Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:PDFTXT
Философия. Учебник для студентов технических ВУЗов

считаются доказанными или достоверными. Заметим, что в математике аксиоматика вообще не требует такого обоснования.

Весьма острой проблемой в содержательных теориях дедуктивного типа яв-168

ляется проверка соответствия следствий из оснований самой действительности. Все эти теории подразделяются на три вида:

а) в гипотетико-дедуктивных теориях исходные принципы частично эмпирически обоснованы, частично заимствованы из других теорий, частично

являются гипотезами. Принимается определенная логика, язык и система

операций над объектами. Фиксируется объект, как продукт идеализаций и

обобщения. Примеры: термодинамика, астрофизика и др.;

б) в конструктивных теориях внутри аксиоматики могут быть принципы, принимаемые без доказательства и обоснования. Объекты теории и утверждения вводятся обязательно путем предварительного их конструирования в виде идеализированных объектов, моделей, вводятся специальные язык

и операции и т.д. Примеры: электродинамика Максвелла, теория информации

и др.;

в) аксиоматические теории, как уже ясно, выше обрисованы. Примеры:

геометрические теории, теории множеств и групп, логические теории и др.

В науке существует резкая критика ряда современных теоретиков и методологов против идеала науки аксиоматического типа. Говорят, что аксиоматика

— это “смирительная рубашка” и тормоз для развития теорий, и что цель

науки — безудержное размножение теорий с целью их последующего отбора

путем опровержения (П. Фейерабенд).

Известный математик XX века Д. Гильберт, напротив, считал, что внутри жесткого каркаса дедуктивных теорий происходит наращивание понятий

и утверждений, их переосмысление и т.п., а, значит, их развитие. Как пример

он приводит углубление понятий числа и вообще теории множеств в математике. Мы укажем здесь также на развитие дискретной математики в связи с

компьютеризацией и т.п. Между тем, в методологии науки показано, что на

одном и том же фактуальном поле могут быть построены разные теории, которые потом могут долго конкурировать друг с другом, становиться дополнительными и т.д. Как пример — геометрические теории (Евклида, Лобачевского, Римана и др.), механика Ньютона, механика Гамильтона и механика

Герца.

Все, хотя и кратко описанные здесь методы не исчерпывают традиционную логико-методологическую проблематику. В методологии науки существует немало новых проблем. К их числу относят развитие общей эволюционной теории в связи с развитием синергетики, проблемы описания сложности

и комплексный подход, описание нечетких систем и описания многопараметрических систем, анализ таких форм знания, как проект, роль компьютеров для теории и смысл виртуальных миров, другие проблемы. По этим вопросам существует обширная литература, но нельзя сказать, что все вопросы

решены. Наука в своем стремительном развитии ставит перед методологией

и всей философией все новые и новые задачи.169

Глава 7. Социальная философия.

Методология исследования социальных явлений. Социальная философия — составная часть философии и одновременно наиболее общая социологическая теория. Это наука об общих законах функционирования и развития

человеческого общества. Как философская концепция исторического и онтологического процесса, социальная философия представляет собой распространение философских принципов и подходов на общество.

Основной философский принцип о первичности материи и вторичности сознания конкретизируется в социальной философии как признание первичности общественного бытия и вторичности общественного сознания. При

этом общественное бытие выступает как совокупность материальных общественных явлений и процессов, существующих независимо от воли и сознания индивидов или общества в целом, а общественное сознание является

своеобразным отражением общественного бытия. В основе такой позиции

лежит простой и естественный факт: общественное сознание органично связано с индивидуальным сознанием, ибо мыслят люди и в результате их мышления формируется не только индивидуальное, но и общественное сознание.

А мыслят люди при помощи мозга, который материален, как и сам человек.

