Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:PDFTXT
Философия. Учебник для студентов технических ВУЗов

нередко искажается, преувеличивается. Так в философии, в связи с особенностями эксперимента в микромире, о чем говорилось чуть выше, возникла идея, что в этой области все наши

знания целиком приборного происхождения. Прибор, как бы продолжая

субъекта познания, вмешивается в объективный ход событий. Отсюда делается вывод: все наше знание об объектах микромира субъективно, оно приборного происхождения. В итоге в науке XX века возникло целое направление философии — приборный идеализм или операционализм (П.Бриджмен).

Конечно, последовала ответная критика, но подобная идея встречается среди

ученых до сих пор. Во многом она возникла из-за недооценки теоретического

знания и познания, а также его возможностей.

Прежде чем перейти к нему, отметим: создание приборов и изобретение

новых как для измерений, так и для экспериментов — это издавна особая область деятельности ученых и инженеров, требующая огромного опыта и таланта. Сегодня — это также и современная, все более активно развивающаяся отрасль производства, торговли и соответствующего маркетинга. Сами

приборы и устройств как продукты технологий, научного и технического

приборостроения, их качество и количество — по сути дела показатель степени развитости той или иной страны и ее экономики.

Теоретические методы. Методы теоретического познания — это абстрагирование, анализ и синтез, индукция и дедукция, идеализация, аналогия,

формализация, моделирование, методы гипотез и аксиоматический, системный метод и подход и др.

Сущность абстрагирования состоит в мысленном отвлечении от несущественных свойств, отношений и связей в объекте и между ними при одновременной фиксации отдельных сторон, аспектов этих предметов в соответствии с целями познания и задачами исследования, конструирования и преобразования. Результатом процесса абстрагирования будут абстракции —

понятия естественного языка и понятия науки.

Метод абстрагирования включает два момента. Сначала производится

отделение существенного от несущественного, наиболее важного в познавательной задаче. Здесь производится оценка различных аспектов объекта, действующих факторов, условий, устанавливается наличие общего, принадлежность к определенным классам явлений, объектов и т.п. Необходимой сторо-151

ной является установление независимости или пренебрежимо малой зависимости от определенных факторов. Затем производится замещение некоторого

объекта идеальной или материальной природы, подвергающегося изучению,

другим, менее богатым свойствами, имеющим ограниченное число параметров и характеристик. Полученный объект выступает в роли модели первого.

Например, в астрономических расчетах планеты замещаются абстракциями

вроде “материальной точки”, реальные взаимодействия — силами, и т.п. То

же самое мы найдем не только в небесной механике, но во всей механике, во

всей науке вообще.

Следует заметить, что операция абстрагирования может применяться

как к реальным, так и к абстрактным объектам, которые сами уже были результатом предшествующего абстрагирования. При этом мы как бы удаляемся от конкретности и богатства свойств исходного объекта, обедняем его. Но

иначе мы не смогли бы охватить широкие классы объектов и их общую сущность, взаимосвязь, форму, строение и т.п. Роль полученной в итоге абстракции состоит в том, что она позволяет в познании назвать казавшиеся ранее

разными предметы (объекты) одним именем, заменить сложное простым,

классифицировать многообразие по общим признакам, то есть выйти в итоге

к обобщению, а, значит, к закону.

Науке известны: 1) абстракция отождествления, при которой образование понятий происходит путем объединения многих объектов и их аспектов в

особый класс; 2) изолирующая абстракция, когда производится выделение

какого-либо свойства или отношения, связанного с объектом, обозначение их

определенным термином и придание ему статуса самостоятельности (например, твердость, упругость, электропроводность, растворимость, устойчивость и т.п.); 3) абстракция конструктивизации, когда, отвлекаясь от неопределенности границ в свойствах объектов, как бы огрубляют действительное,

реальное, благодаря чему получают возможность сформулировать некоторые

законы, понять реальное в первом приближении, при этом в итоге дальнейшего движения мысли исходное упрощение снимается; 4) в специальных

науках существуют свои, специальные виды абстракции. Так, в математике и

логике — это абстракция актуальной бесконечности и потенциальной осуществимости; в кибернетике — “черного ящика” и др. Они обладают особыми

чертами и в то же время сходными свойствами с перечисленными выше видами абстракции.

