Скачать:PDFTXT
Философия. Учебник для студентов технических ВУЗов

окружающей

его действительности?” — эта проблема получила в упомянутой работе Энгельса наименование второй стороны основного вопроса философии, поскольку речь идёт о взаимосвязи и единстве бытия и мышления. Этот вопрос

допускает два ответа: “мир познаваем”, и такое решение называют гносеоло-13

гическим оптимизмом от греческого gnoseo – знаю; и “мир непознаваем” –

гносеологический пессимизм или агностицизм, яркими представителями которого были шотландский философ ХУП века Давид Юм и родоначальник

немецкой классической философии Х1Х века Иммануил Кант.

Варианты решения как первой, так и второй стороны основного вопроса

философии представляют собой основные типы философских построений, а

частные решения в рамках каждого из типов ре-шений составляют дальнейшую классификацию философских теорий.

Эволюция философского знания. Предмет философии изменялся со

временем в силу того, что философское знание имеет рефлексивный характер. Оно сосредоточивается на тех идеях, понятиях и переживаниях, которые

составляют центр духовной культуры общества в ту или иную историческую

эпоху, к которым обращён пристальный интерес людей в определённый период их исторического развития, которые заполняют как сознание отдельных

людей, так и общества в целом.

Так, в Aнтичную эпоху, с VI века до нашей эры по IV век нашей эры

предметом осмысления была природа, поскольку люди в то время ещё не отделяли себя от природы, не противопоставляли себя ей и более того – уподобляли себя природе, полагая, что человек есть микрокосм, то есть маленькое подобие большого космоса. Природные силы и стихии, устройство земли

и неба, события и явления в окружающей ойкумену – обжитой и освоенный

людьми мир — естественной среде: вот что занимает умы древних мыслителей. В натуралистическом мировоззрении Античности человек вписан в состав космоса как один из его элементов и понимание космического порядка

имеет первостепенное значение. В силу этого обстоятельства философия античной эпохи может быть охарактеризована как космоцентризм.

В Средние века, с V по XIV, ориентация философии меняется радикальным образом, поскольку центральное место в духовной культуре общества

занимает религия и философия рефлексирует над содержанием религиозных

мировоззренческих доктрин. Теперь её занимают проблемы сотворения мира,

божественного откровения, гармонии веры и разума, цели существования и

конца света. Видное место занимает проблема теодицеи – оправдания Бога и

поиска источника зла.

Понятно, что центральной фигурой религиозного мировоззрения является сам Творец, сущность которого стремятся постигнуть как силой ума, так и

путём сверхчувственной интуиции, когда обладающему глубокой и искренней верой человеку божественное Провидение приоткроет завесу тайны бытия. В связи с ориентацией на постижение Бога и Его сакральной воли средневековая философия предстаёт перед нами как теоцентризм (от греческого

theos – Бог).

Следующая эпохаВозрождение, XV — XVI века – выдвигает на ведущую роль в общественной жизни другую форму духовной культуры, а именно: искусство. Ренессанс, эпоха Возрождения стала временем гениального14

творчества великих мастеров живописи и музыки, поэзии и прозы, ваяния и

зодчества. По всем странам Европы прошло движение гуманистов (от латинского humanum – человек), внушая всеми средствами искусства уважение к

достоинству человека, провозглашая самоценность человеческой жизни.

Человек-художник, человек-мастер, человек-творец – он чуть ли не равняется с самим господом Богом и уж во всяком случае как образ и подобие

Божие на земле человек обладает свободой воли и поэтому сам является хозяином своей судьбы и несёт ответственность за свои прошлые деяния и грядущие последствия. Такое направление мировоззренческой мысли называется антропоцентризм (от греческого anthropos – человек).

Эпоха Просвещения охватывает XVII — XVIII века и характерна бурным

развитием науки, которая после философских манифестов Френсиса Бэкона

приобретает опытный, экспериментальный характер и превращается из умозрительной и спекулятивной схоластики, университетского школярства, в

науку в современном понимании этого слова, то есть в профессиональную

познавательную деятельность.