Эмпирически наблюдаемые и с научной точностью констатируемые

общественные отношения позволили применить в исследовании общественных процессов критерий повторяемости, благодаря которому оказалось возможным выделить общее в социальном развитии разных народов и стран в

различные периоды их функционирования. На этой основе стало возможным

создание формационных и цивилизационных моделей описания развития

общества. Согласно формационному подходу история общества делится на

общественные формации, различающиеся главным образом по способу производства материальных благ. Сторонники цивилизационного метода утверждают, что идеал, цель, социальная модель играют огромную инструментальную роль в познании общества. В этом плане ключевыми являются такие

понятия, как индивидуальность, свобода личности, богатство общества, духовность, демократия. Система этих ценностей служит основанием становящегося идеала как образа цели, инструмента построения модели будущего.

Формационный метод был долгое время в нашей стране господствующим. Его сторонники обвиняют сторонников цивилизационного метода в

идеализме, в недооценке материальных факторов в обществе. В свою очередь

цивилизационники обвиняют формационников в догматизме. Они утверждают, что формационный метод ошибочен, ибо не все народы прошли указанные в трудах основоположников марксизма пять общественно-исторических

формаций: первобытной, рабовладельческой, феодальной, капиталистической и коммунистической. Народы Северной Европы, России не прошли ра-170

бовладельческой формации, никто еще не построил коммунистическую формацию.

Нам представляется этот спор бесплодным. Каждый из методов имеет

свои плюсы и минусы. На современном этапе, на рубеже второго и третьего

тысячелетий развития цивилизованного общества оба метода должны дополнять друг друга и принципы каждого из них могут быть использованы в соответствии с целесообразностью их применения в решении задач, в тех или

иных условиях.

Конференция ООН, состоявшаяся в июне 1992 г. в Рио-де-Жанейро, не

только доказала неприемлемость существующих механизмов развития общества, но и раскрыла основные принципы и признаки общества нового типа,

которое должно установиться в мире в начале третьего тысячелетия. Это общество , основанное на началах всестороннего общечеловеческого прогресса,

добра, взаимопонимания, взаимопомощи, общего благополучия, последовательной демократии и высокой морали. Конференция в Рио не предложила

механизма становления такой цивилизации. Эту задачу должна решить или,

по крайней мере, определить пути ее решения, социальная философия.

Естественно, каждый образованный гражданин, если он хочет общественного блага, должен знать социальную философию и уметь пользоваться ее

методологией. Социальная философия по своему объему очень широка и

многопланова. Она включает в себя, в той или иной степени, весь комплекс

проблем, стоящих перед человечеством. Объем работы не позволяет охватить

значительное количество этих проблем, поэтому мы избрали для изложения

наиболее характерные для современного уровня социальной философии:

а) роль общества в жизни человека;

б) социальная структура и ее динамика;

в) общественное сознание.

Роль общества в жизни человека. Прежде чем говорить о роли и месте человека в обществе и роли общества в жизни человека, нужно выяснить,

что же такое человек?

В философии древнего мира человек мыслился как часть космоса, некоего единого сверхвременного порядка и строя бытия, как «малый мир»,

микрокосм” (Демокрит) — отображение и символ вселенной. Человек содержит в себе все элементы “стихии космоса». Он состоит из тела и души как

двух аспектов единой реальности (аристотелизм), или как две разнородные

субстанции — душа и тело (платонизм). В индийской философии, в учении о

переселении душ граница между человеком, животным и даже растениями

рассматривается подвижной, размытой.

В христианском представлении человек как образ и подобие бога раздвоен на природное и божественное — тело и душу. В эпоху Возрождения

проводится мысль об автономности человека, его безграничных творческих

возможностях (Пико делла Мирандола). Декарт видит главным в человеке —

мышление (“мыслю— значит, существую”). У Канта вопрос о человеке —171

основной вопрос философии. Человек принадлежит двум различным мирам

природной необходимости и нравственной свободе. Он разделяет антропологию и физиологию человека. Марксистская философия в основу трактовки

человека кладет его социальную сущность в ее конкретно–историческом

проявлении.

В современном научном понимании человек — это высшая ступень

развития живых организмов на Земле, субъект общественно-исторической

деятельности и творец культуры. Это единство физиологического и духовного. Человек смертен — бессмертны его дела. Из приведенных выше позиций

о человеке в том или ином варианте следует, что человек существо мыслящее. Способность к мышлению принципиально отличает человека от всех

живых организмов на Земле. И именно эта способность объективно и субъективно позволяет одному из героев пьесы М. Горького «На дне» — Сатину

заявить: Человек — это звучит гордо!. Вместе с тем, человек — это не только

существо мыслящее, — это существо общественное.