Обратимся к методам анализа и синтеза.

Анализ — это мысленное разделение интересующего нас объекта или

его аспектов на отдельные части с целью их систематического изучения. В их

роли могут выступать отдельные материальные и/или идеальные элементы,

свойства, отношения и т.

Синтез — мысленное соединение ранее изученных элементов в единое

целое. Из приведенных определений уже видно, что это взаимно предполагающие и дополняющие друг друга методы. В зависимости от степени иссле-152

дованости, глубины проникновения в сущность объекта или его аспектов

применяются анализ и синтез различного рода или вида:

__ прямой, или эмпирический анализ и синтез, которые пригодны на стадии

первого, еще поверхностного ознакомления с объектом исследования и его

аспектами, особенно при изучении сложного объекта;

возвратный, или элементарно-теоретический анализ и синтез, которые

пригодны для постижения моментов, сторон, аспектов сущности, овладения

определенными причинно-следственными зависимостями;

— структурно-генетический анализ и синтез, которые позволяют выделять в

объекте исследования самое главное, центральное, решающее, ведущее к

развертыванию объекта в целое; они охватывают генетические связи и опосредования, их целые цепочки, ведут к полноте охвата частей и их содержания или к целостному видению и описанию объекта.

Анализ и синтез тесно связаны друг с другом: анализ подготавливает

синтез, синтез завершает анализ. Они связаны и с другими методами. Так,

возвратный анализ и синтез связаны с сравнением, наблюдением, измерением, экспериментом, индукцией и дедукцией, другими методами. Такой анализ предполагает абстрагирование от несущественного. Следует иметь в виду, что уровни расчленения и объединения в целое зависят от познавательных задач, а поэтому они могут быть лишь ограниченными не бесконечными,

беспредельными. Оба методаследствие философского положения о том,

что целое по своим свойствам суть иное качество, чем его части, что оно

больше суммы частей, но оно все же ограничено ими.

Индукция и дедукция — следующие два метода — подобно предыдущим

парные и взаимодополняющие. Они занимают особое положение в системе

научных методов и включают в себя применение чисто формальных логических правил умозаключения и вывода — дедуктивного и индуктивного. Начнем с разъяснения смысла индукции.

Под индукцией понимают умозаключение от частного к общему, когда

на основе знания о части предметов делается вывод о свойствах всего класса

в целом. При этом можно выделить следующие виды индукции:

— полная индукция, когда делается вывод о свойствах данного объекта на

основе перебора (и анализа) всех объектов данного класса. Это совершенно

достоверное знание. Всякая наука стремится к его получению и использует в

роли доказательства достоверности ее выводов, их неопровержимости;

— неполная индукция, когда общий вывод делается из посылок, не охватывающий всех объектов или аспектов данного класса. В ней содержится, таким образом, момент гипотезы. Ее доказательность слабее предыдущей, ибо

нет правил без исключения;

Исторически первой была так называемая перечислительная (или популярная) индукция. Она используется, когда на опыте замечена какаянибудь регулярность, повторяемость, о чем и формулируют суждение. Если

не будет противоречащих примеров, то тогда делается общий вывод в форме

умозаключения. Такую индукцию относят к полной. Неполную индукцию153

иначе называют еще “научной”, так как она дает не только формальный результат, но и доказательство не случайности найденной регулярности. Такая

индукция позволяет “уловить” и причинно-следственные связи (что было установлено еще Бэконом и обосновано Дж. Миллем в Англии).

Пример полной индукции: последовательно проверенные металлы,

один, другой, третий и т.д., обладают электропроводностью, из чего следует

вывод, что все металлы электропроводны и т.д. Пример неполной индукции:

последовательно взятые, каждое четное число делится на два, и хотя их всех

бесконечно большое множество, мы все же делаем вывод о кратности всех

четных чисел двум, и т.п.

Привлекательность и сила индукции очевидны. Отметим, что все опытные науки по преимуществу индуктивные науки. Значение индукции приходится переоценивать в связи с развитием вычислительной математики и ее

приложений. Еще Бэкон писал, что если мы хотим проникнуть в природу вещей, то всюду обращаемся к индукции. Впоследствии в науке сложилось направление всеиндуктивистов (В. Уевелл, Дж. Ст. Милль и др.).

