Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:PDFTXT
Философия. Учебник для студентов технических ВУЗов

направленность, алгоритмичность, агрессия в среду и обмен со средой, другие свойства.

Познание систем, начиная с их простоты и сложности, других характеристик, согласно У.Р. Эшби, связано прямо со способностями человека воспринимать, хранить в памяти и перерабатывать поступившие сигналы, которые оцениваются в нервной системе человека и оформляются в осмысленную

информацию. Оно связано с возможностями его инструментальных средств,

а также с целями и задачами познания, конструирования, планирования и

действий. В этой связи находится оценка человеком таких характеристик

систем как их величина и масштабы, количество компонентов, простота и

сложность, степень интенсивности качеств, свойств и процессов, трудность

или легкость действий, быстрота и медленность, и др. Субъективность восприятия получаемой при этом информации несомненна, как несомненна относительность, а также неоднозначность понимания подобных характеристик. Но несомненна при этом и эвристическая сила сопоставления, аналогий, анализа, вероятностных методов и статистики, гипотез, других методов.

Заметим, что большое значение для познания неизвестного может играть, развитый впервые в бихевиоризме и примененный затем в кибернетике,

метод “черного ящика”. Суть его в следующем. Если мы, изучая какую-либо

сложную или даже сверхсложную систему, узнали параметры входных воздействий (“возмущений”) или сигналов разного рода, а также информации,

то нам совсем не обязательно знать, что происходит внутри системы. Нам

достаточно знать характер выходных сигналов, а также информации. Сопоставив то и другое, сравнив это всё с известными аналогичными случаями поведения других систем, мы сравнительно легко делаем умозаключение по

аналогии о том, что можно ожидать от этой системы в дальнейшем. Конечно,

при этом должны быть тщательно изучены условия, в которых находится

изучаемая система, они тоже должны быть сопоставлены с известными, другими случаями, особенно, в связи с изменением условий и характеристик

входа и выхода.

В качестве таких “черных ящиков” могут выступать сложные системы

любого рода и их модели — вещественно-полевые, энергетические, информационные, такие как физические процессы сложного характера и большой

интенсивности (экстремальные), химические реакции, организмы, популяции, экосистемы, технические системы, соответствующие модели, а также160

человеческо-деятельностные системы, вроде экономических, финансовых,

производственных, социальных, а также сам человек и разные группы, сообщества, государства и их ассоциации, человечество в целом. Овладение методологией “черного ящика” исключительно актуально в связи с современным состоянием взаимоотношений сообществ людей друг с другом, а , главное, с природой. Конечно, при этом необходимо накопить разными способами часто огромную информацию, обработать ее эффективно, например, на

основе статистики и вероятностного подхода, а также компьютерной технологии и построения кибернетико — информационных моделей.

Системный метод и системный подход вытекают из предыдущего и из

природы систем, системности как свойства. Их суть в следующем:

1. Фундаментальная роль системного метода состоит в том, что на его

основе достигается продвижение науки и всего человеческого познания к

единству, целостному мировидению.

2. Специфическим для общей теории систем (ОТС), для системного метода и подхода является вопрос о порождении свойства целостности из

свойств элементов, а также компонентов и уровней строения в сложных системах. И, наоборот, существует проблема порождения свойств составляющих

целое частей из характеристик этой целостности.

3. Источник преобразований системы или ее функций обычно лежит в

ней самой. Это связано с ее внутренними противоречиями и направленным

поведением (например, зависящим от естественных законов и ими же направляемым, алгоритмическим, целевым и др.). При этом особенность бихевиоральных систем — их самоорганизация, самоуправление и т.д.

4. В системном исследовании и ОТС важен принцип универсальности

системных законов, не исключающий вместе с тем специфики систем разного рода. Это означает возможность строить не простые аналогии, а аналогии

органицистского характера (вроде, государствоорганизм с управляющими

и управляемыми структурами, человечествопопуляция организмов в виде

народов и государств и т.п.).