Люди объединились и создали общество для обеспечения производства

материальных благ и духовных ценностей, для обеспечения своей безопасности и социальной справедливости. Пусть это часто нарушается, но создано

общество именно с этими целями, стремясь к ним люди многие столетия

стремятся усовершенствовать общество. Общество, естественно, не может

существовать без людей, но и люди не могут существовать без общества.

Что же это за феноменобщество? М. Вебер: общество — это взаимодействие людей, являющихся продуктом социальных, т.е. ориентированных на других людей действий. Т. Парсонс определял общество как систему

отношений между людьми, связующим началом которой являются специфически человеческие нормы и ценности. Маркс: “Общество — исторически

сложившаяся совокупность отношений между людьми в процессе их совместной деятельности.

Если суммировать эти позиции, то можно определить общество в самом широком смысле как систему исторически сложившихся форм совместной жизнедеятельности людей. Прежде всего, это целостная система. Это

единый организм, имеющий свою структуру, множество элементов и свою

особую форму движения — социальное движение.

Общество не просто состоит из индивидов, а выражает сумму их связей

и отношений, в которых эти индивиды находятся. Общественные отношения

— это то специфическое, что отличает социальные образования от всех других систем материального мира. 0днако это не означает, что общество является только продуктом взаимодействия людей. Оно включает в себя производство, социальную структуру, идеологию, мораль, право и т.д. Общество

— многообразная, многоплановая, чрезвычайно подвижная система. Оно постоянно находится в состоянии движения, развития, изменения. Именно поэтому так сложна социальная философия, объектом изучения которой являются человек и общество, их взаимодействие, динамика развития.172

Социальная структура и её динамика. Социальная стратификация

это философско-социологическая категория, обозначающая структуру общества и его компонентов в их развитии, систему признаков социального расслоения. Критерием социальной стратификации являются различия между

группами людей по их социальному положению, национальности, возрасту и

т. д., мобильность этих различий, то есть постоянные перемещения людей и

социальных групп внутри социального пространства. Социальная стратисфакция – это дифференциация некой совокупности людей на классы в иерархическом ранге. Она находит выражение в существовании высших и низших

слоев. Ее основа и сущность — в неравномерном распределении прав и привилегий, ответственности и обязанности, наличии или отсутствии социальных ценностей, власти и влияния среди членов того или иного сообщества.

Конкретные формы социальной стратификации разнообразны и многочисленны. Однако ключевыми среди них, на наш взгляд, являются социальные слои, национальная и возрастная формы, ибо они, в известном смысле,

определяют другие формы: поселенческую, политическую, семейную, профессиональную и др. В данной главе мы остановимся на социальных слоях,

нациях и политической организации общества., ибо эти формы более мобильны, чем поселенческая, возрастная, семейная и т.д.

Понятие «социальный слой» в современной социологической, философской и исторической литературе многозначно. Оно применяется для определения самых различных систем и подсистем: социальные группы, различающиеся по демографическим критериям, социальные различия между

мужчинами и женщинами, различные возрастные группы, социальные группы, выделяемые по роду занятий (инженеры, врачи, учителя и др.), по квалификации и т.д.

В настоящее время в странах Запада широко используется в рассматриваемом аспекте метод деления общества на три социальных слоя в зависимости от объема доходов каждого из них: высший, средний и низший. Высший

слой — это люди, имеющие очень высокие доходы: банкиры, рантье, владеющие большим капиталом, государственные чиновники очень высокого

ранга, крупные ученые, изобретатели, преуспевающие юристы и врачи, профессура, это примерно, 10—15% населения. Средний слой — основная масса

населения — 70% и более. Это люди, имеющие

Скачать:PDFTXT

Философия. Учебник для студентов технических ВУЗов читать, Философия. Учебник для студентов технических ВУЗов читать бесплатно, Философия. Учебник для студентов технических ВУЗов читать онлайн