окружающей
его действительности?” — эта проблема получила в упомянутой работе Энгельса наименование второй стороны основного вопроса философии, поскольку речь идёт о взаимосвязи и единстве бытия и мышления. Этот вопрос
допускает два ответа: “мир познаваем”, и такое решение называют гносеоло-13
гическим оптимизмом от греческого gnoseo – знаю; и “мир непознаваем” –
гносеологический пессимизм или агностицизм, яркими представителями которого были шотландский философ ХУП века Давид Юм и родоначальник
немецкой классической философии Х1Х века Иммануил Кант.
Варианты решения как первой, так и второй стороны основного вопроса
философии представляют собой основные типы философских построений, а
частные решения в рамках каждого из типов ре-шений составляют дальнейшую классификацию философских теорий.
Эволюция философского знания. Предмет философии изменялся со
временем в силу того, что философское знание имеет рефлексивный характер. Оно сосредоточивается на тех идеях, понятиях и переживаниях, которые
составляют центр духовной культуры общества в ту или иную историческую
эпоху, к которым обращён пристальный интерес людей в определённый период их исторического развития, которые заполняют как сознание отдельных
людей, так и общества в целом.
Так, в Aнтичную эпоху, с VI века до нашей эры по IV век нашей эры
предметом осмысления была природа, поскольку люди в то время ещё не отделяли себя от природы, не противопоставляли себя ей и более того – уподобляли себя природе, полагая, что человек есть микрокосм, то есть маленькое подобие большого космоса. Природные силы и стихии, устройство земли
и неба, события и явления в окружающей ойкумену – обжитой и освоенный
людьми мир — естественной среде: вот что занимает умы древних мыслителей. В натуралистическом мировоззрении Античности человек вписан в состав космоса как один из его элементов и понимание космического порядка
имеет первостепенное значение. В силу этого обстоятельства философия античной эпохи может быть охарактеризована как космоцентризм.
В Средние века, с V по XIV, ориентация философии меняется радикальным образом, поскольку центральное место в духовной культуре общества
занимает религия и философия рефлексирует над содержанием религиозных
мировоззренческих доктрин. Теперь её занимают проблемы сотворения мира,
божественного откровения, гармонии веры и разума, цели существования и
конца света. Видное место занимает проблема теодицеи – оправдания Бога и
поиска источника зла.
Понятно, что центральной фигурой религиозного мировоззрения является сам Творец, сущность которого стремятся постигнуть как силой ума, так и
путём сверхчувственной интуиции, когда обладающему глубокой и искренней верой человеку божественное Провидение приоткроет завесу тайны бытия. В связи с ориентацией на постижение Бога и Его сакральной воли средневековая философия предстаёт перед нами как теоцентризм (от греческого
theos – Бог).
Следующая эпоха – Возрождение, XV — XVI века – выдвигает на ведущую роль в общественной жизни другую форму духовной культуры, а именно: искусство. Ренессанс, эпоха Возрождения стала временем гениального14
творчества великих мастеров живописи и музыки, поэзии и прозы, ваяния и
зодчества. По всем странам Европы прошло движение гуманистов (от латинского humanum – человек), внушая всеми средствами искусства уважение к
достоинству человека, провозглашая самоценность человеческой жизни.
Человек-художник, человек-мастер, человек-творец – он чуть ли не равняется с самим господом Богом и уж во всяком случае как образ и подобие
Божие на земле человек обладает свободой воли и поэтому сам является хозяином своей судьбы и несёт ответственность за свои прошлые деяния и грядущие последствия. Такое направление мировоззренческой мысли называется антропоцентризм (от греческого anthropos – человек).
Эпоха Просвещения охватывает XVII — XVIII века и характерна бурным
развитием науки, которая после философских манифестов Френсиса Бэкона
приобретает опытный, экспериментальный характер и превращается из умозрительной и спекулятивной схоластики, университетского школярства, в
науку в современном понимании этого слова, то есть в профессиональную
познавательную деятельность.