5. Согласно ОТС и системному подходу один и тот же “материал” или

субстрат обладает фактически в одно и то же время разными свойствами, параметрами, функциями и принципами строения и развития. Это проявляется

в иерархичности сложных систем и специфике управления в таких системах.

6. Системный подход невозможен без анализа условий существования и

факторов актуальной для них среды.

7. ОТС и системный метод чисто причинное объяснение рассматривают

как недостаточное. Для больших классов систем, таких как бихевиоральные,

характерны целесообразность, целеположенность и др. особенности, отличающие их радикально от физических и химических систем.

8. При создании систем важен принцип: система есть то, что получается

в результате оптимизации конструкции создаваемой системы путем всестороннего анализа взаимосвязанных факторов, влияющих на ее существенные

характеристики (теорема Б. Байцера).161

9. С позиций системности можно правильно подойти к решению такого

важного для науки вопроса, как редукция объяснения одних уровней строения материи и механизмов ее изменения на основе предшествующего уровня.

Редукция всегда допустима, когда ищут источник, причину тех или иных явлений: социальных на основе биологического субстрата, биологических — на

основе химических реакций, химических — на основе физических законов и

взаимодействий. Но при этом нельзя забывать эмерджентность каждого из

уровней строения, специфику их собственных законов и т.п.

10. Системный анализ возник на основе математизированной ветви ОТС

— системологии и системных методов. Из этого факта вытекают главные установки системного анализа: решая проблемы управления в системах, надо

стремиться максимально полно учесть все входные и выходные характеристики объекта; использовать междисциплинарный подход; строить исследования, разработки, проекты и действия в ключе проблемной и “задачной”

ориентации, а не просто функционального подхода (начальник приказал — я

выполнил!). Системный анализ конкретизируется в виде своего прикладного

звена — системотехники. В этой связи, не игнорируя общесистемного подхода, для каждой проблемы, задачи или их класса строят свою особую методологию.

В целом, имеются системные формализмы, которые развивали многие

ученые. Они обладают огромной эвристической силой. Системный подход

раскрывает нам как бы пространства возможных состояний систем и возможных действий. Это — общенаучный метод и подход, такой, какой развивает синергетика (как общая теория самоорганизации), или кибернетика (как

общая теория управления и связи в живых организмах, технических системах, обществе и их объединениях, которая опирается на информационные

технологии).

В 60-х гг. системолог Р. Акофф и социолог Ф. Эмери предсказывали наступление Системного века. Он фактически уже наступил, но только не в виде победы какой-то отдельной теории, а как победы целого направления,

подхода и методов, характерных именно для ОТС, ее версий, моделей разного уровня, разного характера и назначения.

Формы научного познания. Далее мы остановимся на основных формах, в которых представлено и организовано научное и техническое знания.

Среди них — факт, гипотеза, закон, принцип, теория.

Факты образуют живую ткань любого знания. В науке и технике — они

воздух, которым дышит ученый, исследователь. Но факты еще надо добыть,

описав их на языке теории, передать их смысл и оформить в виде истинных

суждений. Субъект познания обращен к объектам и получает в виде познания

итога знание в форме фактических суждений. Вместе субъектобъект

знание образуют треугольник, так называемый “золотой треугольник познания”.162

Между тем, широко бытует мнение, что факт и объект — это одно и то

же. Так считают и некоторые философы: Л.Витгенштейн, например, говорил,

что “мир есть совокупность фактов, а не вещей”. Мы здесь будем строго различать объект и знание о нем у субъекта, в связи с чем мы будем понимать

под фактом некоторое достоверное знание об объекте в форме суждения. При

этом исследователь отображает данное суждение в терминах языка определенной теории, так что одно и то же может выглядеть (описываться) в разных

языках по-разному. Например, в обыденном языке (и мышлении) нормой

стало выражение “У меня температура” (человек болен). На языке сторонника теории теплорода (была такая) надо бы сказать об увеличении количества

теплорода в организме. Сторонник теории, где употребляются понятия энергии, температуры (степени нагретости тела) говорят о повышении температуры как результата увеличения кинетической энергии молекул в организме.

