводил эти

слова в систему зрительных образов. Анализ немногочисленных ошибок

Шершевского демонстрирует, что наглядные образы в ряде случаев могут затруднять мышление: например, слова “коса” или “ручка” имеют множество128

значений и потому их понимание через зрительный ряд затруднено. Дело в

том, что чувственные образы всегда индивидуальны, наделены личностными

смыслами. А смыслы и значения понятий совпадают далеко не всегда.

Значения понятий — это их смыслы, прошедшие проверку временем и

социальными контекстами. Значения понятий одинаковы для всех. Смыслы в

большинстве своем индивидуальны. Чем развитее мышление, тем большим

количеством значений оно оперирует. Именно поэтому наука как система

понятий требует значительной эрудиции и специальным образом сформированных навыков абстрактного мышления, на основании которых возможно

уяснить и выразить сущность предметов и явлений общезначимым образом.

Чувственно-наглядный уровень мышления, который исторически предшествует абстрактному мышлению, необходим преимущественно для осмысления гуманитарной проблематики. Точные науки требуют развитых навыков абстрагирования и обобщения. Обобщение — это сведение первичных

абстракций в новое, единое целое на основе мыслительной операции синтеза.

Эта функция мышления также развита у различных людей в разной степени.

В максимальной степени она бывает востребована при решении многофакторных задач повышенного уровня сложности — при выявлении и формулировке законов и всеобщих базовых понятий.

Фактически каждая наука имеет ключевые понятия: в математике это

число”; в физике — “поле” и т.д. , на основе которых строится ее теоретическая система. Имеет собственную понятийную систему и философия, ключевые понятия которой отличаются наиболее высоким уровнем всеобщности.

Познание и практика. Познание — творческий процесс. Познание неотделимо от творческой деятельности, хотя и не сводимо к нему. Существуют

многочисленные концепции творчества, но ни одна из них не удовлетворяет

требованиям научности в полной мере. Например, вполне привлекательна на

первый взгляд концепция, объясняющая творчество как врожденную способность человека к свободной, ничем не ограниченной мыслительной деятельности. Исходным тезисом этого подхода являются рассуждения о том, что

создать новое в науке, технике или искусстве способно только существо, которое не связывают во взаимоотношениях с действительностью никакие ограничения. И если не каждый человек является творцом, то только потому,

что мы с детства ограничиваем свободу человека стереотипами — житейскими, научными и др. Эйнштейн по этой логике создал свою теорию относительности только потому, что плохо учился в школе и не научился уважать

догмы классической физики. Остальные, затвердив их в качестве аксиом, даже не пытались взглянуть на мир с иной точки зрения.

Вряд ли подобные взгляды можно признать достоверными, поскольку

отсутствие ограничений всегда означает хаос и, следовательно, смерть системы. Абсолютная свобода в обществе — это свобода убивать, насиловать,

обижать слабых и оставлять без внимания просьбы о помощи, потому что

любое социально приемлемое общение есть прежде всего самоограничение.129

Вряд ли возможна абсолютная свобода и в мыслительной деятельности: маловероятно, чтобы бушмен был способен придумать космический корабль,

поскольку свобода его мысли закономерным образом ограничена и недостатком знаний, и кругом потребностей его племени.

Практика показывает, что мыслительная свобода должна быть максимальной, но не безграничной. Чем шире практика, тем шире пределы свободы мысли. Творчествосоздание нового, активное преобразование действительности, ограниченное пределами общественной практики.

Творчествовсегда акт сознательный, хотя некоторые процедуры “придумывания” нового могут осуществляться и в сфере подсознания (сфере интуиции). Осознанность процессов творчества всегда проявляется в том, что

новое человек создает лишь при условии целенаправленности своей мыслительной деятельности и понимании значения создаваемого нового. Сама цель

при этом также должна быть осознана и достаточно четко сформулирована.

Невозможно создать значимое новое, поставив цель: “придумать какуюнибудь новую модель машины”.

Исходной фазой, предшествующей созданию нового, является постановка проблемы: “Я (человечество, покупатели) хочу создать машину, способную ездить по бездорожью и не утратившую при этом своих эстетических

качеств легкового автомобиля”. В некоторых случаях проблемная ситуация

выявляется при навыке находить необычное в обычных явлениях. Открытие

начинается с удивления, говорил Аристотель. Открытия бывают индивидуально значимые и общественно значимые. Дети, познавая мир, творят беспрестанно, потому что не ведают ограничений в познании. Но их открытия,

наполненные личностных смыслов, либо уже давно известны человечеству,

либо не имеют для него значения. Общественно значимые открытия делаются лишь при условии формирования такого знания, которое обладает признаками новизны и, одновременно, общезначимыми способами опровергает

старые общезначимые представления. Целенаправленным системным творчеством нового в обществе занимается специальная форма общественного

сознания и специальный общественный институтнаука. Парадоксальность

науки, сущностью которой является доказательство истинности результатов

творческого освоения действительности, хорошо видна из следующего высказывания: “Новое в науке делается так: все знают, что это сделать невозможно. Но вот приходит невежа, который этого не знает. Он и делает открытие”.

Наука акцентирует своей деятельностью проблемные ситуации, открывая закономерности, которые обыденному мышлению кажутся парадоксальными: вода состоит из двух легковоспламеняющихся газов; Земля движется

вокруг Солнца, а не наоборот; животному или растительному виду для того,

чтобы в ходе эволюции сохранять себя как вид, необходимо постоянно изменяться вслед за изменениями окружающей среды, и т. п.