Академические учёные сообщества, книгопечатание и появление массовой прессы, распространение грамотности от светских салонов до городских
и даже сельских низов – вот приметы времени. Выдающиеся учёные, фундаментальные теории в естествознании, поразительные открытия в исследовании живой и неживой природы – вот достижения эпохи. Само слово “просвещение” означает борьбу света разума против тьмы невежества, света науки против религиозного мракобесия. Рефлексия над наукой приводит философию к тому, что она выступает как гносеоцентризм (от греческого gnosis –
знание).
В XIX веке наступает эпоха классицизма. Классические, то есть образцовые, служащие примером и предметом изучения и подражания, законченные и совершенные творения – это идеал позапрошлого века. В этот период
создаются классические теории в науке, появляются классические литература, живопись, музыка. В России, к примеру, это Лобачевский и Менделеев,
поэты и прозаики пушкинской словесности, художники-передвижники, “могучая кучка” композиторов.
Век девятнадцатый – это время наполеоновских войн, бурных и кровавых революций от декабристов до Парижской Коммуны, глубоких социальных реформ. Исторический процесс стал не просто заметным – он обрёл характер бурной публичной жизни и состояние общества, юридические и социальные проблемы выводят на первые роли в науке, публицистике и даже искусстве обществоведение на смену естествознанию. Философия отображает
новый фокус общественного внимания и выступает как социоцентризм (от
греческого socium – общество).
Наконец современная эпоха, XX век – это время крупнейших социальных революций, имевших мировое значение; время мировых войн, вовлекших в трагедию самоистребления большую часть человечества; время всемирных организаций, таких как Лига Наций и ООН; время создания круп-15
нейших региональных союзов наднационального характера в Европе, Северной Америке, Азиатско-тихоокеанском регионе.
Двадцатый век – это век глобализации общественной жизни, когда многие процессы от сфер экологии и демографии до областей экономики и политики приобретают общепланетный масштаб. Оружие массового уничтожения, спутниковые системы связи, транснациональные корпорации, информационная сеть Internet составили первые несущие конструкции единого человечества. В этих условиях исключительную роль начинает играть политика,
управленческие технологии, формирование общественного мнения, культивирование массовой психологии и идеологии.
Философия реагирует на духовные новации эпохи выделением из своего
предмета специальной дисциплины – политологии, обострённым вниманием
к социальной проблематике, и в силу этого сама выступает на этом этапе развития своего предмета как политоцентризм (от греческого polis – город, государство).
Какой будет философия в XXI веке? Обратится ли она вновь к идеям гуманизма? Скатится ли к мистицизму или религиозному обскурантизму? Уйдёт ли в сухой и педантичный сциентизм? Вновь заразится скепсисом и иррационализмом? Ответ на эти вопросы даст время, а направление эволюции
философского знания определит вектор развития духовной культуры общества, потому что философия есть лишь зеркало этой культуры и эхо её основного мотива.16
Глава 2. Очерки истории философии.
Философия Древней Греции. Прежде, чем приступить к характеристике
древнегреческой философии, следует показать её отличие от древневосточной философии.
1. Восточная философия развивалась главным образом в лоне религии. Античная философия сразу заняла по отношению к религии резко обособленную позицию.
2. Восточная философия тяготела, как правило, к моральноэтическому направлению, к поучениям и наставлениям праведной жизни, античная же – к рационалистическому объяснению мира.
3. Поэтому точное, эмпирическое знание на Востоке развивается,
как правило, вне философских теорий; в древней Греции точные науки не отделимы от философии, зарождаются и развиваются вместе с ней. Греческий
способ мышления сочетает высокий уровень теоретичности с логикоматематической строгостью доказательств, ранний греческий философ – одновременно и астроном, и математик, и физик.
4. Основная социальная функция научного знания на Востоке организационно-управленческая (воспитать послушного и трудолюбивого члена
общества) или технологическая (инженерные сооружения и изобретения).
Античность создавала такую систему знаний, которая не имела столь утилитарного, прикладного значения.
5. Иначе говоря, наука на Востоке служила управленческой бюрократии и носила организованный и коллективный характер, тогда как в Европе наука была делом отдельных личностей.