Академические учёные сообщества, книгопечатание и появление массовой прессы, распространение грамотности от светских салонов до городских

и даже сельских низов – вот приметы времени. Выдающиеся учёные, фундаментальные теории в естествознании, поразительные открытия в исследовании живой и неживой природы – вот достижения эпохи. Само словопросвещение” означает борьбу света разума против тьмы невежества, света науки против религиозного мракобесия. Рефлексия над наукой приводит философию к тому, что она выступает как гносеоцентризм (от греческого gnosis –

знание).

В XIX веке наступает эпоха классицизма. Классические, то есть образцовые, служащие примером и предметом изучения и подражания, законченные и совершенные творения – это идеал позапрошлого века. В этот период

создаются классические теории в науке, появляются классические литература, живопись, музыка. В России, к примеру, это Лобачевский и Менделеев,

поэты и прозаики пушкинской словесности, художники-передвижники, “могучая кучка” композиторов.

Век девятнадцатый – это время наполеоновских войн, бурных и кровавых революций от декабристов до Парижской Коммуны, глубоких социальных реформ. Исторический процесс стал не просто заметным – он обрёл характер бурной публичной жизни и состояние общества, юридические и социальные проблемы выводят на первые роли в науке, публицистике и даже искусстве обществоведение на смену естествознанию. Философия отображает

новый фокус общественного внимания и выступает как социоцентризм (от

греческого socium – общество).

Наконец современная эпоха, XX век – это время крупнейших социальных революций, имевших мировое значение; время мировых войн, вовлекших в трагедию самоистребления большую часть человечества; время всемирных организаций, таких как Лига Наций и ООН; время создания круп-15

нейших региональных союзов наднационального характера в Европе, Северной Америке, Азиатско-тихоокеанском регионе.

Двадцатый век – это век глобализации общественной жизни, когда многие процессы от сфер экологии и демографии до областей экономики и политики приобретают общепланетный масштаб. Оружие массового уничтожения, спутниковые системы связи, транснациональные корпорации, информационная сеть Internet составили первые несущие конструкции единого человечества. В этих условиях исключительную роль начинает играть политика,

управленческие технологии, формирование общественного мнения, культивирование массовой психологии и идеологии.

Философия реагирует на духовные новации эпохи выделением из своего

предмета специальной дисциплины – политологии, обострённым вниманием

к социальной проблематике, и в силу этого сама выступает на этом этапе развития своего предмета как политоцентризм (от греческого polis – город, государство).

Какой будет философия в XXI веке? Обратится ли она вновь к идеям гуманизма? Скатится ли к мистицизму или религиозному обскурантизму? Уйдёт ли в сухой и педантичный сциентизм? Вновь заразится скепсисом и иррационализмом? Ответ на эти вопросы даст время, а направление эволюции

философского знания определит вектор развития духовной культуры общества, потому что философия есть лишь зеркало этой культуры и эхо её основного мотива.16

Глава 2. Очерки истории философии.

Философия Древней Греции. Прежде, чем приступить к характеристике

древнегреческой философии, следует показать её отличие от древневосточной философии.

1. Восточная философия развивалась главным образом в лоне религии. Античная философия сразу заняла по отношению к религии резко обособленную позицию.

2. Восточная философия тяготела, как правило, к моральноэтическому направлению, к поучениям и наставлениям праведной жизни, античная же – к рационалистическому объяснению мира.

3. Поэтому точное, эмпирическое знание на Востоке развивается,

как правило, вне философских теорий; в древней Греции точные науки не отделимы от философии, зарождаются и развиваются вместе с ней. Греческий

способ мышления сочетает высокий уровень теоретичности с логикоматематической строгостью доказательств, ранний греческий философ – одновременно и астроном, и математик, и физик.

4. Основная социальная функция научного знания на Востоке организационно-управленческая (воспитать послушного и трудолюбивого члена

общества) или технологическая (инженерные сооружения и изобретения).

Античность создавала такую систему знаний, которая не имела столь утилитарного, прикладного значения.

5. Иначе говоря, наука на Востоке служила управленческой бюрократии и носила организованный и коллективный характер, тогда как в Европе наука была делом отдельных личностей.