Дедуктивным называется умозаключение, в котором вывод о свойствах

объекта и о нем самом делается на основании знания общих свойств и характеристик (всего множества).

Пример: 1) Все металлы проводят электрический ток.

2) Вольфрамметалл.

Вывод: вольфрам электропроводен.

Роль дедукции в современном научно познании и знании резко возросла.

Это связано с тем, что современная наука и инженерная практика сталкивается с объектами, недоступными обычному чувственному восприятию (микромир, Вселенная, прошлое человечества, его будущее, очень сложные системы разного рода и др.), поэтому все чаще приходится обращаться к силе

мысли, нежели к силе наблюдения и эксперимента. Особое значение дедукция имеет для формализации и аксиоматизации знания, построения гипотез и

др. (в математике, теоретической физике, теории управления и принятия решений, экономике, информатике, экологии и др.). Классическая математика

— типично дедуктивная наука. Дедукция отличается от других методов тем,

что при истинности исходного знания она дает истинное же выводное знание. Однако нельзя и переоценивать силу дедукции. Прежде чем ее применять, надо получить истинное исходное знание, общие посылки, а поэтому

особое значение остается за методами получение такого знания, о которых

говорилось выше.

Идеализация. Для целей научного познания, конструирования, проектирования и преобразования широко используются так называемые “идеальные

объекты”. Они не существуют в действительности, принципиально не реализуются на практике, но без них невозможно теоретическое знание и его приложения. К их числу относятся точка, линия, число, абсолютно твердое тело,

точечный электрический заряд, заряд вообще, идеальный газ, абсолютно154

черное тело и многие другие. Науку без них нельзя представить. Мысленное

конструирование таких объектов называется идеализацией.

Чтобы идеализация протекала успешно, необходима абстрагирующая

деятельность субъекта, а также другие мыслительные операции: индукция,

синтез и др. При этом мы ставим себе следующие задачи: мысленно лишаем

реальные объекты некоторых свойств; наделяем (мысленно) эти объекты определенными нереальными предельными свойствами; именуем полученный

объект. Чтобы выполнить эти задачи прибегают к многоступенчатому абстрагированию. Например, отвлекаясь от толщины реального предмета, получают плоскость; лишая плоскость одного измерения, получают линию; лишая

линию единственного ее измерения, получают точку и т.п. А как перейти к

предельному свойству ? Расположим, к примеру, известные нам тела в ряд в

соответствии с увеличением их твердости. Тогда, в пределе, мы получим абсолютно твердое тело. Примеры легко можно продолжить. Такие идеальные

объекты, как несжимаемость, сконструированы теоретически, когда свойство

сжимаемости принимается равным нулю. Абсолютно черное тело мы получим, если припишем ему полное поглощение поступающей энергии.

Заметим, что абстрагирование от любого из свойств есть обязательно

приписывание ему противоположного свойства, причем прежнее отбрасывается, иначе мы не получим идеального объекта.

Большое значение имеет вопрос о правомерности тех или иных идеализаций. Оправдать идеализацию путем непосредственного созерцания реального объекта трудно, не всегда помогают и измерения. Правомерность идеализации доказывается применимостью на практике той теории, которая создана на базе одной или нескольких идеализаций, включая заимствованные и

ранее созданные. Любая идеализация верна лишь в определенных пределах.

Так, представление об идеальной жидкости (без вязкости и несжимаемости),

пригодное в гидростатике, непригодно при анализе движения твердых тел в

ней, так как здесь при решении задач существенны вязкость и турбулентность.

Метод аналогий. В науке, особенно в астрономии вместе с космологией,

в физике, в бионике и др., многие построения возникли на основе аналогий,

которые прокладывают потом дорогу как моделированию, так и различным

научным гипотезам. Это такой метод познания, когда из сходства некоторых

признаков, аспектов у двух или более объектов делают вывод о сходстве других признаков и свойств этих

Скачать:PDFTXT

Философия. Учебник для студентов технических ВУЗов читать, Философия. Учебник для студентов технических ВУЗов читать бесплатно, Философия. Учебник для студентов технических ВУЗов читать онлайн