Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:PDFTXT
Философия. Учебник для студентов технических ВУЗов

нормы общественных отношений. Общественное мнение практически действует

во всех сферах жизни общества. В России это ярко проявлялось в процессе

выборов органов государственной власти и государственного управления в

1996 г.

По уровню отражения действительности в общественном сознании выделяются два уровня: обыденное сознание и теоретическое сознание (идеология). Обыденное сознание – это непосредственное отражение бытия людей,

возникающее в процессе непосредственного общения человека с окружающим миром. Его происхождениеэмпирия. В процессе формирования обыденного сознания люди познают главным образом явления. В сущность

предметов и процессов это сознание проникает редко.

Теоретическое сознание – это научное, систематизированное, понятийное знание, система концепций и теорий. На этом уровне бытие отражается

не ощущениями и представлениями, а понятиями. Теоретическое сознание

проникает в сущность явлений, познает закономерности. Идеология выражает коренные интересы социальных групп, их партий, наций, государств. Теоретическое сознание в отличие от обыденного требует специальной подготовки.

Идеология имеет огромное влияние на жизнь людей. Планирование,

прогнозирование, реформирование общества всегда опирается на ту или

иную идеологию. Конкретным практическим выражением идеологии является наука. Последние годы за рубежом и в России широко пропагандировалась теория деидеологизации З. Бжезинского. Эта теория антинаучна и регрессивна. Что значит деидеологизировать современное общество? Это значит

вернуть его в первобытное состояние. Что, кстати говоря, происходит сейчас

в нашей многострадальной стране. Но практическое завершение этого процесса так же невозможно, как и возрождение звероящеров и человекообразных гоменоидов. Не случайно поэтому теория деидеологизации не получила

широкого общественного признания.

Оба уровня общественного сознания органически взаимосвязаны.

Идеология опирается на обыденное сознание. Последнее является одним из

источников и средств развития идеологии. В свою очередь идеология, прони-183

кая в массы, оказывает определяющее влияние на обыденное сознание.

Наконец, общественное сознание, как уже указывалось выше, многообразно

и многопланово. Оно включает в себя ряд форм, представляющих собой различные способы духовного освоения действительности. Каждая форма имеет

свой особый способ отражения действительности, по своему воздействуя на

общественное бытие. По мере общественного прогресса и развития общественного сознания количество его форм, естественно, возрастает. В первобытном обществе существовало только обыденное сознание. Оно проявлялось в

трех формах: мораль, эстетическое и религиозное сознание. В настоящее

время функционирует 6 форм общественного сознания: политическое, правовое, нравственное, эстетическое, философское и религиозное. Ряд форм общественного сознания формируется. В том числе экологическое, экономическое и другие. Все современные формы общественного сознания проявляются и в обыденном, и в теоретическом сознании, разумеется, на разных уровнях и в различном качестве.

По своему характеру и направленности формы общественного сознания делятся на субъектно-субъектные и субъектно-объектные. Каждая форма

сознания имеет свой субъект и объект. Субъектно-субъектные формы общественного сознания имеют своим объектом другой субъект. А объект субъектно-объектных форм сознания, как правило, неодушевлен и не может быть

субъектом. К субъектно-субъектным формам относятся: политическое сознание, правовое сознание и нравственное сознание.

Политическое сознание — это систематизированное, теоретическое

выражение взглядов общественных групп и личностей на политическую организацию общества, на содержание и формы государства, его деятельность,

на отношения между социальными слоями, нациями, государствами, политическими партиями и другими политическими группами. Система политического сознания: элементыобщественное мнение, общественные чувства,

взгляды, идеалы, интересы, теории, программы; структура — политические

отношения. Большую роль в политическом сознании имеет политическая

культура — специфическое отношение людей к политической жизни, уровень понимания политических целей и своего отношения к ним. К сожалению, уровень культуры вообще и политической культуры, в частности, в нашей стране очень низок. И этим объясняются многие негативные явления в

современном российском обществе.

Правовое сознание — систематизированное отношение социальных

групп или народа при наличии его единства в этом отношении к праву. Право

воля господствующего в обществе слоя (народа), возведенная в закон.