6. Восточный философ – это, как правило, жрец или чиновный реформатор, который почтительно комментирует или подправляет своих предшественников. Греческий философ сознательно ставил своей целью изменение прошлых представлений о мире, то есть был нацелен на добывание нового знания.
7. Если на Востоке крупный философ выступал обычно как глашатай самого бога, изречения его заучивались, как божественные откровения, а
сомнения в их истинности рассматривались как тяжкая ересь и преследовались государством, то в Афинах не было такого философа, мысли которого
не выносились бы на суд публичной критики. Здесь каждый философ создавал свою собственную концепцию мироздания, утверждая свои принципы в
жесткой полемике с предшествующими авторитетами. В демократическом
климате Афин свободный человек впервые получил возможность утверждать
себя в качестве личности не только в общественной жизни, но и в духовной
сфере. Поэтому каждый мыслитель стремился высказать, обосновать и отстоять лишь ему принадлежащие идеи.
История греческой философии начинается с Фалеса. Фалес был всесторонне образованным человеком. Он известен как мудрый советчик в государ-17
ственных и военных делах, и как первый геометр, и как первый астроном, и
первый физик. Он был также метеорологом, путешественником, купцом и
поэтом. Однако первоначальные его открытия принесли лишь практическую
выгоду. Измерял ли он высоту пирамиды, предсказывал ли солнечное затмение, советовал ли морякам ориентироваться не по Большой, а по Малой Медведице – во всем этом видна гибкость трезвого ума, который оказался в состоянии применить для пользы дела эмпирические знания, накопленные в
Египте и Вавилоне. Здесь мышление еще прочно стоит на почве чувственного восприятия действительности и ограничивается им; здесь оно преследует
только насущные земные цели. Однако Фалес, как истинный мудрец, стремится постичь конечные основания и причины явлений.
Как устроен мир? Казалось, тут не о чем думать. Со времен Гомера и Гесиода всем было все известно о мироздании. Но Фалеса не интересовала мифологическая картина мира, известная всем, но непознанная. Его мучил другой вопрос: мир многообразен, нас окружает бесчисленное множество самых
различных явлений, тем не менее этот мир не распадается и сохраняет единство. Следовательно, есть нечто, что связывает эти явления в единое целое,
то, из чего все рождается и в чем все гибнет. Поэтому Фалес приходит к
мысли о том, что всё чувственно воспринимаемое многообразие явлений мира является лишь способом существования чего-то одного – первовещества
или субстанции, из которой построен весь мир. Для Фалеса такой субстанцией была вода.
Вопрос Фалеса о субстанции мира является образцом постановки философской проблемы. Его постановка означала рождение области “чистого
мышления” (в противоположность практическому, обыденному сознанию,
направленному на решение житейских, конкретных задач), обращенного к
мирозданию в целом, к вечному и бесконечному. Поскольку Фалесом была
впервые заложена рационалистическая система устройства мира, то теперь
все естественнонаучные искания стали протекать в рамках этого нового
представления о мире, включались в эту систему, дополняя и уточняя ее. Тем
самым впервые в истории человеческой цивилизации были заложены основы
тесного союза между абстрактным мышлением, то есть между познанием о
мире в целом, и научными исследованиями, диктуемыми потребностями
практики. Иначе говоря, были заложены основы для развития всех областей
точного знания в рамках философии. С Фалеса и до Сократа “физика” (естествознание) и “метафизика” (философия) развиваются нераздельно, одними и
теми же любителями мудрости.
Фалес поэтому выступает не только родоначальником античной философии, но и всей античной науки. Он стоит у истоков античного способа научных размышлений, который тяготеет к систематизации добытых знаний, к
поиску общих закономерностей, объединяющих факты, к доказательству эмпирически найденных математических положений, имеющих общий характер.18
Если Фалес лишь поставил вопрос о сущности и первооснове Вселенной, то Гераклит из Эфеса создал целостное мировоззрение, исходя из этой
новой предпосылки.
Субстанция Гераклита – огонь, так как, по его мнению, мир