И тому подобное.

В научном мышлении факт выражен в виде единичного суждения, даже

если речь идет о совокупности многих объектов. Но описание факта в науке

всегда, как говорят методологи, “теоретически нагружено”, то есть связано с

определенной концепцией и теоретическими терминами. Подчеркнем еще

раз: в самой действительности никаких фактов нет, они — в головах людей.

В этой связи находится то, что мы часто предполагаем какие-то свойства, отношения и т.п. в виде суждений, — гипотетические факты. Вообще надо различать “наблюдаемые” и “ненаблюдаемые” факты и понимать относительность и историчность их различения. Заметим, что термины “наблюдаемые” и “ненаблюдаемые факты” неудачны и неточны. Лучше бы сказать:

“факты наблюдаемого” и “ненаблюдаемого”. Пример последних утверждений, что Земля шар, хотя мы ее как шар непосредственно не видим. Для космонавта же это наблюдаемый факт. Наука широко оперирует и теми и другими, исходя из мысли о наличии в мире общего и всеобщего, а не только

уникального и неповторимого. Отсюда и возможность конструировать факты, обобщая единичное до общего и всеобщего.

Факты можно подразделить в целом при сравнении их друг с другом на

однородные (скажем, все случаи притяжения тел к Земле, рождения живых

существ и их смерти, необходимой связи людей друг с другом в обществе и

т.п.); неоднородные (как, например, трения тел, магнетизма, питания живых

существ, парламентские выборы и т.д. в сравнении друг с другом); массовидные (для групп и совокупностей любого рода вроде взаимодействий частиц

материи, молекул газа, демографические процессы и т.д.); фундаментальные

(как переход тепла от более нагретого тела к менее нагретому, другие факты

из физики, химии, биологии, кибернетики и информатики, и др.) и нефундаментальные (например, характер ветвления кроны конкретного дерева, размещение в данном городе сетей коммуникаций, торговых точек, ваше падение на улице, поломка конкретной машины и т.п.).

Заметим, что эти классы фактов пересекаются друг с другом и их принадлежность к этим классам может быть относительной, зависеть от системы163

отсчета и задач описания и т.п. Однородные факты могут быть обобщены,

когда познание схватит более глубокую сущность с помощью тех или иных

методов познания. Так, фундаментальный закон природы — закон сохранения энергии — на деле создан за счет обобщения законов сохранения механической, тепловой и электрической энергии. При желании примеры можно

продолжить.

Известный физик М.Борн писал: “Все наше познание природы начинается с накопления фактов, многочисленные факты обобщаются в простые законы, а последние в свою очередь обобщаются в более общих законах”.

Гипотеза как форма научного познания и (одновременно) как метод ведет на основе фактов разного рода через формулирование законов и принципов к научной теории. В современной науке гипотезы — это своеобразные

локомотивы науки. Вместе с тем, в истории науки погибших, не ставших законами, принципами и теориями гипотез, — бесчисленное множество. Поэтому говорят, что наука — это кладбище гипотез. Эти гипотезы, которые

вызывались в воображении исследователей теми или иными реальными проблемами (и химерическими тоже — такими как создание “вечного” двигателя), сами подталкивали к сбору новых фактов.

В своем развитии гипотеза как предположение проходит ряд стадий: 1)

накопления фактов; 2) выдвижения простейшего предположения, часто на

базе аналогии; 3) накопления новых фактов; 4) формулирования зрелой гипотезы и получения следствий из нее, вплоть до развертывания целой теории;

5) подтверждения гипотезы или ее опровержения. В последнем случае гипотеза превращается в закон, принцип (в рамках аксиоматизированной теории)

или даже становится теорией. Все зависит здесь от ранга, уровня общности

гипотезы.

Формально, гипотеза — это суждение или их целая связанная группа,

система

Скачать:PDFTXT

Философия. Учебник для студентов технических ВУЗов читать, Философия. Учебник для студентов технических ВУЗов читать бесплатно, Философия. Учебник для студентов технических ВУЗов читать онлайн