Правовое сознание взаимосвязано, более того определяется политикой и политическим сознанием. Оно отражает социальное положение общественных

групп. Уровень правового сознания в нашей стране еще ниже, чем уровень

политического сознания. Имеет место массовая правовая безграмотность, а

отсюда и правовой беспредел, нарушение правовых норм. Жизнь, развитие

демократии требуют усиления правового образования и воспитания в стране.184

К субъектно-субъектным формам сознания относится также нравственное сознание. В основе ее лежат мораль и нравственность. Мораль

один из основных способов регуляции поведения человека в обществе, закрепленный и поддерживаемый силой устоявшегося общественного порядка,

властью традиции, обычая, общественного мнения. Нравственностьморальный облик человека, понимание общественного долга, добра и зла, чести, достоинства, совести, счастья. Этика — это нравственная идеология, наука о морали.

Мораль тесно связана с правом. Собственно, право — это минимум

морали, закрепленный в законах. В настоящее время наряду с социальной и

национальной моралью быстро идет процесс развития, совершенствования

общечеловеческой морали. В ней все большее место занимают проблемы

экологии, свободы человека, демократии, детерминизма. Быстро идет также

процесс интернационализации морали.

К субъектно-объектным формам относятся эстетическое сознание, религия, философия, экологическое сознание и экономическое сознание.

Эстетическое сознание — это отношение человека к прекрасному и

безобразному. Тесно связано с эстетикой — наукой о закономерностях чувственного освоения человеком мира, о сущности и формах творчества по законам красоты. Прекрасное — категория эстетики, характеризующая явления

с точки зрения совершенства, обладания высшей эстетической ценностью.

Безобразное — противоположность прекрасному, выражение негативной эстетической ценности. Эстетическое сознание более субъективно и индивидуально, чем другие формы общественного сознания. Оно носит ярко выраженный социальный и национальный характер. Понимание прекрасного у

жителей города и села не адекватно. Существенные особенности, связанные с

характером территории обитания наций, их историческими традициями, имеет национальное сознание. Восприятие прекрасного узбеком отличается от

восприятия латыша.

Эстетическое сознание имеет большое значение в жизни людей. Оно

оказывает позитивное влияние на мораль и другие формы общественного

сознания. Огромную роль в формировании и развитии эстетического сознания играет искусство. Искусство — это форма художественного творчества,

выражающаяся в художественных образах, отражающих действительность и

воплощающих отношение к ней человека.

Искусство носит познавательный и воспитательный характер. В отличие от философии, искусство оперирует не категориями, а образами. Художественный образ — специфическая, эстетическая форма отражения действительности. Если с помощью философии человек, оперируя философскими

категориями, познает единичное через общее, то с помощью художественных

образов познается общее через единичное. Примером этого являются образы

ревизора в комедии Н. В. Гоголя, Анны Карениной в романе Л.Н. Толстого,

Василия Теркина в поэме А.Т. Твардовского. Так в образе Василия Теркина

ярко обобщен герой-освободитель, рядовой солдат многомиллионной Совет-185

ской армии периода Великой Отечественной войны.

К сожалению, эстетическое воспитание в нашей стране также поставлено

из рук вон плохо. Даже значительная часть интеллигенции страдает эстетической малограмотностью.

Экологическое сознаниеотношение социальных групп и личностей

к окружающей природной среде и вытекающая отсюда деятельность. Эта

форма сознания, как указывалось выше, формируется.В прошлом и в начале

нашего столетия, острой необходимости в такой форме сознания не было.

Хотя, еще Ф. Энгельс писал, что человечество одерживает одну победу над

природой за другой, но наступит время, когда человечеству придется дорого

расплачиваться за эти победы. На наш взгляд это время уже пришло. Природа уже не может сама залечивать раны, которые наносит ей человек. Над нами нависла угроза экологического кризиса и, видимо, эта угроза не менее

опасна для человечества, чем атомная война. Предотвратить этот кризис гораздо труднее и дороже. Пока еще достаточно эффективных действий в этом

направлении не предпринимается. А раны природе наносятся с возрастающей эффективностью.

Экономическое сознаниеотношение человека к экономике, понимание ее проблем и действия по ее разрешению. Экономическое сознание начало формироваться давно. Уже в XVII-XVIII веках Адам Смит и Давид Рикардо внесли крупный вклад в экономическую теорию. Но до сих пор ряд острейших экономических проблем не находят своего позитивного решения, а

большая часть населения нашей планеты попросту неграмотны в области

экономики.