6. Восточный философ – это, как правило, жрец или чиновный реформатор, который почтительно комментирует или подправляет своих предшественников. Греческий философ сознательно ставил своей целью изменение прошлых представлений о мире, то есть был нацелен на добывание нового знания.

7. Если на Востоке крупный философ выступал обычно как глашатай самого бога, изречения его заучивались, как божественные откровения, а

сомнения в их истинности рассматривались как тяжкая ересь и преследовались государством, то в Афинах не было такого философа, мысли которого

не выносились бы на суд публичной критики. Здесь каждый философ создавал свою собственную концепцию мироздания, утверждая свои принципы в

жесткой полемике с предшествующими авторитетами. В демократическом

климате Афин свободный человек впервые получил возможность утверждать

себя в качестве личности не только в общественной жизни, но и в духовной

сфере. Поэтому каждый мыслитель стремился высказать, обосновать и отстоять лишь ему принадлежащие идеи.

История греческой философии начинается с Фалеса. Фалес был всесторонне образованным человеком. Он известен как мудрый советчик в государ-17

ственных и военных делах, и как первый геометр, и как первый астроном, и

первый физик. Он был также метеорологом, путешественником, купцом и

поэтом. Однако первоначальные его открытия принесли лишь практическую

выгоду. Измерял ли он высоту пирамиды, предсказывал ли солнечное затмение, советовал ли морякам ориентироваться не по Большой, а по Малой Медведице – во всем этом видна гибкость трезвого ума, который оказался в состоянии применить для пользы дела эмпирические знания, накопленные в

Египте и Вавилоне. Здесь мышление еще прочно стоит на почве чувственного восприятия действительности и ограничивается им; здесь оно преследует

только насущные земные цели. Однако Фалес, как истинный мудрец, стремится постичь конечные основания и причины явлений.

Как устроен мир? Казалось, тут не о чем думать. Со времен Гомера и Гесиода всем было все известно о мироздании. Но Фалеса не интересовала мифологическая картина мира, известная всем, но непознанная. Его мучил другой вопрос: мир многообразен, нас окружает бесчисленное множество самых

различных явлений, тем не менее этот мир не распадается и сохраняет единство. Следовательно, есть нечто, что связывает эти явления в единое целое,

то, из чего все рождается и в чем все гибнет. Поэтому Фалес приходит к

мысли о том, что всё чувственно воспринимаемое многообразие явлений мира является лишь способом существования чего-то одного – первовещества

или субстанции, из которой построен весь мир. Для Фалеса такой субстанцией была вода.

Вопрос Фалеса о субстанции мира является образцом постановки философской проблемы. Его постановка означала рождение области “чистого

мышления” (в противоположность практическому, обыденному сознанию,

направленному на решение житейских, конкретных задач), обращенного к

мирозданию в целом, к вечному и бесконечному. Поскольку Фалесом была

впервые заложена рационалистическая система устройства мира, то теперь

все естественнонаучные искания стали протекать в рамках этого нового

представления о мире, включались в эту систему, дополняя и уточняя ее. Тем

самым впервые в истории человеческой цивилизации были заложены основы

тесного союза между абстрактным мышлением, то есть между познанием о

мире в целом, и научными исследованиями, диктуемыми потребностями

практики. Иначе говоря, были заложены основы для развития всех областей

точного знания в рамках философии. С Фалеса и до Сократа “физика” (естествознание) и “метафизика” (философия) развиваются нераздельно, одними и

теми же любителями мудрости.

Фалес поэтому выступает не только родоначальником античной философии, но и всей античной науки. Он стоит у истоков античного способа научных размышлений, который тяготеет к систематизации добытых знаний, к

поиску общих закономерностей, объединяющих факты, к доказательству эмпирически найденных математических положений, имеющих общий характер.18

Если Фалес лишь поставил вопрос о сущности и первооснове Вселенной, то Гераклит из Эфеса создал целостное мировоззрение, исходя из этой

новой предпосылки.

Субстанция Гераклита – огонь, так как, по его мнению, мир

Скачать:PDFTXT

Философия. Учебник для студентов технических ВУЗов читать, Философия. Учебник для студентов технических ВУЗов читать бесплатно, Философия. Учебник для студентов технических ВУЗов читать онлайн