Парадоксальные (неожиданные) решения — неотъемлемое условие творческой стороны познания. Творческие научные решения возникают как ре-130

зультат выбора одного из вариантов, вытекающих из разностороннего (альтернативного) рассмотрения зафиксированной сознанием проблемной ситуации.

Проблема выбора альтернатив — одна из существеннейших сторон процессов познания и человеческого поведения в целом. Выборпонятие, подразумевающее целый комплекс познавательных процедур, характеризующих

ключевой акт человеческой жизнедеятельности: искания и обретения, цели и

результаты, цели и средства, свобода и ответственность, принятие решения и

его исполнение, рациональность и иррациональность. Выборпонятие, которое содержит как объективные, так и субъективные значения. Необходимость

выбора — неотъемлемое свойство познания, вытекающее из его репродуктивно- творческой сущности. “Репродуктивность” при этом следует понимать

как способность мышления отображать предметы и явления такими, какие

они есть на самом деле, “объективно”. “Творческая сущность” выбора заключается в отображении предметов или явлений такими, какими они могут

быть использованы, или какими они могут стать при некотором преобразовании вследствие “субъективированного” к ним отношения.

Объект и субъект познания. Исходным в анализе сущности познания

как отражения (субъективного образа объективной действительности) является понимание обусловленности субъекта, его сознания, объективными отношениями, а также творческой активностью человека. В процессе активного

взаимодействия субъекта с объектом формируются познавательные проблемы, структура научного исследования, знание реализуется в сфере практики,

развивается сам человек.

Для того, чтобы акцентировать в языке репродуктивно-творческую, активную сторону сознания, в науке создано понятиесубъект”. Субъект = это

человек, социальная группа или общество в целом, активно осуществляющие

процесс познания и преобразования действительности. Субъект познания —

сложная система, в качестве своих компонентов включающая группы людей,

отдельных личностей, занятых в различных сферах духовного и материального производства. Процесс познания предполагает не только взаимодействие человека с миром, но и обмен деятельностью между различными сферами как духовного, так и материального производства.

То, на что направлена познавательно-преобразовательная деятельность

субъекта, называется объектом. Объект познания в широком смысле слова —

весь мир. Признание объективности мира и его отражения в сознании человека — важнейшее условие научного понимания человеческого познания. Но

объект существует лишь в том случае, если есть субъект, целенаправленно,

активно и творчески с ним взаимодействующий. Абсолютизация относительной самостоятельности субъекта, отрыв его от понятия “объект” ведут в познавательный тупик, поскольку процесс познания в этом случае теряет связи

с окружающим миром, с реальностью. Понятия “объект и субъект” позволяют определить познание как процесс, характер которого зависит одновре-131

менно и от особенностей объекта, и от специфики субъекта. Содержание познания в первую очередь зависит от характера объекта. Но познавательная

деятельность всегда осуществляется через посредство индивидуального сознаия, которое специфическим образом отражает действительность. Например, большой камень на берегу реки может стать объектом внимания (познания) разных людей: художник увидит в нем центр композиции для пейзажа;

инженер-дорожникматериал для будущего дорожного покрытия; геолог

минерал; а усталый путникместо отдыха. Вместе с тем, невзирая на субъективные различия в восприятии камня, зависящие от жизненнопрофессионального опыта и целей каждого из людей, все они будут видеть в

камне именно камень.

Кроме того, каждый из субъектов познания будет осуществлять взаимодействие с объектом (камнем) по-разному: путник скорее физически (попробует на ощупь: гладкий ли, теплый ли и т.п.); геолог — скорее теоретически

(посмотрит цвет и строение кристаллов, попробует определить удельный вес

и т.д.). Существенная особенность взаимодействия субъекта и объекта заключается в том, что в основе оно материальное, предметно-практическое

отношение. Не только объект, но и субъект обладает предметным бытием. Но

человек не обычное предметное явление. Взаимодействие субъекта с миром

не ограничивается механическими, физическими, химическими и даже биологическими закономерностями. Специфическими закономерностями, определяющими содержание этого взаимодействия, являются социальные закономерности. Социальные отношения людей, опосредуя взаимодействия

субъекта и объекта, определяют конкретно-исторический смысл этого процесса. Изменение смысла и значения познания возможно в силу исторического изменения психологических установок и базы наличных знаний человека, находящегося в гносеологических отношениях с действительностью.

В процессе гносеологических отношений происходит “перенос” особенностей объекта в сознание субъекта в виде установления некоторого структурного соответствия между знаниями, целями и способами деятельности

субъекта и объектом. Принцип структурного соответствия является общим

для всех форм отражения на всех уровнях существования материи, но в социальной практике он действует особым образом. В обществе соответствие

между объектом и субъектом может достигаться как на “физическом” (биологическом, химическом и пр.), так и на теоретическом уровне.

“Теоретическое” познание отличается от “физического” (практического)

прежде всего тем, что в его процессе объект воспринимается не только ощущения или их комплекс, но и производится соотнесение ощущений с понятиями

Скачать:PDFTXT

Философия. Учебник для студентов технических ВУЗов читать, Философия. Учебник для студентов технических ВУЗов читать бесплатно, Философия. Учебник для студентов технических ВУЗов читать онлайн