Очень интересна и широко распространена религиозная форма сознания. Религия – это форма сознания, мироощущение и поведение, определяемые верой в существование бога или божества, чувство долженствования к

его силе, дающей опору и достойной поклонения. Согласно Канту, религия

является познанием наших обязанностей в виде божественных заповедей, но

не в виде санкций, а как проявление свободной воли. Главный элемент всякой религии – вера. Без веры нет религии. Элементами религии являются религиозные представления, религиозные чувства, культ и обрядность. Религия, как и философия, является наиболее отдаленной от бытия формой общественного сознания.

Религия возникла в глубокой древности. Она прошла большой и сложный путь развития. В современном мире функционируют четыре мировых

религии: буддизм, иудаизм, мусульманство, христианство и ряд сравнительно небольших религиозных культов и сект. Долгие десятилетия у нас в стране поддерживалось весьма негативное отношение к религии. Это неправильно. Правда, религия имела ряд темных и мрачных сторон в истории: религиозные войны, инквизиция, борьба против науки и т. д. И сейчас в разных точках планеты Земля имеют место религиозная нетерпимость, а в ряде случаев

и войны (Пакистан, Кипр, Северная Ирландия, Афганистан и т. д.). Но вместе

с тем религия – это важная форма культуры. Она содействовала возникнове-186

нию и развитию письменности, в ряде случаев поддерживала и финансировала проявления художественной культуры.

На протяжении своего существования религия впитала в себя многие

позиции общечеловеческой морали ( не убей, не укради, не пожелай жены

ближнего и т. д.). На современном этапе развития общества, когда большую

часть человечества, и особенно постсоциалистические страны беспокоит падение моральных устоев, пропаганда проповедниками религии этих устоев

имеет немаловажное значение.

Мировоззренческой и методологической формой познания является

философия. Раскрытию ее посвящен курс философии в каждом вузе, да и

данное пособие в целом.

Специфическим фактором, аккумулирующим теоретическую часть

всех форм общественного сознания, является наука: сфера человеческой деятельности, функция которой – выработка и теоретическая систематизция

знаний о действительности.

В завершение отметим, что все формы общественного сознания взаимосвязаны, они взаимно дополняют одна другую, обеспечивают развитие и

действенность каждой формы.187

Глава 8. Философия техники. Человек

в информационно-техническом мире.

Техника, как особая сфера человеческой деятельности, всегда привлекала внимание мыслителей. Термин «философия техники» был введен немецким философом Эрнстом Каппом (1806-1896) в его книге «Основания философии техники», вышедшей в Германии в 1877 г. В нашем веке проблемами

философского анализа техники занимались известные западные мыслители

Фридрих Дессауэр (1881-1963) (Германия), Льюис Мэмфорд (1895-1990)

(США), Хосе Ортега-и-Гассет (1883-1955) (Испания), Мартин Хайдеггер

(1889-1976) (Германия), Освальд Шпенглер (1880-1936) (Германия), Жак Эллюль (род.1912) (Франция), Карл Ясперс (1883-1969) (Германия) и др. Одним

из родоначальников философии техники в России был русский инженер

Петр Клементьевич Энгельмейер (1855-1942), написавший работы «Общие

вопросы техники» (1899), «Философия техники»(1912-1913) и др. В России в

последнее время издан ряд монографических и учебных работ, как отечественных, так и зарубежных авторов, посвященных философии техники. Интересна и подборка статей зарубежных авторов, размышляющих о технике,

опубликованная в журнале «Вопросы философии»: Х. Ортеги-и-Гассета,

Ханса Блюменберга (род.1920) (Германия), Артура Кёстлера (1905-1983)

(Великобритания), М. Хайдеггера.

Как самостоятельная философская дисциплина философия техники

складывается с середины двадцатого столетия. Именно в это время влияние

техники в обществе становится всеобъемлющим, а вопросы, связанные с феноменом техники, специфической ролью техники в жизни человека и общества, выявляются как философские, смыслообразующие. Так, О. Шпенглер, в

предельно драматическом тоне, расценивает современную эпоху как приближение «времени последних катастроф»: «механизация мира, — подчеркивает он, — вступила в стадию опаснейшего перенапряжения», все органическое

становится жертвой экспансии технологической организации, искусственный

мир вытесняет и отравляет мир естественный.

Трагедией для мировой цивилизации, сталкивающейся с глобальным загрязнением окружающей среды, истощением природных ресурсов, угрозой

ядерной катастрофы и многим другим,

Скачать:PDFTXT

Философия. Учебник для студентов технических ВУЗов читать, Философия. Учебник для студентов технических ВУЗов читать бесплатно, Философия. Учебник для студентов технических ВУЗов читать онлайн